Автор: l*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать совершенствование рыночного механизма в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины возникновения рынка
1.2 Структура рынка 9
1.3 Функции рынка 11
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 21
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАХСТАН
Северо-Казахстанский государственный университет
им. М.Козыбаева
Экономический факультет
Кафедра
экономики
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
«РЫНОК: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ»
050510.зГМУ
-08
АВТОР
РУКОВОДИТЕЛЬ
Орлова Ю.С.
Петропавловск, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА
1.1 Понятие
и причины возникновения рынка
1.2 Структура
рынка
1.3 Функции
рынка
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного
обеспечения переходного процесса к рынку
в РК
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Рынок, как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, лес, водные ресурсы). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей - продажей.
Если говорить более обобщенно,
Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать
совершенствование рыночного
Данная работа состоит из
Основная
часть в соответствии с тематикой
работы разделена на три главы. В
первой главе изучена сущность рынка,
его структура, механизм формирования,
функции. Во второй главе рассмотрены
основные этапы становления рынка в Республике
Казахстан и его современное состояние,
проблемы формирования. В третьей главе
анализ развития и пути совершенствования
рыночных отношений в Республике Казахстан.
При написании работы били использованы
учебные пособия отечественных авторов,
а также периодические издания и нормативно
– правовые акты, действующие в Республике
Казахстана.
1
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО
МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ
ЭКОНОМИКИ
1.1 Понятия и причины возникновения рынка.
В самом общем виде рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения
товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда.
В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей – продажей.
Рынок, как определенный тип хозяйственных связей, призван согласовать производство, распределение, обмен и потребление на основе эквивалентности обмена и гармонизации спроса и потребления. В результате затраченный труд всех субъектов рынка является общественно необходимым, а созданный продукт общественно полезным.
Рыночные отношения основываются на спросе и предложении. Спрос выражает необходимость и готовность потребителей приобрести товары в пределах денежных средств, которыми они располагают. Главным регулятором спроса является цена продукта - если цены на товары растут, то спрос падает и наоборот. Однако в реальной жизни на рынке величина спроса на товар зависит и от таких факторов, как средний доход покупателя, размер рынка, цена и полезность других товаров - заменителей, субъективные причины, т.е. вкус и предпочтение покупателей.
Предложение
проявляется в количестве товаров,
которое товаропроизводитель
Равновесие спроса и предложения достигается тогда, когда количество товара, которое потребитель хочет купить, соответствует количеству товара, который производитель хочет продать.
Рынок,
как система многообразных
Принцип
свободы экономической, хозяйственной
и предпринимательской
Нужно иметь в виду, что абсолютной свободы предпринимателя нет, любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируется. Отсюда действует принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений. Дело лишь в том, в какой мере и какими способами государство будет воздействовать на рынок. В качестве государственных рычагов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная система, банковская система, трудовое законодательство антимонопольные меры, социальная защита населения.
Рыночная
свобода сопряжена с
Принцип
примата потребителя, т.е. диктата
потребителя над
С
переходом на горизонтальные связи
расширяется экономическая
Принцип открытости экономики, суть которого в расширении свободы предпринимательства на внеэкономических связях предприятий при соблюдении определенных условий. Центральным фирмам представлена возможность на равных началах с местными предприятиями выступать на внутреннем рынке в роли не только товаропроизводителя, но и владельца собственности.
Принцип конкуренции. Конкуренция - это действенное и эффективное средство возбуждения деловой активности, использования достижений НТП, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей. Естественно, конкуренция прежде всего должна быть между отдельными товаропроизводителями, выпускающими однородную продукцию.
Принцип воздействия на финансы и денежное обращение. Если централизованная экономика осуществляет управление материально-вещественными объектами и процессами через фондирование, доведение объемных показателей в натуре, то рыночная экономика тяготеет к управлению с помощью механизма стоимости, через товарно-денежные отношения путем повышения роли денег, кредита, банков, цен и налоговый системы.
Принцип
рыночного ценообразования. Цены на
рынке формируются в результате
торга продавца и покупателя, взаимодействия
спроса и предложения и фиксируются
в виде устного соглашения или
договора.
Принято трактовать рыночное цены как
свободные цены, которые, в отличие от
фиксированных цен, лишь только растут.
Во - первых, особенно в переходный период,
государство контролирует верхнее ограничение
цен, соответствующее среднему нормативу
рентабельности. Во-вторых, в стабилизированной
экономике при высокой прибыльности того
или иного товара тут же конкуренты начинают
их производить и продавать, что приведет
к падению цен. Таким образом, в нормально
функционируемом рынке цены не ниже себестоимости,
но и не выше суммы себестоимости и прибыли
для расширенного воспроизводства.