Шпаргалка по "Международная экономіка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международная экономіка".

Работа содержит 1 файл

mirovaya_shpory_33.docx

— 195.87 Кб (Скачать)

В настоящее время наблюдаются  новые подходы в миграционной политике. Все больше признается необходимость  сбалансированного, комплексного, многоуровневого  и многостороннего управления миграционными  процессами, ядром которого должно стать противодействие факторам, порождающим миграцию. В миграционную политику стали активнее включаться такие средства, как внешняя помощь, ПИИ, меры внешнеторговой политики, которые, способствуя установлению благоприятного делового климата, призваны сдерживать миграцию из основных стран-доноров. Соответственно адресатами миграционной политики становятся не только прибывающие в развитые государства и проживающие там  иностранцы, но и потенциальные мигранты.

Формируя цели государственной  миграционной политики, Беларусь исходит  из необходимости цивилизованного  вхождения в мировой рынок  труда. В области экспорта рабочей  силы таковыми являются:

- организация оптимального  оттока рабочих рук;

- уменьшение безвозвратной  миграции, превращение ее в возвратную, приносящую значительные экономические  выгоды;

- создание имиджа нашей  профессиональной рабочей силе  за рубежом;

- защита прав и интересов  трудящихся мигрантов за рубежом.

В области импорта рабочей  силы целями миграционной политики являются:

- закрепление принципа  приоритетности белорусских граждан  на занятие вакантных мест;

- удовлетворение потребностей  экономики республики в трудовых  ресурсах в необходимом объеме  и соответствующего качества;

пресечение нелегальной иммиграции.

 

50.РБ и международный рынок труда. Миграционная политика РБ.

Мигр.п-ка - комплекс правил, мер и ограничений, направленных на упорядочение гражданских и общественных отношений в области перемещения лиц через границу страны (как внутрь, так и за её пределы).

Методы регулирования внешней трудовой миграции:

Косвенные методы включают такие, как:

1) средства поощрения валютных  переводов из-за рубежа и их  эффективное использование (предоставление  льгот по валютным вкладам;  продажа мигрантам ценных бумаг,  необлагаемых налогом; создание  благоприятных условий  для  использования валютных средств  на приобретение товаров, земли,  производственного оборудования  и т.п.);

2) таможенная политика, предусматривающая  таможенные льготы для возвращающихся  мигрантов;

3) специальные эмиграционные  программы, дополнительно принимаемые  в ряде стран.

Прямые методы включают такие, как:

1) требования к субъектам  трудовой миграции: к фирмам-посредникам,  трудящимся-мигрантам;

2) экспансионистская политика, направленная на завоевание рабочих  мест на рынках зарубежных  стран;

3) структурная политика, основными  элементами которой могут выступать: 

а) лимитирование выдачи заграничных  паспортов;

б) запрет прямой и косвенный  на выезд отдельных категорий  работников и введение эмиграционных  квот;

в) установление сроков обязательной работы в стране после завершения образования за государственный  счет.

На международном уровне создано несколько организаций, работа которых направлена на упорядочение миграционных процессов.

  • Международная организация труда (МОТ). Создана в 1919 г., с 1946 г. стала специализированным учреждением ООН. Одной из наиболее ее важных функций является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как зарплата, продолжительность рабочего дня,  условия труда, вознаграждение за труд, социальное обеспечение, оплачиваемый отпуск, охрана труда.
  • Международная организация по миграции (МОМ) образована в 1949 г. Ее основные цели: найм на работу, воссоединение семей, получение образования, краткие туристические, семейные, деловые визиты (на срок до 3 месяцев), поиск политического убежища, возвращение граждан на родину, выезд на постоянное жительство.
  • Управление Верховного комиссара по делам беженцев при ООН. Занимается вопросами защиты беженцев, репатриации.
  • Система постоянного наблюдения за миграцией (СОПЕМИ) при ОЭСР. Координирует деятельность национальных иммиграционных управлений.

В настоящее время наблюдаются  новые подходы в миграционной политике. Все больше признается необходимость  сбалансированного, комплексного, многоуровневого  и многостороннего управления миграционными  процессами, ядром которого должно стать противодействие факторам, порождающим миграцию. В миграционную политику стали активнее включаться такие средства, как внешняя помощь, ПИИ, меры внешнеторговой политики, которые, способствуя установлению благоприятного делового климата, призваны сдерживать миграцию из основных стран-доноров. Соответственно адресатами миграционной политики становятся не только прибывающие в развитые государства и проживающие там  иностранцы, но и потенциальные мигранты.

Формируя цели государственной  миграционной политики, Беларусь исходит  из необходимости цивилизованного  вхождения в мировой рынок  труда. В области экспорта рабочей силы таковыми являются:

- организация оптимального  оттока рабочих рук;

- уменьшение безвозвратной  миграции, превращение ее в возвратную, приносящую значительные экономические  выгоды;

- создание имиджа нашей  профессиональной рабочей силе  за рубежом;

- защита прав и интересов  трудящихся мигрантов за рубежом.

В области  импорта рабочей силы целями миграционной политики являются:

- закрепление принципа  приоритетности белорусских граждан  на занятие вакантных мест;

- удовлетворение потребностей  экономики республики в трудовых  ресурсах в необходимом объеме  и соответствующего качества;

пресечение нелегальной  иммиграции.

 

 

51.международная  экономическая Интеграция: понятие,  признаки, цели, формы, экономические  последствия (эффекты).

 

Международная экономическая интеграция (МЭИ) – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению, взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств в единую систему экономических отношений, сопровождающийся заключением интеграционных договоров и согласованно регулируемый межгосударственными и наднациональными органами власти

Признаки  интеграции:

-двойственность: сочетание  свойств международных и внутринациональных  экономических отношений

-разнообразие форм: включает  в себя другие формы МЭО,  все сферы

-высокая степень взаимозависимости  субъектов интеграции

-высокая степень сцепления  отношений, трудность и убыточность  разрыва отношений

-устойчивость, стабильность  отношений

-синхронизация циклов  экономического развития стран

-единство региона относительно  внешней среды

Предпосылки интеграции:

Интеграция реально развивается  между  национальными  хозяйствами, которые:

-близки географически,  институционально, культурно, исторически

-близки по уровню экономического  развития

-имеют общих партнеров  или соперников из числа третьих  стран

-имеют общие экономические  и политические проблемы

-имеют высокий ВВП на  душу населения

-имеют взаимодополняемые  экономики

-имеют развитую обрабатывающую  промышленность и производственную  инфраструктуру

-имеют тесные внутриотраслевые  торговые и производственные  связи в тех отраслях, с продукцией  которых выходят на рынки третьих  стран

-имеют достаточно открытые  экономики

-обладают достаточно развитыми  рыночными институтами

Формы интеграции (критерий: уровень МЭО)

Институциональная - формирование национальных институтов, институтов интеграции и системы отношений микро-, мезо- и макроэкономических субъектов по поводу сближения, гармонизации, унификации, слияния, устранения национальных институтов, создания и поддержания институтов МЭИ

Макроэкономическая – взаимодействие агрегированных субъектов, в т.ч. национальных хозяйств, синхронизация динамики их макроэкономических характеристик, что создает предпосылки для координации национальных и осуществления наднациональной макроэкономической политики

Мезоэкономическая – выравнивание параметров и интеграция отдельных рынков товаров, услуг, факторов производства

Микроэкономическая - развитие отношений между хозяйственными субъектами стран-участниц

Эти формы МЭИ тесно  взаимосвязаны между собой и  развитие лишь одной из них не гарантирует  формирование реально интегрированного экономического сообщества.

Формы МЭИ (по степени  интегрированности национальных хозяйств)

Формальная интеграция (квазиинтеграция) – МЭИ, в процессе которой страны заключают интеграционные соглашения, но не выполняют их на практике

Реальная интеграция - МЭИ, в процессе которой наряду с заключением интеграционных соглашений МЭИ развивается и в реальном секторе экономики

Формы МЭИ (по субъектам, инициирующим МЭИ)

Интеграция сверху – МЭИ, которая начинается по инициативе государственных органов власти, региональных комиссий ООН или других международных организаций

Интеграция снизу  – МЭИ, которая инициируется микроэкономическими субъектами (предприятия, фирмы, компании, ТНК, МНК, ТНБ, НКУ и др.)

Формы МЭИ (по охватываемой территории): региональная, субрегиональная, межрегиональная, глобальная

 

52. Международная  экономическая интеграция: условия,  этапы, экономические последствия  и эффекты интеграции.

Формы (этапы) экономической  интеграции

Преференциальное  торговое соглашение - Предполагает установление более благоприятного торгового режима между заключившими его странами, по сравнению с третьими странами. Происходит сокращение таможенных барьеров во взаимной торговле между странами, но не их полное устранение. Создание межгосударственных регулирующих институтов не предусматривается.

Зона свободной  торговли - Предполагает полную отмену таможенно-тарифных и некоторых нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами при сохранении национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран и координируется небольшим межгосударственным секретариатом.

Таможенный союз - Предполагает отмену таможенно-тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и введение общих торговых барьеров в отношении третьих стран. Кроме постоянного межгосударственного органа создаются дополнительные межгосударственные и наднациональные органы по вопросам координации внешнеэкономической политики в отношении третьих стран.

Общий рынок - Предполагает создание условий для свободного движения не только товаров, но и услуг, факторов производства. Координация осуществляется на периодических совещаниях глав государств, глав правительств, министров. Создается постоянный межгосударственный секретариат и более разветвленная система регулирующих меж- и наднациональных органов.

Экономический и  валютный союз - Предполагает проведение единой макроэкономической политики, введение единой валюты. Система органов власти перестраивается в направлении увеличения их наднационального характера, расширения полномочий, дифференциации их функциональных обязанностей по сферам экономики и направлениям макроэкономической политики.

Политический  союз - Предполагает отказ стран от национального суверенитета и образование наднационального федеративного или конфедеративного союза с единой Конституцией. В процесс МЭИ в последнюю очередь включаются те сферы политики, которые всегда считались прерогативой государства: налоговая, внешняя, безопасности, внутренних дел и правосудия.

Последствия (эффекты) интеграции:

Положительные статические эффекты интеграции (проявляются сразу после начала МЭИ):

Эффект создания торговли - расширение импорта страны-участницы ТС из других стран-участниц за счет снятия барьеров во взаимной торговле

Эффект сокращения торговых издержек - сокращение издержек торговли за счет унификации и гармонизации политики и законодательства

Эффект улучшения  условий торговли - увеличение способности стран-участниц МЭИ перераспределять мировое благосостояние в свою пользу через улучшение своих условий торговли с третьими странами

Эффект содействия конкуренции -  уменьшение монополизированности рынков и усиление конкуренции на территории МЭИ; создания инвестиций - замещение товарного импорта из третьих стран прямыми инвестициями на территорию МЭИ вследствие сохранения торговых барьеров с ними

Эффект потребления - Предполагает, что снятие барьеров во взаимной торговле приводит к росту потребляемого импорта из стран ТС по более низким ценам

Положительные динамические эффекты интеграции (проявляются на более поздних этапах):

Эффект пространственного  распределения и структурных изменений – более эффективное распределение экономической деятельности по территории интеграции

Эффект экономии на масштабе производства – снижение средних издержек в результате роста масштабов производства на территории интеграции

Эффект накопления – снижение риска капиталовложений, улучшение инвестиционного климата, рост доходности капитала, приток капитала на территории МЭИ

Эффект экономического роста – приращение темпов роста ВВП за счет ускорения технического прогресса

Эффект конвергенции - синхронизация циклов экономического развития стран, выравнивание динамики их макроэкономических показателей

Эффект домино - получение дополнительных выгод странами-участницами МЭИ за счет подключения новых стран к системе интеграции

Отрицательные эффекты интеграции:

Информация о работе Шпаргалка по "Международная экономіка"