Шпаргалка по "Экономике общественного сектора"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:50, шпаргалка

Описание работы

Предмет экономики общественного сектора, ее зарождение и методы исследования
Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики ,находящихся в распоряжении государства.
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен, потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.
Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.
Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Работа содержит 1 файл

Шпоры по Экономики общественно сектора.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

 

 

 

9. Регулирование внешних  
Поскольку внешние эффекты существуют в экономике длительное время, к решению их проблем неизбежно привлекается государство. Выделают следующие формы государственного регулирования.Административно-командные методы, которые сводятся к прямым запретам или требованиям выполнения экономическими субъектами определенных действий. Государственные органы устанавливают уровни предельно допустимых концентраций ПДК вредных и токсичных веществ и облекают их в виде административных приказов.Однако административно-командные методы регулирования внешних эффектов не приводят к оптимальному размещению рес-ов. Корректирующие налоги. Корректирующий налог (налог Пигу) - налог на выпуск товаров или услуг, который поднимает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к сокращению производства. 
Корректирующие субсидии - это платеж потребителям или производителям товара, потребление которого создает положительный внешний эффект. Такие субсидии предназначены для интернализации внешнего эффекта посредством оказания такого понижающего воздействия на цену потребления товара, которое увеличит объем его производства до эффективного уро-ня.  Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней полезности на каждую единицу выпускаемой продукции с положительным внешним эффектом. Если корректирующий налог увеличивает предельные индивидуальные издержки до уровня предельных общественных издержек и приводит к повышению цены, то корректирующая ссуда, увеличивая предельную индивидуальную полезность до уровня предельной общественной полезности, приводит к понижению цены. 
Проблема создания прав собственности - одна из важнейших сфер функционирования государства. Установление прав собственности особенно актуально там, где они ранее отсутствовали. Это даст возможность создать новые рынки и подключить под контролем государства рыночный механизм к реализации вопросов внешних эффектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Теория Коуза и трансакционные издержки. 
Теорема Коуза имеет в современной научной литературе множество трактовок, с половиной из которых вряд ли согласился бы сам Р. Коуз.В начале кратко остановимся на круге проблем и понятий, которые фигурируют в теореме Коуза. Внешние эффекты (экстерналии) - дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах. 
Наиболее распространенным является формулировка теоремы Коуза, данная Джорджем Стиглером: «в условиях совершенной конкуренции (при нулевых трансакционных издержках, т.к. в этом случае монополии будут вынуждены действовать как конкурентные фирмы В.В.) частные и социальные издержки будут равны».Формулировка Коуза несколько отличная: разграничение прав (собственности В.В.) является существенной предпосылкой рыночных трансакций … конечный результат (который максимизирует ценность производства) не зависит от правового решения (только В.В.) при предположении нулевых трансакционных издержек.Коуз подчеркивал, что Стиглер не учел при формулировке теоремы то, что при равенстве частных и социальных издержек ценность производства будет максимизироваться. Это очевидно если принять следующую трактовку социальных издержек, которую дает Коуз.«Социальные издержки представляют собой наивысшую ценность, которую могут принести факторы производства при их альтернативном использовании». Но любой предприниматель приступит к производству в случае, когда его частные издержки будут меньше, чем ценность продукта произведенного с помощью привлеченных факторов. Следовательно, равенство социальных и частных издержек подразумевает максимизацию ценности производства. Коуз своей теоремой показывает значимость трансакционных издержек для экономического анализа «реально происходящих событий».«В мире с нулевыми трансакционными издержками ценность производства будет максимизироваться при любых правилах об ответственности». Иными словами при нулевых трансакционных издержках правовые нормы не имеют значения для максимизации.«При ненулевых трансакционных издержках закон играет ключевую роль в определении того, как используются ресурсы… Внесение всех или части изменений (ведущих к максимизации производства В.В.) в контракты оказывается делом чересчур накладным. Стимулы к осуществлению некоторых шагов, которые бы привели к максимизации производства, исчезают. От закона зависит, каких именно стимулов будет недоставать, поскольку он определяет, как именно нужно изменить контракты, чтобы осуществить те действия, которые максимизируют ценность производства».Получается парадоксальная ситуация, в случаях «несостоятельности рынка» мы де факто признаем наличие положительных трансакционных издержек, в противном случае рынок автоматически приводил бы в состояние оптимальности, обеспечивающие максимизацию ценности производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11) Монополия: виды и меры государственного вмешательства. 
Монополия — фирма (а также ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. Монополия - это внутригосударственная или международная (надгосударственная) организация, в силу своего доминантного положения способная нанести вред государству, а также другим организациям и народам или способная их уничтожить. 
1)Естественная монополия — предприятия, организации.2)Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирование - это либеральная точка зрения противников монополии в области экономики. 3)Синдикат — сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно (например «Единая торговая компания» на рынке каустической соды).

Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масш-х, вмешательства в деятельность монополий,сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. 
пять направлений вмешательства государства в деятельность монополий. Во-первых, их прибыли сокращаются за счет высоких налогов. Во-вторых, устанавливается контроль над ценами (для сдерживания инфляции и для давления на цены в высококонцентрированных отраслях). В-третьих, устанавливается государственнаясобственность на монополии. В-четвертых, осуществляется государственноерегулирование промышленности, которое позволяет регулирующим органам наблюдать за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из регулируемых отраслей. В-пятых, государство проводит специальную антитрестовскую политику. В разных странах и в различные периоды преобладают те или иные государственные воздействия на монополии. Но, как правило, в наиболее общем плане в странах с рын-м   типом экономики выделяется три основных направления: 1)активизация конкурентных рыночных структур, протии-х противостоящих монополии, с помощью тех или иных мер по либерализации рынков; 2) государственноерегулирование монополий путем контроля над ценами и уровнем рентабельности; 3) прямое предотвращение, подавление или ликвидациямонополий с помощью специального антимо-полистического законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.Информационная  асимметрия и методы нейтрализации.

ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ- - ситуация, когда только одна из двух групп владельцев ресурсов или покупателей владеет необходимой для ведения дела информацией. 
Проблема асимметрии информации является одной из важнейших предпосылок функционирования общественного сектора, но для этого необходимо, во-первых, выявить причины асимметрии информации, которые возникают на различных рынках, а во-вторых, по возможности определить пути воздействия на соответствующие рынки.Важной причиной снижения интенсивности конкуренции и приобретения монопольной власти на рынках служит неполнота и асимметричность информации об объекте сделки, о порядке осуществления сделки и ее возможных последствиях. 
Контроль рекламной активности субъектов рынка предполагает преградить путь недостоверной информации, которая способствует вытеснению добросовестных продавцов недобросовестными. 
Большая часть информации поступает в форме рекламы, функции которой весьма противоречивы. Часто довольно трудно ответить на вопрос, чего в рекламе больше информации или дезинформации. Поэтому для сокращения А.И. необходимо вмешательство государства с тем, чтобы развивать т.н. ''неценовую сигнальную систему'' (аккредитации, установление стандартов для производителей,etc). Все эти меры призваны обеспечить экономических агентов необходимой информацией о предмете сделки, то есть уровне качества, свойствах товара или услуги. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13. Понятие общественного блага и его основные свойства

"Общественное благо" - это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно. 
К числу обязанностей государства во всех странах относится, в частности, обеспечение обороны. Если бы граждане приобретали право на защиту от агрессии индивидуально, имел бы место очевидный провал рынка, обусловленный огромным положит. эффектом. "Ядерный зонтик" защищал не только тех, кто уплатил за пользование им. Мало того, невозможно было бы исключить из неплательщиков из числа пользователей данного блага., если только не депортировать из страны. По сути, такие же ситуации возникли бы в случае если бы жильцам большого дома было предложено самим индивидуально приобретать на рынке услуги пожарных или автомобилистам пришлось бы на рыночной основе нанимать регулировщиков движения. Во всех этих и других случаях мы имеем дело с общественными благами. 
К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные. Однако это реальные экономические блага, т.к. они обладают полезностью для потребителей, и их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ. 
Два свойства общ. благ: 
1)неконкурентность, т.е. увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижение полезности, доставляемой каждому из них. Данное свойство предполагает, что благо неделимо, не может быть "расфасовано" продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно. Типичный пример неконкурентности потребления - это национальная оборона. Данное свойство означает, что предельные издержки предоставления общ. блага индивидуальному потребителю раны "О"., а появление дополнительного потребителя представляет собой Парето-улучшение. Т.о. несоперничество порождает необычные для рыночной экономики ситуации: если имеется индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурсов предполагает предоставление ему данного блага даром. 
2)Неисключаемость, т.е. ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно. В данном случае поставщик общ. Блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности. Санкции против неплательщиков обернулись ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реализованы. Примером здесь является городской парк отдыха. Достижение исключаемости (охрана, ограждение, плата за вход) общ. Блага в виде отдыха в городском парке потребует огромных затрат и будет экономически нецелесообразным. 
Свойства общ. благ внутренне взаимосвязаны. Наличие таких критериев в их крайних случаях, как конкурентность и неисключаемость, позволяют провести границу между чистым и общ. благами. Чистому соответствуют неконкурентность и неисключаемость, а частному - конкурентность и исключаемость. В реальной жизни чистое частное общественное благо можно представить как два крайних полюса шкалы экономических благ, между которыми находятся смешанные блага различного рода.

 

 

 

 

 

 

 

14. Классификация  общественных благ. 
Общественное благо" - это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно. 
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ: 
1) общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально; 
2) индивидуальные, отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей. 
По критерию масштаба распространения в рамках национальной экономики выделяют следующие виды благ: 
1) общегосударственные общественные блага.Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства; 
2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. 
В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ: 
1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения; 
2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. 
Чисто общественные блага, соответствуют всем свойствам вопроса два. Например: государственная граница, армия, природоохранные мероприятия. 
Смешанные общественные блага. имеют определённую локальность. 
Так же общественные блага можно разделить на: 
1)Международные. 2)Национальные. Все международные блага, как правило, являются чисто общественными благами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Особенности  спроса на общественные блага. 
Принцип убывающей полезности действует в отношении спроса на чистое общественное благо. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо имеет нисходящий наклон. 
Существенные особенности: 
1) Являясь неделимым, чистое общественное благо потребляется всеми пользователями целиком. В отличие от чистого общественного блага не может быть скорректировано соответственно потребностям пользователя, а каждый из них, может потреблять любое количество блага по соответствующей цене. Все пользователи потребляют одинаковое количество блага, а объем его потребления каждым потребителем равняется объему предложения блага 
Qs = q1 = q2 = … = qn 
2) Поскольку все пользователи получат выгоды одновременно, а кривые их спроса представляют собою предельные полезности для каждого данного объема блага, то для каждого объема блага предельная общественная полезность от его потребления представляет собою сумму всех предельных индивидуальных полезностей 
MSB = MB1 + MB2 + … + MBn = ∑ Mbi 
Спрос на чистое общественное благо определяется уровнем его предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне цены.Отсюда следуют два важных вывода. Первый состоит в том, что объем совокупного спроса на общественное благо равен сумме индивидуальных объемов спроса для каждой данной цены. Второй – в том, что при спросе на чистое общественное благо цены, выражающая готовность потребителя платить за дополнительную единицу блага, не является переменной величиной. Поэтому кривая спроса на чистое общественное благо формируется путем не горизонтального, а вертикального суммирования индивидуальных кривых спроса, представляясь в виде кривой общего желания платить за каждую дополнительную единицу блага.Совокупный спрос на чистое общественное благо определяется путем вертикального суммирования индивидуальных объемов спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Специфика  ценообразования  в общественном  секторе. Проблема «бизбилетника» 
Ценообразование в общественном секторе за исключением некоторых видов смешанных общественных благ представляет собой ценообразование в условиях несовершенной конкуренции (например, госрегулирование естественных монополий). Помимо регулирования цен естественных монополий ценовой механизм и ценовая политика общественном секторе широко используется для трансформации внешних экстернальных эффектов цены товаров и услуг, производимых в коммерческом секторе. Так, отрицательный внешний эффект (вредные производственные воздействия н окружающую среду, вредные привычки (алкоголь, табак, азартные игры)) учитывается в цене с помощью налогов (налогов Лигу). Это экологический налог, акцизы на алкоголь и табак. Положительный внешний эффект учитывается при помощи субсидий. Достижение эффективного объема производства чистого общественного блага предполагает наличие достоверных данных о предельных выгодах всех потребителей блага. Поскольку существует склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или, по меньшей мере, минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы «безбилетника» или «зайцев». 
Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве.

Суть проблемы «безбилетника» заключается в том, что стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и следовательно, к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Таким образом, существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто. 
Поднимая «проблему безбилетника» необходимо подчеркнуть, что наряду с отрицательными внешними эффектами существуют положительные, побуждающие людей к «безбилетному» поведению. Положительные эффекты – это выгоды, достающиеся том, кто участвовал в их создании. Тем не менее внешние выгоды и возможности их безвозмездного использования способны становиться основой серьезного обострения социальных противоречий, для разрешения которых требуется государственное регулирование.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике общественного сектора"