Шпаргалка по "Международная экономіка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международная экономіка".

Работа содержит 1 файл

mirovaya_shpory_33.docx

— 195.87 Кб (Скачать)

К ведущим международным  финансовым организациям относят, прежде всего, МВФ и систему Всемирного банка.

 МВФ предоставляет средства для преодоления дефицита платежного баланса. Наиболее важным источником кредитования являются взносы государств-членов, дополняемые займами МВФ у своих членов.

В рамках обычного механизма  кредитования МВФ предоставляет  средства своим членам равными кредитными траншами, каждый из которых соответствует 25% квоты государства-члена. В рамках программы расширенного финансирования членам МВФ может предоставляться среднесрочный кредит (обычно на 3 года) для устранения структурных перекосов. Кроме того, МВФ имеет специальные и льготные механизмы предоставления финансовой помощи странам.

Международный банк реконструкции  и развития (МБРР) - основное кредитное  учреждение группы Всемирного банка. В  отличие от МВФ он предоставляет  кредиты для экономического развития. МБРР является самым крупным кредитором проектов развития в развивающихся  странах со средним уровнем доходов  на душу населения. Все займы банка  должны гарантироваться правительствами  стран-членов. Займы выделяются под  процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев на срок 15-20 лет с  отсрочкой платежей по основной сумме  займа от 3 до 5 лет. Особенностью банка  является то, что он не переносит  сроки платежей по предоставленным  кредитам. Финансовые ресурсы МБРР складываются из собственного капитала, получаемой прибыли от операций, из средне- и долгосрочных займов на мировом  рынке капиталов. Часть заемных  средств банк получает от Центральных  банков отдельных стран.

Международная ассоциация развития (МАР) входит в группу Всемирного банка  и оказывает помощь самым бедным странам, предоставляя беспроцентные  займы с 30-40 летним сроком погашения  и отсрочкой основных платежей в  течение первых 10 лет. Средства МАР  образуются в основном за счет добровольных взносов стран-членов. Льготные кредиты  предоставляются только государствам.

Международная финансовая корпорация также входит в группу Всемирного банка. Она финансирует проекты  частного сектора. Процентные ставки варьируются  в зависимости от страны и проекта. Займы погашаются в течение 3-5 лет. Отсрочка платежей возможна в течение  первых 12 лет. МФК не признает гарантий правительств.

Кроме кредитных учреждений группы Всемирного банка, ресурсы на цели развития предоставляют также  региональные банки развития: Азиатский  банк развития, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития и  ряд других финансовых институтов.

Для содействия переходу стран  ЦВЕ к рыночной экономике с 1991 г. стал действовать Европейский  банк реконструкции и развития (ЕБРР). Доли различных стран в капитале ЕБРР менее дифференцированы, чем  у МБРР.

Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии компаниям, государствам и финансовым институтам для финансирования преимущественно инфраструктурных объектов в менее развитых странах  ЕС. Деятельность  этого банка  первоначально охватывала только участников ЕС впоследствии распространилась и  на другие европейские государства, а также развивающиеся страны, подписавшие Ломейские конвенции.

Кроме ЕИБ, в рамках ЕС действуют  также фонды развития и структурные  фонды, предоставляющие субсидии и  кредиты на льготных условиях.

 

48.Международная  миграция трудовых ресурсов: понятие,  причины, виды, современные тенденции  развития. Современные центры притяжения  трудовых ресурсов.

Международная миграция трудовых ресурсов – перемещение, переселение трудоспособного населения из одной страны в другую, вызванное причинами экономического и иного характера, сопровождаемое сменой постоянного места жительства или возвращением к нему

Причины миграции:

Экономические:

- межстрановые различия  в доходах, зарплате, социальном  обеспечении

- спад производства и  структурная перестройка в национальной  экономике

- отсутствие потребности  в работниках той или иной  квалификации на родине

- желание повысить свой  профессиональный уровень, получить  образование

- НТП, развитие которого  сопровождается ростом потребностей  в квалифицированной рабочей  силе

- переизбыток низкоквалифицированной  рабочей силы, безработица

- ввоз капитала в страну, сопровождающийся иммиграцией в  эту же страну

- различие в ставках  процента на капитал (где можно  больше накопить, туда и едут)

- инвестиционная деятельность  ТНК

- желание установить деловые  контакты или контакты для  будущей миграции

Неэкономические:

- объединение и распад  государств

- природные и экологические  бедствия

- войны, конфликты, политические  и религиозные противоречия

- дискриминация рабочей  силы по полу, национальности, религии,  состоянию здоровья

- желание изучить язык, получить образование

- желание жить в стране, где выше уровень жизни, чище  климат

- желание получить политическую  или идеологическую свободу

- причины личного характера  (воссоединение семей, психологический  фактор)

- «охота к перемене  мест»

Виды  миграции рабочей силы:

По времени: постоянная (долгосрочная, безвозвратная, как правило, межконтинентальная), временная (краткосрочная, как правило, внутриконтинентальная),  сезонная, маятниковая (приграничная)

По степени  законности: легальная, нелегальная

По территориальному охвату: межконтинентальная, внутриконтинентальная

По уровню квалификации мигрантов: высококвалифицированная (интеллектуальная), низкоквалифицированная

По направлениям:

-миграция из развивающихся  стран и стран с переходной  экономикой в развитые страны

-миграция между развитыми  странами

-миграция между развивающимися  странами

-миграция высококвалифицированной  рабочей силы из экономически  развитых стран в развивающиеся  страны

Современные тенденции  международной трудовой миграции:

1. Рост количества трудящихся-мигрантов

2. Рост транснациональной  миграции вследствие развития  ТНК: 

3. Рост доли высококвалифицированных  мигрантов, переход к временной  миграции, связанной с международным  научно-техническим сотрудничеством,  проведением совместных НИОКР

4. Сосредоточение большинства  мигрантов в относительно небольшой   группе развитых стран

5. Появление новых видов  миграции: миграция руководителей  ТНК, теневая миграция, замещающая  миграция (из РС в ПРС вследствие  старения населения в ПРС и  его роста в РС), транснациональная  и виртуальная миграция (вследствие  развития транспорта, коммуникаций)

6. Преобладание рабочих,  в меньшей степени - служащих, специалистов и ученых в миграционных  потоках

7. Повышение значения экспорта  рабочей силы как источника  валютных доходов страны

8. Изменение традиционных  направлений миграции, например:

-Ирландия из страны  эмиграции превратилась в страну-реципиента

-Германия, сдерживавшая иммиграцию, приняла Иммиграционный билль

-наблюдаются значительные  эмиграционные потоки (из числа  коренных жителей и мигрантов)  из стран, которые ранее являлись  традиционно реципиентами иммигрантов  (США, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания и др.)

9. Развитие трудовой миграции, завуалированной под миграцию  студентов с целью обучения  из развивающихся в развитые  страны

10. Учащение возвратной (реэмиграции)  и временной миграции, высококвалифицированных  кадров (особенно стран НИС), вследствие  их гипермобильности, поэтому вместо  традиционной утечки умов появляется  новая транснациональная модель  совестного использования рабочей  силы несколькими странами

11. Ужесточение регулирования  миграции в развитых странах  вследствие угрозы терроризма

12. Усиление значения гендерных  проблем миграции, т.к. женщины  составляют 49% мигрантов и 70% беженцев. Они мигрируют в сектор услуг  и социальный сектор. Ужесточение  проблемы торговли женщинами  и насильственной миграции.

13. Развитие различных  форм теневой и нелегальной  миграции

14. Усиление коммуникации  между миграционными диаспорами  и странами-донорами через: миграционные  сети, финансовые потоки, туризм, Интернет, ассоциации между странами-донорами  и диаспорами, особенно в Латинской  Америке, Азии и Африке

15. Интенсификация международного  сотрудничества по регулированию  миграции:

-в Западном Средиземноморье  – Конференция “5+5”

-в Азии – консультации  министров труда, симпозиумы Балийского  процесса, конференции по Атлантической  иммиграции

-в Африке – общеконтинентальные  консультации по вопросам стратегической  миграционной политики

-в Женеве - “GMG” встречи  глав международных организаций,  развитие Бернской инициативы  Швейцарского правительства 

-Глобальная комиссия по  международной миграции (Global Commission on International Migration, GCIM) и различные диалоги  по глобальной миграции под  эгидой МОМ  в сотрудничестве  с ВТО, ВБ, ВОЗ и др.

 

Современные центры притяжения:

  • Важнейшим центром мирового рынка труда является Западная Европа.
  • В 70-х гг. ХХ в. стремительно сформировался мировой рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока (в этом регионе своеобразным центром миграции, формально этнической, а по сути трудовой, стал Израиль).
  • Североамериканский рынок рабочей силы традиционно принадлежит США, трудовые ресурсы которых исторически сложились за счет иммигрантов
  • Еще один международный регион миграции сформировался в Австралии.
  • В АТР основными импортерами рабочей силы являются Бруней. Япония. Гонконг, Малайзия, Сингапур. Республика Корея, Тайвань, Пакистан.
  • В Латинской Америке наиболее распространенной формой миграции является сельская сезонная, а также кратковременная – на работу в машиностроительных цехах филиалов известных автомобилестроительных ТНК.
  • Африке присуща внутренняя миграция. Принимающими странами здесь выступают страны Северной Африки и ЮАР, где мигранты работают в таких сферах, как алмазо- и золотодобыча, добыча урана.

 

49. Миграционная  политика. Формы и методы государственного  и международного регулирования  внешней трудовой миграции. Миграционная  политика Республики Беларусь.

Мигр.п-ка - комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц через границу страны (как внутрь, так и за её пределы).

Методы регулирования внешней трудовой миграции:

Косвенные методы включают такие, как:

1) средства поощрения валютных  переводов из-за рубежа и их  эффективное использование (предоставление  льгот по валютным вкладам;  продажа мигрантам ценных бумаг,  необлагаемых налогом; создание  благоприятных условий  для  использования валютных средств  на приобретение товаров, земли,  производственного оборудования  и т.п.);

2) таможенная политика, предусматривающая  таможенные льготы для возвращающихся  мигрантов;

3) специальные эмиграционные  программы, дополнительно принимаемые  в ряде стран.

Прямые методы включают такие, как:

1) требования к субъектам  трудовой миграции: к фирмам-посредникам,  трудящимся-мигрантам;

2) экспансионистская политика, направленная на завоевание рабочих  мест на рынках зарубежных  стран;

3) структурная политика, основными  элементами которой могут выступать: 

а) лимитирование выдачи заграничных  паспортов;

б) запрет прямой и косвенный  на выезд отдельных категорий  работников и введение эмиграционных  квот;

в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный  счет.

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение миграционных процессов.

  • Международная организация труда (МОТ). Создана в 1919 г., с 1946 г. стала специализированным учреждением ООН. Одной из наиболее ее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как зарплата, продолжительность рабочего дня,  условия труда, вознаграждение за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда.
  • Международная организация по миграции (МОМ) образована в 1949 г. Ее основные цели: найм на работу, воссоединение семей, получение образования, краткие туристические, семейные, деловые визиты (на срок до 3 месяцев), поиск политического убежища, возвращение граждан на родину, выезд на постоянное жительство.
  • Управление Верховного комиссара по делам беженцев при ООН. Занимается вопросами защиты беженцев, репатриации.
  • Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР. Координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.

Информация о работе Шпаргалка по "Международная экономіка"