Шпаргалка по "Международная экономіка"

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Международная экономіка".

Работа содержит 1 файл

mirovaya_shpory_33.docx

— 195.87 Кб (Скачать)

Оптимальная ставка тарифа — уровень тарифа, обеспечивающий максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

При невысоком номинальном  уровне тарифа на импорт товара большой  страной существует возможность  нахождения его оптимальной ставки. При отсутствии тарифа (Т=0) экономическое благосостояние большой страны находится на уровне Е г Максимальное положительное воздействие тарифа на экономическое благосостояние достигается при оптимальном уровне тарифа Т , при котором за счет превышения выигрыша от улучшения условий торговли над потерями от введения тарифа экономическое благосостояние возрастает до уровня Е 2 . Затем, по мере увеличения ставки тарифа, экономические потери начинают все более перекрывать получаемый выигрыш до тех пор, пока уровень тарифа не станет настолько высоким или запретительным (Т), что импорт товара в страну потеряет экономический смысл. Из-за отсутствия более дешевого импорта экономическое благосостояние страны упадет на уровень Е 3 . Дальнейшее увеличение ставки тарифа уже никак не сможет сказаться на экономическом благосостоянии, поскольку импорта просто не будет.

Оптимальный тариф имеет следующие основные черты, которые необходимо учитывать при осуществлении государственной внешнеэкономической политики:

  • ставка оптимального тарифа всегда положительна и находится в промежутке между 0 и запретительной ставкой тарифа;
  • ставка оптимального тарифа всегда относительно невелика. Расчеты при предпосылке линейного характера функций спроса и предложения показывают, что для большой страны выигрыш от улучшений условий торговли перевешивает возникающие экономические потери только в случае, если ставка импортного тарифа относительно невелика и если как можно большая часть его перекладывается на иностранных поставщиков за счет снижения мировой цены на импортный товар;
  • ставка оптимального тарифа обрат- на эластичности импорта. Чем ниже эластичность импорта по цене (объемы импорта изменяются несущественно при колебании цен на него), тем выше ставка оптимального тарифа. Чем выше эластичность импорта по цене (при росте цен объемы сокращаются пропорционально), тем ниже ставка оптимального тарифа. В экстремальном случае при бесконечно большой эластичности импорта оптимальный тариф равен нулю, то есть его просто не нужно вводить;
  • оптимальный тариф ведет к экономическому выигрышу одной страны, но к потерям международной экономики в целом, поскольку является лишь перераспределением доходов от одной страны к другой. Мировое хозяйство в целом испытывает эффекты защиты и потребления, то есть несет потери из-за необходимости развития менее эффективного по сравнению с зарубежным внутреннего производства и из-за сокращения внутреннего потребления во всех странах.

Наиболее универсальными принципами построения импортных таможенных тарифов  в интересах покровительствованиянациональному производству являются принцип эскалации тарифа и система его построения на основе принципа эффективной тарифной защиты. Использование указанных подходов позволяет упорядочить структуру ставок импортного тарифа. Общей предпосылкой в данном случае будет придание всему тарифу единой направленности на создание условий для облегчения конкуренции отечественных предприятий с иностранными поставщиками. 
Принцип эскалации тарифа основан только на учете характера товара. Эскалация товара – повышение ставок тарифа на товары по мере повышения степени их обработки.

Этому принципу следуют подавляющее большинство государств. На практике это выражается в установлении наиболее низких ставок пошлин на сырьевые товары и наиболее высоких – на готовые изделия и продукцию высокой степени обработки. 
Таким образом, создаются стимулы для ввоза в страну в первую очередь необходимых сырья и механизмов. При этом создаются барьеры на пути ввоза готовых изделий и продукции высокой степени переработки, что создает стимулы для развития обрабатывающей промышленности внутри страны.

 

25.Нетарифные меры внешнеторговой  политики: количественные ограничения  внешней торговли.

Нетарифные  меры:

  1. Колличественные
  • Квота ( импортная, экспортная). Импортная квота – это ограничение в колличественном или стоимостном выражении, разрешённой к возу за определённый период. Квота обеспечивает гибкость внешне торговой политики. Лучше защищает производителя гарантируя определённый объём торговли, независимо от динамики мировой цены. Более  благоприятна для имиджа страны НО: возможна монополизация экономики, возможна нечнстная конкуренция импортёра и редставление им квот. Экспортные квоты вводятся : 1) для предотврщения ввоза дифицитных товаров. 2) В соответствии с международными соглашениями в доле экспорта товаров страны.
  • Лицензирование. Аналогично квоте. Обязательная оплата лицензии.
  • Добровольные экспортные ограничения – это колличественное ограничение экспорта, страной экспортёром. Вводится обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних жёстких мер протекционизма. Не выгодня для импортирующей страны в целом, но но защищают производителя. Добровольные экспортные ограничения напрвлены на завоевание господствующего положения на внутреннем рынке. Страны экспортёры часто находят иные пути, такие как переключение на экспорт других товаров и образовать предприятия за границей.
  1. Нетарифные финансовые меры ( субсидии)

Экспортная субсидия позволяет  выйти на мировой рынок благодаря  улучшению качества и продажи  товаров по более низкой цене так  как субсидии покрывает убытки. Субсидия позволяет увеличению производства и продавать на внешнем рынке  деевле чем другие страны. Для увеличения объёма экспорта так же используют экспортные кредиты на льготных условияхпод  ставку % ниже рыночных. Субсидии являются разновидностью помощи экспортёра.

 

26.Нетарифные меры  внешнеторговой политики: демпинг.  Антидемпинговые пошлины

ДЕМПИНГ — продажа товаров на внутреннем рынке по цене меньше чем в других странах и ниже внутренней цены..

Демпинг обычно осуществляется с целью  уничтожения зарубежного конкурента, продажа излишков, когда внутренние объёмы производства превышают ёмкость  внутреннег рынка и обоснование  цен.

Зачастую демпинг поощряется государством страны-экспортера путем прямых или  косвенных выплат дотаций и субсидий производителю или продавцу экспортного  товара. Это особенно присуще странам  с жестко планируемой экономикой, где в том или ином виде существует монополия государства на внешнюю  торговлю или доля государственного сектора в хозяйстве является подавляющей. Поскольку продажа  по демпинговым ценам наносит  ущерб экономике стран-импортеров, их правительства используют в качестве защиты антидемпинговые, или, как их иногда называют, компенсационные, пошлины, величина которых определяется как  разница между «нормальной» и  фактической ценами предлагаемых экспортером товаров. Иногда во внешней торговле используется т. н. скрытый демпинг, осуществляемый фирмами-компаньонами. Он представляет собой продажу ввезенного импортером товара на своем внутреннем рынке по цене ниже той, которая ему выставлена в инвойсе экспортера, компаньоном которого является импортер. В этом случае демпинговая разница исчисляется на базе цены, по которой товар перепродается импортером. Порядок применения антидемпинговых пошлин регулируется ГАТТ, которое исключает злоупотребления в этой области. В частности, установлено,что антидемпинговые пошлины взимаются лишь с целью устранения действия дотаций или субсидий, предоставляемых прямо или косвенно на изготовление, производство или экспорт какого-либо товара. Поэтому даже в тех случаях, когда цена экспортного товара ниже «нормальной», антидемпинговые пошлины не взимаются, если причиной заниженной экспортной цены явилось: освобождение экспортного товара от пошлин или сборов, налагаемых на аналогичные товары в стране происхождения или экспорта, или возвращение таких пошлин или сборов; действие системы стабилизации внутренних цен или доходов производителей сырьевых товаров, не связанное с движением экспортных цен. Кроме того, правила ГАТТ вообще рекомендуют воздерживаться от применения антидемпинговых пошлин и разрешают их использовать лишь в том случае, если демпинг причиняет или угрожает причинить материальный ущерб промышленности страны-импортера или может существенно задержать ее создание.

 

27.Нетарифные меры внешнеторговой политики: добровольные экспортные ограничения.

Добровольное ограничение  экспорта — метод нетарифного регулирования внешней торговли. Представляет собой соглашение между экспортирующей и импортирующей страной, заключенное по инициативе или под давлением импортирующей страны. В соответствии с данным соглашением экспортирующая страна ограничивает вывоз определенных товаров (устанавливает квоту на вывоз товаров) Термин  (добровольное ограничение экспорта) означает обязательство ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, которое может быть принято в результате официального или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товаров. Чаще всего на такое добровольное ограничение идут производители или продавцы товаров, которые нарушили законодательство о честной конкуренции стран, в которые осуществлялся экспорт данной продукции. Как правило, этот шаг необходим для того, чтобы предотвратить антидемпинговое обложение поставок. добровольные экспортные ограничения не являются одним из видов антидемпинговых обязательств прежде всего потому, что они принимаются не экспортером демпингового товара, а властями государства-экспортера, но могут использоваться в антидемпинговом процессе для противодействия демпинговому импорту товаров.

 

28.Нетарифные меры внешнеторговой  политики: экспортные субсидии. Экономические  эффекты экспортных субсидий.

Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одной  из форм стимулирования отечественных  экспортных отраслей являются экспортные субсидии, т.е. льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. В результате таких субсидий экспортеры получают возможность продавать товар на внешнем рынке по более низкой цене, чем на внутреннем.  
Экспортные субсидии могут быть прямыми ( выплата дотации производителю при его выходе на внешней рынок ) и косвенными ( путем льготного налогооблажения, кредитования, страхования и т.п.). 
Среди них можно отметить: льготное государственное кредитование экспорта (уменьшение ставок и удлинение сроков кредита), государственное страхование экспортных кредитов, прямое субсидирование экспорта и различные налоговые льготы для экспортеров. Используют также различные формы информационного и организационного содействия экспорту продукции национальных предприятий, обеспечение торгово-экономической информацией, развитие транспортной и информационной инфраструктуры, организации ярмарок и выставок и т.п. Используется государством с целью поощрения вывоза определенных видов продукции и предоставления услуг иностранным партнерам, для расширения экспорта, овладения внешними рынками. Экспортная субсидия создает более благоприятные ценовые условия для реализации товаров на зарубежных рынках.

В мировой практике экспортные субсидии, как правило, применяются в форме  полного либо частичного освобождения фирм-экспортеров от уплаты тех или  иных налогов, импортных пошлин, возврата акцизных сборов, либо в виде прямого  субсидирования экспорта, как это, например, делается в США в процессе продажи  зерновых на мировых рынках, чтобы  поддержать тем самым своих отечественных  фермеров. В ЕЭС экспортные субсидии применяются в виде возврата налога при экспорте.

 

29. Международные  картели

Еще одной формой внешнеторговой политики, которая связана с монополизацией рынка, является международные картели. Это монополистические объединения  экспортеров, которые путем обеспечения  контроля за объемами производ­ства  ограничивают конкуренцию между  продавцами для уста­новления выгодных цен.Такие картели создаются на рынках сырьевых и сельскохозяйственных товаров, характеризующихся низкой эластичностью спроса по цене с ограниченным числом продавцов. Выйгрыш стран  картеля зависит от уровня эластичности спроса на данный товар, получают его  за счёт установления картельной надбавки к цене.

Власть картеля не может  быть долгой так как: 1) будут искать  товары заменители и эластичность спроса на данный товар будет рости. 2) Высокие  цены будут привлекать в отрасль  новых производителей и эластичность поставок товара из альтернативных картелю  источников будет рости. Для поддержки  высоких цен, картель будет снижать  объём продаж, и доля продаж картеля  на мировом рынке снижается, а  значит снизится степень господства картеля и надбавки к цене.

 

30.Экономические санкции  как крайняя форма ограничения  внешней торговли.

Крайней формой государственного ограничения  внешней торговли являются экономические  санкции, например, торговое эмбарго  — запрещение государством ввоза  в какую-либо страну или завоза из какой-либо страны товаров Страна вводит эмбарго на торговлю с другой страной, как правило, по политическим мотивам. Экономические санкции по отношению к какой-либо стране могут также носить коллективный характер, например, когда они водятся по решению ООН.Из общей теории очевидно, что эмбарго наносит экономический ущерб как стране, вводящей эмбарго, так и стране, против второй оно вводится. Кроме того, для третьих стран, не присоединившихся к эмбарго, возникает возможность получить дополнительный выигрыш. В стране, вводящей эмбарго, цена падает (поскольку теперь больше продукции реализуется на внутреннем рынке), а в стране, против которой эмбарго вводится, цена, наоборот, растет и объем импорта сокращается. Целью введения эмбарго, однако, является не получение экономических выгод, а оказание давления на страну для достижения определенных политических целей. С этой точки зрения успех эмбарго более вероятен в том случае, если: во-первых, страна, вводящая эмбарго, имеет высокую эластичность экспортного предложения, т.е. может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта; во-вторых, у страны, против которой вводится эмбарго, низкая эластичность спроса на импорт, т.е. она сильно зависит от внешней торговли, в-третьих, если вводимые санкции неожиданны и масштабны.

Информация о работе Шпаргалка по "Международная экономіка"