Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:01, шпаргалка

Описание работы

Это готовая шпаргалка, написанная реальным преподавателем. Здесь изложено все необходимое по предмету, а остальное - дело техники.

Содержание

1. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ТОВАР И ДЕНЬГИ
2. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
3. СТОИМОСТЬ, ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ, ЗАКОН СТОИМОСТИ
4. ДЕНЬГИ КАК РАЗВИТАЯ ФОРМА ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ
5. СПРОС. ЗАКОН СПРОСА
6. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
7. ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ
8. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
9. РЫНОЧНАЯ ЦЕНА. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
10. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
11. ПОНЯТИЕ РЫНКА
12. ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКА
13. ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА. РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
14. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
15. ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ
16. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
17. ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ИНФЛЯЦИЯ
18. ПАРАДОКС ЦЕННОСТИ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК
19. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
20. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
21. ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА И ИЗДЕРЖЕК
22. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
23. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ НАЛОГОВ И СУБСИДИЙ
24. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
25. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ С ПОМОЩЬЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
26.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
27. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ
28. МОНОПОЛИЯ
29. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
30. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
31. ОЛИГОПОЛИЯ
32. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
33. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ
34. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
35. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
36. РАБОЧАЯ СИЛА
37. ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО СОСТАВА
38. ПОНЯТИЕ ИНФЛЯЦИИ
39. БЕЗРАБОТИЦА
40. РЕНТА
41. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
42. КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ
43. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
44. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
45. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
46. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
47. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
48. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
49. СУЩНОСТЬ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ
50. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА
51. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
52. РИСКИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
53. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ
54. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
55. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ
56. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
56. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ
58. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
59. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
60. ПРАВИЛА МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
61. ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ
62. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА
63. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
64. РЫНОК ТРУДА
65. РЫНОК ЗЕМЛИ
66. РЫНОК КАПИТАЛА
67. СТАДИИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА
68. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОМБИНАЦИЯ
69. ПОНЯТИЕ ФИРМЫ
70. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ И РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ
71. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
72. ВАРИАНТЫ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
73. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ
74. МАРКЕТИНГ
75. БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ
76. ИЗДЕРЖКИ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
77. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
78. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
79. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
80. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ
81. ИЗНОС
82. АМОРТИЗАЦИЯ
83. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
84. ВИДЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ФОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
85. ФУНКЦИИ ЗАКОНА СТОИМОСТИ
86. ОТДАЧА ОТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА
87. ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
88. НАЛОГИ
89. ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ
90. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка по микроэкономике_Левкина Е.В_2010 -64с.doc

— 977.00 Кб (Скачать)

3. Общее повышение уровня цен  связывается различными школами  в современной экономической  теории и с изменением структуры  рынка в XX в. Эта структура  все меньше напоминает условия совершенной конкуренции, когда на рынке действует большое число производителей, продукция характеризуется однородностью, перелив капитала не затруднен. Современный рынок – это в значительной степени олигополистический рынок. А олигополист обладает известной степенью власти над ценой. И если даже олигополии не первыми начинают «гонку цен», они заинтересованы в ее поддержании и усилении. Как известно, несовершенный конкурент, стремясь поддержать высокий уровень цен, заинтересован в создании. Не желая «испортить» свой рынок снижением цен, монополии и олигополии препятствуют росту эластичности предложения товаров в связи с ростом цен. Ограничение притока новых производителей в отрасль олигополистов поддерживает длительное несоответствие совокупного спроса и предложения.

4. С ростом «открытости» экономики  увеличивается опасность «импортируемой»  инфляции. В условиях неизменного  курса валюты страна каждый  раз испытывает воздействие «внешнего»  повышения цен на ввозимые  товары. Возможности борьбы с «импортируемой» инфляцией достаточно ограничены. Можно девальвировать собственную валюту и сделать импорт более дешевым. Но девальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.

39. БЕЗРАБОТИЦА 

 

Безработные – это люди, не имеющие работы, но готовые приступить к ней или ищущие ее.

Многие работающие не попадают в  категорию занятых. Значительную часть  этой группы составляют люди, занимающиеся ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми. Они учитываются в качестве занятых, если получают денежное вознаграждение за свой труд. В число занятых не включаются работающие дети в возрасте до 16 лет.

Не каждый «неработающий» попадает в категорию безработных. Безработными не считаются люди, которые отсутствуют на рабочем месте вследствие болезни, отпуска. Они включаются в категорию занятых. Работающие неполный рабочий день также считаются занятыми.

Еще одно определение безработицы  – «неспособность найти работу»  – частично соответствует истинному положению вещей.Численность безработных иногда превышает количество людей, которые не могут найти работу. В число безработных попадают люди, которые лишь временно уволены со своего места работы. Их деятельность в прежней должности будет возобновлена. Есть категория людей, которых регистрируют в качестве безработных согласно требованиям, предъявляемым программами по перераспределению доходов. Возможно, они не обладают квалификацией того уровня, который необходим для получения работы, поэтому переходят с одного места на другое, предлагая свои услуги.

К «не способным найти работу»  относят частично занятых людей. Это те, кто вынужден работать неполный рабочий день или неполную рабочую  неделю.

Типы безработицы

Различают три вида безработицы: фрикционную, структурную и циклическую.

1. Фрикционная безработица  – это краткий период незанятости, необходимый для поиска нового места работы. Под данный тип безработицы подпадают люди, которые нашли работу и в течение недели предполагают приступить к деятельности на новом месте.

2. Структурная безработица  – это ситуация, при которой работник пребывает в состоянии незанятости в течение длительных периодов. Столь продолжительные периоды незанятости объясняются отчасти структурными сдвигами в экономике. Они обесценивают уровень квалификации некоторых категорий рабочей силы. Структурными безработными считаются рабочие, имеющие низкую квалификацию и небольшой производственный опыт.

Безработица фрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и в неблагоприятные периоды экономического развития. Общее число безработных обоих типов часто называют естественным уровнем безработицы.

3. Циклическая безработица  – это разность между фактической величиной нормы безработицы и величиной естественной нормы. В экономике сегодняшнего дня норма безработицы не всегда остается на уровне своего естественного значения. В процессе развития экономическая система проходит этапы расширения и сжатия. Одновременно изменяется и уровень безработицы. В результате мощного подъема экономической активности норма безработицы может упасть ниже своего естественного уровня. Продолжительность среднего периода безработицы уменьшается по сравнению с нормальным значением.

При спаде экономической активности циклическая безработица приближается к фрикционной и структурной.

40. РЕНТА 

Главная особенность экономических  отношений, связанных с использованием земли как невоспроизводимого, ограниченного  природного фактора, – существование земельной ренты. Отдавая землю в аренду предпринимателям, землевладельцы получают за это определенную плату – ренту.

Именно ограниченность, неэластичность предложения земли является важнейшей  причиной особенностей ценообразования  в сельском хозяйстве. Именно уникальные условия предложения земли и  других природных ресурсов отличают рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли.

Особенно большое внимание экономическая  теория уделяет земельной ренте, т.е. ренте в сельском хозяйстве. Это объясняется тем, что на протяжении длительного периода времени  сельское хозяйство было ведущей отраслью экономики. Рассмотрим не которые трактовки земельной ренты в различных экономических теориях.

Земельная рента является центральной  экономической категорией, регулирующей экономические отношения между  землевладельцем и предпринимателем, арендующим землю для ведения сельского хозяйства на капиталистической основе.

Анализ образования ренты позволяет  выяснить источники доходов этих двух субъектов арендных отношений, раскрыть влияние природного фактора  и юридической формы собственности на механизм возникновения ренты.

Внешне рента представляет собой плату за пользование землей, которую ее собственник получает от арендатора. Очевидно, что она – часть стоимости продукта, полученного предпринимателем. Но природу ее, источники и обстоятельства возникновения покажет теоретический анализ. Он предполагает выяснение двух главных обстоятельств, определяющих ее возникновение:

1) особенности ценообразования  на продукцию сельского хозяйства,  в котором природный ресурс  имеет определяющее влияние на производительность труда;

2 ) специфику получения в этой  отрасли сверхприбылей и причин  устойчивости их воспроизводства.

Данные обстоятельства порождены  следующими особенностями, присущими  природному фактору производства:

1) земля и многие другие природные ресурсы не являются свободно воспроизводимыми условиями труда, подобно промышленным орудиям труда и материалам;

2 ) ограниченность земель сельскохозяйственного  назначения вообще, а земель лучшего  и среднего качества тем более  обусловливает мизерную эластичность предложения земель.

Особенности рентных  отношений

Земля либо выступает как непосредственный фактор производства, либо используется в качестве территории для размещения производственных, жилых и других помещений, транспортных и иных коммуникаций. Но в отличие от большинства иных средств производства земля не является свободно воспроизводимым фактором производства.

В современных условиях не воспроизводимый  фактор производства становится более  значимым.

Таким фактором теперь выступает вся  природная среда, которая превращается в условие воспроизводства всемирного хозяйства в целом. Впрочем, природная среда во многих своих проявлениях еще только начинает широко включаться в реальные экономические отношения, влияющие на воспроизводство как отдельного, так и всего общественного капитала.

41. ЗАРАБОТНАЯ  ПЛАТА 

 

Заработная плата  – это цена, выплачиваемая за использование труда.

Под трудом в широком смысле понимается:

1) оплата труда рабочих разных  профессий;

2 ) оплата труда разнопрофильных  специалистов – юристов, врачей, стоматологов, преподавателей.

3 ) оплата труда работников мелких  предприятий – парикмахеров, водопроводчиков,  мастеров по ремонту телевизоров  и множества различных торговцев  – за трудовые услуги, предоставляемые  при реализации их деловой активности.

Хотя на практике заработная плата  может принимать различную форму (премии, гонорары, комиссионные вознаграждения, месячные оклады), мы будем обозначать все это термином «заработная  плата» для обозначения ставки заработной платы в единицу времени – за час, день и т.д. Это обозначение имеет определенные преимущества в том смысле, что напоминает нам о том, что ставка заработной платы есть цена, выплачиваемая за использование единицы услуг труда. Это также помогает четко разграничить «заработную плату» и «общие заработки» (последние зависят от ставки заработной платы и предложенного на рынке количества часов или недель услуг труда).

Виды заработной платы

1. Номинальная заработная плата  – это сумма денег, полученная  за час, день, неделю и т.д.

К номинальной заработной плате относятся:

– оплата, начисляемая работникам за отработанное время, количество и качество выполненных работ;

– оплата по сдельным расценкам, тарифным ставкам, окладам, премии сдельщикам и повременщикам;

– доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, за бригадирство, оплата простоев не по вине рабочих и т.д.

2. Реальная заработная плата  – это количество товаров и  услуг, которые можно приобрести  на номинальную заработную плату; реальная заработная плата – это «покупательная способность» номинальной заработной платы. Реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и цен на приобретаемые товары и услуги. Изменение реальной заработной платы в процентном отношении можно определить путем вычитания процентного изменения в уровне цен из процентного изменения в номинальной заработной плате. Так, повышение номинальной заработной платы на 10% при росте уровня цен на 7% дает прирост реальной заработной платы на 3%. Номинальная и реальная заработная плата необязательно изменяются в одну и ту же сторону. К примеру, номинальная заработная плата может увеличиться, а реальная заработная плата в то же самое время уменьшиться, если цены на товары растут быстрее, чем номинальная заработная плата.

В зависимости от количества труда  и времени раз личают две основные формы оплаты труда: сдельную и повременную.

Общий уровень заработной платы

Заработная плата различается  по странам, регионам, различным видам  деятельности и индивидуумам.

Общий уровень заработной платы  является комплексным термином, содержащим в себе широкий диапазон различных  ставок заработной платы. Это в целом  нестрогое определение является удобной начальной точкой при  сравнении и объяснении дифференциации заработной платы по странам и регионам.

42. КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ 

Инструментом анализа поведения  потребителя служат кривые безразличия. Если потребителю все равно, какую  комбинацию предпочесть, то он находится  в положении безразличия. В каждой точке кривой безразличия имеет место набор, дающий одинаковое удовлетворение потребителю.

Кривая безразличия представляет совокупность точек, на которых расположены  альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение.

Кривая безразличия

На рисунке представлена типичная кривая безразличия с отрицательным  наклоном. Количество товара X измеряется на горизонтальной оси, товара Y – на вертикальной. Представленные на кривой безразличия всевозможные комбинации товаров X и Y обеспечивают потребителю одинаковый уровень полезности.

Кривая безразличия имеет отрицательный  наклон, который отражает тот факт, что покупатель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении следующего условия; если он увеличивает  потребление товара X, то должен отказаться от известного количества товара Y, чтобы сохранить общий уровень полезности.

Кривая безразличия имеет выпуклую форму. Такая форма кривой означает, что потребление X растет относительно потребления Y, при этом покупатель постоянно уступает уменьшающееся количество Y за постоянный прирост количества X. Так, в точке А потребитель располагает 10 ед. X и 50 ед. Y. Чтобы довести потребление X с 10 до 20 ед., он уменьшает покупки Y на 15 ед., доведя их до уровня 35 ед. Y. При этом в промежутке между точками А и В он опять же сохраняет одинаковый уровень удовлетворения (полезности). Рассмотрим положение потребителя в точках С и D. В точке С он имеет 40 ед. X и 20 ед. Y. Двигаясь вдоль кривой к точке Р, он дополнительно получит 10 ед. X, но жертвует на сей раз всего 5 ед. Y, что гораздо меньше по сравнению с количеством отказа от Y в точке В.

Анализ перемещения потребителя  вдоль кривой из точки А к точке D проявляет важные закономерности его предпочтения, из которых непосредственно  выводятся категории предельной нормы замещения (MRS) и уменьшающейся предельной нормы замещения. Предельная норма замещения товара X на товар Y измеряет желание (склонность) потребителя обменивать один продукт на другой. Она представляет собой максимальное количество товара Y, от которого готов отказаться потребитель, чтобы получить одну дополнительную единицу товара X, при этом оставляя постоянным общий уровень удовлетворения.

Предельная норма замещения (MRSxy) товара X на товар Y равна:

MRSхy = – ? Y/? X ,

где ? Y – изменение потребления товара Y;

? X – изменение потребления товара X.

Отрицательный знак вводится, чтобы MRSхy в конкретном цифровом выражении  была положительным числом. Предельная норма замещения в любой точке  равна абсолютному значению тангенса угла наклона кривой безразличия в этой точке.

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"