Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:39, реферат
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода .
а) одинаковыми у всех людей,
б) различными у различных членов общества. В последнем случае мы подразумеваем различную способность людей извлекать полезность из их дохода (денежного или натурального). Трудно не согласиться с тем, что для богатого предельная полезность его денежного дохода вовсе не такая, как у бедного человека. Поставьте себя на место миллионера, а затем на место скромного конторскою служащего: у кого будет выше предельная полезность дополнительной денежной единицы дохода? Очевидно, у последнего из названных субъектов. Тогда предполагается, что уменьшение полезности например, у «В», должно компенсироваться в ходе распределения не точно таким же, а большим приращением полезности у «А». Такой вывод не должен показаться странным, если, напомним, речь идет о максимизации суммы индивидуальных полезностей.
На рис. 4. мы можем дать графическое пояснение этого подхода. Для этого используем общественную кривую безразличия. Общественная кривая безразличия показывает множество комбинаций полезностей различных членов общества, каждая из которых означает одинаковый уровень благосостояния общества. Форма общественной кривой безразличия может иметь различную конфигурацию, На графике (рис. 4.) общественная кривая безразличия означает множество сочетаний полезностей, которые могут извлекать указанные субъекты из своего дохода, представленного в денежной или натуральной форме. Все комбинации, лежащие на общественной кривой безразличия, одинаково удовлетворительны для общества.
0 0
А) полезность В Б) полезность В
рис. 4. Общественная кривая безразличия: утилитаристский подход
Если
утилитаристская общественная кривая
безразличия имеет линейный вид
причем ее наклон равен -1, как в случае
а, то снижение полезности «В» будет компенсироваться
точно таким же приращением полезности
«А». Индивидуальные полезности дохода,
следовательно, у этих двух членов общества
совершенно одинаковы. Коли же общественная
кривая безразличия выпукла к началу осей
координат (вариант б), то мы видим, ( Эта
идея для нас не нова. Потребитель остается
на одной и той же кривой безразличия.
поскольку уменьшение предельной полезности
одного товара компенсируется увеличением
предельной полезности другого товара.)
что уменьшение полезности для «В» должно
компенсирования более, чем равным, приращением
полезности «А», поскольку только таким
образом остается неизменной суммарная
полезность общества в целом. Это означает,
что члены общества имеют не одинаковую
функцию индивидуальной полезности. Таким
образом, согласно утилитаристскому подходу,
общество может считать справедливым
как равное, так и неравное распределение
доходов, в зависимости от представлений
о характере индивидуальных функций полезностей
разных членов общества. Нетрудно заметить,
что в случае а) утилитаристская концепция
совпадает с эгалитаристской: поскольку
все люди обладают совершенно одинаковой
способностью извлекать предельную полезность
из своего дохода, то справедливым будет
его уравнительное распределение.
Рыночный принцип. .Считается справедливым распределение доходов. основанное на свободной игре рыночных цен, конкурентном механизме спроса и предложения на факторы производства. Распределение ресурсов и доходов в рыночных условиях производится безличностным процессом. Этот способ никем не придумывался и не создавался. В этом смысле этот принцип точно описывает Ф Хайек,: «Эволюция не может быть справедливой». «при подавлении дифференциации, возникающей в результате везения одних и невезения других, процесс открытия новых возможностей был бы почти полностью обескровлен»1
Итак, последний из рассмотренных принципов справедливости вновь заставляет нас задуматься о том, следует ли государству вмешиваться в процесс перераспределения доходов, если блага в свободном рыночном хозяйстве достаются только тем, кто обладает «денежными голосами»? Правительства промышленно. развитых стран не стали дожидаться окончания теоретических споров относительно справедливого распределения доходов, тем более, что в дискуссии по вопросам нормативного характера некому вынести суждение, обладающее статусом абсолютной истины. Практика показала, что существование обширных зон нищеты чревато многими отрицательными последствиями для стабильного и устойчивого роста экономики, правопорядка, морального здоровья и т. п. В сущности, это очевидно в рамках здравого смысла и политического прагматизма лидеров, не желающих социальных потрясений в обществе.
Еще
одна проблема, связанная с дилеммой
эффективности и
1
Хайек.Ф. “Пагубная
расти в результате усилий по борьбе с бедностью. Дело в том, что перераспределение доходов вообще и трансферты, в частности, меняют экономическое поведение людей. Государство в силах изменить правила игры, вводя новую систему налогообложения. Но кто может с уверенностью сказать, национальный доход потечет от богатых к наиболее бедным.
Например, если государство повышает предельную ставку налога, люди начинают вести себя так, чтобы законно или незаконно уклониться от уплаты налогов. И в результате государство может и вовсе не собрать нужных сумм для социальных программ. Сплошь и рядом мы видим, что целью трансферта является сам трансферт! Это происходит потому, что люди часто стараются так изменить свое поведение, чтобы получить именно социальный трансферт, а не так, чтобы повышать свои стимулы к труду при помощи государственной поддержки.
Особые трудности возникают и при определении того, кто именно имеет право на государственную помощь.
Американские экономисты подчеркивают и то негативное явление, которое связано в США с программой помощи неполным семьям с детьми. Нередко это способствует распаду семей (так как программа, в сущности, поощряет уход из семьи безработных отцов). Указанная программа предоставляет помощь и внебрачным детям. Конечно, это гуманно, но многие исследователи считают, что такая система ведет к упадку нравственности и подрыву института семьи.
Многие ученые, анализируя программы помощи неполноценным семьям с детьми, выдвинули гипотезу «культуры бедности» (culture of poverty hypothesis), согласно которой нищета становится образом жизни и передается из поколения в поколение.
Таким
образом, как слишком глубокое неравенство
подрывает стабильность общества, так
и нивелировка доходов подрывает эффективность,
а также стимулы к труду и предпринимательству.
За большее равенство нередко приходится
платить снижением эффективности. Самое
сложное в осуществлении социальной политики
государства заключается в нахождении
приемлемой «социальной цены», или платы,
за более равномерное распределение доходов.
Особую роль в социальной политике отводится трансфертам.
Трансферт - это безвозмездная передача части дохода или имущества индивида или организации в распоряжение других лиц. Следует отметить, что при помощи трансфертов могут перераспределяться не только денежные доходы, но и экономические возможности. Например, бедные семьи в результате получают больше возможностей для того, чтобы дать хорошее образование своим детям, однако не будем забывать, что происходит это за счет налогообложения лиц с более высокими доходами, чьи экономические возможности также претерпевают изменения.
Одна из важнейших проблем социальной политики является стимулирование поиска работы бедными гражданами. Дело в том, что развитая система социальной помощи в странах с рыночной экономикой все чаще делала невыгодным для малоимущих граждан поиск работы. Продовольственные талоны, пособия для матерей с детьми и т. п. составляли такую величину, что оказывалось невыгодным искать работу: получаемый в таком случае заработок оказывался ненамного выше, а то и ниже суммарных социальных выплат, получаемых прежде. В связи с этим существует система негативного
1 газета «Труд» 6 ноября 1998г
2 «Деньги» № 17, 5 мая 1999г
(отрицательного) подоходного налога (НПН), которая заменила бы собой многочисленные денежные и натуральные выплаты единой системой денежной поддержки бедных семей.
Идея НПН (табл. 1) состоит в следующем: платить гарантированный минимум тем, чей доход равен нулю. Но, если человек нашел работу, и его доход начинает расти, то НПН будет сокращаться с определенным коэффициентом. Например, коэффициент равен 50%. Тогда, при получении заработка мы должны уменьшить его на 50% и данную величину вычесть из гарантированного дохода. Так, если гарантированный доход составляет -8000 долл., то при заработке 4000 долл. мы должны уменьшить его на 50% (4000 х 0,5) и эти 2000 долл. вычесть из 8000 долл. Полученный общий доход составит 4000 + (8000 - 2000) = 1000 долл.
Таблица 1.
Заработок и негативный подоходный налог (НПН)
Заработок |
НПН | Общий заработок (заработок + НПН) |
0 | 8000 | 8000 |
4000 | 6000 | 10000 |
8000 | 4000 | 12000 |
12000 | 2000 | 14000 |
16000 | 0 | 16000 |
20000 | -2000 | 18000 |
Как видно из таблицы, негативный подоходный налог уменьшается с ростом заработка. После того, как заработок превысит 16000 долл., негативный подоходный налог уступает место обычному, т. е. положительному подоходному налогу. Проблема заключается в том, как сохранить стимулы к труду при данной системе социальной поддержки. Если коэффициент снижения пособия будет слишком высоким, то бедному гражданину будет выгоднее получать гарантированный минимум и не искать работу. В целом же семьи будут по-разному реагировать на отрицательный подоходный налог в зависимости от того, каков будет сам гарантированный минимум, величина заработка и коэффициент снижения пособия, выступающий как отрицательная предельная налоговая ставка.
В
связи с программой перераспределения
доходов существует так называемая
дилемма эффективности
и справедливости.
Суть ее заключается в том, что стремление
к большему равенству
может обернуться для
общества потерями в
экономической эффективности.
Ведь растущее финансирование социальных
программ требует повышения налогов и
их перераспределения. Таким образом,
существует опасность того, что экономические
стимулы будут подорваны, производственная
деятельность сократится и уменьшится
объем распределяемого «национального
пирога». Следовательно, сам способ распределения
общественного богатства влияет на размер
создаваемого совокупного продукта. Кроме
того, существуют потери в ходе процесса
перераспределения доходов. Американский
экономист Л.Оукен, назвал эту проблему
«дырявым ведром» социальной
помощи. Утечки связаны с дорогостоящей,
зачастую неповоротливой, бюрократической
системой управленческого аппарата. Следовательно,
часть пособий уходит в карманы высокооплачиваемых
администраторов, консультантов и сотрудников
различных налоговых и социальных служб.
По подсчетам Оукена, утечка из «дырявого
ведра» такова: из 350 долларов, взятых у
состоятельных граждан, 250 долларов теряются
в процессе передачи бедным. Некоторые
исследователи полагают, что эта цифра
завышена, но даже если уменьшить ее наполовину,
все равно она говорит об очень большой
плате за равенство.
Рассмотренные
в курсовой работе проблемы в социальной
политике государства требуют
Поэтому
эффективная социальная политика государства
является одной из первоочередных задач
перехода к рыночным отношениям и
выхода Российской экономики из кризиса.