Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:50, шпаргалка
Предмет экономики общественного сектора, ее зарождение и методы исследования
Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики ,находящихся в распоряжении государства.
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен, потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.
Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.
Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).
17. Проблема
переполнения и теория клубов.
Полезность совместно потребляемого
блага для каждого из его пользователей
зависит от их численности. Когда пройдена
граница несоперничества, неудобства,
которые потребители невольно причиняют
друг другу, нарастают постепенно.
Для смешанных общественных
благ характерна изображённая на рисунке
зависимость между численностью
потребителей и выгодой (полезностью), которую типичный потребитель получает
от этого блага. Рост численности потребителей
может иногда увеличивать выгоды каждого
из них (до определённого момента – точка
А). Точка Б отвечает границе несоперничест-
ва. С этого момента при росте численности
потребителей начинается переполнение,
то есть уменьшение выгод, приносимых
благом отдельному потребителю. Количество
смешанного блага, доступного для потребления,
обычно поддаётся увеличению, однако для
этого требуются средства. Избегая чрезмерных
затрат, пользователи часто предпочитают
мириться с довольно высокой степенью
переполнения. При этом они делят между
собой как издержки, так и выгоды. Следовательно,
необходимо искать оптимум, сопоставляя
издержки и выгоды, причём оптимум не всегда
левее точки Б. Возникают два вопроса:
1. При какой численности потребителей
обеспечивается наиболее эффективное
использование данное количество смешанного
общественного блага.
2. Какое количество блага лучше всего
соответствует данному числу потребителей.
Ответ на эти вопросы даёт теория клубов.
Она имеет непосредственное отношение
к действиям государства или органов местного
самоуправления, когда они принимают на
себя ответственность за поставку смешанных
общественных благ. В ситуации, изображённой
на рисунке, благом невыгодно пользоваться,
если N<А и N>Б. Внутри этого отрезка
разной численности потребителей соответствуют
неодинаковые соотношения затрат и выгод.
Для нахождения оптимума следует сосредоточить
внимание на предельных значениях этих
величин.
Вообще, численность потребителей надо
увеличивать до тех пор, пока предельное
уменьшение выгод не уравновесит снижение
издержек. Если же численность задана,
то количество предлагаемого блага должно
возрастать, пока предельные затраты индивида
не уравновесят его предельную полезность.
18. Распределение
доходов и государство.
Доход- это сумма денежных средств которую
получает индивид из всех источников за
опред. Период времени.
Распределение доходов:
1)Функциональное распределение-распределение
между собственными факторами средств
произ-ва.
2)Персональное распределение-распред.
Нац. Дохода между гражданами страны независимо
от того собственниками факторов прои-ва
кот. они являются. Нередко в связи с проблемой
доходов встает вопрос об их справедливости.
С точки зрения рынка доход не может быть
несправедливым, если получен в ходе конкурентной
борьбы. Это не означает, однако, что государство
не может регулировать рыночное распределение
доходов. В некоторых случаях это становится
просто необходимым. Особенно, если речь
идет о таких категориях населения, которые
не имеют возможности на равных участвовать
в рыночной конкуренции. Для этого государство может
использовать различные варианты
перераспределения доходов. Например,
через систему налогов и платежей из бюджета
(трансфертных платежей), которые ведут
к значительному уменьшению конечного
неравенства в потреблении. При этом налоги
взимаются по прогрессивной шкале: чем
выше размер дохода, тем выше налоговая
ставка. Пособия же выплачиваются действительно
нуждающимся. Это могут быть пособия по
безработице, пособия многодетным семьям,
продовольственные талоны малоимущим
и т.п.
19. Неравенство
в распределении доходов.
Функциональное распределение характеризует
распределение между факторами производства,
прежде всего между трудом и капиталом.
Под доходом каждого фактора понимается
доля его участия в произведенном продукте
и произведенной прибыли. Для оценки уровня
и динамики получаемого дохода используют
показатели номинального и реального
дохода. Номинальный доход - это количество денег, полученное в
определенный период отдельным лицом.
Если из этого дохода вычесть налоги и
обязательные платежи, то мы получим располагаемый
доход, который будет использован на потребление
и накопление. Реальный доход - это то количество товаров и услуг, которое
можно купить по действующим ценам на
располагаемый доход в определенный период
времени.
Номинальный доход формируется в основном
из трудовых доходов, доходов от капитала
и трансфертных платежей, то есть различных выплат из общественных
фондов потребления. К ним относятся пенсионный
фонд, фонды социального страхования и
социальной защиты, выплаты по безработице,
выплаты пособий и пр.
Увеличение доли трудовых
доходов - это основной стимул к активной,
предприимчивой жизнедеятельности индивида.
Налоговая политика тоже может стимулировать
активную трудовую деятельность, если
ставки налогообложения будут оптимально
невысокими.
Полученный доход определяет уровень
благосостояния, или уровень жизни отдельного
индивида. Для сравнения уровня жизни
отдельных групп населения используют
такие показатели, как средний доход и
прожиточный минимум. Неравенство
в распределении доходов ведет к неравенству
в уровне жизни. Проблема бедности
существует не только в нашей стране, но
и в других странах, поскольку неравномерность
в распределении доходов порождается
дифференциацией населения по квалификации
и доступу к высококвалифицированной
работе и рядом других причин.
Решение комплекса вопросов по социальной
защите населения рассматривается в рамках
реализации следующих принципов.
Во-первых, государственная
социальная защита должна быть гарантирована
любому гражданину страны во всех принимаемых
юридических законах социально-экономической
направленности. Это создает определенную
стабильность положения каждого человека,
если такая политика не носит разовый
характер.
Во-вторых, социальная
защита предполагает дифференцированный
подход к различным категориям граждан.
Меры по социальной защите инвалидов и
здоровых трудоспособных людей не могут
быть одними и теми же, они должны быть
различны. Если первым необходима социальная
защита и полное обеспечение, то вторым
государство должно гарантировать возможность
использовать свои способности в трудовой
деятельности.
В-третьих, в
целях своевременной реакции на изменения
экономической конъюнктуры в стране необходимы
меры предупреждающего характера. Особенно
это относится к индексации доходов населения
в периоды роста инфляции. Источниками
средств социальной защиты предусматривается
использование государственного бюджета,
средств работодателя и других средств
из благотворительных фондов.
20. Оптимизация благосостояния общества по Парето.
Наиболее известен Парето своим принципом
оптимальности, который получил название
“оптимум по Парето”, который лег в основу
так называемой новой экономики благосостояния.
Оптимум по Парето гласит, что благосостояние
общества достигает максимума, а распределение
ресурсов становится оптимальным, если
любое изменение этого распределения
ухудшает благосостояние хотя бы одного
субъекта экономической системы. В ситуации,
оптимальной по Парето, нельзя улучшить
положение любого участника экономического
процесса, одновременно не снижая благосостояния
как минимум одного из остальных. Такое
состояние рынка называетсяПарето-оптимальным с
Итак, суть взглядов Парето может
быть сведена к двум утверждениям:
— любое конкурентное равновесие является оптимальным (прямая теорема),
— оптимум может быть достигнут конкурентным равновесием, что означает, что выбранный исходя из некоторых критериев оптимум наилучшим способом достигается через рыночный механизм (обратная теорема).
21. Теоремы
экономики благосостояния .
Первая теорема: любое конкурентное равновесие является
Парето-эффективным. Условия равновесия
субъектов в конкурентной экономики и
условие равновесия Парето-эффетивности
идентичны: а) потребление: MRTS = Px/Py; б) производство:
MRTSlk=Pl/Pk. В конкурентной экономики экономические
субъекты максимизирую производственную
ф-цию и условия максимума ф-ций в точности
соответствует условиям Парето-оптимальности.
Вторая теорема: любое Парето-эффективное распределение
может быть представлено конкурентным
равновесием после соответствующего перераспределения
начального запаса ф-ров. График 1. необходимо Парето-эффективность в производстве. График 2. Государство анализирует ситуацию и
выбирает целевое распределение в (.) С.
Затем государство устанавливает такие
цены на ресурсы, которые бы дали отношение
(Pl/Pk)e. В этом случае Парето-эффективное
распределение само собой возникает, т.е.
государство добивается равновесия в
выбранной точке.
Вторая теорема имеет большой значение
для теории рыночного социализма. Эту
теорию разрабатывали экономисты Ланге
и Ларнер. По их мнению, государство, чтобы
добиться оптимального распределения,
должно установить цену на ресурсы. Т.е.
есть Парето-оптимальная точка. Есть условие
Парето-оптимальности в производстве,
в потреблении и в структуре выпуска. Нацеливаемся
на какую-то точку в распределении ресурсов
=> нацеливаемся на определённые цены
=> гос-во может менять цены факторов
с помощью ценовой политики => изменяется
равновесие в производстве и находим точку
равновесия в производстве, которая должна
соответствовать равновесию в потреблении.
22. Общественное
благосостояние. Функции общественного
благосостояния.
человек –- существо социальное. Поэтому
для него важна не только полезность собственного
потребления, но 1) мера удовлетворения
его общественных потребностей; 2) мера
удовлетворения обществом совокупных
потребностей.Таким образом, общественное благосостояние –- мера удовлетворения обществом совокупных
потребностей. Общественное благосостояние
зависит от того, насколько удовлетворен
каждый потребитель. Функция общественного благосостояния показывает, каково благосостояние общества
в зависимости от индивидуальных полезностей
потребителей. Функции благосостояния
можно разбить на две группы: индивидуалистические и патерналистские. Индивидуалистические
функции основываются на предположении
о зависимости благосостояния общества
от благосостояния отдельных индивидов
("каждый индивид - лучший судья своего
счастья"). Если, напротив, мы считаем,
что индивиды не всегда могут правильно
оценить, повышает или снижает их благосостояние
определенное действие (событие), и кто-то
лучше может судить, чту для них благо,
а чту нет, мы должны использовать патерналистскую функцию
благосостояния.
Функция общественного благосостояния
имеет свойства:
1)Функция общественного благосостояния
непрерывна, т.е. небольшое увеличение
полезности потребления отдельного потребителя
не способно вызвать значительного роста
благосостояния общества.
2)Функция общественного
благосостояния дифференцируема.
3)Частные производные функции общественного
благосостояния положительны, т.е. увеличение
полезности потребления у одного потребителя
приводит к росту общественного благосостояния.
4)Функция общественного
благосостояния не может быть выпуклой
вниз.
5)Особым свойством функции
общественного благосостояния является
отсутствие исключительных потребителей,
т.е. отсутствуют потребители, влияние
которых на общественное благосостояние
намного больше, чем у других.
23. Теория
общественного выбора: предмет исследования.
Основные представители: Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, К. Эрроу, М. Олсон,
Д. Мюллер.
Теория общественного выбора
анализирует политический механизм принятия
макроэкономических решений, иначе говоря,
объектом анализа здесь выступают «политические
рынки».
Различают
трактовки теории Общественного
Выбора:
1.В широком смысле –процесс в котором соперничают различные
индивид. интересы, программы в отношении
общ. Благ.
2. В узком смысле- это политический рынок на кот. в условиях
представленной демократии конкурируют
между собой чиновники, представители
управл. Гос-ом максимизируя собственное
благополучие,обеспечивает реализацию
интересов общества.
В теории Общ. Выб. Основной субъект- индивид
принимающий рациональные решения и эти
решения ведут к выгоде общества.
24. Основные
отличия механизма
В демократическом обществе
используется специфический механизм
распределения ресурсов для производства
общественных благ – механизм ОБЩ
выбора. Он представляет собой процесс выявления индивидуальных
предпочтений потребителей в отношении
количества и конкретных видов ОБЩ благ,
а также процесс принятия решений в отношении
предложения и спроса на блага с помощью
политических институтов и политических
процессов. Именно в силу того, что механизм
общественного выбора зависит от политического
характера принятия решений, его принято
называть политическим механизмом.
Основное отличие выбора
в ОБЩ секторе от потребительского выбора
на рынке заключается в том, что если в
ОБЩ секторе действует механизм ОБЩ выбора,
то в частном секторе выявление потребительских
предпочтений людей и эффективное распределение
ресурсов достигается с помощью рыночного
механизма, основой которого является
система свободных равновесных цен.Механизм ОБЩ выбора имеет
еще ряд отличительных особенностей:
- во-первых, если рыночный
механизм допускает социально-экономическое
неравенство членов общества, то основополагающим
принципом политического механизма демократического
общества является принцип «один избиратель
– один голос», а система всеобщего избирательного
права имеет своей целью обеспечить равные
возможности для всех граждан принимать
участие с политике, в управлении государством
и принимать политические решения.
- во-вторых, механизм ОБЩ
выбора базируется на коллективном принятии
решений, реализуемом с помощью прямой
или представительной демократии. В основе
же рыночного механизма лежит индивидуальный
потребительский выбор.
- в-третьих, механизм как
прямой демократии (референдум), так и
представительной (через избрание своих
представителей в соответствующие органы
управления) ориентируется на голосование
по альтернативным социально-экономическим
программам, а не по отдельным вопросам
текущей политики. Однако в этом случае
рыночный механизм является более эффективным
при принятии решения.
- в-четвертых, механизм
ОБЩ выбора предполагает принудительный
порядок финансовых взаимоотношений ГОС
и членов общества (например, налоги). В
то время как функционирование рыночной
системы базируется на гарантиях экономической
свободы.
- в-пятых, принцип обратной
связи в политической системе действует
намного слабее, чем в рыночной. Как правило,
лица, принимающие политические решения,
непосредственно не несут ответственности
за негативные последствия этих решений,
за просчеты и ошибки, в то время как, если
вы совершили ошибку в частном секторе
при использовании рыночного механизма
принятия решений вам можно только посочувствовать,
так как существует тесная зависимость
между управленческими решениями и результатами
хозяйствования.
- в-шестых, механизм ОБЩ
выбора включает структуры ГОС управления,
которые строятся в соответствии с принципом
иерархии, подчиненности и используют
бюрократический аппарат. В то время как
система свободных цен в рыночной экономике
является самым эффективным средством
информации хозяйствующих субъектов о
различных сторонах рыночной деятельности.
Информация о работе Шпаргалка по "Экономике общественного сектора"