Рынок сущность структура

Автор: l*******@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, структуру, механизм формирования рынка в постсоциалистической экономике. В соответствии с целью были определены следующие задачи:
1. рассмотреть сущность, виды, механизм формирования и функции рынка;
2. изучить этапы становления, проблемы и современное состояние рынка в Республике Казахстан;
3. проанализировать совершенствование рыночного механизма в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1 Понятие и причины возникновения рынка
1.2 Структура рынка 9
1.3 Функции рынка 11
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНКА В РК 15
2.1 Анализ этапов перехода к рынку в РК 15
2.2 Анализ законодательного обеспечения переходного процесса к рынку в РК 21
2.3 Анализ современного развития рыночных отношений в РК 25
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РК 29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 5 файлов

1 часть - рынок.doc

— 70.00 Кб (Открыть, Скачать)

1РЫНОК СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ В ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКЕ-38.doc

— 164.00 Кб (Скачать)

     Принцип договорных, контрактных отношений, в результате соблюдения которого осуществляется переход от управления по вертикали  к управлению по горизонтали, то есть на основе соглашения между равноправными хозяйственными субъектами. В результате в основном сложатся партнерские взаимоотношения при минимуме отношений подчиненности, которые необходимы для соблюдения общей законности и порядка. При полноценном рынке на контрактные условия будут переведены не только производство и сбыт товара, но и система найма и увольнения работников, оплата труда, кредитование предприятий.

   

    1.2 Структура рынка 

       Структура рынков – сложное  понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок.

       Рынок, как самостоятельное образование  включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок  труда, рынок капитала. Все эти  три рынка органически взаимосвязаны  и взаимодействуют друг на  друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

       Субъектами рынка являются продавцы  и покупатели. В качестве продавцов   и покупателей выступают домохозяйства  (в составе одного или нескольких  лиц), фирмы (предприятия), государство.  Большинство субъектов рынка действует одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли – продажи.

       Объектами рынка являются товары  и деньги. В качестве товаров  выступает не только произведённая продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), и услуги. В качестве денег – все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги. Рынок с течением времени видоизменяется и развивается. У современного рынка богатая и сложная структура. Его классифицируют по различным признакам:

  • По общественному разделению труда (местный, международный)
  • По формам собственности (государственный, частный, кооперативный)
  • По объектам рыночного обмена (товарный,  денежный)
  • По организации рыночного обмена (оптовый, розничный, экспортный, импортный)
  • По видам конкуренции (совершенной и несовершенной)

Однако деление  рынков на виды в определенной степени  условно, так как в действительности один и тот же рынок одновременно может отражать разные признаки. Например, местный рынок может быть и оптовым и розничным, а рынок несовершенной конкуренции государственным или частным.

       Например, если рассматривать структуру рынка с точки зрения характера конкурентных отношений, то в первую очередь, от них зависит поведение производителей в определении объёма производства, цен, развитие научно – технического прогресса, в конечном счете зависит эффективность производства и занятости населения. Совершенная конкуренция предполагает известную степень господства производителя над рынком.

        Таким образом, рынок является  сложным механизмом, на котором  совершаются сделки между покупателями  и продавцами экономических благ.

Расходы на совершение рыночных сделок называются трансакционными издержками. Это издержки на сбор  и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя (продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также на контроль за его соблюдением.

   

           1.3 Функции рынка

          В общем  смысле под рынком понимается совокупность рыночных отношений в сфере обмена, по средствам которых осуществляется реализация товаров. Рынок имеет структуру, инфраструктуру, механизм функционирования и обязательные условия функционирования. Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в общественном производстве, которая сводится к следующему:

1.выдавать сигнал  производству с помощью обратных  «первичных» связей:     что, в каком объёме и по какой структуре следует производить;

2.уравновешивать  спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

3.дифференцировать  товаропроизводителей  в соответствии  с эффективностью их работы  и нацеленностью на покрытие  рыночного спроса;

4. «санитарная»  роль рынка (сводиться к свёртыванию  устаревших производств и вымыванию неконкурентоспособных предприятий).

        Функции рынка определяются стоящими  перед ними задачами. Рыночный  механизм призван найти ответы  на три ключевых вопроса: что,  как и для кого производить?  Важнейшие функции рынка представлены в следующей схеме (Приложение А).

        Интегрирующая состоит в соединении  сферы производства (производителей), а также торговцев – посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не может удовлетворить свои потребности.

        Регулирующая предполагает воздействия  рынка на её сферы экономики,  обеспечивает согласование производства  и потребления в ассортиментной  структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

        Стимулирующая состоит в побуждении  производителей к созданию новой  продукции, созданию необходимых  товаров с наименьшими затратами получением достаточной прибыли; стимулировании научно – технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, в эффективности функционирования всей экономики. Выполнения рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. Например, без давления рынка работники предприятия будут избирать директорами не лучших специалистов, а наиболее популярных и менее требовательных людей, а в результате  -  падение объёмов производства и уровня индивидуального материального благосостояния. 

           Ценообразующая это установление  ценностных эквивалентов для  обмена продуктов. При этом  рынок сопоставляет индивидуальные  затраты труда на производство  с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного товара, но и его полезность.

         Контрольная играет роль главного  контролёра конечных результатов  производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей  соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

         Посредническая обеспечивает встречу  экономически обособленных производителей  и потребителей с целью обмена  результатами труда. Без рынка  невозможно определить, насколько  взаимовыгодна та или иная экономическая  и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца – поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

         Информационная даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок превращается в гигантский компьютер, собирающий и обрабатывающий огромные объёмы информации и выдающий обобщённые данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

       Функция экономичности предполагает  сокращение издержек обращения  в сфере потребления (затрат  покупателей на покупку товаров)  и соразмерности спроса населения  с заработной платой.

        Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь интересов продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

        Принимая во внимание, что рынок  есть определённый способ функционирования  хозяйственной жизни, определённое её динамическое состояние, необходимо признать, что в этом случае экономике должен быть свойствен ряд признаков (принципов), позволяющих характеризовать её как рыночную. Такими принципами являются:

      1.наличие в экономике разнообразных  форм собственности и многообразных  форм хозяйствования, а также свободной конкуренции между ними, свобода участия всех хозяйственников в конкуренции и выхода из неё, достаточное количество производителей, не мене 15 – 20 изготовителей однотипной продукции;

    2. обеспечение свободы хозяйственной деятельности, свобода выбора партнёров по хозяйственным связям, самостоятельность, независимость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договора, размещать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.) т.е. свободная купля – продажа;

       3.формирования механизма свободного  ценообразования, право рыночных  субъектов самим устанавливать цены. Это не жесткое условие, ибо классический рынок как бы задаёт из вне «невидимой рукой» цену покупателям и продавцам. Наличие союзов производителей и потребителей как своеобразная реакция на цены, которое не устраняет рынок;

      4.полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;

       5.наличие рыночной инфраструктуры, т.е. комплекса отраслей, систем обслуживающих рынок;

       6.сохранение наряду с распространением рыночных отношений значительного нерыночного сектора экономики;

       7.последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей;

       8.обеспечение со стороны государства социальных гарантий граждан, представления всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.        

 

        2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ  РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

        2.1.Анализ этапов перехода к рынку в РК 

 После  обретения Независимости Правительство  Казахстана разработало Программу перехода к рыночной экономике. В Программе перехода РК к рынку учитывались следующие моменты:

      1.специфика и своеобразие социально  – экономического развития республики;

     2.самостоятельное решение узловых  проблем народного хозяйства Казахстана сквозь призму конкретно – исторических, социально – политических, национально – демократических факторов и условий.

        Переход к рынку предусматривал  поэтапное осуществление.

       На первом подготовительном этапе  (до конца 1990года) в целях стабилизации политической и социально- экономической обстановки предусматривалось осуществить меры по укреплению государственной дисциплины и порядка, ослаблению социальной напряженности.

      На втором этапе (1991год) предполагалось  реализовать стабилизационные меры, активно формировать рыночную инфраструктуру, ввести гарантии, поэтапно проводить либерализацию цен. Предусматривалась отмена дотаций и субсидий предприятиям, за исключением тех, которые выступают общественно необходимые и социально значимые товары. Требовалось предпринимать меры по сдерживанию спада производства в базовых отраслях, а  также в развитии экспортной базы республики.

      На третьем этапе (1992 год) намечалось  достичь стабилизации экономического  положения республики, развитие предпринимательства и конкуренции, формирования рыночной сферы, активизация хозяйственной деятельности.

        Кредо Программы: возврата, к командно  – распределительной экономике  нет, и не может быть.  Конечно,  рынок -  это свобода самостоятельного  труда, это инициатива сильных и гарантия слабым. Ему нужны кадры, которым присуща высокая общая и профессиональная коммерческая культура, этика предпринимательства, здравый смысл, твёрдая исполнительная дисциплина, новаторский творческий поиск, риск и широкая благотворительность. Сегодня Казахстан рассматривается в глобальной экономике как страна, поставляющая на мировые товарные рынки нефть, газ, чёрные, цветные, редкоземельные и благородные металлы и урановую продукцию. Из сельскохозяйственной продукции перспективы имеет экспорт зерна. В настоящее время развитие Казахстана происходит по классическому сценарию, так как сравнительное экономическое преимущество характеризуется наличием крупных запасов полезных ископаемых. Интенсивное развитие производства и экспорта сырьевых ресурсов позволили национальной экономике преодолеть кризис и обеспечить высокие темпы экономического роста.

2 анализ формирования и развития рынка в Республике Казахстан.doc

— 127.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсач.doc

— 173.50 Кб (Открыть, Скачать)

курсоваяяя.doc

— 35.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Рынок сущность структура