Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:50, шпаргалка
Предмет экономики общественного сектора, ее зарождение и методы исследования
Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики ,находящихся в распоряжении государства.
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен, потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.
Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.
Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).
1. Частные предприятия выступают по отношению к общественному сектору как объекты налогообложения и как поставщики товаров и услуг. Контракты на поставку общественному сектору товаров и услуг со стороны частного бизнеса осуществляются, если удается точно определить требования по отношению к этим товарам и услугам.
2. Государственные предприятия заинтересованы в подписании контрактов на поставку общественных благ ввиду того, что имеются большие возможности использования нерыночных рычагов воздействия. В этом случае важным является определение административного вмешательства государственных органов в хозяйственную деятельность предприятий. Подобные контракты заключаются, если изъяны рынка велики и невозможно точно установить все требования.
3. Государственные некоммерческие организации связаны с государственными органами не только как исполнители (как поставщики услуг), но и как предприятия, на которые государство оказывает непосредственное влияние. Государство серьезно ограничивает возможность свободного выбора, т.к. предъявляет детальные требования по выполнению заказа. 4. Важное место занимают в структуре общ.сектора негос.некоммерч.организации. Они действуют в зонах изъянов рынков, и обеспечивают потребителей обществ.благами. Т.к. этот сектор связан с оптимизацией налоговой нагрузки, то ему предоставляются и налоговые льготы.
50. Государственное
предпринимательство.
Предпринимательство является сердцевиной
экономики, а экономика в свою очередь,
служит основой для всех общественно-политических
и социальных процессов, происходящих
в обществе.
Субъекты предпринимательства
– это лица, правомочные осуществлять
предпринимательскую деятельность. Но
прежде чем стать субъектом предпринимательской
деятельности, лицо является субъектом
гражданского права.
Все возможные субъекты гражданского
права, объединяемые единым понятием «лица»,
подразделяются на три группы. Первую группу образуют
несамостоятельные публично-правовые
предприятия, существенными характеристиками
которых являются: отсутствие собственного
капитала, осуществление финансовой деятельности
в рамках местных или государственных
бюджетов, полное отсутствие автономии,
когда органы управления ими являются
"продолжением" иерархической лестницы
курирующих министерств или ведомств.
Эти предприятия или обеспечивают деятельность
управляющего ими органа, или занимаются
производством услуг для удовлетворения
общественных нужд. К этой группе относятся
в Великобритании Правительственная типография,
верфи военно-морского флота, в Нидерландах
- почта и связь, государственные типография
и издательство, в Италии - Управление
железными дорогами, Управление почтовыми
услугами, в ФРГ - Федеральная типография.
Вторую - самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права. Они отделены от центральных государственных и местных органов управления на основании специальных законов, определяющих их статус. Такие предприятия, как правило, имеют собственный капитал, функционируют на основе системы экономического расчета, пользуются определенной автономией при решении финансовых и кадровых вопросов. В то же время для них существует целый ряд серьезных ограничений, которые обычно сводятся к невозможности самостоятельно устанавливать цены и тарифы на услуги, осуществлять капвложения за границей, заключать крупные контракты и др. Третью группу образуют предприятия, действующие в рамках частного права. Они создаются преимущественно в форме акционерного общества, капитал которого либо целиком принадлежит государству, либо последнее обладает контрольным пакетом акций.
51. Разгосударствление
и границы приватизации в
Приватизация – это переход гос. собственности в частные руки (физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. Приватизация включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. При оценке приватизации на первый план должен выступать экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, социальный эффект, т е ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем. Формы приватизации: приватизация коммунального имущества и государственного имущества, приватизация жилищного фонда принадлежащего государству, приватизация земли.Способы приватизации:прямая продажа активов, массовая приватизация по ваучерным схемам, выкуп контрольного пакета акций менеджментом и / или работниками, публичное предложение, ликвидация, безвозмездная передача муниципальным органам, акционирование, акционерное государственное предприятие с участием иностранного капитала.
Приватизация – процесс преобразования государственной или муниципальной собственности в частную. Частная собственность – ключевой институт рыночной экономики, такой же по значению, как свободные ценные.
52.
Контрактация и квазирынки. Виды
контрактных отношений
Контрактация – это форма взаимодействия
государства и предпринимательства, построенная
на хозяйственно-договорных отношениях
между ними по поводу производства частным
сектором товаров и услуг для государственных
и муниципальных нужд. При контрактации
наилучшим образом сочетается государственное
финансирование с частной формой организации
производства. В условиях контрактации
партнерами общественного сектора, берущими
на себя за плату часть возложенных на
него функций, становятся предприятия
и организации, не находящиеся в собственности
государства. Наряду с этим внутри самого
государственного сектора в ряде случаев
формируются квазирынки на
основе разделения покупателя и поставщика.В
условиях квазирынка и заказчик (покупатель),
и поставщик (продавец) принадлежат к общественному
сектору, однако их интересы достаточно
четко разведены. Территориальный орган
(агентство), в принципе, действует так,
как действовал бы потребитель, приобретающий
услуги с помощью ваучера (купон, приватизационный
чек, дающий право на участие в приватизации,
которая происходит путем обмена), но отличается
от него значительно большей информированностью.
Если же производство в общественном секторе
организуется без использования квазирынков,
агентство вынуждено постоянно представлять
интересы как потребителей, так и производителей,
хотя они заведомо разнонаправлены. Идея
квазирынка состоит в том, чтобы побудить
агентства сосредоточиться на защите
интересов потребителей, передав функции
арбитра рыночным силам. Таким образом,
в рамках государственного сектора конструируется
некий аналог «невидимой руки», благодаря
которой эффективная аллокация достигается
за счет взаимодействия самостоятельных
участников, имеющих противоположные
интересы и находящихся в конкурентной
среде.
1)Автономная некоммерческая
организация
2)Адвокатское образование (коллегия адвокатов, адвокатское бюро
и юридическая консультация)
3)Ассоциация и союз (в том числе биржевой)
4)Благотворительная организация
5)Государственная корпорация
6)Государственная компания
7)Государственное и муниципальное автономное,
бюджетное и казенное учреждение
8)Национальный парк, природный парк, государственный
природный заповедник
9)Казачье общество
10)Некоммерческое партнерство
11)Неправительственная
организация
12)Кондоминиум (Товарищество собственников жилья)
13)Общественное объединение (Политическая партия, общественная организация (в том числе
инвалидов), общественное движение, общественный
фонд, общественное учреждение, орган
общественной самодеятельности, Профсоюз)
14)Общество взаимного страхования
15)Объединения юридических
лиц
16)Объединение работодателей и т.д.
54. Экономические
основы функционирования государственных
и негосударственных некоммерческих организаций.
Бюджет некоммерческих организаций
формируется за счет:
1. всего населения в виде правительственных
субсидий и налоговых льгот;2.членских
взносов;3.благотворительных вкладов,
имущественных взносов организаций и
частных лиц;4.поступлений средств от осуществления
предпринимательской деятельности, необходимой
для достижения общественно-полезных
целей, ради которых создана некоммерческая
организация.В зависимости от преобладания
вышеуказанных источников финансирования
принято различать следующие типы некоммерческих
организаций: учреждения, главным источником
финансирования которых являются государственные
расходы; некоммерческие организации,
финансируемые преимущественно за счет
членских взносов; и некоммерческие организации,
представляющие собой благотворительные
организации и фонды, для которых основным
источником поступления средств являются
благотворительные вклады, пожертвования
населения и организаций.Некоммерческие
организации имеют дело с двумя видами
налоговых льгот. С одной стороны, они
сами получают налоговые льготы в связи
с некоммерческой деятельностью, а с другой
- налоговые льготы предоставляют дарителям,
делающим вклады и взносы в некоммерческие
организации. С ростом объема некоммерческой
деятельности, с переходом от взаимной
выгоды к всеобщей пользе повышается уровень
налоговых льгот.
К первому типу некоммерческих
организаций относится учреждение, которое создается собственником для
осуществления социально-культурных и
иных функций некоммерческого характера. Второй тип некоммерческих организаций представляет
собой общественные, религиозные,
добровольные объединения, ассоциации
(союзы). Третьим типом некоммерческих организаций являются фонды. Они не имеют членства.
27. Механизмы лоббирования и погоня за рентой. Проблема бюрократии.
Лоббирование - установление связей с должностным лицом с намерением повлиять на принятие выгодных официальных решений. Особое место в процессе принятия общественных решений занимает исполнительная власть и, прежде всего управленческий аппарат (бюрократия). Как показывает практика современного развития демократии и властных структур, и в России, и на Западе наблюдаются тенденции ослабления роли парламента в процессе принятия общественных решений и усиления роли исполнительной власти (правительства и управленческого аппарата). Все это усиливает процесс взаимозависимости властных структур и ведет к возрастанию роли бюрократии.
Бюрократический аппарат становится главным проводником лоббистских интересов в процессе принятия государственных решений.
М. Вебер различает два типа бюрократии: традиционную «патримониальную», для которой характерно иррациональное начало, и современную рациональную. Первый тип сформировался и постепенно проник во все сферы общественной жизни, вместе с зарождением и развитием функций государственного управления и поддержания общественного порядка. Среди традиционной бюрократии М. Вебер выделяет «бюрократию древнекитайских мандаринов» и древнеегипетских, позднеримских, а также византийских чиновников. Бюрократия заинтересована в максимизации объема своей управленческой деятельности (закон Паркинсона). Она работает в затратном режиме, стремится иметь как можно больший объем бюджета управленческого аппарата, так как от этого зависят размеры окладов и различных льгот, продвижение по службе, сила политического влияния и привлекательность работы в аппарате. С течением времени бюрократия формируется в особый кастовый слой общества, стоящий на службе господствующего класса и правящей партии. По сравнению с работниками частного сектора государственные служащие обладают преимуществом с точки зрения стабильности занятости и материального положения. Но эти преимущества покупаются ими ценой ограничения некоторых гражданских свобод и необходимости соблюдения особой государственной этики поведения.
Государственные чиновники по сравнению с другими категориями работников общественного сектора не имеют право участвовать в забастовках, принадлежать какой-либо партии и вести коммерческую деятельность.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике общественного сектора"