Рынок сущность структура

Автор: l*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать совершенствование рыночного механизма в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины возникновения рынка
1.2 Структура рынка 9
1.3 Функции рынка 11
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 21
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 5 файлов

1 часть - рынок.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

1РЫНОК СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ-38.doc

— 164.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 анализ формирования и развития рынка в Республике Казахстан.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсач.doc

— 173.50 Кб (Скачать)

         СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        
1 РЫНОК И ЕГО  СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ        
1.1 Понятие и функции  рынка                                                                                          
1.2 Структура рынка  
1.3 Механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике: опыт России                                                      
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКИИОНИРОВАНИЯ РЫНКА В КАЗАХСТАНЕ        
2.1 Анализ процессов  формирования  рыночной экономики в Республике Казахстан                                                                                                        
2.2 Анализ структуры и функционирования рынка                                                                                             
2.3 Анализ проблем формирования и функционирования рынка        
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ В РК        
ЗАКЛЮЧЕНИЕ        
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

      
       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                           ВВЕДЕНИЕ

             Рынок, как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, лес, водные ресурсы). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей - продажей.

               Если говорить более обобщенно,  то рынок представляет сферу  обмена (обращения), в которой осуществляется  связь между агентами общественного  производства в форме купли  – продажи, т.е. связь производителей  и потребителей, производства и потребления.

              Цель данной курсовой работы  – рассмотреть сущность, структуру,  механизм формирования рынка  в постсоциалистической экономике.  В соответствии с целью были  определены следующие задачи:

       1. рассмотреть сущность, виды, механизм  формирования и функции рынка;

       2. изучить этапы становления, проблемы  и современное состояние рынка  в  Республике Казахстан;

       3. Рассмотреть зарубежную модель  рыночной экономики на примере  России

       4. проанализировать совершенствование  рыночного механизма в Республике Казахстан.

               Данная работа состоит из введения, основной части и заключения.

       Основная  часть в соответствии с тематикой  работы разделена на три главы. В  первой главе изучена сущность рынка, его структура, механизм формирования, функции. Во второй главе рассмотрены основные этапы становления рынка в Республике Казахстан и его современное состояние, проблемы формирования. В третьей главе анализ развития и пути совершенствования рыночных отношений в Республике Казахстан. При написании работы били использованы учебные пособия отечественных авторов, а также периодические издания и нормативно – правовые акты, действующие в Республике Казахстана

1 ГЛАВА РЫНОК И ЕГО СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

1.1 Понятие и функции  рынка 

       Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного производства и обращения это понятие неоднократно менялось.

       Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это самое упрощенное, узкое понимание рынка. Объясняется оно тем, что рынок появился ещё в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и определенное время. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

       По  мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает  все более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист – математик О.Курно считает, что под термином «рынок» следует понимать не какую-нибудь рыночную площадь, а в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются.

       С дальнейшим развитием товарного  обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает новое понимание  рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в советской экономической литературе. Так, в учебнике «Политическая экономия» (М., Политиздат, 1988) указывается, что рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. В толковых словарях Даля и Ожегова приводятся значения рынка как места розничной торговли и как сферы товарного обмена. Важно подчеркнуть, что рынок – это сфера не только товарного обмена, но и обращения, куда включается и обращение денег, в том числе современный рынок ценных бумаг.

       Если  рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то появляются новые определения рынка как совокупность покупателей (Ф.Котлер) или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара (А.Маршалл).

       В российской экономической учебной литературе наибольшее распространение получило определение рынка как системы экономических отношений продавцов и покупателей.

       Рынок рассматривают также как систему  или тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования.

       Существуют  два типа хозяйственных связей:

       1.Натурально-вещественные, безвозмездные связи, соответствующие  объему и структуре потребностей.

       2.Товарные  связи, осуществляемые посредством  рынка. 

       Можно выделить еще одно понимание рынка  – как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление.

       Рынок включает не только отношения по купле  – продаже, но и социально –  экономические отношения, а также  организационно – экономические отношения. Это дает основания рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему. Вся экономическая система представляет собой совокупность различных подсистем в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости.

       Сущность  рынка находит свое выражение  в главных его экономических  функциях, выражающих основное назначение данной категории и отражающих ее сущность.

       Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев – посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами.

       Регулирующая функция – самая важная. Предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

       Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить?

       Вообще, рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.

       Важную  роль в рыночном регулировании имеет  соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены.

       На  рынке действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

       В современных условиях экономика  управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка  продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

       Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики.

       Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. Рынок соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его пользы. Рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель.

       Контролирующая  функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

       Посредническая  функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

       Информационная  функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

       Санирующая  функция - рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

       Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

       Функция реализации интересов рыночных субъектов  обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А.Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…». Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки. 

курсоваяяя.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Рынок сущность структура