Рынок сущность структура

Автор: l*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать совершенствование рыночного механизма в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины возникновения рынка
1.2 Структура рынка 9
1.3 Функции рынка 11
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 21
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 5 файлов

1 часть - рынок.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

1РЫНОК СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ-38.doc

— 164.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 анализ формирования и развития рынка в Республике Казахстан.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсач.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

       В Казахстане был низок удельный вес отраслей, прш1звадящих,юварж народного потребления. До 60% товаров народного потребления в республику завозилось извне. В не переработанном виде из Казахстана вывозились 70% мытой шерсти, более половины произведенного зерна, 50% хлопка, кожи, меха. Стоимость вывозимой продукции в виде сырья и полуфабрикатов составлялa 6-7 млрд. рублей, а завозилось продукции на 13,8 мдрд. руб. Доля налога с оборота в доходах бюджета республики составляла лишь 9%, в Эстонии - 45%. Казахстан направлял в союзный фонд 33% всего объема заготовляемого в республике мяса (др. республики 17-19% ). В результате в целом по СССР на душу населения за счет рыночных фондов приходилось 42 кг мяса, а в Казахстане - 32 кг. Только за счет вывоза из республики не переработанного зерна и шерсти на 1,1 млрд. руб. уменьшалось поступление в бюджет налога с оборота.

       Казахстану  была характерна тенденция отраслевизма и ведомственный подход в управлении экономикой, гигантизм производства и предприятий при высоком  уровне централизации управления. Так, 93% индустрии Казахстана управлялась союзными министерствами и ведомствами. До 70% капитальных вложений уходило на развитие отраслей промышленности группы "А".

       Это впоследствии в ходе экономической  реформы усложнило процесс разгосударствления и приватизации.

       Казахстану  присущ низкий стартовый уровень  вхождения в рынок. В республике низкие доходы на душу населения. В  начале экономической реформы, по оценкам  специалистов, в республике ниже уровня прожиточного минимума находилось 5-6 млн. чел., это более 1/3 населения Казахстана.

       Из 214 сельских районов республики 180 находились на дотации, 70 районов были очень  отсталыми по уровню экономического развития, а 30 районов находились в  бедственном положении, Более 20 млн. га сельскохозяйственных угодий находились в пользовании ВПК.  
Из республики вывозились огромные ресурсы, а ей оставалась экологически загрязненная окружающая среда, что породило глобальные экологические проблемы. Во всех промышленных центрах Казахстана содержание вредных веществ в атмосфере намного превышает допустимые нормы. Уровень Аральского моря упал на 13 м, поверхность сократилась более чем на 1/3, объем водной массы - на 60%. При этом соленость воды моря увеличилась в 2,5 раза, а выброс вредных веществ в атмосферу составил 5,4 млн. т.  
Длительное игнорирование товарно-денежными отношениями, монополизм экономики, командно-административный метод управления привели к дефицитности ресурсов и товаров при их наличии, к товарно-денежной несбалансированности, возникновению перераспределительных процессов, порождающих уравнительность и иждивенчество.

       Отсюда  переход к рынку - сложный, многогранный и длительный процесс, который требует  своего поэтапного решения с учетом специфики республики, ибо формирование и становление рыночных отношений, как показывает опыт последних лет, проходит в сложных и противоречивых условиях.

       B конце декабря 1990 г. была принята  программа "Стабилизации экономики  Казахской ССР и перехода к  рынку". Суть этой программы  сводилась к осуществлению стабилизационных  мер и активизации формирования рыночной инфраструктуры и рыночно регулируемой экономики, к стабилизации социально-экономического положения республики, к формированию рыночной сферы, к активизации хозяйственной деятельности.

       Во  второй программе " Неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ" (на период стабилизации экономики и перехода к рынку) на первом этапе в 1992-1995 гг. ставились задачи:

       - активизация разгосударствления  и приватизации собственности; 

       - насыщение потребительского рынка товарами;

       - вхождение республики в мировое  хозяйство. 

       Главные силы предполагалось сосредоточить  на проведении все более независимой  и отвечающей национальным интересам  экономический политики, снижении инфляции до минимально возможного уровня, приостановке спада производства и создании предпосылок для ее роста, смягчении негативных последствий реформы на социально уязвимые слои населения.

       На  втором этапе в течение 1996-2005 гг. предполагалось:

       - создание полнокровных рыночных  механизмов на основе преодоления сырьевой направленности экономики, ускорения развития транспортной сети и формирование всех видов рынка;

       - создание подлинной свободы всех  товаропроизводителей на основе  демонополизации экономики и  широкой здоровой конкуренции; 

       - обеспечение рационального природопользования на основе реализации комплексной программы "Экология" путем освоения высоких технологий;

       - комплектование кадрового корпуса  в области отечественного и  международного бизнеса. 

       На  третьем этапе продолжительностью 5-7 лет намечалось на основе развития экономики открытого типа укрепить позиции Казахстана в мировой торговле, решение проблем дефицитности бюджета и конвертируемости национальной валюты, вступление республики в разряд индустриальных стран мира.

       Вхождение экономики Казахстана в рынок проходит в условиях кризиса в экономической и социальный сферах, который обусловлен многими внешними и внутренними причинами.

       Во-первых, нарушились хозяйственные связи  республики со многими республиками и регионами бывшего СССР, в  результате имеет место спад производства. По данным ученых, спад производства на 60% объясняется разрушением хозяйственных связей бывших субъектов единого народнохозяйственного комплекса СССР.

       Произведенный национальный доход РК в 1993 г., по сравнению  с 1992 г., снизился на 14,8%, производство средств - на 15,2%, предметов потребления - на 12%. 

2.3 Анализ проблем формирования и функционирования  рынка 

       Современное состояние казахстанской экономики  характеризуется весьма благоприятной  внешнеэкономической конъюнктурой, что оказывает положительное влияние на развитие экспорта, а также товаров и услуг промежуточного потребления

       В 1 полугодии 2006 года средняя мировая  цена за одну тонну меди рафинированной по сравнению с 2002 годом увеличилась  в 2,1 раза, цинка металлического – в 1,5 раза, а за унцию золота – 1,6 раза, за баррель нефти – в 2 раза. Высокий уровень мировых цен на важнейшие статьи казахстанского экспорта обусловил рост экспортной выручки. Номинальное увеличение экспорта в 2004 году по сравнению с 1998 годом составило 3,7 раза, а по экспорту нефти – 6,4 раза. Это связано с тем, что помимо высоких цен рост добычи нефти за этот период составил 2,4 раза. В настоящее время доля нефти в объёме экспорта составляет 52,3%, тогда как в 1998 году она составляла только 27,4%. Названные темпы развития экспорта характеризуют тенденцию увеличения экономического потенциала казахстанской экономики, в основном за счёт внешнеэкономического фактора. В принципе, это правильная направленность развития для малой экономики, однако, прирост экспорта в Казахстане обеспечивается преимущественно за счёт поставок сырья и продуктов его первичной переработки. Рост экспорта в последние годы стал оказывать заметное влияние на динамику валютного  внутреннего продукта .Особенностью развития экономики 2003 – 2005 годах является опережающее влияния ценового фактора на увеличение объёма ВВП. В 2006 году прогнозируется увеличение номинального ВВП по сравнению с 2005 годом на 22,3%, в том числе за счёт. Роста физических объёмов производства на 8,8%, увеличения цен на произведенные   товары и услуги – 12,5%.

       В целях обеспечения макроэкономической стабильности в стране фискальная политика Правительства РК направлена не реализацию мер по выводу из внутреннего оборота  доходов, полученных вследствие высоких мировых цен на нефть и металлы. Все сверх доходы от экспорта сырья аккумулируются в Национальном фонде РК, что способствует поддержанию конкурентоспособности национальной экономики, достижению запланированных параметров роста инфляции, предупреждению возникновения «голландской болезни», то есть «деградации» производственной структуры в пользу сырьевых отраслей.

       Так, приток в страну иностранной валюты вследствие значительного роста  мировых цен на энергоносители был  частично стерилизован за счет отчисления части доходов в Национальный фонд.

       Анализ  факторов экономического роста –  капитала, трудовых ресурсов и общей  факторной производительности, которая  учитывает множество факторов, показывает, что экономический рост в 2000 – 2004 годах обеспечивался, в основном, за счет роста капитала и меньшей степени за счет роста общей факторной производительности . В среднем за 2001 – 2005 годы вклад фактора капитала в экономический рост составил 6%, вклад фактора труда – 1,2%. Вклад роста общей факторной производительности составил 3,2%. Основным фактором роста экономики в рассматриваемый период являлось наращивание основного капитала.

       Учитывая  большую изношенность основных фондов в экономике, на данном этапе развития это является оправданным. С течением времени основным фактором роста должно стать повышение общей производительности труда в экономике, но и проводимые структурные реформы, эффективность использования человеческого капитала и технологий.

       Особенно  заметным было влияние реформ на рост экономики в 2003 – 2004г. В 2005 – 2006годах наблюдалось некоторое снижение их эффективности, которое сменилось значительным ростом по итогам 2007 года.

       Учитывая  то, что накопление основного капитала не может в долгосрочной перспективе  быть главным фактором роста экономики, эффективность проводимых реформ, рост производительности труда, инноваций и человеческого капитала должны стать главными факторами развития казахстанской экономики. На международных рынках капитала наблюдается высокий внутренний спрос и относительно низкая стоимость заемных ресурсов. Это стало главным стимулом для привлечения значительных объемов иностранных инвестиций в Казахстан. При этом снижению стоимости иностранного капитала для казахстанских заемщиков способствовала высокая оценка инвестиционных возможностей Казахстана. Рейтинги, относящиеся к категории инвестиционных, были присвоены крупнейшими международными рейтинговыми агентствами как республике целом, так и ведущим казахстанским банкам. Следствием давления, оказываемого на внутренний валютный рынок, как резким ростом  экспортных доходов, так и притоком заемного капитала, стало номинальное удорожание обменного курса тенге по отношению к доллару США – на конец 2004 года биржевой обменный курс составлял 130 тенге за доллар, укрепившись с начала года на 9,3% в номинальном выражении. Среднегодовой уровень инфляции в 2006 – 2008 годах по предварительным прогнозам будет в коридоре 5 – 7%

       Покупки валюты на внутреннем рынке  были основным источником прироста международных  резервов НБ РК, которые практически  удвоились в течение года и по состоянию на конец 2004 года оценивались в 9,3 млрд. долл. США. Этот запас международных резервов более 4,5 месяцев обеспечивает потребности в финансировании импорта товаров и услуг.

       В целом анализ социально – экономического развития Республики Казахстан за последние три года показывает, что при сохранении устойчиво высоких темпов развития экономики, стали отчётливо проявляться новые тенденции, которые средне срочном периоде могут существенно повлиять на конкурентоспособность не сырьевых отраслей экономики на внешнем и внутреннем рынках.

       В настоящее время одним из самых  актуальных вопросов является не допущение  «перегрева» экономики. В последние  годы внешние факторы, оказывающие  влияние на развитие экономики Казахстана, значительно изменились. Это, в первую очередь связано с высокими темпами роста, экспорта, нефти и увеличением мировых цен на нефть, газ и металлы, изменением обменного курса доллара США на мировом валютном рынке, значительным притоком иностранного капитала в страну. На сегодняшний день в экономики Казахстана наметились тенденции, свидетельствующие о реальной угрозе «перегрева» экономики. Это увеличение влияния нефтяного сектора на экономический рост, ускорение инфляционных процессов, чрезмерный рост внешней задолженности и объёмов кредитования банков второго уровня, реальное укрепление национальной валюты.

       Снижаются общий профицит бюджета с учётом средств Национального фонда  и доля сбережения нефтяных доходов, а дефицит нефтяного сектора  растёт. Средний темп роста расходов государственного бюджета последние годы опережал темпы роста номинального ВВП.

       Среднесрочная фискальная политика нацелена на реализацию главных задач Среднесрочного плана социально – экономического развития:

       1.недопущение  в 2006 – 2008г роста среднегодовой инфляции выше 7%

       2.проведение  системных мер по реализации  Стратегии индустриально – инновационного  развития;

       3.рестуктуризация  монопольных структур в сфере  телекоммуникаций, энергетики и  железнодорожного транспорта; негативное  влияние на структуру экономики в пользу сырьевых отраслей. В целях проведения рестуктуризации снизить темпы реализации Стратегии индустриально – инновационного развития РК на 2003 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года №1096, а также оказать

курсоваяяя.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Рынок сущность структура