Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

экономика вопросы 30 in ДВАГС

Работа содержит 1 файл

зкономический блок.doc

— 693.50 Кб (Скачать)

Существуют  различные виды ценовой дискриминации:

-пространственная  дискриминация (продажа в городе  и в деревне по разным ценам);

-временная  (продажа железнодорожных и авиабилетов  в зависимости от сезона);

-по  доходам потребителей (предоставление услуг для бедных и богатых);

-по  объему потребления блага (минимально  необходимое количество и сверх  того);

-по  социальному статусу потребителя  (проездные билеты для студентов  и работающих).

Монополистическая конкуренция:

  • число производителей и продавцов относительно большое, много мелких фирм;
  • производится продукция, дифференцированная по качеству, по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п.;
  • конкуренция не только ценовая, но и неценовая, делается акцент на качестве, рекламе, торговых знаках и т.д.;
  • главная черта данной модели конкуренции — контроль над ценами в довольно узких рамках;
  • относительная легкость вступления фирм в отрасль (рынок).

В данной модели сочетаются монопольная власть над товаром и конкуренция.

Признаки  рынка монополистической конкуренции.

  1. Монополистическая конкуренция развивается там, где требуется дифференциация продукта, поскольку на таком рынке при продаже своих изделий производителю приходится в большей мере учитывать разброс вкусов потребителей.
  2. На рынке присутствует относительно большое количество фирм разных размеров. Широко представлены некрупные фирмы. Доля каждой из них в отраслевом предложении незначительна, поэтому фирмы имеют очень ограниченные возможности в навязывании покупателю особо выгодных для себя цен.
  3. На рынке монополистической конкуренции отсутствуют высокие барьеры для вступления в отрасль. Характерная стратегия получать доход за счет роста качества, а не за счет наращивания объема продаж позволяет функционировать на этом рынке небольшим фирмам. Это дает возможность начать новое дело без массированных капиталовложений, что облегчает вступление в отрасль.

В отличие от рынка чистой монополии подобные ограничения здесь не являются в полной мере запретительными для хозяйствования, поскольку патентуются, как правило, товары-субституты, т.е. товары, имеющие заменителей (при отсутствии гербовой бумаги пишут на простой).

4. Продавец в своих решениях относительно цены и объема выпускаемой продукции не считается с возможной реакцией конкурентов. Это связано с тем, что наличие большого количества соперников не позволяет договориться об ответной мере.

Монополистическая конкуренция действует на рынке дифференцированного продукта.

Дифференцированный продукт является противоположностью стандартной продукции. В условиях конкуренции качества производители предлагают рынку разные варианты потребительских свойств товара, стремясь обойти в этом конкурентов. Каждый из этих вариантов представляет к продаже дифференцированный продукт. Например, если все предприятия производят обычные пылесосы, а лишь одно из них — пылесосы, позволяющие совершать влажную уборку, то именно оно является монополией по дифференцированному продукту. Уникальность достигнутого качества есть условие возникновения такого рода монополии.

Олигополия  представляет собой рыночную структуру, при которой отраслевой спрос множества покупателей удовлетворяется небольшим числом производителей. Чаще всего олигополистический рынок представляют от двух до десяти крупных фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. Товары, выпускаемые олигополией, могут быть стандартными (как при совершенной конкуренции) и дифференцированными {как при рынке монополистической конкуренции).

Характерные признаки олигополистического рынка:

  1. Малое количество фирм, которые, однако, в состоянии снабжать весь рынок.
  2. Наличие высоких барьеров для вступления в отрасль (аналогичных тем, что действуют на рынке чистой монополии), которые могут быть связаны с достигнутыми низкими издержками на основе работы в режиме положительного эффекта масштаба, больших расходов на рекламу. И то и другое предполагают очень высокие требования к величине авансированного капитала. Ограничения могут быть обусловлены патентной монополией, как происходит в наукоемких отраслях, контролируемых фирмами типа IВМ (производство компьютеров), Ксерокс, Кодак и т.д. На протяжении срока действия патента фирма защищается государством от конкуренции.
  3. Олигополия, обладая большой долей рынка, может диктовать цену рынку, т.е. она является ценоискателем.
  4. Все фирмы на олигополистическом рынке являются взаимозависимыми. Это значит, что поведение олигополиста строится в соответствии с возможной реакцией со стороны конкурентов. Решения конкурентов становятся для олигополиста дополнительным условием определения оптимальных объемов производства и уровня цены. Необходимость учета альтернативных изменений отраслевого рынка заставляет олигополиста применять ситуационное планирование, что поднимает научный уровень конкуренции.
  5. Возможность множества ответных реакций со стороны конкурентов на поведение олигополиста вызывает естественные трудности при определении конкретной оптимальной величины объема продаж и уровня цены. Поэтому

процесс максимизации прибыли предполагает наличие коридора возможных действий,

6. Цены на олигополистическом рынке относительно устойчивы. Они мало меняются, а если меняются, то одновременно у всех участников рынка. Такое поведение олигополистов отражает модель ломаной кривой спроса.

7. Рынок олигополии демонстрирует склонность участников к согласованным действиям или к тайному сговору при назначении и изменении цен. В этом случае олигополистический рынок перерастает в рынок чистой монополии.

Кроме основных типов рыночных структур существует множество других.

Эффективность конкурентного рынка

Конкуренция является силой, способствующей идеальному решению проблемы экономической эффективности. Согласно теории «невидимой руки» А. Смита каждый участник рынка исходит из собственных эгоистических интересов, реализация которых позволяет обеспечить эффективность экономики в целом. «Он стремится только к своей собственной выгоде, и в этом, как и во многих других случаях, им движет невидимая рука, обеспечивающая в конце концов результат, о котором он и не думал».

Любой потребитель формирует спрос  исходя из задачи максимизации собственной  полезности. Любой производитель  предлагает определенный объем продукции, руководствуясь целью максимизировать  собственную прибыль. В результате на рынке устанавливается такая цена, которая удовлетворяет интересы и тех и других, т.е. общество в целом. В этом и состоит эффективность конкурентного рынка.

Таким образом, эффективность конкурентного  рынка определяется понятием его  равновесия. В данном случае принято  говорить об эффективности Парето. Имеется в виду, что никто не может улучшить своего положения  без того, чтобы в результате оно  для кого-то не ухудшилось.

Монопольная власть над рынком есть характерная черта рынка продавца, при котором не покупатель, а продавец диктует условия продажи. Рынок чистой монополии является разновидностью рынка продавца.

Монопольная власть не может быть беспредельной, она имеет следующие рыночные ограничения:

      монополист  не может бесконечно повышать цену, так как при ограниченности объема спроса такая политика может привести к падению реализации товара. Снижение дохода в данном случае может перекрыть  выгоды от повышения цены;

• стремление монополиста сокращать выпуск продукции может гаситься возможностью потери дополнительного дохода, связанного с работой в режиме положительного эффекта масштабов производства.

Степень монопольной власти может измеряться с помощью специальных показателей два: индекс Лернера (I1) и индекс Херфиндадя—Хиршмана (Ihh).

Причины и виды монополизма. Монополия, выросшая на базе свободной конкуренции, образуется на основе вытеснения слабых конкурентов. Рыночный отбор сильных производителей выдвигает лидера в отрасли и даже ведет к образованию чистой монополии. Этот процесс сопровождается концентрацией капитала как результатом капитализации полученных доходов, а также его централизацией при слиянии капиталов или поглощении одних другими. Разросшийся капитал имеет возможность обеспечить жизнедеятельность крупного хозяйственного комплекса, которому принадлежит значительная доля отрасли.

Естественная  монополия является особым случаем монополии, предполагающей высокую степень концентрации и централизации капитала, вызванную потребностями особого производства, которое по своим технологическим характеристикам представляет функционирование единого производственного комплекса. Дробление такого производства ведет к росту издержек и удорожанию продукции.

Монополия, эксплуатирующая уникальные природные ресурсы, позволяет производить уникальный товар либо товар с более низкими издержками. В обоих случаях производитель получает возможность обойти конкурентов, поскольку его преимущества сохраняются постоянно.

Монополия на основе первенства в освоении достижений научно-технического прогресса носит временный характер и действует до тех пор, пока техническим новшеством не овладеют остальные субъекты отраслевого рынка.

Административная  монополия действует в условиях привилегий в особом виде деятельности, предоставляемых государственными институтами. Видом административной монополии является ведомственная монополия в условиях господства государственной собственности.

Антимонопольная политика. Монополия, обладающая большой властью над рынком в результате отсутствия угрозы конкуренции, может вести к застою в развитии производительных сил. Власть монополий проявляется в таких действиях, как:

  • формирование искусственных барьеров для вступления в отрасль, что препятствует росту предложения и снижению цен;
  • поддержание монопольно высоких цен на готовую продукцию;
  • в сдерживание технического прогресса.

Монополизация экономики делает ее консервативной. Понимание вредоносности негативных моментов, порождаемых деятельностью монополий, заставило современные правительства стран с рыночной экономикой проводить активную антимонопольную политику. Антимонопольная политика предполагает:

  • предотвращение возникновения новых монополий;
  • формирование конкурентной среды в монополизированных отраслях;
  • регулирование  деятельности  уже  существующих  монополистических структур с тем, чтобы противодействовать злоупотреблениям, возможным из-за их власти над рынком, а также в целях налогообложения монопольной прибыли.

Возникновение новых монополий предотвращается путем введения запретов или ограничений на слияния крупных компаний. Россия в своих ограничениях концентрации производства приближается к европейским меркам. Горизонтальные слияния предприятий запрещаются в тех случаях, когда их совокупная доля на рынке определенного товара превышает 35%, а вертикальная интеграция фирм разрешается, если доля одной из фирм не превышает 35% соответствующего рынка.

(Э)Тема 6. Кредитно-денежная политика

Государственная денежно-кредитная политика традиционно  рассматривается как важнейшее направление экономической политики государства.

Важнейшая цель, государственной денежно-кредитной  политики заключается в обеспечении:

  • стабильности цен;
  • эффективной занятости;
  • росте реального объема ВНП.

Эта цель достигается с помощью мероприятий в рамках денежно-кредитной политики, которые осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не являются быстрой реакцией на изменение рыночной конъюнктуры. Поэтому текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, например:

на фиксацию количества денег, находящихся в  обращении;

на определение  уровня обязательных резервов;

изменение ставки рефинансирования коммерческих банков и т. п.

Объектами денежно-кредитной  политики являются: спрос; и предложение на денежном рынке.

Субъектами  денежно-кредитной  политики выступают:

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"