Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 17:45, шпаргалка
экономика вопросы 30 in ДВАГС
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема 1.Э. Национальная экономика
Системы нац-х счетов (СНС): сущность – это межд. стандарт основ. экон. показателей страны, показатели – ВНП, ВВП, ЧНП, НД (нац.доход), ЧФД (чист.факторный дох), ЧВП (чист.внут.прод), ЛД (личн.дох), РЛД (распорядительный лич.дох). Вал. нац. продукт ВНП – макроэк. показат, представ-щий рыноч. стоим-ть всех готовых товаров и услуг произведен. в стране в течение года. Вал. внут. продукт ВВП – это обобщающ. макроэк. показат совокуп.стоим-ти товар. и услуг, создан. внутри страны и только с использ. фактор. произ-ва данной страны. Чист. нац. продукт ЧНП – это ВНП минус той части произведенного продук., который необх. для замены ср-в приз-ва изношенный в процессе выпуска продукции, т.е. амортиз. Нац-й доход НД – это сумма всех доход. страны за опред. период времени. Структура (личн. потребительские расходы; вал. част. внут. инвестиции; гос. расходы на товар. и услуги; чист. экспорт), методы измерения ВНП: метод потока товаров (или расчет по расх.= личн. потреб. расходы + вал. част. внут. инвест. + гос. расходы на товар. и услуги + чист. экспорт), метод потока доходов ( или расчет по доход = з\пл + % + рента + прибыль + амортиз + косвен.налоги на прибыль), метод добавленных стоимостей ( = сумме всех добавлен.стоим-ей (ДС); ДС = продажи фирмы минус покупки материалов и услуг др.фирм). Номин. и реальн. показатели: Номин.ВНП – это общая стоим-ть произ-х и приобрет. нацией товаров в текущ.ценах; Реальн.ВНП – это общая стоим-ть произв-х и приобрет. нацией товаров и услуг в базисных ценах. Дефлятор ВНП – это средневзвешен. индекс цен или общ. уров. цен на товары и услуги, формирующие ВНП. Позволяет опред-ть сколько бы стоил текущ. объем товар., если бы сохранились цены предшествующего периода. Дефлят.ВНП = номин.ВНП / реальн.ВНП или (цены текущ.года / цены базис.года)* 100%
Тема 2.Э. Циклические колебания экономики. Фазы цикла.
Цикличность разв-я экон: это повторяющиеся труднопредсказуемые, нерегуляр., с разной продолжит. спады и подъемы в эк., периодич. колебания деловой активности при которой изменяются все макроэк.покзат. и охватывает все сектора. Это несоответствие совокуп.спроса совокупн. предлож-ю. Бизнес-цикл – или деловой - это классический вид циклов 5-12 лет – колебания инвестиц.расходов, ВВП, инфляц, б\раб. 4 фазы эк. цикла, их хар-ка: спад (или рецессия – длится от пика до дна: факт. ВВП достигает потенциаль. уровня и падает дальше, что приводит к кризису, сокращ. общ. объем произв-ва, зан-ти, доход. 6 и более мес), кризис (или стагнация – факт.ВВП меньше потенциального, это период недоиспольз. эк. ресурсов, выс.безработ., оживление (или подъем – постепенный выход из эк.кризиса: факт. ВВП приближается к потенциаль. затем превосход. его, растет зан-ть), пик (макс.делов.активн: полн.зан-ть, произв-во на полн.мощность). Длина и размер циклов: столетние циклы – 100 и более лет (связ. с науч. открыт. изобрет); «циклы Кондратьева» - 40-60 лет (основа – продолжительность срока службы зданий и сооружений – пассив. часть физ.капитала); «бизнес-цикл» - 5-12 лет; «циклы Китчина» - 2-4 г (в основе - моральный износ оборудов, т.е. тех.нововведения, а также движение запасов, изменен. опт цен).Индикатор эк. активности: цены (при полной зан-ти ресурсов нет подъема реальн.произ-ва, нет допол.расх. – подъем ур.цен), акции, предложение денег (это недостат.кол-во денег ускоряет спад произ-ва и подъем б\раб; много денег – инфляц.бум), ур. инфл. (характеризует темп прироста общего уровня цен), безработица, кап. вложения. Внеш. и внутр. анализ циклов. (это теории причин эк.цикл.: внеш – науч. и тех.открытия, пол.события, природ. катаклизмы, изменен.цен на нефть); внут.- несовершенство эк.системы.). Факторы, влияющие на поведение цикла: инновации (оказывают больш.влияние на инвестиц. и потреб. расходы и как следствие на произв-во, занятость. ур.цен), пол. события, денеж. предложение. Воздействие гос-ва на эк. циклы и кризисы. В антицикл.целях использ-ся: бюдж.политика (для стимул.произ-ва – увелич.гос.заказы част.предпр. и гос.строит-во); налог.политика (для регулир. капиталовлож. и потреб. спроса: сокращ.налогов в период кризиса, их увелич. при подъеме; ускоренная аммортизация); кредит.политика ( с помощью % ставки для увелич. инвестиц.)
Тема 3.Э. Инфляция. антиинф. политика
Сущность инфляции: одна из форм нарушен. равновесия ден. рынка, т.е. обесценивание денег, что вызывает устойчив. тенденция роста общ.уров.цен. Измерение инфл.: уровень инфл. или темп прироста инфл (расчит. с помощью индекса действит. цен-дефлятора;) Индекс потреб-х цен: рассчитывается на основе стоим-ти рын. потреб. корзины, которая включает набор товар. и услуг, потреб-х типичной семьей в течен.года. Статистически подсчитыв. как индекс с объемами базисного года – индекс Ласпейреса. Уровни инфл: умерен. - до 10% в год, галопирующая - 20-200% в год, гиперинфл - свыше 50% в мес или 1000 % в год. Механизм инфл.: инфл. спроса (превышение совокуп. спроса над предлож.- увелич. Любого из компонентов совокуп. расх. или увел. предложения денег), инфл. предлож-я (инфл.затрат и издержек, т.е. рост издержек). Стагфация: это состояние экон. при котором – увелич. безработ. одновремен. со спадом произ-ва и ростом инфляц. Кривая Филипса: это кривая, отражающая взаимосвязь безработ. и инфляц.: при росте ур. безраб.- ур. инфл. снижается, а при снижен. ур. безработ – ур. инфл. увелич. Соц-эк. последствия инфляц: 1.изменен. кач-ва жизни – снижен. реальн. доход., обесценивание сбережений, эффек. инфл. н\облаж., быстрое нарастание дифференциации социума 2. спад в произ-ве – ослабл. мотив., замедлен. НТП, искажение стимулов инвестирования, утрата клиентов из-за неплатежеспос-ти, система неплатежей. Гос-е антиинфл. регулир-е – это комплекс мер, разработ. гос-вом по предотвращ. или сдерживан. возникшей инфл.
Тема 4.Э. Проблемы упр-я занятостью
Понятие
полной занят: (или естеств.ур.б\раб.,
существ. при сбаланс.рынке труда, когда
кол-во ищущих раб. равно кол-ву раб.мест,
это ((фрикционная б\раб.+ структурная)
/ общ. кол-во трудосп.населения)*100%).Естес
ТЕМА №5(Э) Антимонопольная политика
Конкуренция характеризуется как форма взаимного столкновения интересов всех субъектов рыночного хозяйства. Конкурируют между собой покупатели. Существует конкуренция между продавцами, между продавцами и покупателями. Происходит свободное, полное и достоверное сопоставление всех субъектов, их соперничество в плане как предложения, так и спроса на товары, услуги, ресурсы. Это поведенческая конкуренция. Она характерна для классической и неоклассической экономической теории.
Ее регулирующая функция проявляется в воздействии на производство товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом потребителей. Аллокационная функция, или функция размещения, состоит в том, что производственные ресурсы - труд, земля, капитал направляются туда, где они используются наиболее эффективно. Инновационная функция обусловливает необходимость инноваций как определяющего средства повышения экономической эффективности деятельности фирм (предприятий).
Различают четыре основных типа рыночных структур (моделей рынка). По степени убывания конкуренции они могут быть представлены следующим образом: чистая (совершенная) конкуренция; монополистическая конкуренция; олигополия; чистая (абсолютная) монополия. Противоположными полюсами рыночных структур являются чистая (совершенная) конкуренция и чистая (абсолютная) монополия.
Чистая (совершенная) конкуренция — это экономическая ситуация, в которой никакая отдельная единица, выступающая в качестве покупателя или продавца, не может воздействовать на рыночную цену покупаемого или продаваемого товара. Кроме того, никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего субъекта к другому.
Совершенная
конкуренция характеризуется
• условия вступления в отрасль легкие и беспрепятственные.
Рассматривая конкуренцию с точки зрения ее характера, различают совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций.
Совершенно конкурентные рынки - это рынки, где соблюдаются следующие основные условия:
Несовершенная конкуренция — это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. Фирма в роли несовершенного конкурента обладает определенной властью над ценой. Таким образом, основное отличие совершенной конкуренции от несовершенной касается характера ценообразования, отсутствия или наличия определенной власти над ценой. Рассмотрим характерные черты основных типов несовершенно конкурентных рыночных структур.
Эффективность
действия рыночного механизма
Чистая (абсолютная) монополия — выступает как единственный производитель той или иной продукции, у которой нет заменителя. Уникальность продукции предполагает, что покупатель может купить товар только у монополиста. Это дает последнему ряд преимуществ в виде:
Барьеры для вступления в отрасль могут возникать даже тогда, когда монополия не прилагает усилия в этом направлении. Абсолютный монополист, давно работающий в рынке, обладает рядом преимуществ по сравнению с новым предпринимателем, поскольку у него как у представителя крупного бизнеса более низкие издержки за счет работы в режиме положительного эффекта масштаба производства (такой режим недоступен производителю с малыми объемами производства). В результате монополист обладает более высоким доходом и большими возможностями вытеснить слабого конкурента.
Навязывание монополистом своих условий покупателям может проявиться в виде:
Подобное поведение монополиста свидетельствует о его власти над рынком.
Ценовая дискриминация представляет собой продажу продукта по разным ценам различным покупателям, когда различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.
Использование политики ценовой дискриминации строится на соблюдении двух условий: