Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:45, шпаргалка
экономика вопросы 30 in ДВАГС
Социальная политика государства - это политика, направленная на смягчение неравенства в распределении доходов, неизбежно присущего рыночной экономике.
Особое место в социальной политике занимает механизм социальной защиты населения. Социальная защита экономически активного населения предполагает:
• проведение государством через налоговый механизм, кредитно-финансовую политику поддержку предприятий, направленную на сохранение и содержание новых рабочих мест;
• гарантированные выплаты компенсаций, пособий по безработице, содействие в трудоустройстве и обучении новым дефицитным профессиям. Эти меры позволяют минимизировать потери общества, обусловленные несовершенством рыночного механизма функционирования рынка труда;
Источником средств для социальной зашиты являются бюджеты разных уровней, внебюджетные государственные фонды социальной поддержки, государственное страхование по безработице, страховые средства работодателей, общественные и частные благотворительные фонды.
Социальная защита государства предполагает и меры по обеспечению содержания нетрудоспособных членов общества
В социальном обеспечении выделяют:
Бедность — абсолютная бедность означает, что индивид или семья находится за чертой прожиточного минимума; относительная бедность показывает степень разрыва между доходами низкооплачиваемых граждан и заработками среднего или высокооплачиваемого слоев. Состояние людей, доходы которых находятся ниже минимума, определяемого национальной статистикой. В России в числе бедных находилось 20% населения страны (1997).
Проблема бедности. Неимущие есть практически повсеместно, хотя причины человеческих трагедий могут быть самыми разными. Это — болезни, наркотики, потеря кормильца и одиночество, материальные и житейские катастрофы, вынужденные переселения и т.д. В периоды нестабильности количество обездоленных возрастает. Но при сравнительно одинаковом уровне душевого дохода численность бедных выше там, где больше богатых и очень богатых людей.
Обострение проблемы бедности стало, пожалуй, самым болезненным явлением переходной экономики.
Исходным в нашей практике преодоления бедности остается прожиточный минимум.
При выяснении феномена бедности внимание обращают обычно на географию ее распространения, на особую остроту положения одиноких пенсионеров, а также на степень отставания реальных доходов от прожиточного минимума.
Поддержка неимущих и обездоленных стала первостепенной задачей общества. В первую очередь оно заботится о детях, стариках, инвалидах, многодетных семьях и безработных. В государственных бюджетах эти расходы относятся к трансфертным. Социальную поддержку оказывают также различные фонды -национальные и международные.
В конечном счете попытки решительных действий по выравниванию доходов завершаются, как показала практика, «уравнением в бедности». Потолок в доходе ослабляет материальную заинтересованность в труде, гасит инициативу и новаторство, снижает выпуск продукции. К подобным следствиям приводит как прямой государственный контроль за уровнем зарплаты, так и увеличение налогов на обеспеченные слои населения. К тому же, как писал А. Окун, «перенос денег от богатых к бедным осуществляется в дырявом ведре». Но тот, кто высоко ценит равенство, согласен на его экономические издержки, хотя лучшим выходом из положения является компромисс.
Существует такой специфический термин, как «ловушка бедности», смысл которого состоит в том, что по мере роста дохода у низкооплачиваемого работника, пособия по бедности снимаются, но в то же время повышается подоходный налог. Ловушка бедности не стимулирует поиски дополнительных заработков.
Если государство делает выбор в пользу терпимого неравенства, то обычно наряду с некоторым уменьшением налогов на доходы оно корректирует доступ к социальной поддержке. Возможно, что известное ослабление налогового бремени, стимулируя экономический рост и снижение издержек производства, станет более реальной помощью для бедных, чем дорогостоящие социальные программы.
Социальная политика и социальная защита.
Основные усилия социальной политики до лета 1998 г. были направлены на смягчение последствий от сокращения объемов производства, закрытия предприятий, на ликвидацию последствий высокой инфляции и роста безработицы. Это привело к тому, что государственные расходы на социальные нужды увеличились с начала реформы до 1998 г. примерно в 2 раза. Разразившийся финансовый кризис привел к ухудшению ситуации в экономике, снижению налоговых поступлений в бюджет и во внебюджетные фонды, и следовательно, ограничил возможности увеличения расходов на социальные нужды из госбюджета.
Все это
говорит о необходимости
Дополнительные источники, на наш взгляд, можно найти, изменив например, соотношение внутри вновь создаваемой стоимости в пользу необходимого продукта, тогда прибавочный продукт (прибыль предпринимателя) сократится, а заработная плата возрастет. Это реальный путь, ибо всегда, даже при социализме, доля необходимого продукта у нас была ниже, чем в рыночной экономике, а за годы реформы она уменьшилась почти вдвое.
Необходимо также усилить контроль за использованием бюджетных средств, прекратить так называемую «утечку» средств в неизвестном направлении, создать условия для легализации теневой экономики и теневых доходов, возвращения капиталов из-за границы. И, конечно, при финансировании социальных расходов необходимо навсегда отказаться от остаточного принципа, который на практике все еще существует.
Должен быть разработан комплекс мер по социальной защите населения в условиях рыночного хозяйства. Вся система социальной зашиты должна быть гарантирована любому гражданину страны во всех предусмотренных законодательством случаях. Это обеспечивает стабильность положения каждого человека только тогда, когда все социальные мероприятия не носят разового характера и не зависят от решения исполнительной власти.
Социальная
защита должна предусматривать
Кроме того, в целях социальной защиты должны использоваться меры предупреждающего характера. Особенно это относится к индексации доходов населения в периоды роста инфляции и к предупреждению социальных и экологических катаклизмов.
Источники средств социальной защиты предусматривают прежде всего использование средств государственного бюджета, средств работодателей и получателей социальной защиты. Ускоренное развитие частного предпринимательства и смешанных форм собственности неизбежно сужает сферу прямого государственного воздействия на решение социальных проблем, и многие социальные функции переходят к новым собственникам. Речь идет в первую очередь о вопросах формирования доходов, о социальной защите и содержании социальной инфраструктуры. В этом случае административные методы регулирования отношений между населением и работодателями заменяются договорными.
Э Тема 8 Эконом рост
1. Экономический рост — это изменение результатов функционирования производительных сил общества.
Для экономического роста характерно:
Экономическое развитие, как понятие, более полное по сравнению с экономическим ростом, отражает хозяйственный прогресс.
Хозяйственный прогресс означает:
Экономический рост связан в первую очередь с количественны приращением, созданной продукции. Он может игнорировать такие важные направления хозяйственного развития как обновление производства и ассортимента товаров, формирование условий для поддержания нормальной экологической среды и др. А именно эти процессы демонстрируют усложнение развития экономики и переход ее на более высокий качественный уровень.
Сущность и значение экономического роста заключаются в постоянном разрешении и повторении уже на новом уровне основной проблемы любой хозяйственной системы — противоречия между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью людских потребностей. Экономический рост позволяет одновременно увеличивать:
Измерение экономического роста осуществляется с помощью показателя темпа прироста реального национального дохода, или реального ВВП, в целом или на душу населения.
Экономический рост может измеряться:
-в количественном
выражении (количественный
-в стоимостном выражении (стоимостной рост).
В экономической литературе еще со времен Ж.Б. Сэя выделяют три фактора производства:
Сегодня обращают внимание еще на два фактора, от которых зависит экономический рост:
Факторы экономического роста могут подразделятся:
факторы предложения:
факторы спроса:
факторы распределения:
В любом случае рост экономики в первую очередь зависит от возможностей производства и связан с использованием основных видов производственных ресурсов — трудовых, капитальных, природных (земельных), имеющихся в ограниченном количестве.
Переход на новое качество экономического роста означает, что экономическое развитие: