Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:50, шпаргалка
Предмет экономики общественного сектора, ее зарождение и методы исследования
Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики ,находящихся в распоряжении государства.
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен, потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.
Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.
Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).
25. Механизмы
голосования избирателей и
Голосование — достаточно универсальная модель
коллективного принятия решений. Факторы,
влияющие на исход голосования:
- разброс мнений среди его участников;
- весомость каждого голоса;
- порядок их подачи;
- процедура, с помощью которой на основе
разнообразных индивидуальных предпочтений
определяется точка зрения, получающая
признание в качестве позиции всего общества.
При принятии решений большинством голосов равновесие в отношении общественных
благ, как было установлено еще в 1930-х годах
американским экономистом Г. Хотеллингом,
выражается в среднем наиболее предпочтительном
результате, в предельной выгоде среднего
(медианного) избирателя. Практ
Во-первых, предполагается
уменьшение предельной полезности для
всех избирателей и, следовательно, не допускаются резкие
циклические колебания индивидуальных
предпочтений избирателей.
Во-вторых, предусматривается, что на голосование выносится один вопрос, касающийся объема
производства общественного блага за
счет финансирования из бюджетной системы,
с тем чтобы избиратель мог точно выразить свое мнение по данному
вопросу.
В-третьих, важно, чтобы избиратели точно знали о своей доле в затратах на
общественное благо и о выгодах, получаемых
от него.
В-четвертых, предполагается
объективное, независимое выражение воли избирателей с помощью голосования. При этом исключается влияние особо заинтересованных
групп, партий и аппарата чиновников (бюрократов)
на волю среднего избирателя и на методы и процедуру проведения голосования по соответствующим вопросам, ибо указанные
институты заинтересованы в достижении
собственных интересов. Однако в реальной
сложной общественно-политической жизни
соблюдать приведенные выше требования
не представляется возможным. Это означает,
что результаты принятия решения путем большинства голо
26. Мажоритарное голосование и парадокс голосования.
Голосование — достаточно универсальная модель
коллективного принятия решений. Факторы,
влияющие на исход голосования:
- разброс мнений среди его участников;
- весомость каждого голоса;
- порядок их подачи;
- процедура, с помощью которой на основе
разнообразных индивидуальных предпочтений
определяется точка зрения, получающая
признание в качестве позиции всего общества.
Результаты голосования большин
Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей
по избирательному
округу, где они баллотируются.
28. Изъяны (провалы)
государства и методы их
Изъяны государства - это неэффективность гос. политики
в определенных сферах экономики (с т.
зр-я распределения и справедливости).
Факторы, характеризующие изъяны государства:
1.Ограниченность доступной информации - неспособность государства преодолеть информационную ассиметрию, возникающую в условиях рынка;
2.несовершенство полит. процесса; государство не в состоянии всегда контролировать интересы различных групп;
3. неспособность государства всегда контролировать реакцию различных субъектов на его действия (например, 2 эффекта с введением пособий по безработице);
4.ограниченность контроля над гос. аппаратом, т.е. проблема бюрократии.
При изъянах государства нет равновесия Линдаля
.Методы преодоления изъянов государства:
При выборе метода (нет однозначного ответа по наилучшему методу) следует учитывать проблемы, связанные с контролем.
29. Источники
доходов общественного сектора.
Источники доходов:
1) налоги
2) доходы от
3) государственный долг и т.д.
Налоги - главный источник государственного бюджета (от 3/4 до 4/5 всех доходов бюджета). Почему? Государство обладает законным правом принуждения, Þ гос-во может получать доходы, ничего не производя, следовательно налог - обязательный платеж по закону в пользу государства (на регулярной основе).
Госпредприятия: их доход ниже максимального потенциально достижимого, т.к.
* Государственное пр-во
не является масштабным
* Часто цель госпредприятия
- не максимизация прибыли, а
производство общественного
3) Государственный долг: опасно, т.к. дестабилизирует общеэкономическую ситуацию.
30. Природа и функция налогов. Принципы налогообложения.
Налог- обязательное и
безвозмездное (в прямом смысле) изъятие
средств, осуществляемое государством
или местным органом власти для финансирования
общественных расходов.
Функции налогов:
Фискальная - Основная.Реализует
формирование единого фонда денежных
средств государства. Именно фискальный
потенциал налогов предполагает возможность
решения государством задач обороны, правоохранительных,
социальных задач, охраны природы и т.д
Данная функция налогов в известной степени
первична по отношению ко всем остальным.
Социальная осуществляется
через неравное налогообложение разных
сумм доходов .С помощью этой функции перераспределяются
доходы между различными категориями
населения (налоговые скидки, акцизы на
предметы роскоши)
Регулирующая предполагает влияние налогов на инвестиционный
процесс, спад или рост производства и
его структуру.
Выделяют так же три составляющие функции:
стимулирующая, дестемулирующая, воспроизводственная.
Принципы налогообложения:
1 Экономические (принцип хозяйственной независимости.
,принцип справедливости, соразмерности,
экономности, учета интересов)
2.Юридические (принцип нейтральности, принцип установления
налогов законами, принцип приоритета
налогового закона над неналоговым, принцип
наличия в законе существенных элементов
налога)
3. Организационные (принцип единства налоговой системы,
подвижности налогообложения, стабильности
налогообложения, множественности налогов)
31. Классификация и виды налогов.
НК РФ предусматривает
одну классификацию налогов и
сборов: все налоги и сборы, взимаемые
в Российской Федерации, делятся на федеральные,
региональные и местные(п. 1 ст. 12)
По объекту
обложения выделяют: 1) налоги на имущество;
2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги
на определенные виды деятельности. Классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает субъект,
несущий налоговое бремя. Для прямых налогов
таким лицом выступает непосредственно
налогоплательщик, для косвенных – конечный
потребитель (покупатель) товаров, работ
или услуг. Налогоплательщик включает
сумму косвенного налога в цену товара,
перекладывая реальное бремя его уплаты
на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи
этот покупатель, в свою очередь, становится
налогоплательщиком.Прямые налоги, в свою очередь,
принято классифицировать на личные и
реальные. Размер личных налогов определяется
полученными доходами, реальные налоги
исчисляются в зависимости не от действительных,
а от предполагаемых доходов налогоплательщика.По масштабам
применения косвенные налоги с определенной
долей условности можно разделить на универсальные и специальные. Универсальным является
налог на добавленную стоимость, которым
облагается реализация практически любого
товара (работы, услуги). Обложению специальными налогами
(например, акцизами) подлежит лишь узкий,
ограниченный перечень товаров.По порядку
исчисления налоги подразделяются
на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются
налоговыми органами. К ним относится
ряд налогов, уплачиваемых физическими
лицами (транспортный налог, земельный
налог). Налоги, исчисляемые частными лицами,
относятся к неокладным.Налоги можно
классифицировать на целевые и общие (нецелевые).
Налоги не могут увязываться с определенными
расходами бюджета, они обеспечивают общую
совокупность всех расходов государства.В
определенных случаях налог может носить
целевую направленность, обусловленную
интересами определенных групп населения
либо отраслей хозяйства или ведомств.
Целевым является единый социальный налог,
который по установленным нормативам
зачисляется в государственные внебюджетные
фонды. Налоги классифицируют на ординарные и чрезвычайные.
Чрезвычайные налоги вводятся в условиях
каких-либо особых обстоятельств, к которым
могут относиться стихийные бедствия,
войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.
32. Налоговые
системы. Критерии оценки
Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков
в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.
Необходимость налоговой
системы вытекает из функциональных
задач государства. Исторические особенности
эволюции государственности предопределя
Как составная часть
общеполитического положения
Критерии:
1) Принцип справедливости (равенство обязательств)
2) Экономическая нейтральность
3) Простота налоговой системы
4) Гласность, открытость
5) Принцип гибкости
Эти критерии должны стремиться к максимиз. их соблюдения, но даже в идеальном состоянии налоговой с-мы они не всегда в полной мере согласуются между собой. Несогласованность критериев часто совпадает с конфликтом между требованиями экономической эффективности и справедливости. Нейтральность, орг. простота, гибкость - связаны в основном с требованиями эк. эффективности. Относит. равенство обязательств и контролируемость - с требованием справедливости. Противоречия между требованиями не могут быть полностью устранены, и от их сочетания зависият многие экономические и политические решения. Решение о налоговых льготах. На практике в основном принимаются компромиссные решения. Использование знаний о достоинствах и недостатках критериев позволяют подобрать такое сочетание критериев налоговой политики, где недостатки одного критерия уравновешиваются достоинством других.
33. Эффективность и справедливость в налоговой политике
Эффек-ть налог. с-мы выраж-ся отнош-ем налог. поступлений к налог. затратам. Она тем выше, чем больше налог. поступления по отнош. к налог. затратам (издержки).Эффективная налоговая политика нацелена на увеличение налоговых поступлений в госбюджет и миним-ю налог. затрат.Существуют два концепт. подхода к реализации принципа эффек-ти в налог. политике. Первый подход принято называть нейтралистическим. Он предусматр. уменьш. налог. ставки и расшир-е налог. базы без использ-я налог. льгот, с тем чтобы свести к минимуму влияние налог. с-мы на эк. решения налогоплат-ка как потребителя, инвестора и предпринимателя и дать свободу действия рыночным силам. Сущ. завис-ть доходов бюджета, суммы налог. поступлений от прогрессивности налогообл-я. Артур Лаффер предложил график, описывающ. завис-ть налог. поступл. от налог. ставки. В представленном графике Лаффера Т обозначает налоговые ставки, I — доходы бюджета (рис.). Т меняется от 0 до 100%. График иллюстр. завис-ть доходов бюджета от прогрес-сти налогообл-я. До определ. предела повыш. налог. ставки увелич. (при замедлении темпов) налог. поступления в бюджет, за его пределами налог. база сужается, идет подрыв эк. стимулов и расширяется пространство для уклонения от уплаты налогов.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике общественного сектора"