Автор: e***********@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 21:07, курсовая работа
Во всех государствах современного мира как и тысячелетия назад соседствуют самые разные миры. Небоскребы, сияющие разноцветьем реклам центральные улицы крупных городов, офисы, театры, рестораны, газетные издательства - все лучшее собрано здесь. А рядом, в затемненных кварталах, на городских окраинах, в подземных переходах протягивает свои злобные руки порок: убийства, грабежи, изнасилования, проституция, наркотики. Пропасть между верхами и низами поразительна.
Введение 3
1. Сущность, цели и направления социальной политики 4
2. Основные показатели результативности социальной политики 4
2.1. Уровень жизни, качество жизни 4
2.2. Потребительская корзина и потребительский бюджет 4
2.3. Социальная справедливость и кривая Лоренца 4
2.4. Социальная политика в зарубежных странах (на примере Швеции и России) 4
3. Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республики Беларусь 4
Заключение 4
Список использованных источников 4
Шведская социально-политическая система на первый взгляд выглядит довольно идеальной не только в сравнении с российской, но и в международном сопоставлении, представляя собой этакий остров мирного разрешения политических и социальных конфликта, позволяя сочетать высокую экономическую эффективность с социальным равенством, экологической защитой и промышленными инновациями. Но реальность иная: растет дефицит государственного бюджета и безработица, внушает тревогу размер внешнего долга, имеются структурные проблемы. Шведская модель в условиях интернационализации и глобализации экономики подвергается испытаниям на прочность, и не исключена дальнейшая трансформация всех ее политических и экономических институтов. Шведские эксперты считают, что страна нуждается в серьезных институциональных реформах, чтобы разработать новую форму эффективного социального контракта, подтвердив жизнеспособность шведской демократии. Ретроспективный анализ внушает уверенность в том, что текущие проблемы будут решены на основе саморазвития и совершенствования, а не путем отказа от социальных достижений. Даже сейчас после корректировки курса, Швеция опережает своих партнеров по ЕС по размеру социальных выплат на душу населения: 5973 экю в 2005 г. против 4623 экю в среднем по ЕС.
Экономика стран с цивилизованной рыночной системой хозяйства, для которой характерна рассредоточенная форма собственности и государственное регулирование всех макроэкономических показателей, в условиях, когда высококвалифицированный труд становится «человеческим капиталом», способным приносить на мировом рынке «технологическую ренту», по уровню эффективности в десятки раз превосходит крайне поляризованные социально-экономические системы типа той, что существует в России.
Таким образом, «продуктом деятельности» социально ответственного и политически стабильного государства является выработка таких «правил игры», когда труд и предпринимательство социально ответственны и развиваются преимущественно за счет качественных характеристик своей деятельности. Такая модель развития приводит к тому, что значительная часть населения превращается в средний класс (в Швеции, например, к такому классу относится подавляющая часть населения).
В Республике Беларусь, принятая в качестве перспективной социально- ориентированная модель экономики выдвигает на первый план достижение таких принципиальных целей, как:
Это говорит о том, что высшей целью социально-экономического развития государства становится человек, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной среде. Однако вхождение Республики Беларусь в рыночные отношения сопровождается обострением старых и проявлением новых социальных проблем, к которым, в первую очередь, следует отнести дифференциацию населения по уровню доходов, зависимость малоимущих слоев населения от социальной помощи государства, расширение масштабов безработицы (в т.ч. и скрытой). Решение этих проблем является первоочередной задачей государственного регулирования социального развития республики на современном этапе.
Государственная социальная политика Республики Беларусь находит свое отражение в соответствующих программных и прогнозных документах.
Учитывая длительный характер преобразований, для достижения этих конечных целей выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении перспективной социальной политики.
Первый этап (2001--2005 гг.) -- создание необходимых условий для возобновления устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривалось решить следующие задачи: завершить создание необходимой законодательно-нормативной базы реформирования экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования; приступить к широкомасштабному реформированию и реструктуризации крупных и средних предприятий; осуществить санацию, перепрофилирование и закрытие бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по обеспечению занятости и преодолению структурной безработицы; улучшить финансирование оздоровления предприятий и организаций на основе мер государственного макроэкономического регулирования и более полного использования рыночных механизмов хозяйствования. [12]
Второй этап (2006- 2010 г.). Основной целью этапа является создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должно быть завершено создание законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи стабильного повышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Будет обеспечен переход к активной структурной перестройке и модернизации экономики. Приоритетными направлениями должны стать -- технологическое перевооружение производства на базе внедрения наукоемких ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, стимулирование внутренних и внешних инвестиций, государственная поддержка малого предпринимательства, укрепление и развитие материально-технической базы отраслей и сфер, обеспечивающих совершенствование человеческого потенциала и развитие научно-инновационной деятельности. [12]
Третий этап (2011--2020 гг.). Целью этого периода является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будет формироваться постиндустриальное информационное общество с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, а экономическое развитие -- обеспечиваться за счет функционирования зрелых институтов рыночной экономики, углубления структурных преобразований, расширения частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий. Совершенствование социальных процессов должно базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества. [12]
Практическая реализация этих этапов осуществлялась в рамках Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996--2000 годы и Программы социально-экономического развития страны на 2001--2005 годы, в которых были определены идеология эволюционного подхода к рыночной трансформации и логика практических действий. Опыт прошедших лет показал, что стратегия реформирования, преодоления кризисных явлений, создания условий для макроэкономической стабилизации и возобновления экономического роста, определенная Основными направлениями, в целом оказалась верной.
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006--2010 годы, построенная на принципах приемственности политического курса, экономической и социальной политики руководства страны, главной задачей пятилетия определяет повышение благосостояния народа и приближение его в перспективе к уровню экономически развитых европейских государств. В качестве приоритетов избраны:
* формирование эффективной системы здравоохранения;
* активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
* наращивание экспорта товаров и услуг;
* дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
* развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.
В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 г.г. целью социальной политики являлось обеспечение устойчивого роста уровня жизни населения и сокращение бедности. Для достижения цели было необходимо:
Приоритетными направлениями социальной политики государства, по которым и осуществляется регулирование социальных процессов, происходящих в обществе, являются:
Важнейший объект политики государства в сфере доходов и личного потребления семей - оплата труда работающих по найму. Она направлена на формирование системы поддержки доходов трудоспособной части населения путем реформирования оплаты труда, создания условий получения высоких заработков за счет личного трудового вклада, экономической предприимчивости вне зависимости от форм собственности.
Государственная политика в сфере общественного благосостояния связана, в первую очередь, с системой социальной защиты населения, которую следует рассматривать как механизм долговременного действия, реализуемый через социальные гарантии (прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет, минимальная заработная плата и др.). Социальные гарантии устанавливаются в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Основной целью политики занятости населения является повышение эффективности использования трудового потенциала, удержание безработицы в пределах социально приемлемого уровня. Политика по поддержке социально уязвимых слоев населения касается многодетных и неполных семей, инвалидов, учащихся, пенсионеров. Политика по развитию социальной инфраструктуры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на совершенствование системы образования, здравоохранения, жилищной сферы, культуры, физической культуры и спорта, т.е. отраслей, призванных удовлетворять культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также создание материальных благ и доведение их до потребителя.
Сегодня основу системы социальной защиты населения в Беларуси составляют всеобщие социальные трансферты. Данная система в принципе не способна решить проблему перераспределения ресурсов в пользу самых нуждающихся граждан. Более того, вред от проводимой социальной политики очевиден: чрезмерная нагрузка на бюджет и производственно-финансовую систему в целом, поддержка у населения иллюзорных ожиданий, снижение конкурентоспособности реального сектора. Фактически не реализуется принцип бесплатности образования и оказания медицинских услуг, что делает их недоступными для малообеспеченной части белорусского общества. Многочисленные льготы носят формальный характер. Их объем не упорядочен, поэтому существующая система социальной защиты резко снижает кредит доверия населения к органам государственной власти.
На финансирование социальной сферы в первом полугодии 2004 года было направлено 639,2 млрд. руб, в том числе на здравоохранение - 127,6 млрд. рублей, образование - 181,7 млрд. рублей, социальную политику - 266,6 млрд. рублей. Расходы на ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы составили 140,4 млрд. рублей, на науку - 45,7 млрд. рублей. Обязательства по заработной плате, выплате пенсий, стипендий, погашению внутреннего и внешнего государственного долга, а также финансовой поддержке областей выполнены полном объеме. Расходы на эти цели составили более 1304 млрд. рублей. При этом расходы на заработную плату составили 51,2% годового плана, а на текущие трансферты населению, включая пенсии, пособия и стипендии, 59,6% годового плана. Вопрос состоит в том, насколько эффективны данные затраты. [14]
В состав республиканского бюджета на 2005 год включался Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (ФСЗН). Объем расходов Фонда социальной защиты населения в 2005 году составил 5,4 трлн. рублей. Бюджет 2005 года сохраняет и усиливает социальную направленность. Доля социальных расходов бюджета возрастает с 65% в 2002-2004 годах до 67,7% в 2005 году. Планировалось повышение заработной платы работникам бюджетной сферы до среднемесячного размера 400-450 тыс. рублей. Текущие расходы по консолидированному бюджету в 2005 году возросли на 25,5%. Расходы на заработную плату с начислениями составили 4,9 трлн рублей, а с учетом стипендий, пенсий и пособий - 5,8 трлн. рублей. Расходы на образование по проекту республиканского бюджета были предусмотрены в сумме 511 млрд. рублей. По консолидированному бюджету на образование было запланировано 2,9 трлн. рублей, что составляет 6,6%ВВП и соответствует уровню 2004 года. Расходы на здравоохранение по консолидированному бюджету были предусмотрены в сумме 2,1 трлн. рублей (4,7%). Расходы консолидированного бюджета на социальную политику возросли на 58%. В составе этих расходов 602 млрд. рублей направляются на выплату пенсий и пособий правоохранительным органам и военнослужащим. [15]
Информация о работе Социальная политика РБ :основные методы и направления