Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:23, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- выявить пути решения проблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.
Введение………………………………………………………………………
1. Государственные ценные бумаги: понятие, роль и виды……………….
1.1. Понятие и роль государственных ценных бумаг……………………...
1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг………………………………………
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России………………………
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России………………
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг………………….
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг…………...
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах………………………………………………………………………….
2.3.Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг………………………………………………
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг…….
3.2. Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………
В некоторых странах к государственным относятся также облигации государственных учреждений и иных организаций, которым (облигациям) придан статус государственных.
2. По степени обращаемости:
рыночные облигации – облигации, обращающиеся на рыночных условиях, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения без какого-либо ограничения по кругу допустимых владельцев;
нерыночные облигации – облигации, которые не могут перепродаваться другим лицам их покупателями по первичному размещению;
облигации целевого размещения – облигации, которые размещаются только среди определенного круга лиц. Такие облигации могут обращаться после их первичного размещения, но их владельцами могут быть только лица, отнесенные к определенному кругу.
3. По сроку обращения:
краткосрочные – срок обращения не превышает одного года;
среднесрочные – срок обращения от одного года до пяти лет;
долгосрочные – срок обращения свыше пяти лет.
В Российской Федерации установлен максимальный срок, на который могут выпускаться облигации. Для федеральных государственных облигаций и государственных облигаций субъектов РФ максимальный срок не может превышать 30 лет, для муниципальных облигаций – 10 лет.
Различают разные виды государственных и муниципальных облигаций, определяемые генеральными условиями эмиссии и обращения государственных или муниципальных ценных бумаг.
Генеральными условиями определяются:
вид облигаций;
форма выпуска облигаций – именные или на предъявителя;
срочность данного вида ценных бумаг;
валюта обязательств – в какой валюте определяется номинальная стоимость облигаций;
особенности исполнения обязательств, предусматривающие право на получение иного, чем денежные средства, имущественного эквивалента;
ограничение оборотоспособности облигаций, а также ограничение круга лиц, которым данные облигации могут принадлежать.
В настоящее время на уровне федеральных облигаций определены генеральные условия выпуска следующих облигаций:
государственные краткосрочные бескупонные облигации;
облигации федеральных займов;
облигации государственного сберегательного займа;
государственные сберегательные облигации;
облигации государственных нерыночных займов;
государственные облигации, погашаемые золотом;
облигации внутреннего валютного займа.
Аналогичные виды облигаций за исключением облигаций, погашаемых золотом, и облигаций внутреннего валютного займа, могут выпускаться субъектами РФ и муниципальными образованиями.
Основные виды государственных ценных бумаг в России и в развитых странах приведены в таблице 1.3.
1) Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО).
В начале 1992 г. ЦБ России приступил к разработке экспериментального проекта по созданию рынка государственных ценных бумаг в России. С его помощью предполагалось значительно сократить объемы прямого кредитования Минфина РФ. В ходе этой работы к началу 1993 г. Были созданы все необходимые условия для полноценного функционирования рынка государственных краткосрочных облигаций. Выпуск последних было решено начать с эмиссии ценных бумаг со сроком обращения в три месяца. Постепенно вводя новые инструменты с большим сроком обращения. Для всех видов операций было решено использовать безбумажную электронную технологию.
Эмитентом ГКО выступало Министерство Финансов РФ. В качестве генерального агента, а также дилера выступал ЦБ РФ. Облигации выпускались со сроком обращения 3, 6, 12 месяцев. Операции с этими ценными бумагами были сосредоточены на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ).
Размещение облигаций происходит на аукционе. Организованном ЦБ по поручению Министерства финансов РФ. Дата его проведения, предельный объем выпуска, место и время объявляются ЦБ России не позднее, чем за семь календарных дней, хотя этот порядок не всегда соблюдается.
Министерство финансов РФ, выпуская в обращение ГКО, получает денежные средства, необходимые для финансирования бюджетного дефицита.
Обеспечивая организационную сторону функционирования рынка ГКО (аукционы, погашения, подготовку необходимых документов и т.д.), ЦБ активно участвует в работе рынка ГКО в качестве дилера через Главное управление по ценным бумагам в Москве, а также через наиболее крупные банки.
В качестве официальных дилеров выступают коммерческие банки, финансовые компании, брокерские фирмы. Преследующие собственные инвестиционные цели и цели своих клиентов.
ГКО – высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежной форме минимальны. Это позволило официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. При этом операционные издержки (комиссия дилеру, бирже – 0,1% от суммы каждой сделки, налог на покупку ГКО – 0,1% от суммы каждой сделки) при таких инвестициях сравнительно не велики. Дополнительное преимущество инвестирования в ГКО состояло в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами были освобождены от налога на прибыль.
В период обращения ГКО занимали наибольшую долю Российского фондового рынка. С 1994 по 1998 г. Объем выпущенных ГКО в среднем за год составил 50 млрд. долл., что превышало годовой бюджет России. Всего за 1993 – 1998 гг. было размещено ГКО на сумму около 209 млрд. долл. по номиналу.
Надежность ГКО по сравнению со всеми остальными инструментами финансового рынка, в том числе и государственными, была достаточно высокой. Поскольку агентом выступает Центральный Банк России, который по соглашению с Минфином автоматически погашает рефинансируемые выпуски.
Рынок ГКО – оптовый, профессиональный, поэтому ГКО на самом деле действует в безбумажном режиме, в виде записи на счетах депозитария в Московской межбанковской валютной бирже, а это довольно сложно для населения. Хотя рядовые инвесторы имеют право покупать ГЦБ, подавляющее большинство населения этого не делает и свои средства хранит на счетах в сберегательных банках.
Основная причина краха рынка ГКО была обусловлена высоким уровнем доходности, несмотря на все более сокращавшуюся доходную базу федерального бюджета и отсутствие экономического роста в стране.
Задолженность по ГКО, которая сложилась на 17 августа 1998 г., была частично погашена, а частично реструктурирована в новые, более долгосрочные ценные бумаги федерального правительства. С августа 1998 г. выпуски ГКО не проводились и возобновились только с конца 1999 г.
2) Облигации внутреннего валютного займа 1993 г (ОВВЗ).
История появления. В июне 1991 г. Банк внешнеэкономической деятельности СССР обанкротился и не мог вернуть юридическим и физическим лицам их валютные средства, которые к этому моменту хранились на его счете. С целью гарантирования возвращения этих средств российским резидентам Министерством финансов Российской Федерации в первой половине 1993 г. был выпущен внутренний валютный заем, в соответствии с которым долги перед юридическими лицами переводились в облигации этого займа. (Долги перед физическими лицами были погашены в полном объеме с 1 июля 1993 г.)
Условия займа. Валюта займа — доллары США. Процентная ставка — 3% годовых. Объем займа — 7,885 млрд. долл. в 1993 г. и 5050 млрд. долл. в
1996 г. Номинал облигации — 1000, 10 000 и 100 000 долл. США. Форма выпуска – предъявительская облигация с купонами. Дата выплаты по купонам – 14 мая каждого года; купон действителен в течение 10 лет.
Выпуск - 5 серий:
1-й транш - на сумму 0,266 млрд. долл., погашен 14.05.94 г.
2-й транш - на сумму 1,518 млрд. долл. – сроком на 3 года; дата погашения - 14.05.96 г.
3-й транш - на сумму 1,307 млрд. долл. сроком на 6 лет; дата погашения - 14.05.99 г.
4-й транш на сумму 2,627 млрд. долл. сроком на 10 лет; дата погашения - 14.05.03 г.
5-й транш - на сумму 2,167 млрд. долл. - сроком на 15 лет; дата погашения - 14.05.08 г.
6-й транш на сумму 1,750 млрд. долл. - сроком на 10 лет; дата погашения - 14.05.06 г.
7-й транш - на сумму 1,750 млрд. долл. - сроком на 15 лет; дата погашения - 14.05.11 г.
Условия обращения. Облигации внутреннего валютного займа могут свободно продаваться и покупаться с расчетом за рубли или за конвертируемую валюту. Облигации внутреннего валютного займа являются валютными ценностями, а потому обращаются на территории России в соответствии с валютным законодательством РФ, вывоз их за пределы России запрещен.
Приобретение этих облигаций иностранными юридическими или физическими лицами (т.е. нерезидентами) разрешено только за счет средств специальных рублевых счетов в уполномоченных российских банках. Валютные облигации могут вноситься в качестве вклада в уставный капитал предприятий и коммерческих организаций.
Имеется биржевой и внебиржевой рынок рассматриваемых облигаций.
Биржевой рынок организован на базе Московской межбанковской валютной биржи. Число его участников сравнительно невелико и насчитывает несколько десятков торгующих фирм.
3) Государственные долгосрочные облигации (ГДО).
Заем осуществляется в виде ГДО сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. По 1 июля 2021 г. Облигации выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц.
Общий объем займа в 80 млрд. руб. разделен на 16 разрядов по 5 млрд. руб. в каждом. Облигации могут выпускаться с разной номинальной стоимостью, кратной 10 тыс. руб. в настоящее время их номинал равен 100 тыс. руб. (в ценах 1991 г.).
Обслуживание возложено на учреждения ЦБ России. По облигациям один раз в год 1 июля выплачивается доход путем погашения соответствующих купонов. В настоящее время он составляет 15% номинальной стоимости и выплата его производится только в безналичной форме путем зачисления соответствующих сумм на счета держателей облигаций.
Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006 г. В течение последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тираж погашения. Выкупаются до 31 декабря 2021 г. При погашении ГДО ЦБ России выплачивает их номинальную стоимость, надбавку к цене, которую он может установить, и годовой доход до официально объявленной даты начала выкупа облигаций.
Рынок ГДО в отличие от рынка краткосрочных облигаций не получил развития. Вторичный рынок практически отсутствует, и основной спрос на облигации предъявляется страховыми компаниями, вынужденными размещать до 10% своих резервов в государственные ценные бумаги.
4) Облигации федерального займа (ОФЗ).
Облигации федеральных займов являются среднесрочными и долгосрочными ценными бумагами, выпускаемыми в документарной форме. Номинальная стоимость одной облигации составляет 1 тыс. руб.
Владельцами облигаций федеральных займов могут быть российские и иностранные юридические и физические лица, но по отдельным выпускам могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев. Размещение облигаций осуществляется в форме аукциона или по закрытой подписке.
Облигации федеральных займов различаются по принципу определения процентной ставки купонного дохода. Процентная ставка для отдельного выпуска может быть определена:
1) постоянной для всего выпуска, когда величина процентной ставки одинакова для каждого купонного периода отдельного выпуска (облигации федеральных займов с постоянным доходом – ОФЗ-ПД);
2) фиксированной на каждый купонный период отдельного выпуска облигаций, когда величины процентной ставки определены для каждого купонного периода отдельного выпуска (облигации федеральных займов с фиксированным купонным доходом – ОФЗ-ФК);
3) переменной на каждый купонный период отдельного выпуска, когда величина купонной ставки определяется на основе доходности по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и другим выпускам облигаций федеральных займов (облигации федеральных займов с переменным купонным доходом – ОФЗ-ПК).
Первый выпуск ОФЗ-ПК был размещен в 1997 г., ОФЗ-ПД – в 1997 г., ОФЗ-ФК – в 1999 г. Последнее погашение облигаций федерального займа с переменным купонным доходом состоялось в 2006 г. В настоящее время в обращении находятся облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (на сумму 288,42 млрд. руб.) и облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (51,43 млрд. руб.).
5) Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).
Начало выпуска – август 1995 г.
Срок обращения – 1 – 2 года.
Номинал – 100 и 500 руб.
Форма существования – документарная.
Эмитент – Министерство финансов РФ.
Форма владения – предъявительская.
Форма выплаты дохода – купонная; процентный доход устанавливается на каждые последующие три месяца и выплачивается ежеквартально учреждениями Сбербанка РФ.
Владельцы – юридические и физические лица; резиденты и нерезиденты.
Порядок обращения – ОГСЗ свободно продаются и покупаются на вторичном рынке. Первичное размещение ОГСЗ осуществляется Министерством финансов в форме закрытых торгов.