Рынок сущность структура

Автор: l*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать совершенствование рыночного механизма в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины возникновения рынка
1.2 Структура рынка 9
1.3 Функции рынка 11
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 21
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 5 файлов

1 часть - рынок.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

1РЫНОК СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ-38.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

       В целях обеспечения макроэкономической стабильности в стране фискальная политика Правительства РК направлена не реализацию мер по выводу из внутреннего оборота  доходов, полученных вследствие высоких мировых цен на нефть и металлы. Все сверх доходы от экспорта сырья аккумулируются в Национальном фонде РК, что способствует поддержанию конкурентоспособности национальной экономики, достижению запланированных параметров роста инфляции, предупреждению возникновения «голландской болезни», то есть «деградации» производственной структуры в пользу сырьевых отраслей.

       Так, приток в страну иностранной валюты вследствие значительного роста  мировых цен на энергоносители был  частично стерилизован за счет отчисления части доходов в Национальный фонд. (Приложение Г)

       Анализ  факторов экономического роста –  капитала, трудовых ресурсов и общей  факторной производительности, которая  учитывает множество факторов, показывает, что экономический рост в 2000 – 2004 годах обеспечивался, в основном, за счет роста капитала и меньшей степени за счет роста общей факторной производительности (Приложение Д). В среднем за 2001 – 2005 годы вклад фактора капитала в экономический рост составил 6%, вклад фактора труда – 1,2%. Вклад роста общей факторной производительности составил 3,2%. Основным фактором роста экономики в рассматриваемый период являлось наращивание основного капитала.

       Учитывая  большую изношенность основных фондов в экономике, на данном этапе развития это является оправданным. С течением времени основным фактором роста должно стать повышение общей производительности труда в экономике, но и проводимые структурные реформы, эффективность использования человеческого капитала и технологий.

       Особенно  заметным было влияние реформ на рост экономики в 2003 – 2004г. В 2005 – 2006годах наблюдалось некоторое снижение их эффективности, которое сменилось значительным ростом по итогам 2007 года.

       Учитывая  то, что накопление основного капитала не может в долгосрочной перспективе быть главным фактором роста экономики, эффективность проводимых реформ, рост производительности труда, инноваций и человеческого капитала должны стать главными факторами развития казахстанской экономики. На международных рынках капитала наблюдается высокий внутренний спрос и относительно низкая стоимость заемных ресурсов. Это стало главным стимулом для привлечения значительных объемов иностранных инвестиций в Казахстан. При этом снижению стоимости иностранного капитала для казахстанских заемщиков способствовала высокая оценка инвестиционных возможностей Казахстана. Рейтинги, относящиеся к категории инвестиционных, были присвоены крупнейшими международными рейтинговыми агентствами как республике целом, так и ведущим казахстанским банкам. Следствием давления, оказываемого на внутренний валютный рынок, как резким ростом  экспортных доходов, так и притоком заемного капитала, стало номинальное удорожание обменного курса тенге по отношению к доллару США – на конец 2004 года биржевой обменный курс составлял 130 тенге за доллар, укрепившись с начала года на 9,3% в номинальном выражении. Среднегодовой уровень инфляции в 2006 – 2008 годах по предварительным прогнозам будет в коридоре 5 – 7%

       Покупки валюты на внутреннем рынке были основным источником прироста международных резервов НБ РК, которые практически удвоились в течение года и по состоянию на конец 2004 года оценивались в 9,3 млрд. долл. США. Этот запас международных резервов более 4,5 месяцев обеспечивает потребности в финансировании импорта товаров и услуг.

       В целом анализ социально – экономического развития Республики Казахстан за последние  три года показывает, что при сохранении устойчиво высоких темпов развития экономики, стали отчётливо проявляться  новые тенденции, которые средне срочном периоде могут существенно повлиять на конкурентоспособность не сырьевых отраслей экономики на внешнем и внутреннем рынках. (Приложение Е)

       В настоящее время одним из самых  актуальных вопросов является не допущение  «перегрева» экономики. В последние  годы внешние факторы, оказывающие влияние на развитие экономики Казахстана, значительно изменились. Это, в первую очередь связано с высокими темпами роста, экспорта, нефти и увеличением мировых цен на нефть, газ и металлы, изменением обменного курса доллара США на мировом валютном рынке, значительным притоком иностранного капитала в страну. На сегодняшний день в экономики Казахстана наметились тенденции, свидетельствующие о реальной угрозе «перегрева» экономики. Это увеличение влияния нефтяного сектора на экономический рост, ускорение инфляционных процессов, чрезмерный рост внешней задолженности и объёмов кредитования банков второго уровня, реальное укрепление национальной валюты.

       Снижаются общий профицит бюджета с учётом средств Национального фонда  и доля сбережения нефтяных доходов, а дефицит нефтяного сектора растёт. Средний темп роста расходов государственного бюджета последние годы опережал темпы роста номинального ВВП.

       Среднесрочная фискальная политика будет нацелена на реализацию главных задач Среднесрочного плана социально – экономического развития:

1.недопущение  в 2006 – 2008г роста среднегодовой  инфляции выше 7%

2.проведение  системных мер по реализации  Стратегии индустриально – инновационного  развития;

3.рестуктуризация  монопольных структур в сфере  телекоммуникаций, энергетики и железнодорожного транспорта; негативное влияние на структуру экономики в пользу сырьевых отраслей. В целях проведения снизить темпы реализации Стратегии индустриально – инновационного развития РК на 2003 – 2015 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 17 мая 2003 года №1096, а также оказать

фискальной  политики, которое бы не вызывало «перегрев» экономики, необходимо:

4.повышение  доли интенсивных факторов по  обеспечению экономического роста.

       Решение названных задач должно способствовать реализации посланий Главы Государства народу Казахстана: «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации»

 и  «Казахстан на пути ускоренной  экономической, социальной и политической  модернизации», для чего Правительству поручено следующее:

  • Завершить разработку подзаконных к закону «О валютном

регулировании», упростив порядок осуществления  валютных операций.

  • С 2007 года снизить ставку налога на добавленную стоимость на 1%, а с 2008 – 2009 годов – ещё на 1 – 2%
  • С 2008 года снизить социальный налог в среднем не 30%, что должно стать стимулом для работодателей к повышению заработной платы.
  • С 2007 года ввести фиксированную ставку подоходного налога для всех физических лиц в 10%
  • С 1 января 2007 года ввести уменьшенную единую ставку налогообложения для субъектов малого бизнеса.
  • В 2006 году начать активную реализацию комплексного генерального плана развития нефтехимического производства на ближайшие 10 лет.
  • Составить Единый реестр государственной собственности, определив чёткие цели её использования и критерии эффективности.
  • НБ и Агентству по надзору и регулированию за финансовыми рынками разработать Закон о защите прав инвесторов. Акционеров и учредителей, владеющих малыми долями в уставном капитале компаний.

 

 

    3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН       

     В настоящее время развитие Казахстана происходит по классическому экономическому сценарию, так как сравнительное  экономическое преимущество характеризуется  наличием крупных запасов полезных ископаемых.

     Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволило национальной экономике  преодолеть кризис и обеспечить в  последние три года высокие темпы  экономического роста.

     Прогресс  развития экономики Казахстана заключается  в том, что благодаря проведению государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществлению структурно-институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечить переход на постиндустриальное сервисно - технологическое развитие.

     Сегодня можно констатировать, что Казахстан  признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный рейтинг страны.

     Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных  для инвестиций. За годы независимости  в экономику страны привлечено свыше 21 млрд. долл. США.

     В соответствии с принятой моделью в стратегическом плане Казахстан формируется как страна с открытой экономикой, ориентированной на экспорт товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира.

     Можно констатировать, что в области реализации стратегического плана экономика страны взяла хороший старт. В среднесрочной перспективе необходимо продолжить ускоренное развитие и одновременно проводить качественные изменения в экономике и социальной сфере. 
      Вместе с тем Казахстан как страна малой экономики, аккумулирующей в себе крупный потенциал топливного и минерального сырья, мало привлекателен для инвестиций в обрабатывающие отрасли промышленности. Это делает экономику уязвимой и чувствительной к изменениям конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов.

     Мировой опыт показывает, что некоторые развивающиеся  страны, богатые сырьевыми ресурсами, не достигают устойчивого экономического развития и остаются в большой  зависимости от изменения конъюнктуры  на мировых товарных рынках сырья.

     Имея  значительные доходы от сырьевых секторов экономики, государство и частный  сектор не имеют стимулов к развитию новых отраслей экономики. В то же время страны с незначительными  или скудными ресурсами, находясь на грани выживания, постоянно предпринимают попытки развития новых секторов экономики. Однако в долгосрочной перспективе запасы сырья исчерпываются, что порождает значительные проблемы в плане устойчивого развития после полной отработки месторождений полезных ископаемых.

     С учетом опасности перенасыщения экономики большими доходами от сырьевого сектора и возможных негативных последствий от резкого падения цен на нефть в Казахстане создан Национальный фонд, в котором аккумулируются доходы от превышения уровня мировых цен на нефть и цветные металлы над установленной оптимальной границей.

     Эта мера позволяет также исключить  валютное давление на казахстанскую  финансовую систему и обеспечить обменный курс тенге, стимулирующий  экспорт и сдерживающий импорт готовой  продукции.

     Констатируя прогресс в области структурно-институциональных реформ, повышения надежности финансового сектора и ускоренные темпы роста экспортного потенциала страны, необходимо отметить, что обрабатывающие отрасли промышленности, а также отрасли, оказывающие услуги производственного характера, не получили должного развития.

     В обрабатывающей промышленности только металлургическая промышленность может  конкурировать на внешнем рынке. Некоторые продукты пищевой промышленности могут конкурировать с зарубежными  аналогами на внутреннем рынке, а остальная продукция обрабатывающей промышленности сегодня поддерживается за счет предоставления прямых и косвенных субсидий. Это проявляется в установлении низких и экономически не обоснованных тарифов на электроэнергию, ГСМ, транспортировку продукции, а также защитных таможенных пошлин. До 2003 года некоторым отраслям промышленности (машиностроение, текстильная, швейная, кожевенно-обувная, производство резиновых и пластмассовых изделий, химическая промышленность) была дана отсрочка без начисления пени по уплате ранее допущенной задолженности перед бюджетом. Реализация продукции собственного производства отраслей текстильной, швейной, кожевенно-обувной промышленности облагалась НДС по нулевой ставке до 2002 года.

     В современной экономике Казахстана существуют следующие проблемы:

  1. сырьевая направленность экономики;
  2. слабая интеграция в мировую экономику;
  3. слабая межотраслевая и межрегиональная экономическая интеграция внутри страны;
  4. низкая производительность обрабатывающей промышленности;
  5. незначительный потребительский спрос на товары и услуги на внутреннем рынке (малая экономика);
  6. неразвитость производственной и социальной инфраструктуры;
  7. нарастающий износ основных фондов в отраслях экономики, не входящих в нефтегазовый и горно-металлургический комплексы;
  8. общая техническая и технологическая устарелость предприятий;
  9. отсутствие эффективной связи науки с производством;
  10. низкие расходы на НИОКР;
  11. слабая адаптированность отечественной науки к условиям рыночной экономики, отсутствие действенных механизмов доведения научно-технологической продукции до уровня товара и, как следствие, низкий в целом уровень инновационных предложений;
  12. отсутствие современной системы подготовки и переподготовки специалистов и рабочих кадров;
  13. отсутствие стимулов для отечественных финансовых институтов к инвестициям в обрабатывающие секторы экономики;
  14. низкий экономический интерес иностранных инвесторов к обрабатывающей промышленности;
  15. несоответствие менеджмента задачам адаптации экономики к процессам глобализации и переходу к сервисно-технологической экономике.

2 анализ формирования и развития рынка в Республике Казахстан.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсач.doc

— 173.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсоваяяя.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Рынок сущность структура