Рынок сущность структура

Автор: l*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать совершенствование рыночного механизма в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины возникновения рынка
1.2 Структура рынка 9
1.3 Функции рынка 11
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 21
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 5 файлов

1 часть - рынок.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

1РЫНОК СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ-38.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

       Прогресс развития экономики  Казахстана заключается в том, что благодаря проведению государственной политики по привлечению иностранных инвестиций в сырьевые отрасли промышленности и осуществления структурно – институциональных преобразований в финансовой сфере в стране происходит рост уровня жизни и накопление финансовых ресурсов, позволяющих в долгосрочной перспективе обеспечит переход на индустриальное сервисно – технологическое развитие. 

           В экономику привлечено порядка  30 – ти миллиардов долларов  США прямых иностранных инвестиций. Это очень высокие показатели. Сегодня можно констатировать, что  Казахстан признан в мировом сообществе как государство с рыночной экономикой, страна первой из стран СНГ приобрела инвестиционный страховой рейтинг. Всемирный Банк включил Казахстан в число 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций.

       В соответствии с принятой моделью в стратегическом плане Казахстан формируется как страна с открытой экономикой,  ориентированной на экспорт, товаров, услуг, капитала и рабочей силы, основанной на конкуренции и взаимовыгодном сотрудничестве со всеми странами мира.

       Ещё 10 лет назад ВВП на душу населения составлял чуть более семисот долларов, то в конце 2004 года он достиг двух тысяч семисот долларов, а в 2005 году – около трёх долларов, 2001 -2002 годы среднегодовой темп роста ВВП составил 11,5 %. Для удвоения ВВП к 2010году его среднегодовой темп роста должен составлять 7,2 %. (ВВП на душу населения более 5800 долларов США).

          Можно констатировать, что в области  реализации стратегического плана  экономика страны  взяла хороший  старт. В средней срочной перспективе  необходимо продолжить ускоренное развитие  и одновременно проводить качественные изменения в экономике и социальной сфере. Вместе с тем Казахстан как страна малой экономики, аккумулирующей в себе крупный потенциал топливного минерального сырья, мало привлекателен для инвестиций обрабатывающей отрасли промышленности. Это делает экономику уязвимой и чувствительной к изменениям конъюнктуры на рынке сырьевых ресурсов. Мировой опыт показывает, что некоторые развивающие страны, богатые сырьевыми ресурсами, не достигают устойчивого экономического развития и остаются в большой зависимости от изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках сырья.

       Имея значительные доходы от  сырьевых секторов экономики,  государство и частный сектор  не имеют стимулов к развитию  новых отраслей экономики. В то же время страны с незначительными или скудными ресурсами, находясь на грани выживания, постоянно предпринимают попытки развития новых секторов экономики. Однако в долгосрочной перспективе запасы сырья исчерпываются, что порождает значительные проблемы в плане устойчивого развития после полной отработки месторождений ископаемых. С учётом опасности  перенасыщения экономики большими доходами от сырьевого сектора и возможных негативных последствий от резкого падения цен на нефть в Казахстане создан Национальный фонд, в котором аккумулируются доходы от превышения уровня мировых цен на нефть и цветные металлы над установленной оптимальной границей.

     Сегодня в национальном фонде  аккумулировано свыше 5 миллиардов 300 миллионов. Золотовалютные резервы страны с учётом Национального фонда в целом превышает 14 миллиардов долларов США. Эта мера позволяет также исключить валютное давление на казахстанскую финансовую систему и обеспечить обменный курс тенге, стимулирующий экспорт и сдерживающий импорт готовой продукции.

        Констатируя прогресс в области  структурно – институциональных  реформ, повышения надежности финансового  сектора и ускоренные темпы  роста экспортного потенциала  страны, необходимо отметить, что обрабатывающие отрасли промышленности, а также отрасли, оказывающие услуги производственного характера, не получили должного развития. В обрабатывающей промышленности только металлургическая промышленность может конкурировать на внешнем рынке. Некоторые продукты  пищевой промышленности сегодня поддерживается за счёт предоставления прямых и косвенных субсидий. Это проявляется в установлении низких и экономически не обоснованных тарифов на электроэнергию, ГСМ, транспортировку продукции, таможенных пошлин. До 2003года некоторым отраслям промышленности (машиностроение, текстильная, швейная, кожевенно – обувная, производство резиновых и пластмассовых изделий, химическая промышленность) была дана отсрочка без начисления пене по уплате ранее допущенной задолженности перед бюджетом. Реализация продукции собственного производства отраслей текстильной, швейной, кожвенно – обувной промышленности облагалась  НДС по нулевой ставке до 2002 года. 

                  2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 

     С начала 1990-х годов в Казахстане осуществляются реформы, направленные на создание многоукладной экономики, перевод ее на рыночные рельсы. При вхождении в рынок Казахстану присущ ряд специфических особенностей уровня социально-экономического развития республики.

     Это, прежде всего деформированная структура экономики Казахстана, ее сырьевая направленность. В наличии больших возможностей индустриализации. Накануне осуществления реформы (1987 г.) доля промышленности в валовом общественном продукте (ВОП) республики составила 46% при 61% в среднем по СССР. Высок удельный вес фондо- и капиталоемких отраслей; удельный вес 'ТЭК, ГМК, химической и нефтехимической отраслей составляет почти 15% (1987 г.) во всей промышленности против 9% в среднем по СССР, а удельный вес машиностроения в общем объеме промышленного производства составлял 17% (1987 г.) против более 27 % по СССР.

     Республика, размещая около 6% населения СССР, производила  лишь 4,5 % валового общественного продукта Союза. Производство продукции на душу населения было ниже, чем в среднем по СССР, в результате сырьевой направленности экономики и низких цен на сырье.

     В Казахстане был низок удельный вес  отраслей, прш1звадящих,юварж народного  потребления. До 60% товаров народного  потребления в республику завозилось извне. В не переработанном виде из Казахстана вывозились 70% мытой шерсти, более половины произведенного зерна, 50% хлопка, кожи, меха. Стоимость вывозимой продукции в виде сырья и полуфабрикатов составлялa 6-7 млрд. рублей, а завозилось продукции на 13,8 мдрд. руб. Доля налога с оборота в доходах бюджета республики составляла лишь 9%, в Эстонии - 45%. Казахстан направлял в союзный фонд 33% всего объема заготовляемого в республике мяса (др. республики 17-19% ). В результате в целом по СССР на душу населения за счет рыночных фондов приходилось 42 кг мяса, а в Казахстане - 32 кг. Только за счет вывоза из республики не переработанного зерна и шерсти на 1,1 млрд. руб. уменьшалось поступление в бюджет налога с оборота.

     Казахстану  была характерна тенденция отраслевизма и ведомственный подход в управлении экономикой, гигантизм производства и предприятий при высоком уровне централизации управления. Так, 93% индустрии Казахстана управлялась союзными министерствами и ведомствами. До 70% капитальных вложений уходило на развитие отраслей промышленности группы "А".

     Это впоследствии в ходе экономической  реформы усложнило процесс разгосударствления и приватизации.

     Казахстану  присущ низкий стартовый уровень  вхождения в рынок. В республике низкие доходы на душу населения. В начале экономической реформы, по оценкам специалистов, в республике ниже уровня прожиточного минимума находилось 5-6 млн. чел., это более 1/3 населения Казахстана.

     Из 214 сельских районов республики 180 находились на дотации, 70 районов были очень отсталыми по уровню экономического развития, а 30 районов находились в бедственном положении, Более 20 млн. га сельскохозяйственных угодий находились в пользовании ВПК.  
Из республики вывозились огромные ресурсы, а ей оставалась экологически загрязненная окружающая среда, что породило глобальные экологические проблемы. Во всех промышленных центрах Казахстана содержание вредных веществ в атмосфере намного превышает допустимые нормы. Уровень Аральского моря упал на 13 м, поверхность сократилась более чем на 1/3, объем водной массы - на 60%. При этом соленость воды моря увеличилась в 2,5 раза, а выброс вредных веществ в атмосферу составил 5,4 млн. т.  
Длительное игнорирование товарно-денежными отношениями, монополизм экономики, командно-административный метод управления привели к дефицитности ресурсов и товаров при их наличии, к товарно-денежной несбалансированности, возникновению перераспределительных процессов, порождающих уравнительность и иждивенчество.

     Отсюда  переход к рынку - сложный, многогранный и длительный процесс, который требует своего поэтапного решения с учетом специфики республики, ибо формирование и становление рыночных отношений, как показывает опыт последних лет, проходит в сложных и противоречивых условиях.

     B конце декабря 1990 г. была принята программа "Стабилизации экономики Казахской ССР и перехода к рынку". Суть этой программы сводилась к осуществлению стабилизационных мер и активизации формирования рыночной инфраструктуры и рыночно регулируемой экономики, к стабилизации социально-экономического положения республики, к формированию рыночной сферы, к активизации хозяйственной деятельности.

     Во  второй программе " Неотложных антикризисных  мер и углубления социально-экономических  реформ" (на период стабилизации экономики  и перехода к рынку) на первом этапе в 1992-1995 гг. ставились задачи:

     - активизация разгосударствления  и приватизации собственности; 

     - насыщение потребительского рынка  товарами;

     - вхождение республики в мировое  хозяйство. 

     Главные силы предполагалось сосредоточить  на проведении все более независимой  и отвечающей национальным интересам  экономический политики, снижении инфляции до минимально возможного уровня, приостановке спада производства и создании предпосылок для ее роста, смягчении негативных последствий реформы на социально уязвимые слои населения.

     На  втором этапе в течение 1996-2005 гг. предполагалось:

     - создание полнокровных рыночных  механизмов на основе преодоления  сырьевой направленности экономики, ускорения развития транспортной сети и формирование всех видов рынка;

     - создание подлинной свободы всех  товаропроизводителей на основе  демонополизации экономики и  широкой здоровой конкуренции; 

     - обеспечение рационального природопользования на основе реализации комплексной программы "Экология" путем освоения высоких технологий;

     - комплектование кадрового корпуса  в области отечественного и  международного бизнеса. 

     На  третьем этапе продолжительностью 5-7 лет намечалось на основе развития экономики открытого типа укрепить позиции Казахстана в мировой торговле, решение проблем дефицитности бюджета и конвертируемости национальной валюты, вступление республики в разряд индустриальных стран мира.

     Вхождение экономики Казахстана в рынок проходит в условиях кризиса в экономической и социальный сферах, который обусловлен многими внешними и внутренними причинами.

     Во-первых, нарушились хозяйственные связи  республики со многими республиками и регионами бывшего СССР, в  результате имеет место спад производства. По данным ученых, спад производства на 60% объясняется разрушением хозяйственных связей бывших субъектов единого народнохозяйственного комплекса СССР.

     Произведенный национальный доход РК в 1993 г., по сравнению  с 1992 г., снизился на 14,8%, производство средств - на 15,2%, предметов потребления - на 12%.  

    2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в Республике Казахстан 

       Современное состояние казахстанской экономики  характеризуется весьма благоприятной  внешнеэкономической конъюнктурой, что оказывает положительное влияние на развитие экспорта, а также товаров и услуг промежуточного потребления (Приложение Б).

       В 1 полугодии 2006 года средняя мировая  цена за одну тонну меди рафинированной по сравнению с 2002 годом увеличилась  в 2,1 раза, цинка металлического – в 1,5 раза, а за унцию золота – 1,6 раза, за баррель нефти – в 2 раза. Высокий уровень мировых цен на важнейшие статьи казахстанского экспорта обусловил рост экспортной выручки. Номинальное увеличение экспорта в 2004 году по сравнению с 1998 годом составило 3,7 раза, а по экспорту нефти – 6,4 раза. Это связано с тем, что помимо высоких цен рост добычи нефти за этот период составил 2,4 раза. В настоящее время доля нефти в объёме экспорта составляет 52,3%, тогда как в 1998 году она составляла только 27,4%. Названные темпы развития экспорта характеризуют тенденцию увеличения экономического потенциала казахстанской экономики, в основном за счёт внешнеэкономического фактора. В принципе, это правильная направленность развития для малой экономики, однако, прирост экспорта в Казахстане обеспечивается преимущественно за счёт поставок сырья и продуктов его первичной переработки. Рост экспорта в последние годы стал оказывать заметное влияние на динамику валютного  внутреннего продукта .Особенностью развития экономики 2003 – 2005 годах является опережающее влияния ценового фактора на увеличение объёма ВВП. В 2006 году прогнозируется увеличение номинального ВВП по сравнению с 2005 годом на 22,3%, в том числе за счёт. Роста физических объёмов производства на 8,8%, увеличения цен на произведенные   товары и услуги – 12,5%.

2 анализ формирования и развития рынка в Республике Казахстан.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсач.doc

— 173.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсоваяяя.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Рынок сущность структура