Рынок сущность структура

Автор: l*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать совершенствование рыночного механизма в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины возникновения рынка
1.2 Структура рынка 9
1.3 Функции рынка 11
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 21
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 5 файлов

1 часть - рынок.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

1РЫНОК СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ-38.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

Северо-Казахстанский  государственный университет

им. М.Козыбаева  

Экономический факультет 

Кафедра экономики  
 

 

                                                   КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

«РЫНОК: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ»

050510.зГМУ -08 
 
 

АВТОР                                   Шаимова Д. Н.                         ___________

                                               (фамилия, инициалы)                              (подпись, дата)  

РУКОВОДИТЕЛЬ                Орлова Ю.С.                             ___________

                                                (фамилия, инициалы)                            (подпись, дата)   
 
 
 
 
 

Петропавловск, 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ   
 

                                                                                                                        стр.                                                                                       

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                     3

1 ХАРАКТЕРИСТИКА  ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ  ЭКОНОМИКИ                                                                                               5           

1.1 Понятие  и причины возникновения рынка                                                                                     

1.2 Структура  рынка                                                                                      9                                                                               

1.3 Функции  рынка                                                                                        11                                                                                                                                                                    

2 АНАЛИЗ  ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК                                           15

2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК                                                         15

2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК                                                                                                                            21

2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК                     25       

3  ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК       29

                                                                                                                                    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                35      

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                      37          

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                               39            
 
 

 

Введение 

      Рынок, как экономический механизм формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. В общем виде, понятие рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Развитие рынка происходит вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, лес, водные ресурсы). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей - продажей.

        Если говорить более обобщенно,  то рынок представляет сферу  обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли – продажи, т.е. связь производителей и потребителей, производства и потребления.

       Цель данной курсовой работы  – рассмотреть сущность, структуру,  механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1. рассмотреть  сущность, виды, механизм формирования  и функции рынка;

2. изучить  этапы становления, проблемы и  современное состояние рынка  в  Республике Казахстан;

3. проанализировать  совершенствование рыночного механизма  в Республике Казахстан.

        Данная работа состоит из введения, основной части и заключения.

Основная  часть в соответствии с тематикой  работы разделена на три главы. В  первой главе изучена сущность рынка, его структура, механизм формирования, функции. Во второй главе рассмотрены основные этапы становления рынка в Республике Казахстан и его современное состояние, проблемы формирования. В третьей главе анализ развития и пути совершенствования рыночных отношений в Республике Казахстан. При написании работы били использованы учебные пособия отечественных авторов, а также периодические издания и нормативно – правовые акты, действующие в Республике Казахстана. 
 
 
 
 

 

    1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 

1.1 Понятия и причины  возникновения рынка.

             

В самом общем  виде рынок – это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения

товаров, а также  движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда.

В условиях господства рыночных связей все отношения людей  в обществе охвачены куплей – продажей.

      Рынок, как определенный тип хозяйственных связей, призван согласовать производство, распределение, обмен и потребление на основе эквивалентности обмена и гармонизации спроса и потребления. В результате затраченный труд всех субъектов рынка является общественно необходимым, а созданный продукт общественно полезным.

   Рыночные  отношения основываются на спросе и  предложении. Спрос выражает необходимость  и готовность потребителей приобрести товары в пределах денежных средств, которыми они располагают. Главным регулятором спроса является цена продукта - если цены на товары растут, то спрос падает и наоборот. Однако в реальной жизни на рынке величина спроса на товар зависит и от таких факторов, как средний доход покупателя, размер рынка, цена и полезность других товаров - заменителей, субъективные причины, т.е. вкус и предпочтение покупателей.

     Предложение проявляется в количестве товаров, которое товаропроизводитель может  непосредственно сбыть. Товара и  услуг производится больше, если они  выгодны, и на них растут цены и наоборот, поскольку конкуренция вынуждает производство работать ради прибыли, а не из альтруистических соображений. Отсюда главным фактором, воздействующим на предложение, является выгода, Однако достижение все возрастающей выгоды за счет повышения цен ограничено, на это влияют спрос, налоги и.т.д. Следовательно, производитель, совершенствуя технологию, повышает качество продукта или снижает издержки производства.

     Равновесие  спроса и предложения достигается  тогда, когда количество товара, которое потребитель хочет купить, соответствует количеству товара, который производитель хочет продать.

     Рынок, как система многообразных экономических  отношений между людьми, возникающих  в процессе производства, распределения, обмена и потребления, основывается на следующих принципах:

     Принцип свободы экономической, хозяйственной  и предпринимательской деятельности от физических лиц до предприятий  и объединений в рамках соблюдения законности. При этом необходимо учесть две стороны этого принципа. Во-первых, каждому субъекту представляется право на собственность и предпринимательство, т.е. субъект создает собственное дело и воплощает замыслы в конкретные объекты. Одновременно получает свободу экономического поведения при соблюдении принятых правил и норм хозяйственной деятельности. Во-вторых, ликвидируются чрезмерные ограничения на формы, виды и объемы предпринимательства предприятий и граждан.

     Нужно иметь в виду, что абсолютной свободы  предпринимателя нет, любая рыночная экономика в цивилизованном государстве регулируется. Отсюда действует принцип государственного регулирования рынка и рыночных отношений. Дело лишь в том, в какой мере и какими способами государство будет воздействовать на рынок. В качестве государственных рычагов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная система, банковская система, трудовое законодательство антимонопольные меры, социальная защита населения.

     Рыночная  свобода сопряжена с экономической  ответственностью и риском предпринимателя. При рынке с вводом равноправия, многообразия форм собственности, хозяин-предприниматель несет полную экономическую ответственность.

     Принцип примата потребителя, т.е. диктата  потребителя над производителем. В условиях дефицита производитель  диктует условия потребителю. Взвинчиваются цены, при том же объеме производства или даже при его снижении производитель, ничем не рискуя, снижает качество продукции, получает доходы.

     С переходом на горизонтальные связи  расширяется экономическая свобода  хозяйствующих субъектов, что требует приведения в действие механизма саморегуляции путем самоорганизации, свободного ценообразования, распределения и перераспределения дохода и прибыли, использования финансово-кредитных рычагов с помощью механизма конкуренции.

     Принцип открытости экономики, суть которого в расширении свободы предпринимательства на внеэкономических связях предприятий при соблюдении определенных условий. Центральным фирмам представлена возможность на равных началах с местными предприятиями выступать на внутреннем рынке в роли не только товаропроизводителя, но и владельца собственности.

     Принцип конкуренции. Конкуренция - это действенное  и эффективное средство возбуждения  деловой активности, использования  достижений НТП, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей. Естественно, конкуренция прежде всего должна быть между отдельными товаропроизводителями, выпускающими однородную продукцию.

     Принцип воздействия на финансы и денежное обращение. Если централизованная экономика  осуществляет управление материально-вещественными объектами и процессами через фондирование, доведение объемных показателей в натуре, то рыночная экономика тяготеет к управлению с помощью механизма стоимости, через товарно-денежные отношения путем повышения роли денег, кредита, банков, цен и налоговый системы.

     Принцип рыночного ценообразования. Цены на рынке формируются в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения и фиксируются  в виде устного соглашения или  договора.  
Принято трактовать рыночное цены как свободные цены, которые, в отличие от фиксированных цен, лишь только растут. Во - первых, особенно в переходный период, государство контролирует верхнее ограничение цен, соответствующее среднему нормативу рентабельности. Во-вторых, в стабилизированной экономике при высокой прибыльности того или иного товара тут же конкуренты начинают их производить и продавать, что приведет к падению цен. Таким образом, в нормально функционируемом рынке цены не ниже себестоимости, но и не выше суммы себестоимости и прибыли для расширенного воспроизводства.

2 анализ формирования и развития рынка в Республике Казахстан.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсач.doc

— 173.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсоваяяя.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Рынок сущность структура