Социальная политика РБ :основные методы и направления

Автор: e***********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Во всех государствах современного мира как и тысячелетия назад соседствуют самые разные миры. Небоскребы, сияющие разноцветьем реклам центральные улицы крупных городов, офисы, театры, рестораны, газетные издательства - все лучшее собрано здесь. А рядом, в затемненных кварталах, на городских окраинах, в подземных переходах протягивает свои злобные руки порок: убийства, грабежи, изнасилования, проституция, наркотики. Пропасть между верхами и низами поразительна.

Содержание

Введение 3

1. Сущность, цели и направления социальной политики 4

2. Основные показатели результативности социальной политики 4

2.1. Уровень жизни, качество жизни 4

2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет 4

2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца 4

2.4. Социальная политика в зарубежных странах (на примере Швеции и России) 4

3. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республики Беларусь 4

Заключение 4

Список использованных источников 4

Работа содержит 1 файл

Социальная политика. Основные направления и механиз м реализации (2006).doc

— 1.47 Мб (Скачать)
  • Высокий уровень развития политической культуры, кооперационный характер отношений между разными социальными слоями и группами населения и политическими партиями, сложившийся на основе понимания коренных интересов, признания их законного характера и готовности решать все вопросы на основе социально приемлемых компромиссов и научной экспертизы (кооперационная культура).
  • В экономической сфере - высокая конкурентоспособность промышленности, базирующаяся на создании особого сектора экономики, основанного на интеграции между наукой, образованием и производством, на взаимодействии государственных институтов с частным бизнесом, сотрудничестве и сращивании крупных предприятий с малыми и средними в единые научно-производственные системы, интеграции различных сфер деятельности, начиная от производства новых знаний до их освоения инновационным предпринимательством и крупномасштабного тиражирования освоенных образцов изделий - инновационный климат.
  • В социальной области - возрастания значения человеческого фактора - высококвалифицированного и инновационного, творческого по характеру труда, которое получило выражение в концепции «человеческого капитала» и социальной направленности экономического развития страны, обеспечивающей высокий уровень политической и экономической стабильности общества и вызывающей к жизни могучие созидательные силы социума шведского типа. [12, c.518]

     Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности, высокие жизненные и экологические стандарты. Экономически эта модель базируется на получении своеобразной «технологической ренты», получаемой страной на внутреннем и мировом рынках за высокое качество и инновационность продукции. Разумеется, Швеция не является исключением в отношении формирования какой-либо уникальной социально-экономической модели, скорее ее можно классифицировать как шведский вариант «общества всеобщего процветания», хотя и «продвинутый».

     Опыт Швеции интересен в том отношении, что в ее социально-экономической практике общие закономерности развития социально ориентированной рыночной системы хозяйства, присущие любым другим странам на стадии постиндустриального общества, проявились исключительно ярко и выпукло.

     Что касается российской экономики, то ее нынешнее состояние в значительной мере является следствием ее отставания по критериям социальной ориентации. Например, доля заработной платы в ВВП РФ, составляющей основной доход лиц наемного труда, упала с 31% в 1991 г. до 23,4% в 1996г.

     В 21 столетии Россия отстала в этом отношении от большинства европейских стран, от Китая. Доля частного потребления в России в дореформенный период была немногим ниже, чем в Европе: 48%  против 51%  в 1985г. В 1995 г. в России этот показатель упал до 41%, в Западной Европе  он вырос до 59%, а в Швеции он упал в период с 61% (1985 г.) до 52% (1995 г.). Доля личного потребления в России, которая и до начала реформ была ниже, чем в стабильно развивающихся странах, сократилась с 48% (1985 г.) до 41% (1995 г.) против 45% в Китае, 59% в Западной Европе, 52% в Швеции и 68% в США. Удельный вес заработной платы упал в ВВП РФ с 27% (1992 г.) до 24% (1995г.); начавшийся медленный рост до 29% (1997 г.) был прерван кризисом 17 августа. [12, c.529]

     Неспособность реформы в России повлиять на качественные параметры хозяйства связана с дефектами ее научно-технической и инновационной политики, прежде всего из-за недостатка мотивации к нововведениям. Эта растущая по своему значению сфера народного хозяйства финансируется в реформируемой России почти в 10 раз ниже, чем в среднем для стран-членов ОЭСР: затраты на НИОКР в РФ - 0,3%, в США - 2,6%, в Японии - 2,9%, в Германии - 2,5% ВВП (1996 г.). [12, c.530]

     Шведская разновидность государства получила развитие в результате перехода страны на кейнсианские принципы управления экономикой. В Шведском «доме для народа» высокий уровень жизни и социальной защищенности сочетается с почти полной занятостью, а социальное обеспечение финансируемое за счет широкомасштабного перераспределения через налоги и государственный бюджет высокой доли доходов населения, носит универсальный характер.

     В Швеции налог на доходы физических лиц варьирует от 31%, если он не превышает 170 тыс. крон, до 51%, если доход более. Корпоративный налог был снижен с 50% (1980 г.) до 25% в настоящее время. Налог на добавленную стоимость был введен в 1969 г. и составляет в среднем 25%. Швеции удалось на протяжении длительного времени сочетать полную занятость и социальную защиту с высокой экономической эффективностью и быстрым ростом производительности труда. [12, c.519]

     Швеции принадлежит приоритет в: проведение активной политики выравнивания доходов и высокой доли перераспределения через госбюджет национального продукта, выработке курса на эгалитарное общество всеобщего благоденствия, организации социального диалога, переходе от политики потребительского отношения к окружающей человека природной среде к экологически дружественной политике дружественного развития через ужесточение норм загрязнения и других экологических стандартов, запрет на строительство АЭС.

     Первая в 20 в. реформа шведской социально-экономической системы была проведена в 30-е гг. выход из кризиса был найден в усилении государственного регулирования и осуществлен путем повышения распределительных функций государственного бюджета при усилении социального обеспечения. Швеция первой на Западе перешла на путь развития на основах принципов социально ориентированного рыночного хозяйства.

     Шведское государство контролирует не только доходы и прибыли, но и использование капитала, рабочей силы, а также цены через антимонопольное законодательство и специальные ведомства: Ведомства по делам цен и картелей, Суд по делам антикартельного регулирования, специфический юридический институт - специальное доверенное лицо - омбудсмен, которое следит за соблюдением правил свободной конкуренции. Швеция имеет большой опыт регулирования цен,  контроля за конкуренцией и введения ограничений на несправедливую торговую практику. В предвоенный период применялся контроль над ценами на аграрную продукцию, а вместе с тем это ограничивало и рост стоимости жизни. В послевоенные годы государство регулировало цены преимущественно через антимонопольное законодательство, через установление технических нормативов, таможенного и импортного регулирования, выделение субсидий, предназначенных для поддержания приемлемых для потребителей цен, контроль над экономической деятельности муниципалитетов. В связи с расширением конкуренции из-за внешнеторговой либерализации присоединения к ЕС, а также снижением инфляции в шведской экономике произошел отказ от контроля цен над ценами. Свободу проведения ценовой политики и введения контроля над ценами теперь ограничивают правила ЕС: ведь Швеция инкорпорировала в свое законодательство 1400 общеевропейских норм. Дерегуляция экономической жизни, восстановление экономического роста, повышение состязательности со стороны внешних торгово-экономических партнеров, снижение инфляции - все это снизило потребности в государственном регулировании цен в стране. Сейчас в Швеции контроль над ценами осуществляется в основном при помощи антимонопольного законодательства. Государственный бюджет Швеции подтверждает, что шведская экономическая система ориентирована на достижение социальных целей: обеспечения относительной эгалитарности, понимаемой как уменьшение при помощи налогов резкой дифференциации доходов, уменьшение бедности при обеспечении полной занятости. Более 50% ВВП проходит перераспределение через бюджет, причем 2/3 его направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др. Гуманность шведской социальной политики проявляется в то, что работодатели 43% фонда заработной платы отчисляют в фонды пенсионного страхования, а пособия по болезни или уходу за ребенком выплачиваются в размере 90% заработка.[12, c.521]

     Государство превратилось в крупнейшего нанимателя рабочей силы, обеспечивая рабочие места для трети экономически активного населения. Около 65% населения получают почти все свои доходы из общественных фондов, либо как получатели социальных пособий или пенсий из государственных пенсионных фондов, и только 35% трудятся в рыночном секторе экономики.

     Новшеством, существенно продвигающим Швеции на пути социализации, было предложение шведских профсоюзов (еще в 1970-х гг.) создать контролируемые профсоюзами и финансируемые за счет налогов инвестиционные фонды трудящихся, которые приняли бы на себя руководство шведскими корпорациями. После предложение было реализовано в смягченном варианте одновременно с мерами по реорганизации государственной пенсионной системы в 1993 г., однако уже в следующем году оно было дезавуалировано буржуазно ориентированным правительством.

     В системе государственного регулирования экономики страны нашли отражение идеи рациональной централизованной экономики и социального планирования, развитые Г. Мюрдалем. Кооперативный характер отношений между предпринимателями, политической элитой и трудящимися выразился в том, что был найден компромисс глобального характера. Рабочее движение отказалось от проведения широкомасштабной национализации, а шведские работодатели признали за социал-демократами право на проведение социально ориентированных реформ и трансформацию Швеции в государство всеобщего благоденствия.

     Уникально то, что политическая и экономическая элита Швеции научилась уважать законные интересы всех социально значимых слоев и групп населения без войн и революций. Экономическая политика работает на опережение острых социальных конфликтов, реагируя на слабые сигналы, свидетельствующие о неблагополучии. Сложилась своеобразная политическая культура мирного разрешения конфликтов на основе консенсуса, исключающего подчинения одной стороны другой.

     В соответствии со специфически шведской концепцией «согласованной экономики» была достигнута максимальная степень государственного регулирования основных макроэкономических параметров - экономики страны, которая продолжает сохранятся, несмотря на смены правительств и изменения внешнеэкономической ориентации. В последние 50 лет у власти находились почти все социал-демократические правительства. Стабильность социальной направленности шведской экономической системы показывает динамика изменения цен. Например за период 1980-1990 гг. цены на акции выросли в 10 раз, на жилые помещения - в 5, на офисные - в 4, в то время как на потребительские товары - только в 2 раза.

     Высокая экономическая эффективность промышленности Швеции и высокий уровень благосостояния ее населения основываются на развитом инновационном секторе ее экономики и специализации на производстве наукоемкой продукции. В стране существует около 500 тыс. предприятий, на которых работает почти треть всех занятых в шведской промышленности. Ежегодно возникает примерно 20 тыс. предприятий. Именно малые предприятия делают наибольший вклад в научно-технические разработки и внедрения, создают новые виды товаров, услуг и технологий. Общественные инвестиции переплетаются и дополняют частные капиталовложения, а также иностранные инвестиции и венчурный капитал. Наряду с инновационностью важнейшей чертой, обеспечивающей эффективность, становится способность к кооперации, к включению в сложные научно-производственные сети инновационного плана, к работе в качестве звена такой производственно-научной системы, имеющей инновационные характеристики. Таким образом, эффективность рыночной системы хозяйства обнаруживает все большую зависимость от способности частно хозяйствующих единиц вписываться в такие сети или системы, которые фактически действуют как общественный капитал и опираются на прямую государственную помощь и поддержку, в том числе и финансовую.

     За 2001-2005 гг. в Швеции было осуществлено около 300 изменений правил в системе социального обеспечения и 50 изменений в правила регулирования рынка. В результате своевременной корректировки экономической политики удалось переломить начавшийся в стране кризис, выразившийся в сокращении ВВП в период с 2001 по 2003 гг. уже в 2004 г. начался промышленный и экономический рост. Ежегодный прирост составил 2,8%. Динамика производительности труда, превышающая средние для стран-участниц ОЭСР показатели, подтвердила, что направление реформы по-шведски было выбрано правильно (табл.2.1). 

Таблица 2.1. Рост производительности труда в час в производящих отраслях

Страна 1971-1979 гг. 1979-2000 гг. 2000-2005 гг.
Швеция 3,62 2,95 3,66
11 стран-участниц ОЭСР 4,69 3,06 3,23
 

     Сравнение шведской модели с западноевропейской показывает, что она не так уж оригинальна. Безусловно, эта страна является пионером в создании особой формы общества благоденствия, в то же время модель близка в своих базовых параметрах и к германской концепции социально ориентированного рыночного хозяйства, и к идеям, положенным в принятую Евросоюзом стратегию достижения Социальной Европы. Не случайно Швеция одной из первой стран ЕС полностью адаптировала свое социальное законодательство к общему социальному законодательству ЕС, поскольку социальные стандарты ЕС более низкие, чем в Швеции и других Скандинавских странах, обеспечивающих своим гражданам более высокий уровень экономической безопасности. Можно сказать, что социально-экономические доктрины, лежащие в основе общественного развития ЕС и стран Северной Европы, развиваются во встречном направлении: ЕС идет по пути построения более справедливого в социальном плане общества при уменьшении неравенства в доходах и борьбе с социальным отторжением и обеспечения относительной эгалитарности, а Скандинавские страны несколько либерализовали свою экономику, с тем чтобы уменьшить перегруженность госбюджета социальными расходами, сделав ее более адресной, сохраняя высокий уровень социальных гарантий.

Информация о работе Социальная политика РБ :основные методы и направления