Автор: l*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать совершенствование рыночного механизма в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины возникновения рынка
1.2 Структура рынка 9
1.3 Функции рынка 11
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 21
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
25 октября Казахстан в 19-й раз отметит День Республики. Принятие «Декларации о государственном суверенитете КазССР» в 1990 году стало одним из ключевых моментов в истории страны. Сразу же после обретения независимости в Казахстане начались кризисы, связанные в первую очередь с переходом от изжившей себя модели советского командно-административного управления экономикой к рыночной. Внес свою лепту и разрыв внутрихозяйственных связей.
Так,
в 1994 году объемы промышленного производства
в Казахстане снизились вдвое
по сравнению с 1990 годом, объемы сельскохозяйственного
производства - почти на треть.
Таблица 1 – Развитие кризисных тенденций в экономике переходного периода
Показатели | 1994 год | 1995 год | 1996 год |
1.Темп
роста инфляции в |
1500 | 1600,1 | 1800,7 |
В том числе: | |||
Горнодобывающая промышленность | 700 | 100 | - |
Обрабатывающая промышленность | 440 | 280 | 288 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 1000,5 | 700,9 | 10,0 |
2.Сельское хозяйство | 470,8 | 240,7 | 230,4 |
3.Транспорт и связь | 70,8 | 150,2 | 70,8 |
4.Торговля,
ремонт автомобилей, бытовых |
90,9 | 120,5 | 40,7 |
5.Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям | 90,8 | 90,8 | 110,7 |
6.Прочие отрасли | 90,1 | 10,2 | 130,4 |
Из таблицы видно, что доля инфляции в промышленности увеличилась с 150 % в 2007 году до 380,7 1% в 1996 году, в том числе доля обрабатывающей промышленности выросла с 440 % в 1994 году до 280,8 % в 1996 году.
Перечисленные проблемы привели к необходимости принятия мер по выходу из сложившегося кризиса. Принимаются меры по переходу экономики на рыночные рельсы, указом президента создан Национальный совет экономических преобразований Казахстана. Отрицательно подействовало на экономику страны и то, что в этот момент Россия ввела свою валюту и советские рубли хлынули в Казахстан, усугубив инфляцию. Руководство республики было вынуждено принять адекватные меры, и 15 ноября 1993 года тенге был объявлен национальной валютой Республики Казахстан.
В переходной экономике Казахстана существовали следующие проблемы: сырьевая направленность экономики, слабая интеграция в мировую экономику, слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны, низкая производительность обрабатывающей промышленности, незначительный потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика), неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, нарастающий износ основных фондов в отраслях экономики, не входящих в нефтегазовый и горно-металлургический комплексы, общая техническая и технологическая устарелость предприятий, отсутствие эффективной связи науки с производством, низкие расходы на НИОКР, слабая адаптированность отечественной науки к условиям рыночной экономики, отсутствие действенных механизмов доведения научно-технологической продукции до уровня товара и, как следствие, низкий в целом уровень инновационных предложений, отсутствие современной системы подготовки и переподготовки специалистов и рабочих кадров, отсутствие стимулов для отечественных финансовых институтов к инвестициям в обрабатывающие секторы экономики, низкий экономический интерес иностранных инвесторов к обрабатывающей промышленности, несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.
В работах казахстанских авторов Алпысбаевой С., Притворовой Т., Мухамеджановой А., Лукпановой А., Сабденова О., Кох В., Кенжегузина М.Б. и ряда других авторов рассмотрены различные аспекты формирования национальной модели экономики РК в условиях трансформации социально-экономических отношений.
Так,
в работе авторов работы отмечается,
что общая картина
Первоначально экономическая политика постсоциалистических стран, в том числе и Казахстана, основывалась на неоклассических моделях рыночной экономики, предложенных западными консультантами без учета исходных стартовых условий преобразуемых экономических отношений.
Основанные на ней идеология радикального либерализма и теоретическая модель механизма рыночной самодостаточности, реализуемые в форме политики «шоковой терапии», в условиях отсутствия рыночной конкуренции и свободного перелива капиталов не обеспечивали достаточной экономической свободы.
Оценка реализации Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года в 2007 году показывает сохранение высоких темпов роста по всем основным макроэкономическим показателям, последовательное развитие системообразующих отраслей и секторов, а также свидетельствует о наличии взвешенных, последовательных демократических преобразований в стране.
Переход Казахстана от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством в экономической сфере.
Индексы производства основных видов
промышленной продукции за 2007 – 2009 гг.
представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Индексы производства основных видов промышленной продукции
(в процентах к предыдущему году)
Наименование продукции | 2007 | 2008 | 2009 |
Уголь | 115,2 | 102,3 | 99,7 |
Нефть, включая газовый конденсат | 108,8 | 115,6 | 103,4 |
Газ природный | 117,6 | 133,2 | 113,0 |
Мясо и пищевые субпродукты крупного рогатого скота, свиней, коз, лошадей и мясо птицы | 100,3 | 101,9 | 103,5 |
Масло сливочное | 117,7 | 123,4 | 151,3 |
Молоко обработанное жидкое и сливки | 120,8 | 104,3 | 116,4 |
Масло растительное | 169,2 | 112,7 | 105,2 |
Сахар | 123,0 | 113,0 | 97,5 |
Ткани | 133,6 | 79,3 | 175,0 |
Цемент | 121,3 | 141,9 | 104,2 |
Плоский прокат из железа и стали | 101,5 | 105,3 | 76,9 |
Цинк необработанный | 102,8 | 107,5 | 112,7 |
Медь рафинированная, в виде заготовок | 95,5 | 102,9 | 94,0 |
Из
данных, видно, что по большинству
отраслей производства в промышленности
на 2007-2009 гг.нельзя выделить устойчивой
динамики. Снижение отмечено в таких перерабатывающих
отраслях как: производство угля – со
115,2 % в 2007 году, до 102,3 % в 2008 и 99,7 % в 2009 году.
В целях обеспечения качественного прорыва
в развитии малого и среднего бизнеса
принят Закон Республики Казахстан «О
частном предпринимательстве». В данном
законе предложен новый тип взаимоотношений
между бизнесом и государством, который
позволит консолидировать опыт и знания
предпринимателей. Также предусмотрено
введение аккредитации объединений предпринимателей
на участие в работе экспертных советов
при центральных государственных органах
и местных исполнительных органах, что
позволит вовлечь частное предпринимательство
в системную нормотворческую работу государственных
органов всех уровней и обеспечить их
представительство.
Таблица 3 - Индексы основных социально-экономических показателей
в процентах к предыдущему году
(%)
Наименование продукции | 2007 | 2008 | 2009 |
Валовой внутренний продукт | 109,3 | 109,6 | 109,7 |
Продукция промышленности | 109,1 | 110,4 | 104,8 |
Продукция сельского хозяйства - всего | 102,1 | 99,5 | 107,3 |
в
том числе:
растениеводства |
99,9 |
95,1 |
109,5 |
животноводства | 105,0 | 105,6 | 104,6 |
Инвестиции в основной капитал | 116,6 | 123,1 | 134,1 |
Из таблицы видно, что происходит поступательный рост большинства социально-экономических индексов, что свидетельствует об устойчивой динамике экономического роста.
По
показателям сельского
Создан
Координационный совет по вопросам
предпринимательства. В состав Совета
войдут руководители республиканских
и отраслевых объединений предпринимателей,
представители государственных органов.
Основной функцией Координационного Совета
является анализ деятельности экспертных
советов, внесение предложений по совершенствованию
мер взаимодействия бизнес - сообщества
с государством.
Таблица 4 - Структура стоимости национального богатства
(млн. тенге, без учета стоимости земли, недр и лесов; на конец года)
Показатели | 2007 | 2008 | 2009 | Отклонение 2008 к 2007 | Отклонение 2009 к 2008 | ||
в тенге | в % | в тенге | в % | ||||
Всего | 6502,6 | 7892,6 | 9323,5 | 1390 | 21,38 | 1430,9 | 18,13 |
основные средства | 5707,4 | 6628,3 | 7573,7 | 920,9 | 16,14 | 945,4 | 14,26 |
отрасли производящие товары | 3180,3 | 3662,6 | 4009,0 | 482,3 | 15,17 | 346,4 | 9,46 |
отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги | 2527,1 | 2965,7 | 3564,7 | 438,6 | 17,36 | 599 | 20,20 |
Нематериальные активы | 97,3 | 125,0 | 201,1 | 27,7 | 28,47 | 76,1 | 60,88 |
Товарно-материальные запасы | 697,9 | 1139,3 | 1548,7 | 441,4 | 63,25 | 409,4 | 35,93 |
Домашнее имущество | 691,2 | 851,6 | 1049,2 | 160,4 | 23,21 | 197,6 | 23,20 |
Всего | 6502,6 | 7892,6 | 9323,5 | 1390 | 21,38 | 1430,9 | 18,13 |