Шпаргалка по "Микроэкономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 00:01, шпаргалка

Описание работы

Это готовая шпаргалка, написанная реальным преподавателем. Здесь изложено все необходимое по предмету, а остальное - дело техники.

Содержание

1. ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, ТОВАР И ДЕНЬГИ
2. СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА
3. СТОИМОСТЬ, ПОТРЕБИТЕЛЬНАЯ СТОИМОСТЬ, ЗАКОН СТОИМОСТИ
4. ДЕНЬГИ КАК РАЗВИТАЯ ФОРМА ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ
5. СПРОС. ЗАКОН СПРОСА
6. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ
7. ИЗМЕНЕНИЯ В СПРОСЕ
8. ИЗМЕНЕНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
9. РЫНОЧНАЯ ЦЕНА. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
10. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
11. ПОНЯТИЕ РЫНКА
12. ФУНКЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЫНКА
13. ПОНЯТИЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА. РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО
14. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ
15. ПОНЯТИЕ ДЕНЕГ
16. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ
17. ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И ИНФЛЯЦИЯ
18. ПАРАДОКС ЦЕННОСТИ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ИЗЛИШЕК
19. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
20. ЭТАПЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
21. ИНФЛЯЦИЯ СПРОСА И ИЗДЕРЖЕК
22. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
23. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ПРОЦЕССОВ С ПОМОЩЬЮ НАЛОГОВ И СУБСИДИЙ
24. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
25. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА НА РЫНОЧНЫЕ ПРОЦЕССЫ С ПОМОЩЬЮ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
26.ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
27. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ
28. МОНОПОЛИЯ
29. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ
30. ЦЕНОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ
31. ОЛИГОПОЛИЯ
32. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
33. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА МОНОПОЛИСТИЧЕСКИХ ОБРАЗОВАНИЙ
34. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФУНКЦИЯ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ СИЛЫ, ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
35. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА
36. РАБОЧАЯ СИЛА
37. ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО КАПИТАЛА И ЕГО СОСТАВА
38. ПОНЯТИЕ ИНФЛЯЦИИ
39. БЕЗРАБОТИЦА
40. РЕНТА
41. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
42. КРИВЫЕ БЕЗРАЗЛИЧИЯ
43. ПОНЯТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
44. ПОНЯТИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
45. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
46. ВНЕШНЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
47. ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ
48. ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
49. СУЩНОСТЬ ТОВАРНОЙ ПОЛИТИКИ
50. ПОНЯТИЯ И СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА
51. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
52. РИСКИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
53. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ
54. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ЦЕНЕ
55. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА ПО ДОХОДУ. ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛАСТИЧНОСТЬ
56. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
56. ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ
58. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
59. ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ
60. ПРАВИЛА МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ
61. ЭФФЕКТ ДОХОДА И ЭФФЕКТ ЗАМЕЩЕНИЯ
62. ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА
63. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
64. РЫНОК ТРУДА
65. РЫНОК ЗЕМЛИ
66. РЫНОК КАПИТАЛА
67. СТАДИИ ДВИЖЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА
68. ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И КОМБИНАЦИЯ
69. ПОНЯТИЕ ФИРМЫ
70. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТРУКТУРЫ И РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ
71. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР
72. ВАРИАНТЫ РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ И ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
73. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, ИХ СУЩНОСТЬ И КЛАССИФИКАЦИЯ
74. МАРКЕТИНГ
75. БУХГАЛТЕРСКИЕ ИЗДЕРЖКИ
76. ИЗДЕРЖКИ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
77. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ
78. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
79. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
80. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ
81. ИЗНОС
82. АМОРТИЗАЦИЯ
83. ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
84. ВИДЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ФОРМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА
85. ФУНКЦИИ ЗАКОНА СТОИМОСТИ
86. ОТДАЧА ОТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА
87. ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
88. НАЛОГИ
89. ИНВЕСТИЦИИ В ЭКОНОМИКУ
90. ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка по микроэкономике_Левкина Е.В_2010 -64с.doc

— 977.00 Кб (Скачать)

В условиях перехода к рынку в  России, когда произошла серьезная  разбалансированность экономики, роль государства заключается в создании рыночных структур в целях обеспечения нормальных условий развития рынка. На это направлено развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т.д. Проведение государством антимонопольной политики должно снять искусственное ограничение и способствовать развертыванию конкуренции во всех отраслях экономики. Однако конкуренция может быть и разрушительной силой, разоряя целые группы производителей. Поэтому задача государственной власти состоит в том, чтобы обеспечивать такое соотношение монополии и конкуренции, которое не привело бы к разрушительным последствиям.

Антимонопольное регулирование  предусматривает также санкции, направленные против «недобросовестной деловой практики», которая включает:

– ценовую дискриминацию (скидки для одних клиентов, надбавки для других);

– принудительные сделки (т.е. продажа и покупка с каким-либо предварительным условием, принудительные «наборы» товаров и услуг);

– сбивание цен ниже издержек производства (демпинг для вытеснения соперников и захвата рынка);

– отказ от поставок «неугодным» клиентам, имеющим дело с конкурентами данной фирмы, или необоснованный возврат заказанных товаров.

Все эти разновидности «недобросовестной» практики подлежат расследованию и  пресечению антимонопольными органами.

Степень государственного регулирования  цен изменяется в зависимости  от состояния экономики. Оно усиливается  в кризисных ситуациях – в  периоды ускорения инфляции, роста  дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки  экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

26.ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 

 

Инновация – это нововведение в той или иной отрасли, ранее не использовавшееся, но открытое в настоящий момент, приносящее определенную пользу.

Механизмы государственного регулирования  инновационных процессов могут  быть следующими:

1) аккумуляция средств на научные  исследования и инновации;

2) координация инновационной деятельности, т.е. определение общих стратегических ориентиров инновационных процессов;

3) стимулирование инноваций;

4) создание правовой базы инновационных  процессов;

5) формирование научно-инновационной  инфраструктуры;

6) институциональное обеспечение  инновационных процессов;

7) регулирование социально-экологической направленности инноваций;

8) повышение общественного статуса  инновационной деятельности;

9) региональное регулирование инновационных  процессов;

10) регулирование международных  аспектов инновационных процессов  (научно-технической и инновационной кооперации, а также международного трансферта инноваций).

Сложность объекта и широта аспектов регулирования государством инновационных  процессов обусловливают необходимость  разработки государственной инновационной  политики – комплекса целей, а  также методов воздействия государственных структур на экономику и общество в целом, связанных с инициированием и повышением экономической и социальной эффективности инновационных процессов. Меры государственной инновационной политики должны включать стимулирование конкуренции, информатизацию общества, стандартизацию и сертификацию продукции и услуг. Помимо этого, государство должно осуществлять поддержку инновационной деятельности. Эта поддержка может осуществляться прямыми и косвенными методами. К прямым методам относятся финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджетных средств, защита прав участников инновационной деятельности (создание государственной патентно-лицензионной системы), формирование государственной инновационной инфраструктуры и рынка инноваций, подготовка квалифицированных кадров, а также моральная поддержка инновационной деятельности (вручение выдающимся ученым и новаторам государственных наград, присвоение почетных званий и т.д.). Значение косвенных методов государственной поддержки инноваций определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат, чем прямое финансирование, что особенно актуально для современной России. Среди мер косвенного регулирования прежде всего следует выделить различные налоговые льготы, включая уменьшение НДС, налога с продаж, льготное налогообложение дивидендов, льготное налогообложение прибыли и т.д. Косвенная поддержка инновационной деятельности может также осуществляться за счет государственной поддержки финансового лизинга. Лизинг – это ассигнование средств для выкупа машин и оборудования у производителя с последующей их передачей юридическим и физическим лицам во временное пользование за установленную плату. Весьма действенной мерой является государственное страхование венчурного предпринимательства, которое позволяет создать необходимую инвестиционную базу для поддержки малого и среднего инновационного бизнеса.

27. ПОНЯТИЕ ВЛАСТИ 

 

Понятие «власть» означает способность того или иного лица влиять на окружающих с целью подчинить их своей воле. Руководителю она позволяет распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации, побуждать более эффективно работать, предотвращать возникающие конфликты.

Власть бывает двух видов:

1) формальная власть – это власть должности. Власть должности обусловлена официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны подчиняться его распоряжениям, либо объемом материальных ресурсов, которыми данное лицо может без согласования с другими распоряжаться;

2) реальная власть – это власть как должности, так и влияния и авторитета. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы данному лицу подчиняться, либо степенью зависимости его от окружающих.

Границы формальной и реальной власти совпадают не всегда. Часто их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что ослабляет взаимное стремление к монополизации власти. Это является положительным моментом. Так, чем больше власти сосредоточено в руках у отдельного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений. Существует несколько основ власти на предприятии.

1. Это власть, основанная на принуждении  или его потенциальной возможности.  Подчинение возникает в результате  страха, что отказ выполнить требования  того, в чьих руках находится  власть, повлечет за собой неблагоприятные  последствия. Для рядовых исполнителей эти санкции носят в основном материальный характер (штраф, лишение премии и пр.). Для руководителей большее значение имеют моральные санкции, ставящие под угрозу их служебное положение, статус, авторитет.

Власть, основанная на законном принуждении или его возможности, называется административной. Она существует как в государственных, так и в негосударственных организациях. Главное, чтобы их деятельность и соответствующие требования руководителей официально регламентировались. Находясь под воздействием страха, люди сознательно или бессознательно позволяют властвовать над собой. Но на практике, особенно в современных условиях, такая власть оказывается малоэффективной. Это обусловлено двумя обстоятельствами:

– во-первых, страх заставляет подчиняться только в границах «зоны контроля», где человека можно поймать на «неуставном» поведении;

– во-вторых, страх не создает у людей заинтересованности в результатах работы, не предлагает действенных стимулов к труду, что было доказано на практике еще во времена рабовладения.

2. Другой основой власти является  собственность на ресурсы в  самом широком смысле слова,  которыми одно лицо располагает,  а другое – нет, но в них  нуждается. Прежде всего речь  идет о материальных, в том  числе и денежных, ресурсах, необходимых для удовлетворения тех или иных потребностей, и, для того чтобы их получить, нуждающееся в ресурсах лицо позволяет обладателю властвовать над собой.

28. МОНОПОЛИЯ 

 

Монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.

Рынок, где доминирует монополия, находится  врезком контрасте со свободным  рынком, на котором конкурирующие  продавцы предлагают для продажи  стандартизированный товар. Доступ других фирм на монополизированный рынок затруднен или невозможен, так как существуют барьеры, не позволяющие конкурентам войти в отрасль. Барьер для входа в отрасль – это ограничитель, предотвращающий появление дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Роль барьеров выполняют лицензии, патенты, исключительные права, полученные от правительства, и т.д. Они являются необходимым условием долгосрочного поддержания монопольной власти фирмы.

Главным признаком  монополии является занятие монопольного положения. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет им избежать многих проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть. Монополистические предприятия имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

Если на рынке возникает монополия  со стороны спроса, то такая рыночная структура называется мо-нопсонией. Если на рынке противостоят друг другу  единственный продавец и единственный покупатель, то возникает рыночная структура, называемая двусторонней монополией.

Виды монополий

1. Естественная монополия возникает  вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в  лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. Примером естественной монополии могут служить: железная дорога, телефонная компания, предприятия -поставщики природного газа и электричества. Естественные монополии подлежат регулированию. Оно может быть различным в зависимости от цели регулирования.

2. Административная монополия возникает  вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам  исключительного права на выполнение  определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними нет конкуренции.

3. Экономическая монополия является  наиболее распространенной. Ее появление  обусловлено экономическими причинами,  она развивается на основе  закономерностей хозяйственного  развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, т.е. на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

29. ЕСТЕСТВЕННАЯ  МОНОПОЛИЯ 

 

Естественная монополия  – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. В результате спрос на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Естественная монополия возникает  вследствие объективных причин. Она  отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В основе естественной монополии – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Например, энергообеспечение, телефонные услуги и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество предприятий. Поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Основные признаки естественной монополии:

1) юридическое основание установления, реализации и прекращения режима;

2) соотношение законодательства  о монополиях с Законом «О  конкуренции», их разграничение  посредством правового регулирования;

3) границы действия рассматриваемых  монопольных режимов по отраслям  и видам хозяйствования;

4) общий правовой статус субъектов монополий, специфический характер их прав и обязанностей;

5) система регулирования деятельности  субъектов монополий;

6) санкции и ответственность  за нарушение положений законодательства  в соответствующей области.

Сферы деятельности естественных монополий:

1)транспортировка нефти и нефтепродуктов  по магистральным трубопроводам;

2) транспортировка газа по трубопроводам;

3) услуги по передаче электрической  и тепловой энергии;

Информация о работе Шпаргалка по "Микроэкономике"