Шпаргалка по "Международная экономіка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международная экономіка".

Работа содержит 1 файл

mirovaya_shpory_33.docx

— 195.87 Кб (Скачать)

Эффект отклонения торговли - уменьшение импорта в страну ТС из третьих стран и переориентация его на импорт из ТС, производимых менее эффективно, чем в третьих странах

Эффект уменьшения доходов государственного бюджета  – предполагает их сокращение вследствие снятия таможенных барьеров (t) во взаимной торговле стран ТС

Эффект структурной  перестройки – издержки стран-участниц, связанные с кризисом их неэффективных в условиях конкуренци институтов и субъектов

Эффект увеличения негативной взаимозависимости – издержки стран-участниц вследствие возникновения кризисной ситуации в одной из стран-участниц

Эффект утраты экономического суверенитета – снижение степени автономности воспроизводства стран-участниц МЭИ, уменьшение свободы принятия хозяйственных решений и присвоения их результатов

Эффект увеличения издержек согласования экономических  решений – рост издержек, связанных с гармонизацией и унификацией экономической политики

Эффект увеличения издержек, связанных с движением  капитала внутри региона и притоком капитала из третьих стран – увеличение конкуренции местным инвесторам, давление на экономическую политику со стороны иностранных инвесторов, отток прибыли, сокрытие налогов и т.д.

Эффект отклонения инвестиций – сокращение объема ПИИ и рост объема репатриации зарубежных доходов в страны базирования ТНК, т.к. в результате МЭИ более эффективной становится внутрирегиональная беспошлинная торговля

Эффект дивергенции - усиление экономического неравенства стран-участниц и их регионов вследствие неравномерного распределения выгод и издержек МЭИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

53.Свободные экономические  зоны: задачи, подходы в создании  СЭЗ, классификация СЭЗ. СЭЗ  в РБ.

Свободная экономическая  зона - ограниченная территория с льготными  экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению  к остальной территории. Свободные  экономические зоны создаются для  решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических  задач. Различают:  
-зоны свободной торговли;  
-зоны совместного предпринимательства;  
-банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций;  
-технологические зоны;  
- комплексные зоны.

Подходы, используемые в создании СЭЗ 
История создания СЭЗ знает два концептуальных подхода - территориальный и функциональный. Несмотря на то, что в их основе лежит единый принцип предоставления преференциального режима хозяйствования, тем не менее, между ними есть существенные различия, определяющие выбор одного из них. Согласно первому подходу льготным режимом пользуются предприятия и организации, расположенные на обособленной территории. При втором подходе преференции применяются к определенным видам предпринимательской деятельности вне зависимости от места из размещения. (№7, стр.181). 
Примером реализации первого подхода являются свободные экономические зоны Китая, зона "Манаус" (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются "точечные" зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы, магазины "дьюти фри").  
Выбор одного из двух указанных подходов зависит от конкретных задач, которые должны быть решены в результате организации свободных экономических зон. Так, территориальный подход в большей мере применим при решении проблемы развития какого-то региона, а функциональный - при крупной перестройке структуры экономики в целом или ее отдельных сфер. Функциональный подход более гибок, так как он дает возможность создать так называемые точечные зоны, представленные отдельными предприятиями. В силу этого он более удобен для инвесторов, в том числе и иностранных, не ограничивая их местоположением соответствующей фирмы в стране. Однако в реальной жизни преобладает территориальный подход.

СЭЗ в РБ. СЭЗ «Брест» создана в 1996 г., СЭЗ «Минск» (1998г.), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998г.), СЭЗ «Витебск» (1999г.), СЭЗ «Могилев» (2002г.) и СЭЗ «Гродноинвест» (2002 г).

За сравнительно короткий период функционирования наблюдаются положительные результаты их деятельности: увеличение объемов  производства, экспорта товаров и  услуг, создание новых рабочих мест, более заметное влияние на макроэкономические показатели территориальных образований, рост налоговых поступлений и  сборов в бюджеты различных уровней  и во внебюджетные фонды.

Свободные экономические зоны республики – комплексные зоны, объединяющие функции экспортной, производственной свободной таможенной зон.

 

54.Свободные экономические зоны: классификация, оценка эффективности деятельности. СЭЗ в РБ.

СЭЗ в РБ. СЭЗ «Брест» создана в 1996 г., СЭЗ «Минск» (1998г.), СЭЗ «Гомель-Ратон» (1998г.), СЭЗ «Витебск» (1999г.), СЭЗ «Могилев» (2002г.) и СЭЗ «Гродноинвест» (2002 г).

За сравнительно короткий период функционирования наблюдаются положительные результаты их деятельности: увеличение объемов  производства, экспорта товаров и  услуг, создание новых рабочих мест, более заметное влияние на макроэкономические показатели территориальных образований, рост налоговых поступлений и  сборов в бюджеты различных уровней  и во внебюджетные фонды.

Свободные экономические зоны республики – комплексные зоны, объединяющие функции экспортной, производственной свободной таможенной зон.

Свободная экономическая  зона - ограниченная территория с льготными  экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Свободная экономическая зона обладает особым юридическим статусом по отношению  к остальной территории. Свободные  экономические зоны создаются для  решения внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических  задач. Различают:  
-зоны свободной торговли;  
-зоны совместного предпринимательства;  
-банковские и страховые зоны с льготным режимом осуществления этих операций;  
-технологические зоны;  
- комплексные зоны.

 

55.Таможенный союз  как вид внешнеторговой политики.

таможенный союз представляет собой форму межгосударственного соглашения, заключенного между двумя или более государствами, об отмене в торговле таможенных пошлин.  
Кроме того, условиями таможенного союза предусмотрено создание единой территории. Как правило, страны ТС заключают договор о создании межгосударственных органов, которые должны координировать осуществление единой внешнеторговой политики.  
 
Следует отметить, что единая внешнеторговая политика предусматривает проведение совещаний министров, осуществляющих руководство соответствующими ведомствами, работа которых основывается на деятельности межгосударственного Секретариата. По сути, таможенный союз представляет собой одну из форм межгосударственной интеграции, предусматривающей создание межгосударственных органов. 

 

 

 

56.Особенности  интеграционных процессов в условиях  глобализации. Основные региональные  интеграционные образования.

С одной стороны, в рамках интеграционных группировок  создаются непосредственные предпосылки  для вовлечения стран-участниц в  общемировые хозяйственные связи, накапливается опыт сотрудничества.  
С другой стороны, интеграционные группировки - это своеобразная "защитная реакция" стран на те последствия глобализации, которые способны нанести ущерб их национальным интересам .  
Неоднозначную роль в процессе глобализации играют и международные экономические организации - МВФ, Всемирный банк, ГАТТ- ВТО. Воздействуя на общемировые процессы, регулируя отдельные аспекты экономической жизни (глобальная экономика требует глобального управления), международные организации используются и в качестве инструмента давления на развивающиеся государства, что может иметь негативные последствия даже для экономически окрепших стран. 
Глобализация на современном ее этапе несовершенна уже потому, что наряду с положительными импульсами экономического развития, она может подорвать развитие экономик отдельных стран. Развивающиеся страны поэтому должны не только приспосабливаться к системе глобалистских отношений, но и участвовать в ее формировании в соответствии со своими национальными интересами.

среди региональных интеграционных объединений наибольший интерес представляет Европейский Союз, в рамках которого процесс интеграции происходит в наиболее управляемой форме.

Создание европейского экономического пространства берет начало с образования самостоятельных, но взаимосвязанных организаций — ЕОУС (1951 г.), Евратома и ЕЭС (1957г.).

Впоследствии  развитие организационно-правовой структуры ЕС основывалось на следующих актах: Брюссельский договор 1965 года, Люксембургский договор 1971 года, Единый Европейский Акт 1986 года, Шёнгенское соглашение 1990 года, Маастрихтские соглашения 1992 года, Амстердамский договор.

В настоящее время состояние и  уровень интеграции в регионе характеризуются следующими результатами:

— ликвидированы ограничения во взаимной торговле стран-участниц (полностью  остаточные таможенные барьеры были отменены в 1994 году); создан общий рынок товаров и услуг, в том числе общий рынок для применяемых в ядерной области материалов и оборудования (Евратом) и общий рынок угля и стали (ЕОУС);

— установлен Единый таможенный тариф (ЕТТ) в отношении третьих стран (уровень таможенного союза);

— достигнута свобода передвижения капиталов, рабочей силы;

— обеспечено проведение единой торговой политики;

— осуществляется единая политика субсидирования и протекционизма в отношении  аграрного сектора на базе единой системы цен с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд, а также единая политика в области транспорта;

— ускорен процесс превращения  национальных монополий в ТНК;

— создана валютно-финансовая система  и единая денежная единица — «евро»;

— осуществлено сближение и унификация внутренних систем права по целому ряду направлений;

— создана, функционирует и развивается  особая система права — ПРАВО  ЕС; создается однородная юридическая  среда для предпринимательской  деятельности;

— количество членов ЕС возросло с 6 до 15 государств; сложилась система прикрепления к ЕС большой группы PC — свыше 60 государств — участников Ломейских конвенций.

 

57. Платежный баланс: понятие, принципы составления,  структура.

Платежный баланс – это  стоимостное выражение всего  комплекса мирохозяйственных связей страны в форме соотношения денежных поступлений и платежей; - это  систематизированные записи (статистическая система) всех экономических сделок между резидентами и нерезидентами  за определенный период времени (1 год)

Принципы  составления:

1. Принцип двойной записи (двойного счета)

двусторонняя запись экономических  сделок, отражение каждой операции дважды – по кредиту одного счета  и дебету другого

2. Принцип учета экономической  территории

в ПБ фиксируются сделки, совершенные резидентами определенной экономической территории с нерезидентами

3. Принцип учета резидентности  и центра экономического интереса

в ПБ отражаются операции, осуществленные резидентами страны, критерий определения  которых - центр экономического интереса

Резиденты - домашние хозяйства  или юридические лица, находящиеся  в стране более года и  имеющие  на ее экономической территории центр  своего экономического интереса

Центр экономического интереса имеется, если, размещаясь на экономической  территории страны и имея жилые помещения, производственные площади или другие сооружения, субъект занимается хозяйственной  деятельностью или ведет экономические  операции в значительных масштабах  в течение неопределенно долгого  или определенного, но достаточно продолжительного времени (год и более)

4. Принцип оценки экономических  сделок

-требуется единая система  оценки сделок 

-рекомендуется оценка  по рыночным (фактическим) ценам

-когда рыночную цену  установить невозможно, оценка производится  по ценам аналогичных сделок  или товаров, существовавших на  рынке в период времени, за  который проводится оценка:

5. Принцип учета времени  сделки

-время регистрации записей  по кредиту и дебету должно  совпадать

-операции отражаются в  ПБ в момент создания, трансформации,  обмена, передачи или исчезновения  экономической стоимости

6. Принцип единой единицы  учета

-единица учета должна  быть стабильной, чтобы изменения  ее курса в течение учетного  периода не отражались на итоговых  показателях

Структура ПБ

  • торговый баланс
  • баланс услуг и некоммерческих операций
  • баланс доходов
  • баланс трансфертов
  • баланс движения капиталов и кредитов
  • баланс движения золотовалютных резервов 
  • Счет текущих операций
  • Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами

Торговый  баланс (ТБ) отражает реальные операции с товарами, т. е. экспорт и импорт

  • активный ТБ
  • пассивный ТБ

Баланс услуг  и некоммерческих операций включает платежи и поступления от операций по купле-продаже услуг

Баланс доходов

  • выплаты доходов по инвестициям за границей и процентов по международным кредитам
  • предоставление военной помощи иностранным государствам, военные расходы за рубежом
  • выплаты лицам наемного труда (резидентам – за границей и нерезидентам – в стране)

Баланс трансфертов

  • односторонние переводы (трансфертные платежи) - записи, отражающие переход прав собственности на реальные или финансовые ресурсы от резидентов к нерезидентам и наоборот,

Счет текущих  операций

  • охватывает трансакции, совершаемые в сфере реальной экономики, на рынке товаров и услуг
  • отражает величину реальных ценностей, которые страна передала загранице или получила от нее в дополнение к ВВП
  • показывает, живет ли страна «по своим доходам»

Информация о работе Шпаргалка по "Международная экономіка"