Автор: e***********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 21:07, курсовая работа
Во всех государствах современного мира как и тысячелетия назад соседствуют самые разные миры. Небоскребы, сияющие разноцветьем реклам центральные улицы крупных городов, офисы, театры, рестораны, газетные издательства - все лучшее собрано здесь. А рядом, в затемненных кварталах, на городских окраинах, в подземных переходах протягивает свои злобные руки порок: убийства, грабежи, изнасилования, проституция, наркотики. Пропасть между верхами и низами поразительна.
Введение 3
1. Сущность, цели и направления социальной политики 4
2. Основные показатели результативности социальной политики 4
2.1. Уровень жизни, качество жизни 4
2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет 4
2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца 4
2.4. Социальная политика в зарубежных странах (на примере Швеции и России) 4
3. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республики Беларусь 4
Заключение 4
Список использованных источников 4
Социальная защита. Это звено социальной политики представляет собой меры государства по обеспечению общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.
Социальная защита означает:
Социальное партнерство - это определенные взаимоотношения между людьми. Главный эффект социального партнерства - социальное согласие и мир в обществе. Практическая реализация принципов социального партнерства - достаточно трудная задача. Она требует учета не только своих интересов, но также в равной степени и других - интересов партнеров. Достижение же такой согласованности интересов и действий приносит весьма ощутимые и ценные плоды - сглаживается поляризация общества, повышается экономическая активность всех участников созидательного процесса, растет устойчивость, как политическая, так и социальная. [8,c. 56]
Еще одна составляющая социальной политики - защита здоровья и экологии. Она должна быть самостоятельной частью в силу двух основных причин:
При взаимном сочетании эти причины настолько серьезны, что способны поставить точку в самом существовании человеческой цивилизации. Если учесть, что без здорового населения невозможно развитие не только прогрессивной, но и вообще никакой экономики, то становится ясной важнейшая роль этого направления социальной политики. При социально ориентированном походе рассматриваемое направление политики должно быть приоритетным. К тому же следует учесть, что каждый человек как личность, как совокупность способностей уникален. Поэтому потери населения становятся безвозвратными для страны и, как свидетельствует история, они долгим «эхом» отзываются потом на судьбе народов. Без населения, без его здоровья и активной поддержки никакие задачи просто неосуществимы. Вот почему защита здоровья населения и обеспечение его экономической безопасности должны стать еще одной, притом важнейшей составной частью социальной политики.
Таким образом, социальная политика - это совокупность конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. Основными задачами социальной политики являются повышение благосостояния населения, улучшение условий труда и жизни людей, осуществление принципов социальной справедливости.
В структуру социальной политики входят: политика регулирования доходов; политика социальных гарантий; политика социальной защиты; политика развития социального партнерства; политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.
Т.е. социальная политика - многогранный процесс и структурно сложное явление. Поэтому, проводя социальную политику, важно равномерно учитывать все поле ее охвата, не увлекаясь одними направлениями и не забывая другие участки
Социальная политика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему социальной защиты, а также обеспечивать условия для роста благосостояния и проведения определенной политики доходов. В соответствии с этими функциями в рамках социальной политики следует решить следующие задачи:
Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения различных стран. Применительно к конкретной стране имеет смысл анализ изменения социальной ситуации за определенный период времени. Важное значение имеет недопущение формирования "социального дна", возникновения диспропорций, сохранение и укрепление социального мира.
Уровень жизни - это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами исходя из сложившихся потребностей. При этом потребности носят активный характер, служат побудительным мотивом деятельности человека. Вполне нормально, если их рост вызывает рост уровня жизни. [7, c.525]
Для оценки уровня жизни используется, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами (обычно в расчете на 100 семей); структура потребления; продолжительность рабочего дня, размеры свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.
Среди показателей уровня жизни можно выделить обобщающие показатели, прежде всего объем потребляемых благ и услуг и распределение населения по уровню доходов. Особое значение имеют показатели, характеризующие отдельные стороны жизни людей (калорийность и биологическая ценность рациона питания и т.п.).
Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов населения, динамика которого определяется уровнем заработной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой политикой государства и уровнем инфляции.
Качество жизни. В отличие от уровня жизни качество жизни оценить достаточно сложно, так как, во-первых, этот показатель выступает как своеобразная интегративная оценка. Например, руководствуясь своим пониманием качества жизни, кто-то может отказаться от миллиона долларов, предпочтя этому полет на Луну. Во-вторых, качественные параметры достаточно сложно поддаются количественному измерению.[7, c.527]
К основным показателям качества жизни относят: условия и безопасность труда; наличие и использование свободного времени; состояние экологии; здоровья и физическое развитие населения и т.д.
Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.
Факторами, обусловливающими количественные и качественные показатели результативности социальной политики, выступают: состояние национальной экономики, политическая ситуация, природно-климатические условия, географическое положение, сложившиеся традиции и культура.
Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является "потребительская корзина", включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека, в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики. Такой подход применяется в странах с рыночной экономикой.
"Потребительская корзина" формируется по основным статьям расходов:
Различают минимальную "потребительскую корзину", которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, иррациональную "потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. Минимальная "потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо. Минимальная "потребительская корзина" по отдельным социально-демографическим группам рассчитывается для семьи из четырех человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с одним ребенком, студента и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.
Среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет определяется в республике как 1/4 от минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек. [12, c.77]
Прожиточный минимум - это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал. [12, c.75]
От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.
Минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум рассчитываются на основе минимальной "потребительской корзины". Формирование минимального потребительского бюджета осуществляется нормативным, статистическим или комбинированным методом.
Нормативный метод основывается на разработке норм и нормативов потребления товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека с учетом особенностей половозрастных групп населения. Исходя из разработанных нормативов потребления формируется натурально-вещественный состав минимального потребительского бюджета.
Статистический метод построения минимального потребительского бюджета предполагает анализ реально складывающихся закономерностей в потреблении исходя из данных бюджетных обследований семей. В соответствии с разными уровнями среднедушевых доходов выделяются несколько типов потребления, один из которых принимается в качестве минимального.
Комбинированный метод включает элементы двух рассмотренных подходов. Прежде всего устанавливается нормативная часть -- величина расходов на питание. Затем на основе статистических данных о потреблении в различных доходных группах определяется зависимость между расходами на питание, потреблением других благ и услуг и доходом. Исходя из выявленной статистической закономерности рассчитывается общая величина расходов на минимальную "потребительскую корзину".
Минимальная "потребительская корзина" с учетом уровня инфляции определяет минимальный потребительский бюджет (МПБ) для семьи из четырех человек. Среднедушевой МПБ составляет 25 % от МПБ семьи из четырех человек. На основе этих данных рассчитывается среднемесячный среднедушевой МПБ за квартал, 60 % которого определяет прожиточный минимум (порог, черту бедности). [12, c. 81]
При этом следует отметить, что в условиях постоянного роста цен величина прожиточного минимума должна корректироваться ежемесячно. Кроме того, денежная величина прожиточного минимума приобретает абстрактный характер, когда прямое определение исходит из набора дешевых и доступных товаров, а потребителю приходится сталкиваться с их дефицитом или покупать дорогие товары.
Величина минимального потребительского бюджета должна служить ориентиром для усиления социальной защиты населения, определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, в том числе по безработице. Следует помнить, что минимальный потребительский бюджет касается всех членов общества, в том числе и не работающих, а минимальная заработная плата является формой вознаграждения за труд. Поэтому минимальная заработная плата должна быть выше минимального потребительского бюджета. Установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума дискредитирует труд как источник получения дохода. Теряются экономические стимулы к труду, что может привести к люмпенизации определенной части общества.
Информация о работе Социальная политика РБ :основные методы и направления