Шпаргалка по "Экономике общественного сектора"

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 15:50, шпаргалка

Описание работы

Предмет экономики общественного сектора, ее зарождение и методы исследования
Общественный сектор представляет собой совокупность ресурсов экономики ,находящихся в распоряжении государства.
Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен, потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.
Общественный сектор экономики – это в основном государственный сектор экономики плюс некоммерческий сектор.
Государственный сектор экономики представляет собой систему государственных финансов, государственных предприятий, других государственных ресурсов (например, государственные земли, запасы полезных ископаемых).

Работа содержит 1 файл

Шпоры по Экономики общественно сектора.doc

— 353.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

41. Концептуальные  основы реформирования налоговой  системы. 
Устойчивый перекос в перераспределение доходов в пользу большего равенства приводит к объективной необходимости реформирования. налоговой системы для усиления экономической эффективности хозяйственной деятельности.. Равновесная налог. система должна обеспечить оптимальное сочетание экономических эффектов и соц. справедливости. Þ установить рацион. соотношение м/у видами налогов и моделями налог. систем и в то же время соблюсти такие принципы как: простота, гласность, гибкость. В развитых странах происходят реформы прямого налогообложения. Они включают. более простой режим обложения различных источников дохода, расширение налоговой базы и снижение предельных налоговых ставок и т.д. Все более широкое развитие получает косвенное налогообложение. Оно уменьш. эф-т прогрессивности. Например, НДС носит регрессивный характер по отношению к доходам граждан и способствует росту сбережений и инвестиций. Скрытая форма косвенных налогов дает возможность государству, не опасаясь протеста граждан, вводить высокие косвенные налоги. Особое знач. придается связывание налоговой системы с системой соц. пособий и трансфертных. платежей, чтобы избежать накладок, дублирований. и т.д. и таким образом не создавать ситуацию иждивенчества.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42. Основные  формы общественных расходов

Общественные расходы представляют собой целенаправленное использование ресурсов общественного сектора для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределения с позиций справедливости. Важно, чтобы общественные средства использовались в соответствии с интересами и предпочтениями основной массы налогоплательщиков при минимальном уровне затрат и потерь. Поэтому общественные расходы формируются в соответствии с различными общественными  программами. Общественные программы связаны:1) с оказанием социальной помощи тем, кто не имеет возможности обеспечивать себя самостоятельно;2) с обеспечением обязательного страхования на случай болезни.В этом случае речь идет о накоплении средств, которые в случае необходимости могут быть выплачены;3) с производством и приобретением материальных благ и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя государство. Общественные расходы осуществляются в формах  финансирования  расходов  организаций  общественного сектора, закупок товаров и услуг, а также в форме денежных выплат и натуральных выдач лицам, включенным в программы социальной помощи страхования. Рациональный выбор той или иной формы расходования средств должен обеспечивать экономию и результативность их использования. Поэтому расходы необходимо связывать с конкретными целями и задачами. Общественные расходы на материальные блага и услуги должны быть адекватны потребностям в общественных благах и должны приводить к значительным позитивным экстерналиям. Организация производства в рамках  общественного  сектора оправдана и в случаях естественной монополии и информационной асимметрии. Если изъяны рынка вынуждают государство выступать в роли организатора производства, но продукция не обладает свойствами общественного блага, то ее следует реализовать потребителям за плату.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Перемещение  выгод и сферы действия общественных  расходов. 
Общественные расходы представляют собой целенаправленное использование ресурсов общественного сектора для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределения с позиций справедливости. Важно, чтобы общественные средства использовались в соответствии с интересами и предпочтениями основной массы налогоплательщиков при минимальном уровне затрат и потерь. Поэтому общественные расходы формируются в соответствии с различными общественными  программами. Общественные программы связаны:1) с оказанием социальной помощи тем, кто не имеет возможности обеспечивать себя самостоятельно;2) с обеспечением обязательного страхования на случай болезни. В этом случае речь идет о накоплении средств, которые в случае необходимости могут быть выплачены;3) с производством и приобретением материальных благ и услуг, ответственность за удовлетворение потребностей в которых берет на себя государство. 
Программа общественных расходов. нередко приносит выгоды не одним только своим непосредственным реципиентам. Во многих случаях основным или побочным результатом программы является создание и перераспределение частных благ. Например: пособия безработных. Полученные средства в частности используются для приобретен. продуктов питания, что может привести к увеличению спроса на продовольственные товары, что приведет к росту цен и частичное перемещение выгод от реципиентов программы в пользу производителей и продавцов продовольствия. Или, например, субсидировать работодателей, создающих новые рабочие места. Однако замысел в том, что выгоды в конечном счете переместятся к безработным, кот. в итоге окажутся в сфере действия программы. Поэтому, чтобы определить реальную сферу действия мероприятий, проводимых  в общ. секторе и обеспечить целенаправленность, необходим анализ характера рынков, где действует непосредственно плательщик и получатель средств, а также изучить фактические положения и ожиданий реципиентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44. Роль общественного  страхования и его формы. 
В отечественной правовой науке общественное страхование обычно рассматривается как 1 из ключевых форм общественного обеспечивания рабочих в старости, в случае временной либо многократной утраты трудоспособности и т.п В Федеральном законе от 16 июля 1999 года "О основах неотъемлемого общественного страхования"* (затем - Закон) оно ориентируется являясь частью казенной системы общественной обороны населения, характеризующаяся явной особенностью. В заметке 1 Закона учтено: "Неотъемлемое общественное страхование являет из себя систему создаваемых государством правовых, финансовых и организационных мер, нацеленных на компенсацию либо минимизацию результатов перемены материального и (либо) общественного положения работающих господ, ну а в случаях, предусмотренных законодательством Российская Федерация, других категорий господ вследствие признания их безработными, трудового увечья либо профессионального болезни, инвалидности, заболевания, травмы, беременности и родов, издержки кормильца, и еще наступления старости, потребности получения врачебной поддержки, санаторно-курортного излечения и наступления других установленных законодательством общественных страховых рисков, подлежащих неотъемлемому общественному страхованию".Понятие общественного страхового риска - одно из основных в доктрины общественного страхования. Под ним в ст.3 Закона понимается предполагаемое событие, влекущее перемена материального и (либо) общественного положения работающих господ и других категорий господ, в случае наступления которого осуществляется неотъемлемое общественное страхование. По нашему мнению, общественный страховой риск надлежит характеризовать наиболее нешироко.Группа общественного риска подробно и глубоко обследована в отечественной науке начала и 1 тридцати процентов ХХ века. Так, именитый эксперт в данной области Н.А.Вигдорчик писал: "Страхованием называется эта организация взаимопомощи, при коей риск именитого несчастья предусматривается заблаговременно и связанная с данным риском материальная тяжесть заблаговременно ведь распределяется меж всеми членами организации"*.Под общественным страхованием он знал совокупность всех его форм и видов, кои имеют целью обеспечивание широких масс населения на случай разных общественных рисков. При всем при этом акцентировал внимание, что общественным страхованием "обнимается риск издержки заработка .Непосредственно данный нрав риска ученый считал первым показателем общественного страхования. "2 важный показатель общественного страхования, - замечал он, - заключается в том, что оно обнимает рабочие массы - трудящихся, служащих, хозяйственную прислугу, небольших ремесленников, небольших земледельцев - иначе говоря, всех, кто испытывает страдания при капиталистическом строе от необеспеченности существования. В следствии этого коль скоро к страхованию склоняется адепт имущих классов, то - даже данное страхование и имело целью возмещение заработка - оно практически никакого отношения к общественному страхованию иметь не будет.

 

 

 

 

 

 

 

45. Оценка эффективности общественных расходов.  
Общественные расходы представляют собой целенаправленное использование ресурсов общественного сектора для удовлетворения потребностей в общественных благах и реализации перераспределительных мероприятий, оправданных с позиций справедливости. Цель общ расходов – обеспечение общественными благами субъектов. При этом задача состоит в том, что при осуществлении общественных расходов необходимо, чтобы ресурсы выделялись в соответствии с выявленными потребностями основной массы налогоплательщиков-избирателей, а также, чтобы намеченные результаты достигались при достаточном уровне затрат. Выделяют три основных группы расходов: 1.Оказание социальной помощи, тем, кто не в состоянии самостоятельно себя обеспечить (пособия инвалидам и т.д.). Это чистое перераспределение ресурсов.2.Обеспечение обязательного страхования (по безработице, по болезни и т.д.). Это предварительное аккумулирование средств с целью последующей выплаты. Перераспределение частичное. Альтернатива – добровольное частное страхование.

3.Производство государством общественных благ (чистых или смешанных ОБ, или ключевых факторов, способствующих производству ОБ). Расходы по экономической роли делятся на:

- Текущие  – предоставляемые на покрытие текущих потребностей (текущие расходы государственных учреждений, текущие расходы на субсидии и трансферты и т.д.). - Капитальные – связанные с приростом запасов или вкладами в основной капитал. Они обеспечивают инвестиционную и инновационную деятельность государства. Сфера деятельности общественных расходов:1)финансирование народного хозяйства; 2) финансирование социально-культурных мероприятий; 3) финансирование науки; 4) финансирование обороны;5) содержание правоохранительных органов и органов государственной власти и управления; 6) расходы на внешнеэкономическую деятельность; 7)расходы по обслуживанию государственного долга;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46. Сущность  и принципы бюджетного федерализма. 
. Бюджетный федерализм – это способ построения бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и бюджеты муниципальных образований), обеспечивающий ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов.Сущность бюджетного федерализма выражается через его основные принципы, к которым относятся:-единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории субъектов федерации и входящих в них муниципальных образований, как основы сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;-сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов, распределении и перераспределении доходов в процессе бюджетного регулирования между уровнями бюджетной системы;-высокая степень самостоятельности органов власти каждого уровня при разработке бюджетов и их ответственности за сбалансированность своего бюджета, бюджетную обеспечен-ность на базе налогового потенциала соответствующей тер-ритории при предоставлении им необходимых прав в области налогообложения;

-активное участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Объективной основой единства интересов бюджетов всех уровней является то, что конечной целью деятельности органов власти любого уровня должны быть интересы населения. Сочетание централизма и демократизма в условиях бюджетного федерализма означает, что наряду с тенденцией децентрализации бюджетной системы страны в связи с усилением демократических начал в ее организации и функционирования, необходимо соблюдение приоритета федерального бюджета, выражающего общие интересы всех членов Федерации единого государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47. Вертикальное  и горизонтальное выравнивание бюджетов.  
Главным принципом построения механизма горизонтального и вертикального выравнивания является законодательное разграничение полномочий органов, ответственных за ведение бюджета. Вертикальная сбалансированность отмечается по отношению не только к вышестоящим органам власти, но и к нижестоящим. Это создано для эффективного распределения и сбалансированности средств между субъектами РФ, чтобы в случае необходимости оказать финансовую помощь. Горизонтальное выравнивание подразумевает перераспределение финансовых ресурсов между регионами. Горизонтальное выравнивание не подразумевает простого перечисления доходов богатых регионов в расходы бедных. Средства помощи всегда выделяются из централизованных фондов, созданных не только за счет налоговых поступлений. Горизонтальное выравнивание проявляется в форме дотаций, субвенций, спецфондов (таких, например, как Федеральный фонд поддержки регионов), причем все они имеют централизованный характер, поэтому говорить о действительно горизонтальном распределении трудно. По сути межбюджетные отношения в России базируются на противоречии Конституции РФ, которое заключается в ответственности центра за весь комплекс жизненных условий в регионах. Несмотря на данное противоречие, такое положение регламентируется множеством федеральных законов. Поэтому необходима работа по реформированию горизонтального выравнивания. Следует перейти на новые методы распределения средств между субъектами РФ. Их суть заключается в обеспечении максимально возможной бюджетной независимости субъектов РФ. Для выполнения своих функций согласно Конституции РФ каждый из уровней власти должен в достаточной мере обеспечиваться собственными финансовыми средствами. Это является решением политических и экономических проблем. Целью горизонтального и вертикального выравнивания является выравнивание возможностей реализации минимального уровня социальных гарантий, который регламентируется Конституцией РФ и федеральным законодательством. Социальные гарантии должны финансироваться из всех бюджетов, причем независимо от их уровней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48.Модели  бюджетного федерализма. Теорема  о децентрализации. Гипотеза Тибу.

ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ – передача функций управления от центральных органов власти местным органам, расширение круга полномочий нижестоящих органов управления за счет вышестоящих. Децентрализация эффективна, если на низших уровнях управленческой иерархии принимают обоснованные и важные решения, и эти решения не требуют согласований и утверждения руководством. Децентрализация многих управленческих функций неизбежна при территориальной разобщенности структурных подразделений предприятия (филиалы, управления структурных подразделений).Теорема о децентрализации формулируется следующим образом: если бюджетная децентрализация не влияет на уровень издержек, то децентрализованное принятие решений в отношении поставки локального общественного блага либо эффективнее централизованного, либо, по крайней мере, не уступает ему с точки зрения эффективности. Гипотеза Тибу. подчеркивает возможность миграции между муниципалитетами. Если количество муниципалитетов достаточно велико, то предоставление общественных благ на локальном уровне становится похожим на конкурентный рынок частных благ. Конкуренция между муниципалитетами отражается в комбинациях общественных благ и налогов. Потребитель-избиратель выявляет свои предпочтения при помощи миграции. Эффективность в предоставлении общественных благ достигается, когда большое количество муниципалитетов предлагает такой уровень общественных благ, который удовлетворяет спрос агентов и производится при помощи минимальных затрат. Тибу считает, что предоставление общественных благ на местном уровне, аналогично рыночному решению при большом числе конкурирующих муниципалитетов. Межрегиональная миграция агентов с разнородными предпочтениями обеспечивает эффективность предоставления общественных благ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

49. Институциональные структуры общественного сектора. 
Общественные расходы направляются не только для оказания социальной помощи, общественного страхования, но и для производства как общественных, так и частных благ. Производство может осуществляться как на государственных предприятиях, так и на предприятиях, работающих с государством по контракту. Существует 4 основных типа организаций, которые могут рассматриваться в качестве структурных подразделений общественного сектора или в качестве его поставщиков.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономике общественного сектора"