Шпаргалка по "Экономике общественного сектора"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:50, шпаргалка

Описание работы

Предмет экономики общественного сектора, ее зарождение и методы исследования
Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики ,находящихся в распоряжении государства.
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен, потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.
Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.
Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Работа содержит 1 файл

Шпоры по Экономики общественно сектора.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

Второй подход к эффективности  принято называть интервенционистским. Он предполагает дифференциацию налогов, использование многочисленных налог. льгот при высоких общих налог. ставках. Этот подход предусматр. целенаправл. стимулирование соответств. видов эк. деят-ти.

В практике налогообл. принято  выделять следующие группы налог. льгот: вычеты из облагаемого налогом дохода (налоговые скидки), налоговые кредиты, отсрочки и полное или частичное освобождение от налогообложения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Концептуальнные  основы реформирования налоговой  системы. 

Изменения налоговой  системы, предусмотренные Налоговым  кодексом РФ, направлены на решение  следующих важнейших задач: 
–    построение стабильной, понятной и единой в границах РФ налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового пространства; 
–    развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними налоговыми источниками; 
–    создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующих развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан; 
–    уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени; 
–    формирование единой налоговой правовой базы; 
–    совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения; 
–    совершенствование налогового администрирования. 
Актуальным и наиболее сложным на сегодняшний день является вопрос о налоговом федерализме, о распределении полномочий федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. При рассмотрении этих вопросов необходимо найти такое решение, которое смогло бы обеспечить оптимальное сочетание общегосударственных, региональных и местных интересов. 
Рациональности в налоговой системе предполагается достичь путем отмены налогов, дающих незначительные поступления, и налогов, взимание которых сопряжено с большими материальными издержками, а также путем объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу. 
А ограничение налогового бремени предполагается реализовать за счет установления оптимальных размеров ставок федеральных налогов и предельных ставок по основным региональным и местным налогам. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

35. Сфера  действия налогов.

Налоговые обязательства – это установленные законом требования регулярно уплачивать определенные суммы в те или иные государственные фонды. Налоговые обязательства возлагаются государством или органами местного самоуправления как на физических, так и на юридических лиц. 
Но налоговые обязательства, возлагаемые на плательщика, далеко не всегда идентичны реальному налоговому бремени, которое он вынужден нести. Причина в том, что налог модифицирует экономическое поведение индивидов и организаций.

Совокупность индивидов, на которых фактически ложится бремя налога, т.е. тех, чье положение при прочих равных условиях ухудшается в связи с введением данного налога, представляет собой сферу действия налога. 

К сфере действия налога относятся именно индивиды, люди, хотя налоговые обязательства в значительной части ложатся на предприятия и других юридических лиц. В самом деле, речь идет о том, как в конечном счете распределяется налоговое бремя. За изменением экономического положения предприятия или организации в итоге следует положительный или отрицательный прирост благосостояния тех или иных людей, в том числе их собственников и работников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36. Перемещение  налогового бремени на конкурентных  рынках. 
Возможность налогоплательщиков перемещать налоговое бремя на своих контрагентов во многом зависит от характера рынка, на котором они взаимодействуют. В случае, когда рынок конкурентный, возможность перемещения налогового бремени пределяется исключительно соотношением эластичности спроса и предложения. Распределение налогового бремени зависит во многом не оттого, на какую из сторон непосредственно возлагаются налоговые обязательства, а от эластичности объема сделок. если налоговое обязательство возложено на покупателей, то цена, уплачиваемая продавцам, не будет включать в себя налог, например, в отличие от ситуации, когда  налоговое  обязательство возложено на. В случае равенства коэффициента пропорциональности t при разных ценах очевидно, что получатся разные и налоговые выплаты, поэтому сравнивать варианты распределения бремени возможно только в относительных, а не абсолютных величинах. В случае, если государство предполагает за счет пропорционального налогообложения собрать фиксированную сумму налоговых поступлений, вариант, при котором налог возлагается на покупателя, предполагает установление более высокой ставки, чем в случае,  когда  налоговые  обязательства возлагаются на продавцов. Вместе с тем  доли продавцов и покупателей при  распределении на конкурентном рынке налогового бремени в конечном итоге будут определяться характером кривых спроса и предложения, а не размерами формально возложенных обязательств. Именно эти доли и являются теми относительными величинами, которые характеризуют распределение. При абсолютном фиксированном размере налоговых отчислений они определяют и размеры абсолютных потерь для каждой из сторон. Эти размеры, очевидно, будут инвариантны по отношению к распределению обязательств.

Перемещение налогового бремени способно существенно менять относительное положение поставщиков  разных факторов производства, прежде всего труда и капитала, а в  конечном итоге – относительные  уровни благосостояния различных социальных слоев. Отраслевых и региональных общностей и даже поколений. В самом деле, формирование сфер действия налогов сказывается на доступности всевозможных товаров и рабочих мест, трудовой и инвестиционной активности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Перемещение налогового бремени в условиях монополии 
В условиях монопольного рынка ситуация выглядит иначе, потому что у одного из контрагентов появляется возможность определенным образом влиять на цену. Это не может не отражаться на распределении налогового бремени. В то же время и в условиях монополии особое значение имеет способность быстро реагировать на изменения в рыночных условиях. 
Например, монополист не имеет возможности менять количество предлагаемого для продажи товара. Эта ситуация характерна при продаже уникального произведения искусства. Если сделка облагается налогом (акцизом), его бремя полностью ляжет на продавца-монополиста. Это объясняется тем, что возможность повышения цены была исчерпана еще в «до налоговом» равновесии. Если же монополист располагает возможностью изменять количество предлагаемого для продажи товара и устанавливать равновесие именно в наиболее приемлемой для себя точке на кривой спроса, то при прочих равных условиях, чем более полога кривая предельных издержек, тем меньшим сокращением объема продаж монополисту приходится заплатить за переложение на покупателей части налогового бремени. Еще одной особенностью налогообложения на монопольном рынке является реакция на стоимостные и специфические налоги. Как уже было показано выше, на конкурентном рынке последствия от размещения фиксированного по величине налога не будут зависеть оттого, является ли он специфическим или стоимостным. В то же время в условиях монополии специфический налог при прочих равных условиях вызывает большее сокращение предложения, чем стоимостный. Это можно объяснить тем, что при специфическом налогообложении доход монополиста в расчете на каждую единицу выпуска будет снижаться на величину размера налога, в то время как при стоимостном предельный доход будет сокращаться на меньшую сумму, чем размер налога, приходящийся в среднем на единицу товара. Это можно объяснить тем, что в точке равновесия предельный доход ниже среднего, а равновесие устанавливается, когда предельные издержки будут уравновешены именно предельным доходом. На монопольном рынке при одинаковой сумме, поступающей в доход государства, стоимостное налогообложение более нейтрально, чем специфическое. Специфические налоги вызывают более значительное сокращение объема производства, а это заставляет участников сделок в большей степени искать замену одних товаров, реализуемых на данном рынке, другими. Совершенная конкуренция, как и монополия, — не характерная ситуация для реальных рыночных условий. В условиях реального рынка перемещение налогового бремени зависит от того, какие тенденции поведения продавцов и покупателей на нем существуют. Так, если один из продавцов способен ощутимо влиять на цену и склонен воспользоваться этой возможностью в ответ на введение налога и при этом ему придется пожертвовать своей долей продаж на данном рынке, то ему удастся сместить часть налогового бремени на покупателей. В то же время все продавцы склонны отдавать предпочтение сохранению своей доли рынка, им приходится при прочих условиях принять это налоговое бремя на себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Перемещение  налогового бремени на рынке  труда. 
Сфера действия ряда налогов во многом определяется ситуацией на рынках труда. Это относится не только к платежам в пенсионные и страховые фонды, но и к подоходному налогу, который в основном является налогом на заработную плату, так как оказывает существенное влияние на предложение труда как фактора производства. Как известно, рынок труда по своему характеру ближе к конкурентному рынку, чем к монополизированному. Как следствие этого имеющее на нем место перемещение налогового бремени определяется соотношениями эластичности спроса и предложения на труд. Характерной особенностью этого рынка является то, что на разных участках кривой предложения его эластичности различаются не только по абсолютной величине, но и по знаку. Это объясняется тем, что сопоставимый по качеству труд способны предлагать представители разных половозрастных и социальных групп населения. Для некоторых из этих групп, например для мужчин среднего возраста, эластичность предложения очень низкая. Установившиеся  в  обществе представления  о  нормальной продолжительности и интенсивности  труда обычно определяют предложение  труда подавляющего большинства трудоспособного  населения.  Важно отметить, что различиям в экономическом поведении разных групп не всегда соответствуют различия в самом труде, а значит, работодателям приходится иметь дело с функцией предложения, отражающей предпочтения всех групп одновременно.  

Необходимо еще раз отметить, что сфера действия налогов определяется следующими принципами, а именно, во-первых, функциями эластичности спроса и предложения на каждом конкретном рынке, на котором проходит процесс перемещения налогового бремени, и, во-вторых, мерой взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров и услуг реализуемых на этих рынках, а также соответствующими производственными функциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39. Избыточное  налоговое бремя: определение,  характеристика, оценка.

ИНБ - снижение излишков потребителя и производителя, которые происходят в результате налогообложения, но не входят в состав налоговых поступлений, полученных государством.

     ИНБ - денежный эквивалент потерь полезности, которые вызывается Эффектом Замещения, обусловленным налогооблож-ем. Эффект замещения непосредственно выр-ет искажающее действие налога - искажение соотношения цен. ИНБ хар-ет потери эффективности и может служить мерой искажающего действия налогов, а его величина связана с эластичностью спроса.

Налоговое бремя распределяется в экономике по элементам добавленной  стоимости, сферам, отраслям и объектам налогообложения. Поэтому требуется его количественная оценка в целом и структурно, а также проведение сравнительного анализа для принятия стратегических решений в области налоговой политики.

Налоговое бремя как ценовой показатель, исчисляемый на формализованной основе (по принятой методике), характеризует налоговую нагрузку на источник уплаты налогов. Налоговое бремя исчисляется как отношение налоговой массы к базовому показателю, чаще всего, в процентах, реже в копейках на 1 руб. экономической базы. Чем выше налоговое бремя, тем меньше доходов остается у предприятий и населения для производственного, социального и личного потребления, а большая часть стоимости созданного продукта концентрируется у государства. И наоборот.

Существуют серьезные различия в определении налогового бремени предприятий (организаций) и физических лиц (населения).

Для анализа налоговой  нагрузки на предприятии обычно используются такие базовые показатели как выручка, прибыль и оплата труда. Однако выручка включает в себя кроме доходов материальные и приравненные к ним затраты, в том числе амортизационные отчисления. Поэтому для расчета общей налоговой нагрузки на доходы конкретного предприятия (НБп) следует использовать базовый показатель добавленной стоимости.

Обычно налоговое бремя  физических лиц ассоциируется лишь с бременем подоходного и других налогов, непосредственно уплачиваемых населением из его личных доходов. Однако это не так. На денежные доходы физических лиц, и не только работников, давит  как бремя прямых личных налогов, так и бремя косвенных налогов, оплачиваемых населением в составе розничных цен приобретаемых им товаров и услуг.

Оценка фактического налогового бремени в целом и по структуре на предмет оптимальности должна проводиться ежегодно, а оптимальные параметры определяться не реже одного раза в три года. Это правило касается любой развитой страны, в том числе и России.Важнейшей чертой современного этапа налогового реформирования в России является проведение правительством политики обеспечения налогового равновесия путем реализации мер, направленных на оптимизацию налогового бремени.

 

 

 

 

 

 

 

40. Искажающее  действие налогов на доходы  и капитал.

Понятие избыточного  бремени связано с оптимальным  налогообложением. Чтобы добиться минимизации избыточного бремени, необходимо определить величину налоговых поступлений, в которых нуждается общественный сектор, а также учесть принципы справедливости.  
Если большая часть доходов изымается в бюджет, то люди уменьшают продолжительность и интенсивность труда, т.е. происходит замещение труда досугом. Досуг можно рассматривать как один из компонентов благосостояния, однако в отличие от товаров и денежных доходов досуг не поддается налогообложению. Поэтому при увеличении налога смещение может происходить в пользу досуга. При снижении цены труда эффект замещения ведет к относительному уменьшению его предложения, а эффект дохода – к увеличению. Готовность отказаться от досуга ради дополнительного заработка бывает разной как у индивидов, так и у сообществ.  
Величина избыточного бремени обложения доходов зависит как от налоговой ставки, так и от склонности налогоплательщика затрачивать дополнительные усилия ради увеличения заработка. Часть налогооблагаемых доходов может быть направлена на накопление. С накоплением связано и текущее потребление. Доход, который получает индивид, он может полностью израсходовать, либо инвестировать для получения более высокого дохода. И учет этого обстоятельства связан с выбором стратегии сбережений. Чем выше налог, тем больше заинтересованность индивида увеличивать текущие расходы. 

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике общественного сектора"