Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:23, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- выявить пути решения проблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.
Введение………………………………………………………………………
1. Государственные ценные бумаги: понятие, роль и виды……………….
1.1. Понятие и роль государственных ценных бумаг……………………...
1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг………………………………………
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России………………………
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России………………
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг………………….
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг…………...
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах………………………………………………………………………….
2.3.Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг………………………………………………
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг…….
3.2. Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………
Государство с самого начала контролировало не только правовую и организационную основы развития фондового рынка, но и непосредственное изготовление бланков ценных бумаг. За печать как государственных, так и частных ценных бумаг отвечала Экспедиция заготовления государственных бумаг, входившая в состав Министерства финансов. Печатание производилось в Сенатской типографии. Хранением и выдачей ценных бумаг ведала специальная экспедиция Сената, позже Экспедиция заготовления государственных бумаг. Принятые меры были не лишними, так как после 1812 г. появилось много фальшивых ассигнаций. Российское правительство выделяло большие деньги на производство ценных бумаг. В начале XX в. техническое исполнение ценных бумаг совершенствовалось, их печатали с защитой от подделки цветной сеткой, уделяя при этом большое внимание их красивому внешнему виду и дизайну.
Нельзя не вспомнить об общественных организациях - участниках фондового рынка. В начале центром консолидации "капитанов" петербургского бизнеса являлась биржа. Потом был учрежден первый Съезд представителей акционерных банков коммерческого кредита, при котором действовали постоянные комитеты. На съездах деловые люди обсуждали вопросы экономики, финансов, банковского дела. Особой активностью в отстаивании торгово-промышленных интересов в России выделялись биржевые комитеты, которые возглавили крупнейшие предприниматели. В Петербурге часть предпринимателей состояла в Петербургском обществе заводчиков и фабрикантов, затем членами этого общества была создана первая политическая организация столичных промышленников - Прогрессивная экономическая партия.
Проведенная С. Витте финансовая реформа укрепила доверие к рублю. В результате акции большого числа ведущих российских компаний прочно обосновались на всех основных европейских биржах. По оценкам дореволюционных экономистов, номинальная стоимость всех ценных бумаг, размещенных в России, достигала 15 млрд руб. (при этом величина котировавшихся только на Петербургской бирже ценностей составляла 17 млрд руб.). По сравнению с европейскими странами российский рынок, несмотря на темпы роста обращавшихся в нем средств, не обладал большой емкостью, за исключением ипотечных ценных бумаг. Так, в 1912 г. в России было выпущено ценных бумаг на 868 млн. руб., что составило 41% от размера выпуска ценных бумаг Англии, около 44% - Франции, около 57% - Германии. Нормальное поступательное развитие фондового рынка было остановлено сразу после Февральской революции 1917 г. 3 марта Петроградская фондовая биржа прекратила свою работу. Курьезный факт: многие банкиры не восприняли всерьез революцию 1917 г.: по улицам маршировали вооруженные отряды красногвардейцев, а некоторые банки, такие как "Лионский кредит", продолжали как ни в чем не бывало работать с клиентами. В обычном режиме работали крупные страховые компании. После Октябрьской революции Декретом СНК РСФСР от 23 декабря 1917 г. все операции с ценными бумагами на территории РСФСР были прекращены. Акции и облигации промышленных, транспортных и других компаний утратили юридическую силу. Ценные бумаги и их рынок прекратили свое существование. Еще ранее, в ноябре, были упразднены Дворянский поземельный и Крестьянский поземельный банки, в декабре объявлено о национализации акционерных коммерческих банков. В октябре 1918 г. вышло постановление Совнаркома: "_ в срочном порядке уничтожить все аннулированные Совнаркомом процентные бумаги прежних правительств". Решение советского правительства было неукоснительно выполнено, во многих губернских городах сожгли кредитные билеты, облигации займов, акции, паи и др. Ценных бумаг было столько, что в Нижнем Новгороде в течение 5 мес. ими топили 2 городские бани. Вот таков был печальный финал фондового рынка Российской империи.
Во времена нэпа (1922 - 1928 гг.) произошла кратковременная реанимация рынка ценных бумаг. В 1922 - 1923 гг. были выпущены два краткосрочных займа, так называемый "хлебный" и "сахарный". Параллельно были выпущены долгосрочные "золотой" и "крестьянский" займы. Рынок частных ценных бумаг возродился в 1922 г., а биржевая торговля - в 1923 г. Торговля ценными бумагами велась в Ленинграде, на Московской товарной бирже, Киеве, Харькове, Владивостоке и в некоторых других городах. Стихийно возникали уличные биржи - "американки". Однако уже в 1928 г. деятельности рынка ценных бумаг был положен конец, и вплоть до 1990 г. выпуск государственных ценных бумаг сводился к государственным займам, распространяемым на нерыночной основе, принудительно и добровольно.
Новые выпуски государственных долговых обязательств и их размещение среди населения возобновилось в 1982 г. Это были выигрышные займы с доходностью 3% годовых. Кроме того, в 1990 г. были выпущены государственные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года с условием погашения товарами длительного пользования. В этом же году стали размещаться государственные казначейские обязательства от 50 до 1000 руб., что делало их доступными для широких слоев населения. Изначально срок их обращения был равен 16 годам, а уровень доходности – 5% годовых. Однако высокий уровень инфляции сделал казначейские обязательства непривлекательными для населения, что вызвало необходимость изменения условий их обращения, а именно снижение срока обращения до 8 лет и увеличение годовой ставки дохода в два раза.
В соответствии с законом СССР о Государственном бюджете СССР на 1990 г. были выпущены облигации государственного внутреннего займа с купоном 5% годовых и сроком обращения до 1 января 2006 г. Они предназначались для размещения среди государственных, кооперативных и других предприятий и учреждений с выплатой ежегодного дохода в безналичном порядке. Выкуп должен был начаться с 1 января 1996 г. и продолжаться в течение 10 лет. Однако высокий уровень инфляции и условия выпуска этих долговых обязательств, не учитывающие происходящие в стране изменения, не позволили разместить значительную часть займа. Часть облигаций была размещена в РСФСР, а неразмещенную часть вынужден был выкупить Госбанк СССР.
После образования СНГ Россия приняла на себя союзные долги, а Центральный банк России стал принимать активное участие в размещении государственных займов РФ.
Период 1993-1997 гг. отличался динамичным и качественным развитием рынка государственных ценных бумаг. Они стали играть ведущую роль на фондовом рынке страны, так как были самыми надежными среди прочих инструментов. Кроме того, государство остро нуждалось в дополнительных ресурсах для выравнивания хронически дефицитного бюджета, а налоговую политику, проводимую им в то время, нельзя было признать эффективной. Долгосрочные займы не пользовались популярностью. Поэтому важное значение приобрела диверсификация деятельности в сфере ценных бумаг, где отношения государства и инвесторов начали складываться на добровольной основе. Эти отношения регламентировались как нормами общегражданского, так и специального законодательства страны.
Как было отмечено выше, государственные долгосрочные займы не имели успеха, хотя отдельные из них продолжали оставаться в обращении. Примером являются Государственные долгосрочные облигации (ГДО), выпущенные на 30 лет в 1991 г. Объем займа составлял 80 млрд. неденоминированных руб. и был разбит на 16 траншей. Нарицательная стоимость ГДО равнялась 100 тыс. руб., а купонный доход – 15% к номиналу, выплачивается он ежегодно. Банк России проводит ежегодную котировку ГДО.
Наиболее популярным видом государственных ценных бумаг в 90-е годы, бесспорно, считались ГКО. В 1993 г. на основании соответствующего постановления Правительства Министерством финансов и Центральным банком РФ было утверждено Положение об обслуживании и обращении выпусков Государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО). Это была первая удачная попытка выпуска облигаций в безбумажной форме, предназначенных для юридических и физических лиц.
Срок обращения разных серий ГКО составлял 3, 6 и 12 месяцев, а номинал 1 млн. руб. (неденоминированных). Они выпускались в виде записей на специальных счетах депо, не имели купонов и продавались на аукционах со скидкой к номиналу, что при погашении определяло доход инвестора. За весь период существования этого рынка в стране доходность ГКО изменялась от 30 до 200%.
В начале 1993 г. постановлением Правительства были утверждены Условия выпуска облигаций Внутреннего государственного валютного займа (ВВЗ). В соответствии с этим Постановлением Министерство финансов было уполномочено осуществлять, начиная с мая 1993 г., эмиссию облигаций ВВЗ.
Облигации номинировались в долларах США, их нарицательная стоимость равнялась 1, 10 и 100 тыс. долл. Первоначальный объем эмиссии составил около 8 млрд. долл., разбитых на пять траншей со сроками погашения от 1 до 15 лет. В 1996 г. были произведены дополнительные выпуски облигаций ВВЗ: по 4 и 5 траншам – на сумму немногим более 1,5 млрд. долл., по 6 и 7 – на 3,5 млрд. долл. Облигации выпускались в бумажной форме с ежегодной выплатой купонного дохода в размере 3% годовых в валюте займа.
Накануне размещения займа Центральным банком РФ был установлен Порядок осуществления на территории Российской Федерации операций с облигациями ВВЗ. Облигации ВВЗ являлись ценными бумагами на предъявителя и относились к категории валютных ценностей, поэтому был введен запрет на их вывоз за пределы Федерации.
В этот же период постановлением Правительства были утверждены Основные условия продажи золота путем выпуска Министерством финансов золотых сертификатов 1993 г. Нарицательная стоимость сертификата составляла 10 кг золота самой высокой пробы. Эта ценная бумага являлась именной. Погашение сертификатов, помимо традиционных способов, могло осуществляться путем поставки самого металла. Выбор способа погашения предоставлялся держателю сертификата. Сертификат по существу представлял собой государственное долговое обязательство, обеспеченное залогом.
Высокая номинальная стоимость сертификата значительно ограничивала его обращаемость. Поэтому коммерческие банки практиковали дробление золотых сертификатов путем эмиссии производных от них ценных бумаг. Однако эти бумаги не являлись государственными и во многом теряли свою привлекательность. В связи с этим первый опыт выпуска золотых сертификатов оказался не вполне удачным – Министерству финансов удалось реализовать не более 30% их эмиссии.
В 1994 г. в соответствии с постановлением Правительства «О выпуске казначейских векселей 1994 г. Министерством финансов РФ» последнее утвердило основные условия этой эмиссии. Казначейские векселя предполагалось размещать среди юридических лиц в безбумажной форме, что в определенной степени противоречило сущности векселя как формального абстрактного обязательства и одновременно оборотной ценной бумаги. Это могло привести к возникновению ряда проблем как юридического, так и технического характера в ходе работы с векселями. Поэтому спустя почти четыре месяца было принято еще одно постановление о выпуске Государственных казначейских обязательств (КО) и утверждены основные условия их эмиссии. В первой половине 1996 г. Правительство РФ решило отказаться от обращения КО, и Министерством финансов были погашены последние серии этих ценных бумаг.
В конце 1995 г. была реализована вторая, более успешная попытка размещения облигаций золотого федерального займа. В этом же году было положено начало размещению выпусков среднесрочных облигаций Федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и серий облигаций Государственного сберегательного займа (ОГСЗ), а в 1996 г. – среднесрочных облигаций Федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).
Период обращения среднесрочных ОФЗ изменялся в пределах от немногим более одного года до пяти лет. Они выпускались по безбумажной технологии аналогично ГКО и имели нарицательную стоимость 1 млн. неденоминированных руб. Купонный доход ОФЗ-ПК выплачивался ежеквартально и был привязан к средневзвешенной доходности ГКО за определенный период времени. Купонный доход ОФЗ-ПД имел неизменный размер за все время обращения облигаций и выплачивался ежеквартально.
Срок обращения ОГСЗ составлял один год, а размер эмиссии – 10 трлн. неденоминированных руб., разбитых на 10 траншей. Нарицательная стоимость облигаций равнялась 100 и 500 руб. Они выпускались в бумажной форме, являлись предъявительскими облигациями и имели четыре купона для ежеквартальных выплат дохода. Размер дохода определялся последней официальной ставкой дохода по ОФЗ-ПД с выплатой дополнительной премии от Министерства финансов РФ.
В 1996 г. в бездокументарной форме были выпущены в обращение облигации Государственного нерыночного займа. Объем эмиссии составил 15 трлн. неденоминированных руб. Облигации не могли обращаться на вторичном рынке, их нарицательная стоимость составляла 1 млн. руб., а доход в виде процента к номиналу, установленный Министерством финансов, выплачивается ежегодно.
Ещё одним видом ценных бумаг, выпускавшихся Правительством в это время, были Государственные жилищные сертификаты. Они также не имели хождения на рынке, предназначались для граждан страны, лишившихся жилья в результате стихийных бедствий и других форс-мажорных обстоятельств, и номинировались в квадратных метрах жилой площади. Сертификаты выпускались в бумажной форме, являлись именными ценными бумагами с годовым периодом обращения.
Помимо эмиссии ценных бумаг Правительство практиковало также предоставление государственных гарантий по отдельным выпускам корпоративных облигаций. Примером могут служить облигации российского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), крупнейшим участником которого является государство. Министерство финансов стало гарантом этих ценных бумаг, а Банк России – генеральным агентом по размещению займа. Продажа облигаций РАО ВСМ началась в начале 1996 г. на ММВБ и была первым ее опытом в части корпоративных инструментов.
На российском рынке государственных ценных бумаг начался процесс интеграции в мировую финансовую систему.
Помимо экспансии внутренних государственных займов в этот период в Российской Федерации началась эмиссия международных ценных бумаг. В 1996 – 1997 гг. Правительство разместило три выпуска еврооблигаций. Первый транш, выпушенный в ноябре 1996 г. на пять лет объемом 1 млрд. долл. Под 9,25% годовых, разошелся достаточно успешно, преимущественно среди инвесторов из Юго-Восточной Азии. Поскольку Министерство финансов изначально ориентировалось на американских и европейских инвесторов, второй транш, выпущенный в марте 1997 г. на семь лет объемом 2 млрд. немецких марок под 9% годовых, было решено номинировать именно в марках ФРГ. По косвенным данным участников размещения, этот выпуск разошелся с трудом, в следствие ряда неучтенных эмитентом особенностей рынка. Выпуск третьего транша в июне этого же года объемом 2 млрд. долл. На 10 лет под 10% годовых не изменил ситуацию: 53% займа было размещено в США, 24% - в Азии и 23% - в Европе. К концу рассматриваемого периода цены на российские еврооблигации начали снижаться из-за кризисных явлений на мировых финансовых рынках.
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России.
Государственные облигации можно сгруппировать по трем признакам.
1. По виду эмитента:
1) федеральные государственные облигации – выпускаются от имени Российской Федерации;
2) государственные облигации субъектов РФ – выпускаются от имени субъекта РФ.
3) муниципальные облигации – выпускаются от имени муниципального образования.