Автор: l*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать совершенствование рыночного механизма в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины возникновения рынка
1.2 Структура рынка 9
1.3 Функции рынка 11
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 21
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
1.2
Структура рынка
Характеристику рынка как совокупности купли – продажи можно раскрыть через его структуру, систему и инфраструктуру.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Признаками любой структуры являются:
-тесная связь между ее элементами;
-определенная
-целостность,
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.
Рынок в целом характеризуется весьма богатой и сложной структурой. Описание его структуры зависит от выбранных критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.
По объектам:
Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:
- рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);
- рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;
- рынок услуг охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.
Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:
- рынок жилья распространяет
свои действия на жилые
- особой категорией рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые.
Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям.
Рынок труда, или рабочей силы (входит в рынок факторов производства) - это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.
Рынок реального капитала (входит в рынок факторов производства). К нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами.
Денежный рынок - это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.
Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.
Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.
Рынок инноваций - это специфическая область купли - продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты.
По субъектам:
Рынок покупателей – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.
Рынок продавцов – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание
Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.
Рынок промежуточных продавцов – совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.
По общественному разделению труда:
Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны.
Региональный рынок.
Национальный
Мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По уровню насыщения:
Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают.
Дефицитный рынок - спрос превышает предложение.
Избыточный рынок - предложение превышает спрос.
По степени
Неразвитый рынок.
Развитый рынок.
Формирующийся рынок.
По степени
Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей.
Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция.
Олигополистически
Смешанный рынок.
По соответствию действующему законодательству:
Легальный рынок (открытый, узаконенный).
Нелегальный рынок («черный» и «серый») - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом, либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли.
По организации рыночного обмена:
Оптовый рынок.
Розничный рынок.
Экспортный рынок.
Импортный рынок.
С учетом ассортимента товаров:
Замкнутый рынок, где товары только первого производителя.
Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей.
Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей.
Смешанный рынок, на
котором обращаются разнообразные товары,
не связанные между собой.
1.3 Механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике: опыт России
Каждая страна располагает различными видами ресурсов для своего развития: трудовыми, материальными, природными, финансовыми, научными, культурными, мировоззренческими, моральными. Но есть ресурс, который в известном смысле имеет решающее значение для судеб страны - временной. От того, как страна использует свое историческое время, зависит и ее настоящее, и ее будущее. В рамках этого временного ресурса, следуя объективному историческому императиву, нужно успеть что-то совершить. Промедление обрекает страну на те или иные трудности, а может быть, даже социальные катастрофы. Жизнь общества, чтобы она вела к прогрессу и социальному благополучию, не прощает промедлений, а тем более попыток вернуться в исчерпавшее себя прошлое.
Россия, получившая в начале 90-х годов шанс строить более социально благополучное общество, сегодня продолжает растрачивать выделенный ей историей на это временной ресурс. Его растранжиривание ведет страну не просто в застой, а порождает все новые препятствия на пути дальнейшего развития, формирует новые тормоза. И речь идет не только об отставании в развитии от многих других стран, но и о том, что отстающая страна лишает человека на ту или иную часть его жизни, если не на всю жизнь, более высокого уровня и качества жизни, который был бы возможен при более активной реформаторской деятельности общества. Потеря исторического времени для прогрессивного развития - главная проблема нынешней России.
С середины 90-х годов в стране по большому счету наступил временной перерыв в реализации критериев современного более развитого общества, которое смогло сформироваться во многих странах мира, и несмотря на все свои нынешние и будущие проблемы, противоречия и пороки, представляет собой ощутимый шаг вперед в реализации принципов экономической эффективности и социального благополучия, человеческой солидарности и гуманизма. Ныне стало очевидно, что этот исторический перерыв затягивается. Причина в том, что в России утвердилась асоциальная модель общественного устройства, блокирующая прогресс.
Это
модель асоциального бюрократическо-
Все
острее ощущается необходимость
теоретической разработки и практической
реализации задач нового перехода -
перехода от бюрократическо-