Рынок сущность структура

Автор: l*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать совершенствование рыночного механизма в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины возникновения рынка
1.2 Структура рынка 9
1.3 Функции рынка 11
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 21
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 5 файлов

1 часть - рынок.doc

— 70.00 Кб (Скачать)

Введение

 

     Актуальность  проблемы исследования заключается  в том, что рыночная экономическая система (как и всякая другая система) обладает свойством внутренней целости, которое позволяет ей сохранять себя во взаимодействии с внешней средой и саморазвиваться. Система - это объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов и явлений.

     История существования Казахстана как независимого государства позволяет сделать некоторые обобщения в сфере функционирования средств массовой информации и выявить их роль в становлении и стабилизации экономики страны.

     В ходе экономических преобразований решается двуединая задача, связанная  со становлением рыночных отношений  и преодолением глубокого кризиса. По истечении девяти лет экономика  страны имеет неоднозначные результаты. Есть определенные достижения в части трансформации социально-экономической системы, перевода ее на рыночные условия и принципы функционирования. Что же касается вывода экономики из кризиса и оживления производства, то здесь больше нерешенных проблем.

     Состояние экономики продолжает оставаться весьма сложным и напряженным. Требуется  внимательный анализ принципов и  конкретных методов реализации программы  углубления экономических реформ, выработки  действующей законодательной базы для плодотворной предпринимательской деятельности, повышению степени либерализации экономики, снижению уровня инфляции, сокращению и регулированию бюджетного дефицита и т. д.

     Проводимые  в экономике страны преобразования достигаются немалой ценой. Состояние  экономики требует также значительных материальных и моральных ресурсов. За последние восемь лет реальные денежные доходы населения снизились почти в 5 раз. Уровень жизни достигает такой черты, когда дальнейшее его снижение становится недопустимым. Если исходить из того, что относительно обеспеченное население имеет доходы выше стоимостей минимального продуктового набора, получается что более половины населения не может себе позволить такое потребление. Разрыв между доходом наименее и наиболее обеспеченными слоями населения колеблется (в зависимости от подходов к оценке) в интервале от 11-30 раз, что превышает пороговый (10-кратный) показатель, принятый в мировой практике.

     Объект  исследования - рынок.

     Предмет исследования – механизмы рынка  в экономике.

     Цель  работы – изучение основ функционирования рынка в экономике.

     Задачи:

  1. дать характеристику рынка как экономического механизма;
  2. изучить классификацию рынков; 
  3. изучить функции рынков и их роль в экономике;
  4. провести анализ становления и развития рынка в Республике Казахстан;
  5. сделать анализ становления рыночной экономики в Казахстане;
  6. провести анализ функционирования рынка в Республике Казахстан на современном этапе;
  7. описать проблемы экономического развития Казахстана в период кризиса;
  8. проанализировать перспективы развития рынка в республике Казахстан;
  9. изучить основные направления совершенствования управления;
  10. провести исследование формирования свободного конкурентного рынка.

 

      1 теоретические основы  рынка как экономического  механизма

     1.1 Сущность и функции  рынка

     Рынок - это одна из важнейших категорий  товарного хозяйства, выражающая его  наиболее существенные связи и отношения, связанные с обменом.

     Вводного  определения рынка не существует. Отчасти из-за сложности и емкости  этого понятия, его исключительной многогранности. Отчасти из-за характера содержания этой категории. Так еще в глубокой древности рынком называли торговую площадь в центре города, где выставлялись товары на продажу, и отождествление рынка с местом продажи сохранилось вплоть до настоящего времени [19, с. 16].

     Одна  из первых попыток научного определения  рынка была введена О.Курно, утверждавшего, что рынок это не торговая площадь, а любой район, где взаимодействие продавцов и покупателей приводит к выравниванию цены. Эти идеи были развиты затем У.Джевонсон и А.Маршалом, полностью ушедшим от какой-либо территориальной привязанности и считавшим наличие единой цены главным принципом рынка.

     К определению рынка можно подойти  через последование связей между  производством и потреблением. Производство, как известно существует для потребления, производят люди для того, чтобы потреблять. Однако в действительности очень часто приходится видеть, что то, что произведение не находит сбыта и, наоборот, то, что требуется потребителям, не производится. Достичь целенаправленной связи между производством и потреблением, подчинить первое второму непросто. В одних случаях этого можно достичь посредством плана, в других - обменом. Форма связи производства и потребления через обмен и будет представлять собой рынок в наиболее общем его понимании.

     Рынок как система представляет собой  определенное равновесное сочетание  двух начал - стихийного, конкурентного  и организующего, монопольного.

     Монопольное начало предполагает наличие у узкой  группы производителей конкретного  товара элементов сговора; определенного единообразия требований, стандартов качества; упорядоченных, согласованных, предвидимых действий [12, с. 32].

     Сочетание между конкурентным и монопольным  началами должно быть оптимальным. Для  каждых конкретных условий таким  оптимумом является максимум конкуренции при минимуме монополии. Отклонения от этого оптимума чреваты для общества большими потерями.

     Рыночный  механизм, где сочетание конкуренции  и монополизма оптимально, обеспечивает соответствие структуры производства структуре общественных потребностей, стимулирует внедрение новой техники и технологии, поощряет лучших производителей, наказывая худших.

     Основные  функции рынка:

  1. обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса;
  2. обеспечение сбалансированности экономики:
  3. между спросом и предложением.
  4. между товарной и денежной массой.
  5. между отраслями производства.
  6. между экономическими регионами (территориями).
  7. признание общественного характера труда, затраченного на производство товаров (реализуется в момент купли - продажи, т.е. сам акт купли - продажи подтверждает общественный характер труда);
  8. обеспечение эффективности экономики и качества труда и продукта (через механизм конкуренции);
  9. снижение издержек производства (реализуется через механизм ценообразования).

     1.2 Принципы и элементы рыночного механизма

     Современная экономика  всех развитых государств носит рыночный характер, это объясняется тем, что  рыночная экономика оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения  основных экономических проблем. В  течение длительного времени человечество жило в условиях натурального хозяйства. По мере совершенствования орудий труда и технологий, люди стали получать больше продуктов, чем необходимо для удовлетворения собственных жизненных потребностей. Излишки продуктов стали обменивать на необходимые блага. Появляются зачатки рынка и рыночных отношений.

     Рынок - это механизм взаимодействия покупателей основанный на действии рыночных законов и принципов.

     Рыночные отношения - это отношения, возникающие между  покупателями и продавцами в процессе совершения рыночных операций.

     Появление рынка  является закономерным историческим процессом, так как для этого были созданы  все предпосылки, среди них:

  1. разделение труда,
  2. обособленность производителей,
  3. независимое от других ведение своей деятельности,
  4. свобода предпринимательства [11, с. 81].

     Рыночная экономика  не требует постановки целей и  задач, субъект рынка решает свои корыстные экономические задачи, в конечном счете, действует в  интересах всего общества. В своих  действиях они направляются "невидимой рукой" (А. Смит) рынка, которая сводит эти эгоистические цели воедино. "Невидимая рука" - это действие объективных рыночных законов.

     Основными принципами функционирования рыночной экономики являются принципы:

  1. свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности личности, социальной группы;
  2. примат потребителя. Появляется особый вид ответственности перед потребителем, который диктует свою волю, желания, вкус производителю;
  3. рыночное ценообразование. Цена на рынке формируется в результате торга продавца и покупателя, взаимодействия спроса и предложения;
  4. договорные отношения;
  5. конкуренция;
  6. государственное регулирование рынка и рыночных отношений. В качестве инструментов регулирования рынка выступают государственные программы, налогообложение, финансово-кредитная и банковская системы;
  7. открытость экономики. Хозяйственные организации и предприниматели обладают правом осуществлять внешнеэкономические операции при соблюдении определенных условий и ограничений;
  8. обеспечение социальной защищенности населения [7, с. 96].

     Особо следует выделить принцип всеобщности  рынка. Элементы рынка и рыночных отношений всегда существуют и в  нерыночной, государственной, плановой экономике, точно так же элементы государственного планирования и регулирования государственной собственности, централизованного руководства заведомо есть в любой сугубо рыночной экономике. Однако экономику можно считать рыночной только в том случае, если товарно-денежные отношения становятся превалирующими, проникают во все сферы и секторы экономики. В этом и состоит суть принципа всеобщности, а именно: охват рыночными отношениями всего многообразия ценностей, созданных природой и человеком.

     Классификация рынков:

  1. по объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг,  строительный рынок,  рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
  2. в пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.
  3. по  механизму функционирования различают:  свободный, монополизированный,  государствено-регулируемый и планово-регулируемый рынки.
  4. по уровню насыщенности различают: равновесный ( по объему и структуре), дефицитный и избыточный [9, с. 87].

     Характеристику  рынка как совокупности актов  купли-продажи можно раскрыть через  его структуру, систему и инфраструктуру. Становление и налаживание эффективно функционирующей системы инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики России на рыночные условия хозяйствования.

     Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных  элементов рынка, их удельный вес  в общем объеме рынка.

     Признаками  любой структуры являются: тесная связь между ее элементами, определенная устойчивость этих связей, целостность, совокупность данных элементов.

     Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе самых разнообразных  критериев, образует систему рынков.

     Можно выделить следующие критерии для характеристики структуры и системы рынка:

     Первый : по объектам: рынок товаров и услуг (потребительский рынок), рынок факторов производства, финансовый рынок, рынок научно-технических разработок, патентов, рынок информации, рынок средств обращения, рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви), рынок лицензий и др.

     Второй  критерий: по субъектам: рынок покупателей, рынок продавцов, рынок государственных учреждений, рынок промежуточных продавцов посредников.

     На  рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель сравнивает между собой разные сорта товаров, их цены и оказывает предпочтение тому или иному товару. Здесь есть конкуренция производителей и торговцев, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков [12, с. 34].

1РЫНОК СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ-38.doc

— 164.00 Кб (Открыть, Скачать)

2 анализ формирования и развития рынка в Республике Казахстан.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсач.doc

— 173.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсоваяяя.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Рынок сущность структура