Рынок сущность структура

Автор: l*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать совершенствование рыночного механизма в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины возникновения рынка
1.2 Структура рынка 9
1.3 Функции рынка 11
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 21
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 5 файлов

1 часть - рынок.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

1РЫНОК СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ-38.doc

— 164.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 анализ формирования и развития рынка в Республике Казахстан.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсач.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

1.2 Структура рынка 

       Характеристику  рынка как совокупности купли  – продажи можно раскрыть через  его структуру, систему и инфраструктуру.

       Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

       Признаками  любой структуры являются:

             -тесная связь  между ее элементами;

             -определенная устойчивость  этих связей;

             -целостность, совокупность  данных элементов.

             Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

             Рынок в целом  характеризуется весьма богатой  и сложной структурой. Описание его  структуры зависит от выбранных  критериев. Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка.

             По объектам:

             Потребительский рынок. Рынок потребительских товаров и услуг. Эта сфера обеспечивает удовлетворение потребностей различных социальных групп, каждой семьи, каждого человека. Здесь в наибольшей степени проявляются колебания спроса и предложения, инфляции, денежного обращения. Данный рынок оказывает непосредственное воздействие на благосостояние нации. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя - домашние хозяйства. В свою очередь этот рынок подразделяется на:

                -    рынок продовольственных товаров (продукты питания, продовольствие);

                - рынок непродовольственных товаров, предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, лекарства, отдельные виды строительных материалов и многое другое;

             - рынок услуг охватывает  платные услуги по бытовому  обслуживанию населения, коммунальные услуги и на информационные услуги (справки, реклама, нотариат) и другие.

             Рынок недвижимости представлен, прежде всего, в виде двух основных товаров:

             - рынок жилья распространяет  свои действия на жилые помещения;

             - особой категорией  рынка недвижимости выступает земля; под землей в данном случае понимаются не только земельные участки для сельскохозяйственного производства, строительства или других нужд, но и недра земли, полезные ископаемые.

             Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие как земля, капитал, труд, и промежуточные, предоставляемые предприятиями другим предприятиям.

             Рынок труда, или  рабочей силы (входит в рынок факторов производства) - это свободная продажа каждым трудоспособным человекам своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Важнейшим механизмом этого рынка является биржа труда, где формируется спрос и предложение рабочей силы.

             Рынок реального  капитала (входит в рынок факторов производства). К нему следует отнести, прежде всего, товары и услуги производственного назначения или те товары и услуги, которые непосредственно не предназначены для удовлетворения потребностей населения, но косвенным образом (через поставляемое оборудование, машины, технологии, сырье, материалы) направленные на решение задач по удовлетворению потребностей общества в необходимых благах. Для данного рынка характерна устойчивость производственных связей, крупномасштабность коммерческих операций и долгосрочный характер отношений между партнерами.

             Денежный рынок -  это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. На этом рынке деньги становятся полноправным товаром, цена за их использование согласно законам рынка устанавливается на основе спроса и предложения. Она принимает форму процента, т.е. дохода, получаемого за предоставленные в ссуду деньги.

       Рынок ценных бумаг тесно взаимосвязан с рынком капитала, ибо он представляет реально существующий капитал в титулах собственности – акциях, облигациях, векселях. На рынке ценных бумаг существует две организационные формы торговли ценными бумагами: фондовые биржи, где обращаются ценные бумаги прежних выпусков, и внебиржевой оборот, в процессе которого происходит первичное размещение новых эмиссий (выпусков) акций и облигаций, а также продаются и покупаются акции и облигации прошлых выпусков не самых крупных корпораций. Движение ценных бумаг вызывает перелив капиталов из одних производств и отраслей в другие на основе более выгодного их вложения и, следовательно, структурные сдвиги в экономике.

             Рынок информации. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт - информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации.

             Рынок инноваций  -  это специфическая область купли -  продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты.

         По субъектам:

             Рынок покупателей  – предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и отдает предпочтение тому или иному товару.

             Рынок продавцов  – значительное превышение спроса над предложением. Главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание

             Рынок государственных учреждений – совокупность актов купли – продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

             Рынок промежуточных  продавцов – совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

             По общественному  разделению труда:

             Местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны.

             Региональный  рынок.

             Национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию.

             Мировой рынок, охватывающий все страны мира.

             По уровню насыщения:

             Равновесный рынок - спрос и предложение примерно совпадают.

             Дефицитный рынок  - спрос превышает предложение.

             Избыточный рынок  - предложение превышает спрос.

             По степени зрелости:

             Неразвитый  рынок.

             Развитый рынок.

             Формирующийся рынок.

             По степени ограниченности конкуренции:

             Свободный рынок - регулируется на основе свободной конкуренции независимых товаропроизводителей.

             Монополистический рынок - условия производства и обращений определяет группа монополий, между которыми сохраняется монополистическая конкуренция.

             Олигополистический рынок - это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями.

             Смешанный рынок.

             По соответствию действующему законодательству:

             Легальный рынок (открытый, узаконенный).

             Нелегальный рынок  («черный» и «серый») - возникает чаще всего либо как сфера подпольной торговли товарами, свободная продажа которых запрещена законом, либо как область торговли любыми товарами, но при нарушении указанных правил и норм торговли.

             По организации  рыночного обмена:

             Оптовый рынок.

             Розничный рынок.

             Экспортный рынок.

             Импортный рынок.

             С учетом ассортимента товаров:

             Замкнутый рынок, где товары только первого производителя.

             Насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей.

             Рынок широкого ассортимента, где есть ряд видов товаров, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей.

             Смешанный рынок, на котором обращаются разнообразные товары, не связанные между собой. 

1.3 Механизм формирования  рынка в постсоциалистической  экономике: опыт  России

       Каждая  страна располагает различными видами ресурсов для своего развития: трудовыми, материальными, природными, финансовыми, научными, культурными, мировоззренческими, моральными. Но есть ресурс, который в известном смысле имеет решающее значение для судеб страны - временной. От того, как страна использует свое историческое время, зависит и ее настоящее, и ее будущее. В рамках этого временного ресурса, следуя объективному историческому императиву, нужно успеть что-то совершить. Промедление обрекает страну на те или иные трудности, а может быть, даже социальные катастрофы. Жизнь общества, чтобы она вела к прогрессу и социальному благополучию, не прощает промедлений, а тем более попыток вернуться в исчерпавшее себя прошлое.

       Россия, получившая в начале 90-х годов  шанс строить более социально  благополучное общество, сегодня  продолжает растрачивать выделенный ей историей на это временной ресурс. Его растранжиривание ведет страну не просто в застой, а порождает все новые препятствия на пути дальнейшего развития, формирует новые тормоза. И речь идет не только об отставании в развитии от многих других стран, но и о том, что отстающая страна лишает человека на ту или иную часть его жизни, если не на всю жизнь, более высокого уровня и качества жизни, который был бы возможен при более активной реформаторской деятельности общества. Потеря исторического времени для прогрессивного развития - главная проблема нынешней России.

       С середины 90-х годов в стране по большому счету наступил временной  перерыв в реализации критериев  современного более развитого общества, которое смогло сформироваться во многих странах мира, и несмотря на все свои нынешние и будущие проблемы, противоречия и пороки, представляет собой ощутимый шаг вперед в реализации принципов экономической эффективности и социального благополучия, человеческой солидарности и гуманизма. Ныне стало очевидно, что этот исторический перерыв затягивается. Причина в том, что в России утвердилась асоциальная модель общественного устройства, блокирующая прогресс.

       Это модель асоциального бюрократическо-олигархического  криминализированного капитализма, которому присущи слияние власти и собственности, авторитарный политический режим, правовой произвол, классовая поляризация населения. Выявляется, что такая модель в конечном счете демонстрирует неспособность модернизировать страну и ведет ее вновь в исторический тупик.

       Все острее ощущается необходимость  теоретической разработки и практической реализации задач нового перехода - перехода от бюрократическо-олигархического  к современному социализированному капитализму. Главное в модели такого перехода - не столько целевые ориентиры, которые достаточно очевидны на примере развитых стран, сколько пути и методы преодоления бюрократическо-олигархического авторитарного общественного устройства и гарантии закрепления новых демократических преобразований.

курсоваяяя.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Рынок сущность структура