Шпаргалка по "Экономике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:45, шпаргалка

Описание работы

экономика вопросы 30 in ДВАГС

Работа содержит 1 файл

зкономический блок.doc

— 693.50 Кб (Скачать)

   ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК

   Тема 1.Э. Национальная экономика

Системы нац-х счетов (СНС): сущность – это межд. стандарт основ. экон. показателей страны, показатели – ВНП, ВВП, ЧНП, НД (нац.доход), ЧФД (чист.факторный дох), ЧВП (чист.внут.прод), ЛД (личн.дох), РЛД (распорядительный лич.дох). Вал. нац. продукт ВНП – макроэк. показат, представ-щий рыноч. стоим-ть всех готовых товаров и услуг произведен. в стране в течение года. Вал. внут. продукт ВВП – это обобщающ. макроэк. показат совокуп.стоим-ти товар. и услуг, создан. внутри страны и только с использ. фактор. произ-ва данной страны. Чист. нац. продукт ЧНП – это ВНП минус той части произведенного продук., который необх. для замены ср-в приз-ва изношенный в процессе выпуска продукции, т.е. амортиз. Нац-й доход НД – это сумма всех доход. страны за опред. период времени. Структура (личн. потребительские расходы; вал. част. внут. инвестиции; гос. расходы на товар. и услуги; чист. экспорт), методы измерения ВНП: метод потока товаров (или расчет по расх.= личн. потреб. расходы + вал. част. внут. инвест. + гос. расходы на товар. и услуги + чист. экспорт), метод потока доходов ( или расчет по доход = з\пл + % + рента + прибыль + амортиз + косвен.налоги на прибыль), метод добавленных стоимостей ( = сумме всех добавлен.стоим-ей (ДС); ДС = продажи фирмы минус покупки материалов и услуг др.фирм). Номин. и реальн. показатели: Номин.ВНП – это общая стоим-ть произ-х и приобрет. нацией товаров в текущ.ценах; Реальн.ВНП – это общая стоим-ть произв-х и приобрет. нацией товаров и услуг в базисных ценах. Дефлятор ВНП – это средневзвешен. индекс цен или общ. уров. цен на товары и услуги, формирующие ВНП. Позволяет опред-ть сколько бы стоил текущ. объем товар., если бы сохранились цены предшествующего периода. Дефлят.ВНП = номин.ВНП / реальн.ВНП или (цены текущ.года / цены базис.года)* 100%

Тема 2.Э. Циклические колебания экономики. Фазы цикла.

Цикличность разв-я экон: это повторяющиеся труднопредсказуемые, нерегуляр., с разной продолжит. спады и подъемы в эк., периодич. колебания деловой активности при которой изменяются все макроэк.покзат. и охватывает все сектора. Это несоответствие совокуп.спроса совокупн. предлож-ю. Бизнес-цикл – или деловой - это классический вид циклов 5-12 лет – колебания инвестиц.расходов, ВВП, инфляц, б\раб. 4 фазы эк. цикла, их хар-ка: спад (или рецессия – длится от пика до дна: факт. ВВП достигает потенциаль. уровня и падает дальше, что приводит к кризису, сокращ. общ. объем произв-ва, зан-ти, доход. 6 и более мес), кризис (или стагнация – факт.ВВП меньше потенциального, это период недоиспольз. эк. ресурсов, выс.безработ., оживление (или подъем – постепенный выход из эк.кризиса: факт. ВВП приближается к потенциаль. затем превосход. его, растет зан-ть), пик (макс.делов.активн: полн.зан-ть, произв-во на полн.мощность). Длина и размер циклов: столетние циклы – 100 и более лет (связ. с науч. открыт. изобрет); «циклы Кондратьева» - 40-60 лет (основа – продолжительность срока службы зданий и сооружений – пассив. часть физ.капитала); «бизнес-цикл» - 5-12 лет; «циклы Китчина» - 2-4 г (в основе - моральный износ оборудов, т.е.  тех.нововведения, а также движение запасов, изменен. опт цен).Индикатор эк. активности: цены (при полной зан-ти ресурсов нет подъема реальн.произ-ва, нет допол.расх. – подъем ур.цен), акции, предложение денег (это недостат.кол-во денег ускоряет спад произ-ва и подъем б\раб; много денег – инфляц.бум), ур. инфл. (характеризует темп прироста общего уровня цен), безработица, кап. вложения. Внеш. и внутр. анализ циклов. (это теории причин эк.цикл.: внеш – науч. и тех.открытия, пол.события, природ. катаклизмы, изменен.цен на нефть); внут.- несовершенство эк.системы.). Факторы, влияющие на поведение цикла: инновации (оказывают больш.влияние на инвестиц. и потреб. расходы и как следствие на произв-во, занятость. ур.цен), пол. события, денеж. предложение. Воздействие гос-ва на эк. циклы и кризисы. В антицикл.целях использ-ся: бюдж.политика (для стимул.произ-ва – увелич.гос.заказы част.предпр. и гос.строит-во); налог.политика (для регулир. капиталовлож. и потреб. спроса: сокращ.налогов в период кризиса, их увелич. при подъеме; ускоренная аммортизация); кредит.политика ( с помощью % ставки для увелич. инвестиц.)

Тема 3.Э. Инфляция. антиинф. политика

Сущность  инфляции: одна из форм нарушен. равновесия ден. рынка, т.е. обесценивание денег, что вызывает устойчив. тенденция роста общ.уров.цен. Измерение инфл.: уровень инфл. или темп прироста инфл (расчит. с помощью индекса действит. цен-дефлятора;) Индекс потреб-х цен: рассчитывается на основе стоим-ти рын. потреб. корзины, которая включает набор товар. и услуг, потреб-х типичной семьей в течен.года. Статистически подсчитыв. как индекс с объемами базисного года – индекс Ласпейреса. Уровни инфл: умерен. - до 10% в год, галопирующая - 20-200% в год, гиперинфл - свыше 50% в мес или 1000 % в год. Механизм инфл.: инфл. спроса (превышение совокуп. спроса над предлож.- увелич. Любого из компонентов совокуп. расх. или увел. предложения денег), инфл. предлож-я (инфл.затрат и издержек, т.е. рост издержек). Стагфация: это состояние экон. при котором – увелич. безработ.  одновремен. со спадом произ-ва и ростом  инфляц. Кривая Филипса: это кривая, отражающая взаимосвязь безработ. и инфляц.: при росте ур. безраб.- ур. инфл. снижается, а при снижен. ур. безработ – ур. инфл. увелич. Соц-эк. последствия инфляц: 1.изменен. кач-ва жизни – снижен. реальн. доход., обесценивание сбережений, эффек. инфл. н\облаж., быстрое нарастание дифференциации социума 2. спад в произ-ве – ослабл. мотив., замедлен. НТП, искажение стимулов инвестирования, утрата клиентов из-за неплатежеспос-ти, система неплатежей. Гос-е антиинфл. регулир-е – это комплекс мер, разработ. гос-вом по предотвращ. или сдерживан. возникшей инфл.

Тема 4.Э. Проблемы упр-я занятостью

Понятие полной занят: (или естеств.ур.б\раб., существ. при сбаланс.рынке труда, когда кол-во ищущих раб. равно кол-ву раб.мест, это ((фрикционная б\раб.+ структурная) / общ. кол-во трудосп.населения)*100%).Естест. норма безраб. Методики измерения нормы безраб. Закон Оукена (это закон, опред. количест. выражение эк. последстий б\раб - факт.ВНП ниже потенциаль., связь между нормой б\раб.и величиной ВНП: если факт. ур. б\раб выше естест.ур. на 1%, то отставание ВНП составит 2,5%; если прирост ВНП сост.примерно 2.7%, то ур. б\раб.не меняется, каждое последующее увелич.ВНП на 2% уменьш.б\раб на 1%.).Избыточная безраб. Виды безраб: фрикцион. (добровольн б\раб – при свобод.выборе места работы и.др), структур. (возник. под воздейст. несоотв. структуры спроса на рабсилу со структур. Ее предлож), циклич. (при общ.эк.спаде- массовое высвобожден. раб силы, или низкий на нее спрос)Доброволь. (нежелание рабочих работать за установ.плату) и вынужд. (при общ.эк.спаде неравневесие на рынке труда) Экон, соц., психол. последствия безраб.: индивид. –чувство неполноцен.,стрессы, сердеч.заболев, ассоциативное поведение, толчок на преступ, потеря дохода; для общ-ва – рост соц.напряженности (вплоть до переворот), повыш.ур. забол-ти и смерт-ти, рост преступ-ти, рост расх.на переквалиф., недопроиз-во ВВП, отклонен.факт ВВП от потенц.ВВП. Политика зан-ти. Прямое регулир.рынка труда-программы: по стимулир.роста зан-ти, по подгот. и переподгот. рабсилы, содействие найму рабсилы, по соц.страх-ю. Косвен.регулир: налоговая и денеж – кред политика, закон-во, инфраструктура труда. Цель полит- обеспеч.полное соответ.работников имеющимся рабочим местам, т.е.для ликвидац. дисбаланса на рынке труда. Миним. з/пл. влияет на ур.б\раб: низкий ур.з\пл увелич.б\работицу. Дифференц. ставок з/пл. Специфика б\раб. в РФ: сейчас неполная зан-ть; в разл.регионах по разному; очаги незан-ти – в депрессив.регионах; больше б\раб среди женщин и молодежи; сказывается наличие иностр.рабочих, спад промыш.произ-ва.

ТЕМА  №5(Э) Антимонопольная  политика

Конкуренция характеризуется как форма взаимного столкновения интересов всех субъектов рыночного хозяйства. Конкурируют между собой покупатели. Существует конкуренция между продавцами, между продавцами и покупателями. Происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех субъектов, их соперничество в плане как предложения, так и спроса на товары, услуги, ресурсы. Это поведенческая конкуренция. Она характерна для классической и неоклассической экономической теории.

Ее  регулирующая функция проявляется в воздействии на производство товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом потребителей. Аллокационная функция, или функция размещения, состоит в том, что производственные ресурсы - труд, земля, капитал направляются туда, где они используются наиболее эффективно. Инновационная функция обусловливает необходимость инноваций как определяющего средства повышения экономической эффективности деятельности фирм (предприятий).

Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая (абсолютная) монополия. Противоположными полюсами рыночных структур являются чистая (совершенная) конкуренция и чистая (абсолютная) монополия.

Чистая (совершенная) конкуренция — это экономическая ситуация, в которой никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Кроме того, никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими чертами:

  • число фирм на рынке очень большое;
  • тип производимого продукта стандартизированный;
  • контроль над ценами отсутствует;

• условия вступления в отрасль легкие и беспрепятственные.

Рассматривая  конкуренцию с точки зрения ее характера, различают совершенную  и несовершенную конкуренцию.

Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций.

Совершенно  конкурентные рынки - это рынки, где соблюдаются следующие основные условия:

  • число участников сделок (продавцов и покупателей) велико, потенциально бесконечно. Доля мелких фирм (предприятий) на рынке отрасли ничтожно мала, менее 1% продаж за любой период (атомизированный рынок);
  • продукция является однородной. Это условие называется гомогенностъю товаров'
  • решения об экономическом выборе одного индивида не зависят от решений других индивидов и не влияют на них. Рынкам совершенной конкуренции присуща самая высокая степень независимости поведения продавцов и покупателей;
  • покупатели и продавцы хорошо информированы о состоянии рынка в целом, прежде всего о ценах в любой его части. Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка.
  • отсутствуют барьеры для свободного входа на рынок и выхода из него. Осуществляется полная мобильность ресурсов. У участников рынка отсутствуют стимулы для слияний.

Несовершенная конкуренция — это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Фирма в роли несовершенного конкурента обладает определенной властью над ценой. Таким образом, основное отличие совершенной конкуренции от несовершенной касается характера ценообразования, отсутствия или наличия определенной власти над ценой. Рассмотрим характерные черты основных типов несовершенно конкурентных рыночных структур.

Эффективность действия рыночного механизма обеспечивается конкуренцией. Однако не всегда конкуренция проявляет себя в полную силу, поскольку она может в той или иной мере подавляться. В таком случае имеет место неконкурентный рынок, который часто называют рынком несовершенной конкуренции. Он неоднороден, имеет сложную структуру, состоит из рынков чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Каждый из них активно формирует цену, что невозможно в условиях чистой конкуренции, и имеет свои особенности максимизации прибыли и развития производительных сил. Государство должно иметь представление о типичном поведении субъектов таких рынков для прогнозирования рыночной конъюнктуры с тем, чтобы иметь возможность ее корректировать в интересах всего общества.

Чистая (абсолютная) монополия  выступает как единственный производитель той или иной продукции, у которой нет заменителя. Уникальность продукции предполагает, что покупатель может купить товар только у монополиста. Это дает последнему ряд преимуществ в виде:

  • уменьшения издержек (расходов на рекламу и на содержание маркетинговых служб), связанных с необходимостью «отбивать» покупателей у аналогичных продавцов;
  • возможности давления на рынок через навязывание своих условий покупателям;
  • формирования барьеров для притока новых капиталов в монополизированную отрасль, что позволяет монополисту сохранять свои привилегии.

Барьеры для вступления в отрасль могут  возникать даже тогда, когда монополия не прилагает усилия в этом направлении. Абсолютный монополист, давно работающий в рынке, обладает рядом преимуществ по сравнению с новым предпринимателем, поскольку у него как у представителя крупного бизнеса более низкие издержки за счет работы в режиме положительного эффекта масштаба производства (такой режим недоступен производителю с малыми объемами производства). В результате монополист обладает более высоким доходом и большими возможностями вытеснить слабого конкурента.

Навязывание монополистом своих условий покупателям  может проявиться в виде:

  • сокращения объема производства, создания искусственного дефицита в целях понуждения покупателей согласиться с повышением отпускных цен;
  • сдерживания внедрения достижений научно-технического прогресса и улучшения качества выпускаемой продукции, ибо и то и другое увеличивает затраты и ведет в краткосрочном периоде к потере дохода.

Подобное  поведение монополиста свидетельствует о его власти над рынком.

Ценовая дискриминация представляет собой продажу продукта по разным ценам различным покупателям, когда различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.

Использование политики ценовой дискриминации строится на соблюдении двух условий:

  • исключении возможности товар перепродать. При перепродаже фирма теряет часть рынка, ибо она не сама выходит на конечного потребителя, а через посредника. В сфере услуг их оказание зачастую совпадает с потреблением, в силу чего перепродажа здесь затруднительна. Именно поэтому сфера услуг стала предпочтительной для распространения ценовой дискриминации;
  • возможности разделить всех потребителей продукции на сегменты в связи с неоднородностью эластичности их спроса в зависимости от цены. Для тех покупателей, которые приобретают товар вне зависимости от колебаний его рыночной цены, снижать цены не имеет смысла. Цены снижаются для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным: для них устанавливаются скидки с цены.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике"