Рынок сущность структура

Автор: l*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать совершенствование рыночного механизма в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины возникновения рынка
1.2 Структура рынка 9
1.3 Функции рынка 11
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 21
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 5 файлов

1 часть - рынок.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

1РЫНОК СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ-38.doc

— 164.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 анализ формирования и развития рынка в Республике Казахстан.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсач.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

       Россия  опережает ныне развитые страны мира по темпам роста ВВП и компенсировала произошедшее в 90-е годы его сокращение. В 2006 г. объем ВВП России превышал уровень 1991 г. на 2%. Страна относится к числу тех стран мира, которые сегодня выделяются особенно большими объемами капиталовложений в национальную экономику. Россия определила свое место в мировой экономике как страна, ориентирующаяся на инициативное решение проблем, от которых зависит технико-технологический уровень и устойчивость развития мировой экономики. Впервые за последние десятилетия наблюдается попытка сформировать действенную государственную политику стимулирования экономического роста, проектирования перспектив развития экономики страны, усиления связи этого развития с решением социальных проблем. 

       В то же время необходимо отметить, что в этот период по существу не удалось приступить к развертыванию процессов модернизации экономики и создать условия для ее инновационного развития. И до сих пор нельзя считать, что завершено становление полноценной рыночной системы современного типа.

       Россия  до сих пор не приступила к целенаправленному  и достаточно эффективному развертыванию  жизненно необходимых процессов  технико-технологического совершенствования  производства. Несмотря на возобновление  экономического роста, не преодолевается отставание страны от развитых стран по темпам обновления материально-технической базы производства, эффективности хозяйствования, остаются нерешенными многие проблемы социальной сферы.

       Сохраняется и даже усиливается необходимость:

       а) укрепления гарантий прав собственности, легитимизации в тех или иных формах и с теми или иными коррективами послеприватизационных отношений собственности, "оцивилизовывания" частного собственника, повышения его социальной ответственности, более полного вовлечения сектора государственной собственности в развитые рыночные процессы с их критериями экономической эффективности;

       б) достройки современных рыночных механизмов, прежде всего обеспечения  условий для свободной конкуренции;

       в) включения в систему механизмов управления экономическим развитием, наряду с рыночными рычагами государственных корректирующих рычагов, что позволит сочетать стимулирующее воздействие рыночных механизмов с решением проблем, которые трудно или вообще нельзя решить только с их помощью.

       Низкое  стимулирующее воздействие рыночных рычагов, слабое функционирование механизмов "естественного отбора" более эффективных хозяйствующих субъектов, существование множества факторов, ограничивающих возможность рациональной хозяйственной деятельности, и т.п. негативно влияют на эффективность экономики страны и перспективы ее модернизации.

       Российскому государству предстоит еще много  сделать для того, чтобы выработать стратегию регулирования рынка  и овладеть необходимыми для этого  механизмами. На этом пути встречаются  значительные трудности, в том числе связанные с периодически проявляющимся предпочтением, отдаваемом внеэкономическим методам воздействия. Но такие методы должны иметь ограниченную сферу применения и к тому же иногда могут создавать лишь видимость решения проблем.

       Для перспектив модернизации российской экономики  на нынешнем этапе особенно важно, чтобы  регулирующая роль государства не вела к "насилию" над рыночными закономерностями. Однако ощущается тенденция к  объективно не оправданному ограничению  рыночных отношений, особенно вследствие усиления монополизма в экономике. Процессы монополизации регулируются государством явно недостаточно, и монополистические группы нередко оказывают существенное влияние на подготовку и принятие тех или иных решений государственных органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 ГЛАВА АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ  РЫНКА В РК

2.1  АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ  И ФУНКЦИИ РЫНКА  В КАЗАХСТАНЕ 

         После обретения независимости Правительство Казахстана разработало Программу перехода к рыночной экономике. В Программе перехода РК к рынку учитывались следующие моменты:

             1.специфика и своеобразие социально  – экономического развития республики;

            2.самостоятельное решение узловых  проблем народного хозяйства  Казахстана сквозь призму конкретно  – исторических, социально –  политических, национально – демократических факторов и условий.

               Переход к рынку предусматривал  поэтапное осуществление.

              На первом подготовительном этапе  (до конца 1990года) в целях стабилизации  политической и социально- экономической  обстановки предусматривалось осуществить  меры по укреплению государственной  дисциплины и порядка, ослаблению  социальной напряженности.

             На втором этапе (1991год) предполагалось  реализовать стабилизационные меры, активно формировать рыночную  инфраструктуру, ввести гарантии, поэтапно  проводить либерализацию цен.  Предусматривалась отмена дотаций  и субсидий предприятиям, за исключением  тех, которые выступают общественно необходимые и социально значимые товары. Требовалось предпринимать меры по сдерживанию спада производства в базовых отраслях, а  также в развитии экспортной базы республики.

             На третьем этапе (1992 год) намечалось  достичь стабилизации экономического положения республики, развитие предпринимательства и конкуренции, формирования рыночной сферы, активизация хозяйственной деятельности.

               Кредо Программы: возврата, к командно  – распределительной экономике  нет, и не может быть.  Конечно, рынок -  это свобода самостоятельного труда, это инициатива сильных и гарантия слабым. Ему нужны кадры, которым присуща высокая общая и профессиональная коммерческая культура, этика предпринимательства, здравый смысл, твёрдая исполнительная дисциплина, новаторский творческий поиск, риск и широкая благотворительность. Сегодня Казахстан рассматривается в глобальной экономике как страна, поставляющая на мировые товарные рынки нефть, газ, чёрные, цветные, редкоземельные и благородные металлы и урановую продукцию. Из сельскохозяйственной продукции перспективы имеет экспорт зерна. В настоящее время развитие Казахстана происходит по классическому сценарию, так как сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых. Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволили национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить высокие темпы экономического роста.

              Прогресс развития экономики  Казахстана заключается в том,  что благодаря проведению государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществления структурно – институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечит переход на индустриальное сервисно – технологическое развитие. 

                  В экономику привлечено порядка  30 – ти миллиардов долларов  США прямых иностранных инвестиций. Это очень высокие показатели. Сегодня можно констатировать, что Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страховой рейтинг. Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций.

              В соответствии с принятой  моделью в стратегическом плане  Казахстан формируется как страна  с открытой экономикой,  ориентированной  на экспорт, товаров, услуг,  капитала и рабочей силы, основанной  на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира.

              Ещё 10 лет назад ВВП на душу  населения составлял чуть более  семисот долларов, то в конце  2004 года он достиг двух тысяч  семисот долларов, а в 2005 году  – около трёх долларов, 2001 -2002 годы среднегодовой темп роста ВВП составил 11,5 %. Для удвоения ВВП к 2010году его среднегодовой темп роста должен составлять 7,2 %. (ВВП на душу населения более 5800 долларов США).

                 Можно констатировать, что в области  реализации стратегического плана  экономика страны  взяла хороший старт. В средней срочной перспективе необходимо продолжить ускоренное развитие  и одновременно проводить качественные изменения в экономике и социальной сфере. Вместе с тем Казахстан как страна малой экономики, аккумулирующей в себе крупный потенциал топливного минерального сырья, мало привлекателен для инвестиций обрабатывающей отрасли промышленности. Это делает экономику уязвимой и чувствительной к изменениям конъюнктуры  на рынке сырьевых ресурсов. Мировой опыт показывает, что некоторые развивающие страны, богатые сырьевыми ресурсами, не достигают устойчивого экономического развития и остаются в большой зависимости от изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках сырья.

              Имея значительные доходы от  сырьевых секторов экономики, государство и частный сектор не имеют стимулов к развитию новых отраслей экономики. В то же время страны с незначительными или скудными ресурсами, находясь на грани выживания, постоянно предпринимают попытки развития новых секторов экономики. Однако в долгосрочной перспективе запасы сырья исчерпываются, что порождает значительные проблемы в плане устойчивого развития после полной отработки месторождений ископаемых. С учётом опасности  перенасыщения экономики большими доходами от сырьевого сектора и возможных негативных последствий от резкого падения цен на нефть в Казахстане создан Национальный фонд, в котором аккумулируются доходы от превышения уровня мировых цен на нефть и цветные металлы над установленной оптимальной границей.

            Сегодня в национальном фонде аккумулировано свыше 5 миллиардов 300 миллионов. Золотовалютные резервы страны с учётом Национального фонда в целом превышает 14 миллиардов долларов США. Эта мера позволяет также исключить валютное давление на казахстанскую финансовую систему и обеспечить обменный курс тенге, стимулирующий экспорт и сдерживающий импорт готовой продукции.

               Констатируя прогресс в области  структурно – институциональных  реформ, повышения надежности финансового  сектора и ускоренные темпы  роста экспортного потенциала страны, необходимо отметить, что обрабатывающие отрасли промышленности, а также отрасли, оказывающие услуги производственного характера, не получили должного развития. В обрабатывающей промышленности только металлургическая промышленность может конкурировать на внешнем рынке. Некоторые продукты  пищевой промышленности сегодня поддерживается за счёт предоставления прямых и косвенных субсидий. Это проявляется в установлении низких и экономически не обоснованных тарифов на электроэнергию, ГСМ, транспортировку продукции, таможенных пошлин. До 2003года некоторым отраслям промышленности (машиностроение, текстильная, швейная, кожевенно – обувная, производство резиновых и пластмассовых изделий, химическая промышленность) была дана отсрочка без начисления пене по уплате ранее допущенной задолженности перед бюджетом. Реализация продукции собственного производства отраслей текстильной, швейной, кожвенно – обувной промышленности облагалась  НДС по нулевой ставке до 2002 года. 

                  2.2 Анализ структуры и функционирования рынка

                                                                                            

       С начала 1990-х годов в Казахстане осуществляются реформы, направленные на создание многоукладной экономики, перевод ее на рыночные рельсы. При вхождении в рынок Казахстану присущ ряд специфических особенностей уровня социально-экономического развития республики.

       Это, прежде всего деформированная структура  экономики Казахстана, ее сырьевая направленность. В наличии больших  возможностей индустриализации. Накануне осуществления реформы (1987 г.) доля промышленности в валовом общественном продукте (ВОП) республики составила 46% при 61% в среднем по СССР. Высок удельный вес фондо- и капиталоемких отраслей; удельный вес 'ТЭК, ГМК, химической и нефтехимической отраслей составляет почти 15% (1987 г.) во всей промышленности против 9% в среднем по СССР, а удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства составлял 17% (1987 г.) против более 27 % по СССР.

       Республика, размещая около 6% населения СССР, производила лишь 4,5 % валового общественного продукта Союза. Производство продукции на душу населения было ниже, чем в среднем по СССР, в результате сырьевой направленности экономики и низких цен на сырье.

курсоваяяя.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Рынок сущность структура