Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:23, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- выявить пути решения проблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.
Введение………………………………………………………………………
1. Государственные ценные бумаги: понятие, роль и виды……………….
1.1. Понятие и роль государственных ценных бумаг……………………...
1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг………………………………………
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России………………………
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России………………
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг………………….
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг…………...
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах………………………………………………………………………….
2.3.Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг………………………………………………
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг…….
3.2. Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………
в области налогового режима, операций «репо», приобретения резидентами еврооблигаций РФ и др.).
НФА активно выполняет функции СРО как в части лицензирования профессиональных участников, так и участия в системе контроля ФКЦБ России над деятельностью профессиональных участников. Ею заключено Генеральное соглашение с Центробанком России о сотрудничестве и взаимодействии, в том числе при осуществлении контроля над деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.
Партнерами НФА в ее работе являются крупнейшие объединения — Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата РФ, Ассоциация российских банков, Ассоциация региональных банков «Россия», Национальная валютная ассоциация, Ассоциация региональных валютных бирж, Ассоциация участников векселного рынка, Российский биржевой союз и другие профессиональные и общественные объединения.
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах.
Сейчас, когда для российской экономики все более актуальным становится вопрос о финансировании бюджетного дефицита, механизмы формирования госдолга должны стать объектом более пристального внимания.
В проекте Основных направлений бюджетной политики на 2010 год и плановый период 2011-го и 2012 года подчеркивается, что кратко- и среднесрочная политика в области государственного долга РФ направлена:
на обеспечение сбалансированности федерального бюджета;
развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
инструмента выдачи государственных гарантий Российской Федерации.
Ключевые задачи в области государственных внутренних заимствований, в частности, предполагают повышение ликвидности государственных ценных бумаг, а также сохранение их оптимальной дюрации и доходности. В то же время намечается, что показатели долговой устойчивости РФ (соотнесение объема внешнего долга и расходов на его обслуживание с объемом ВВП, экспорта, ЗВР, доходами федерального бюджета и т.д.) останутся на более благоприятном уровне по сравнению с другими странами. Результатом политики, проводимой с 2003 г., является заметное сокращение общей величины государственного долга РФ. В первую очередь это связано со значительным снижением – в 3 раза – внешнего долга (рис. 2.2.1. Приложения).
Хотя доля внутреннего долга в структуре общего долга увеличилась (с 16% на 01.01.2004 до 56 – на 01.08.2009), тем не менее отношение внутреннего государственного долга к ВВП заметно сократилось (рис. 2.2.2. Приложения).
Результатом проводившейся политики замещения внешнего долга внутренним стало заметное снижение нормы обслуживания государственного долга: с 9,9% в 2006 г. до 1,6 – в 2008 г. В дальнейшем предусматривается сохранение преемственности в сфере долговой политики, в первую очередь в области государственных внешних заимствований, а также долговых процессов, формирующихся вследствие взаимодействия с международными финансовыми организациями.
В кратко- и среднесрочном аспекте доля внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга может продолжить рост при соответствующем снижении доли внешнего долга, что соответствует прежним ориентирам по замещению внешних заимствований внутренними.
При этом возможны:
полный отказ от привлечения новых кредитов правительств иностранных государств;
ускоренная реализация большинства действующих проектов, осуществляемых в рамках соглашений о займах;
внедрение практики совместной с международными финансовыми организациями реализации проектов российскими юридическими лицами без осуществления государственных заимствований РФ.
В связи с актуальностью и востребованностью инструмента государственных гарантий предполагается их предоставление по ряду направлений, в том числе:
в рамках антикризисных мер, предпринимаемых Правительством РФ (по кредитам, привлекаемым организациями на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения, а также на погашение части кредитов и облигационных займов указанных организаций, привлеченных ранее);
в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (по заимствованиям ОАО «АИЖК»);
для осуществления долгосрочных инвестиций в наиболее важные, с государственной точки зрения, проекты;
с целью поддержки экспорта промышленной продукции.
Планируемый объем предоставления госгарантий Российской Федерации в 2010–2012 гг. составит: в рублях – 580,5 млрд.; в иностранной валюте – 10,5 млрд. долл. США3.
Государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах, по состоянию на 1.08.2009 года составлял 1,512 трлн. руб., на 1.08.2010 года 1973,362 трлн. руб.
Таблица 2.2.1. Государственный внутренний долг РФ, Выраженный в государственных ценных бумагах (ОФЗ-ГСО), млрд.руб.(по состоянию на 1.10.2010 г).
Российский внутренний государственный долг формирует относительно небольшое число инструментов, состоящих из четырех видов государственных облигаций. В настоящее время основную часть в его структуре составляют ОФЗ-АД. Это является результатом улучшения внешне-экономической конъюнктуры и макроэкономических показателей в предкризисный период, позволившим правительству привлекать средства под более низкую доходность.
Виды облигаций, составляющих внутренний долг, постоянно меняются (рис. 2.2.3. Приложения) и имеют разный жизненный цикл, который, как правило, длится 7–13 лет. К числу так называемых «долгожителей» можно отнести ГКО, получившие широкую международную известность в связи с кризисом 1998 г. И просуществовавшие с начала 1994 г. до конца 2006 г. Жизненный цикл ОФЗ-ПД, вероятно, будет еще длиннее: этот вид ценных бумаг существует с 01.01.1997.
По сравнению с ведущими странами рынок инструментов внутреннего госдолга в Российской Федерации остается недостаточно развитым. Это касается, в частности, диверсификации используемых ценных бумаг.
Держателями почти 40% государственных ценных бумаг, эмитированных Минфином РФ (на сумму около 1,5 трлн. руб.), являются банки. Из этой суммы на 5 крупнейших по величине активов банков приходится более 65% гособлигаций.
Сформировавшаяся структура держателей государственных ценных бумаг объясняется их сравнительно невысокой доходностью. По оценкам Минфина, в 2010–2012 гг. возможен рост доходности по рублевым инструментам до 9,5–10,5% (по средне- и долгосрочным инструментам – до 12,0–13,0 и 13,0–13,5% соответственно), если произойдет:
снижение курса рубля;
изменение объема валютных резервов;
корректировка цены на нефть;
рост процентных ставок на долговых рынках за рубежом.
Низкая реальная доходность госбумаг РФ, существующая в настоящее время, дает их эмитенту некоторые преимущества. В частности, сравнительно низкую стоимость обслуживания долга. По предварительным официальным данным, расходы на обслуживание государственного долга в январе–июле 2009 г. составили 103 млрд. руб., или 0,5% ВВП. Тем не менее в 2009–2012 гг. планируется заметный рост этих расходов, которые могут достигнуть 1,15% ВВП в 2012 г.
Для повышения капитализации банков в ближайшие годы предполагается использование государственных ценных бумаг РФ путем обмена ОФЗ на привилегированные акции банков. Объем выпуска гособлигаций для обмена, по данным Минфина, может составить от 150 млрд. до 210 млрд. руб. Выпуск облигаций будет проводиться с 21.07.2009 по 31.12.2010 с датой погашения не позднее конца 2019 г.
Для повышения эффективности использования новых инструментов и механизмов, направленных на рост капитализации банков (в том числе с использованием ОФЗ), необходимо более полно учитывать потенциальный объем рынка, доходность инструментов и их привлекательность, ликвидность таких инструментов и рынка в целом.
Комплексное использование различных механизмов укрепления рынка, включая применение ОФЗ для капитализации банков, может быть весомым фактором, укрепляющим финансовую систему. Это должно способствовать стабилизации российской экономики в целом.
Внутренний государственный долг России в августе 2010 г увеличился на 3,4% и составил 2,04 трлн. руб. Об этом сообщается в пресс-релизе российского Минфина. Долг вырос за счет дополнительного размещения облигаций с постоянным купонным доходом. Их доля во всей внутренней задолженности достигла 44,5%.
Объем долга в других бумагах за последний месяц не изменился. Наибольшую часть среди этих обязательств составляют облигации федерального займа с амортизацией долга (830,16 млрд. руб., или 40,7%).
Россия с 2009 г начала постепенно наращивать государственный долг, что было вызвано дефицитом бюджета после кризиса. Правительство приняло решение занимать как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В апреле Россия впервые за 10 лет выпустила облигации внешнего долга на $5,5 млрд.
Общая сумма внешней задолженности государства на 1 августа составляла около $41,6 млрд. (более 1,2 трлн. руб.). Основная часть долгов (чуть менее 31 млрд.) приходилась на еврооблигационные займы
Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 3 301,8 млрд. рублей, что превышает на 786,5 млрд. рублей показатель, утвержденный на 1 января 2010 года (2 515,3 млрд. рублей). В плановом периоде внутренний госдолг будет увеличиваться и на 1 января 2013 года составит 4 344,3 млрд. рублей, что превысит показатель на начало 2010 года на 1 829,0 млрд. рублей.
Динамика объема и структуры внутреннего госдолга представлена в таблице № 2.2.2. Приложения.
Объем внутреннего госдолга, выраженного в государственных ценных бумагах, согласно законопроекту составит на 1 января 2011 года 2 558,9 млрд. рублей, что больше на 593,2 млрд. рублей, или на 30,1 %, показателя на начало 2010 года (1 965,7 млрд. рублей). За 2011 - 2012 годы указанный долг увеличится на 1 618,1 млрд. рублей, или в 1,8 раза, и к концу 2012 года составит 3 583,8 млрд. рублей, или 82,5 % внутреннего госдолга.
Рис. 2.2.4 Государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах в 2010 году, млрд. руб.
Общий объем эмиссии государственных ценных бумаг Российской Федерации в 2010-2012 годах составит 2 624,75 млрд. рублей в номинальном выражении, из них ОФЗ -2 102,75 млрд. рублей и ГСО - 522,0 млрд. рублей, в том числе в 2010 году -869,3 млрд. рублей (соответственно 695,3 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2011 году -980,95 млрд. рублей (806,95 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей), в 2012 году -774,5 млрд. рублей (600,5 млрд. рублей и 174,0 млрд. рублей).
Анализ динамики показывает, что в структуре внутреннего госдолга в 2010 -2012 годах доля государственных гарантий будет составлять 22,3 %, 18,8 % и 17,3 % соответственно (в 2008 году - 4,8 %).
Рис. 2.2.5. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в государственных ценных бумагах на 1.10.2010 г.
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года установлен законопроектом в размере 63,3 млрд. долларов США, или 45,2 млрд. евро (на 1 января 2010 года - 42,8 млрд. долларов США, или 31,2 млрд. евро), на 1 января 2012 года - 83,4 млрд. долларов США, или 59,6 млрд. евро, на 1 января 2013 года - 104,3 млрд. долларов США, или 74,5 млрд. евро. Таким образом, внешний долг по состоянию на 1 января 2013 года увеличится по сравнению с 2009 годом на 61,5 млрд. долларов США, или на 43,3 млрд. евро, или в 2,4 раза.
Увеличение величины внешнего долга в плановом периоде обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.
Абсолютный размер внешнего долга в рублевом эквиваленте, установленный на 1 января 2010 года в сумме 1 408,1 млрд. рублей, увеличится на начало 2011 года на 789,3 млрд. рублей, или на 56,1 %, и составит 2 197,4 млрд. рублей; за 2011 - 2012 годы - на 1 733,7 млрд. рублей, или на 78,9 %, и составит к началу 2013 года 3 931,1 млрд. рублей, что в 2,8 раза превысит показатель, определенный на 1 января 2010 года.
Динамика объема и структуры внешнего долга представлена в таблице 2.2.3. Приложения.
Анализ показывает, что в 2010-2012 годах увеличится доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в связи с увеличением заимствований на международных финансовых рынках, а также доля задолженности по гарантиям Российской Федерации в иностранной валюте в связи с предоставлением указанных гарантий для поддержки экспорта российской промышленной продукции. Доля задолженности по кредитам правительств иностранных государств и
МФО снизится в связи с завершением погашения задолженности по ранее привлеченным кредитам. При этом привлечение новых кредитов не планируется.
2.3. Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг.
Во всех цивилизованных странах государственные ценные бумаги пользуются достаточно большим спросом среди населения благодаря своей надежности. Пусть они не самые доходные, но по сохранности они впереди любой самой крупной корпорации, и правительству народ безоговорочно доверяет свои самые важные накопления. В России же на облигации смотрят несколько под другим углом благодаря дефолту 1998 года. Здесь частные инвесторы предпочитают жить сегодняшним днем, и слепого следования за государством нет.