Рынок государственных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:23, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- выявить пути решения проблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.

Содержание

Введение………………………………………………………………………
1. Государственные ценные бумаги: понятие, роль и виды……………….
1.1. Понятие и роль государственных ценных бумаг……………………...
1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг………………………………………
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России………………………
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России………………
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг………………….
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг…………...
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах………………………………………………………………………….
2.3.Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг………………………………………………
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг…….
3.2. Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

Рынок государственных ценных бумаг.doc

— 737.00 Кб (Скачать)

             опубликования и (или) раскрытия иным способом информации, связанной с решением о выпуске.

Функционирование рынка государственных облигаций обеспечивается следующими организациями:

1)            дилерами рынка государственных облигаций. Дилером на рынке государственных ценных бумаг является юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг, совершающее в соответствии с действующим законодательством гражданско-правовые сделки с государственными ценными бумагами от своего имени как за свой счет, так и в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, и Заключившее договор с Банком России на выполнение функций дилера на рынке государственных ценных бумаг. Для получения статуса дилера на рынке государственных ценных бумаг профессиональный участник рынка ценных бумаг должен заключить договор с Банком России;

2)            депозитарием. Депозитарий на биржевом рынке государственных ценных бумаг не должен быть дилером, инвестором или выполнять функции торговой или расчетной системы на рынке государственных ценных бумаг. Субдепозитарием на биржевом рынке государственных ценных бумаг может быть только лицо, получившее статус дилера на рынке государственных ценных бумаг. Субдепозитарий не имеет права вести счета по депо эмитента государственных ценных бумаг. Депозитарий на биржевом рынке государственных ценных бумаг не может совмещать свою деятельность с деятельностью регистратора на рынке ценных бумаг Депозитарное обслуживание инвесторов на биржевом рынке государственных ценных бумаг осуществляется исключительно в депозитарии;

3)            клиринговыми организациями. Клиринг на биржевом рынке государственных ценных бумаг осуществляет торговая система.

Государственные ценные бумаги могут выполнять такие функции, как:

1)            налоговое освобождение;

2)            обслуживание государственного долга;

3)            финансирование непредвиденных государственных расходов.

В промышленно развитых странах государственным ценным бумагам принадлежит большая роль в финансировании государственных расходов, покрытии дефицитов бюджетов и развитии экономики в целом. Привычна ситуация,  когда государство становится крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. Например, в США и Великобритании более 90% задолженности правительства приходится на государственные ценные бумаги.

С помощью выпуска государственных долговых инструментов осуществляется:

             финансирование текущего дефицита бюджета. Такая необходимость возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами вследствие нехватки налоговых поступлений;

             рефинансирование долга. Государство выпускает ценные бумаги для оплаты старых долгов в срок, в том числе для погашения ранее выпущенных займов и выплаты процентов по ним;

             обеспечение коммерческих банков и других кредитно-финансовых инструментов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели используются краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно-финансовые учреждения получают доход в виде процента;

             финансирование государственных проектов и программ местных органов власти, а также привлечение средств во внебюджетные фонды.

Государственные ценные бумаги обеспечивают инвестору:

             максимальную сохранность основной суммы займа, поскольку гарантом этого от имени государства выступает правительство;

             стабильную доходность, хотя, как показывает практика, она ниже доходности менее надежных корпоративных облигаций;

             активную обращаемость на вторичном рынке, т.е. высокую степень ликвидности.

Ценные бумаги государства имеют, как правило, два существенных преимущества перед любыми другими активами и ценными бумагами. Во-первых, это самый высокий относительный уровень надежности для вложенных средств и соответственно минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему. Во-вторых, наиболее льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг.

Развитие рынка ценных бумаг России имеет интересную историю и уходит своими корнями в глубь XVIII в. Дискуссия о точной дате возникновения российского фондового рынка до сих пор остается открытой. Одни исследователи полагают, что рынок ценных бумаг возник еще при Петре I, другие считают, что "его институтциональное становление произошло через 200 лет после учреждения первой в России товарной биржи в Петербурге в 1703 г.", третьи ведут отсчет времени его основания от 2 апреля 1769 г. - дня издания "Рескрипта о выпуске первого русского государственного займа.” Справедливости ради нужно заметить, что первые ценные бумаги в России появились одновременно с первыми бумажными деньгами - в 1769 г. Именно тогда Россия разместила в Голландии первый государственный внешний заем.

 Первые внутренние государственные займы в России были организованы в 1809 г. Они приносили годовой фиксированный доход 6%. Российское правительство использовало эмиссию государственных облигаций для финансирования хронического бюджетного дефицита. Существовали различные виды облигаций: купонные и бескупонные, именные и предъявительские.

Краткосрочные (от 3 мес. до 1 года) облигации номиналом до 500 руб. чаще всего выпускало Министерство финансов, среднесрочные (от 4 до 8 лет) номиналом в 50 руб. - государственное казначейство. Долгосрочные облигации размещались на период 50-80 лет и более. Бессрочные облигации (подобно английским консолям) приносили их владельцам непрерывный доход. К примеру, в 1917 г. в обращении находились отдельные выпуски, которые были эмитированы еще до войны с Наполеоном.

Появление первого и последующего выпусков государственных ценных бумаг в 1809-1819 гг. способствовало оживлению на Санкт-Петербургской бирже. В начале 1820-х гг. на биржу стали попадать и бумаги государственных займов, размещавшихся за рубежом. В России существовала 21 товарная биржа, а фондовые операции осуществлялись на 7 биржах: Петербургской, Московской, Варшавской, Киевской, Одесской, Харьковской, Рижской. Ведущей была Петербургская биржа, именно на ней осуществлялись сделки с наибольшим числом бумаг, а их курсы принимались другими биржами как определяющие.

Большое значение для подъема петербургской промышленности имело "Положение о товариществах по участкам или компаниях на акциях", принятое российским правительством в 1836 г. (Тогда же появились первые российские акции и частные облигации, однако доля ценных бумаг данного типа была незначительной в связи с относительно слабым развитием частного бизнеса.) В целом этот закон создал правовую основу акционерного дела в стране. С этого времени Петербург займет передовые позиции в формировании отечественного акционерного предпринимательства (из действовавших к 1914 г. акционерных компаний в Петербурге имели правления 28%, в Москве - 20%, в Варшаве - 5%, в Киеве и губернии - 5%, в Риге и Лифляндской губернии - 2%).

Отмена крепостного права, судебная реформа, реорганизация местного самоуправления, печати, образования - все это способствовало преображению страны. Во второй половине XIX в. мы видим заметную активацию в финансово-промышленном мире Петербурга. В северной столице активно учреждаются (независимо от места нахождения предприятий) акционерные компании. Здесь располагаются их правления, обслуживаемые крупными столичными банками. К началу XX в. в Петербурге функционировало 13 банков, из которых 8 входили в десятку крупнейших банков в России: Русско-Азиатский, Русский для внешней торговли, Петербургский для внешней торговли, Петербургский международный, Азовско-Донской, Русский торгово-промышленный, Волжско-Камский, Сибирский торговый. Для сравнения: в Москве действовали 7 банков, из них 2 числились в десятке крупнейших. Баланс петербургских банков в 4 раза превышал баланс московских. В такой ситуации Петербург постепенно становился финансово-банковским центром страны, а Петербургская биржа превращалась во всероссийскую фондовую биржу.

На начальном этапе на рынке ценных бумаг господствовали исключительно государственные облигации и небольшое количество негосударственных ценных бумаг - акции страховых обществ. Однако с развитием рыночных отношений в экономике Российской империи начался процесс демонополизации рынка капиталов, в том числе рынка ценных бумаг. Акционерные общества стали выпускать свои акции и облигации. Интерес к акционерным компаниям со стороны владельцев капиталов возрос настолько, что эмиссия акций не успевала за спросом. Это привело к значительному росту цен на акции и развитию торговли ими.

В 1868-1870 гг. вновь повысилась биржевая активность: многие компании, особенно железнодорожные, сработали с большой прибылью и по итогам года выплатили большие дивиденды. Это привело к тому, что акции стали продаваться не по номинальной цене, а с высокими премиями.

Однако биржевой ажиотаж был недолгим, последовал кризис, который являл собой следующий этап развития фондового рынка. В биржевом обращении находилось определенное количество ценных бумаг, достаточных для проведения фондовых операций, сформировался круг профессиональных биржевых специалистов, игру на курсах ценных бумаг стали вести слои состоятельного населения. Из 100 членов биржи лишь 8 представляли операции с ценными бумагами. Назрела необходимость выделения фондовой торговли и создания Фондового отдела. И 10 января 1901 г. были утверждены "Правила для Фондового отдела Петербургской биржи", а также "Инструкция котировальной комиссии" и "Правила о допущении бумаг к котировке в Фондовом отделе Петербургской биржи". Благодаря этим мерам ограничился круг лиц, которые могли заниматься биржевыми операциями, упрочилось положение на бирже акционерных коммерческих банков и банковских домов, улучшился состав маклеров. Они стали действительными членами фондового отдела. Кроме того, правилами был установлен порядок введения акций в котировку. Теперь для этого требовалось ходатайство правления данной компании, основывающееся на постановлении общего собрания акционеров. Далее биржевое законодательство дополнилось другими правилами, которые определили следующие важные положения: место и порядок совершения сделок, порядок сдачи ценных бумаг, именных бумаг, временных свидетельств, последствия неисполнения сделок, разбирательство споров и т. д.

Продолжавшаяся биржевая спекуляция расширяла количество сделок с ценными бумагами. В целом это содействовало формированию их рыночных цен. Благодаря спекуляции динамика биржевых курсов акций и облигаций точнее отражала состояние рынка капиталов страны, хозяйственное и финансовое положение эмитента, той или иной ценной бумаги. Волатильность на бирже свидетельствовала о спаде или, наоборот, о подъеме экономики России. Таким образом, биржа объективно выполняла роль барометра экономической жизни страны.

 В результате улучшения организации биржи, значительного накопления отечественных капиталов Санкт-Петербургская биржа стала играть важную роль в размещении акций во время следующего подъема промышленности, который пришелся на 1909-1913 гг. Благодаря посреднической роли биржи за 6 предвоенных лет акционерные капиталы в стране выросли с 2,6 млрд до 4,7 млрд руб. Из этого прироста около 2/3 акций осело в Российской империи. К 1913 г. в Петербурге насчитывалось 4160 предпринимателей, действовавших в соответствии со взятыми на себя купеческими и промысловыми свидетельствами. В их числе было 290 лиц (6,9%), занятых в финансовой сфере, в Москве работали, соответственно, 104 человека - 1,9% от общего числа предпринимателей. По подсчетам специалистов, в Петербурге имелось 94 предпринимателя (в Москве - 29), которых можно было с полным правом отнести к числу виднейших представителей отечественной бизнес-элиты. Эти лица занимали посты в 5 и более акционерных компаниях и состояли в руководстве различных столичных банков.

 Особо следует остановиться на системе ипотечного кредитования, состоявшей из разных типов банков: государственных, акционерных, кооперативных (основанных на началах взаимной ответственности заемщиков). В финансовое обращение широко вовлекались ипотечные ценные бумаги: закладные листы, различные обязательства, векселя, сертификаты, а также непосредственно закладные. Ипотечные облигации и акции земельных банков превратились в надежные ценные бумаги, имевшие высокий курс и процент дохода. Среди держателей этих бумаг было много людей среднего достатка, охотно помещавших в них свои сбережения. Банки исправно выплачивали высокие дивиденды акционерам, а подавляющее большинство заемщиков в срок платили годовые платежи банкам.

 Долгосрочное финансирование недвижимости способствовало бурному развитию экономики, промышленности, сельского и городского хозяйства. Россия по развитию кредитно-финансовой системы не уступала Западной Европе, более того, по объемам ценных бумаг, обеспеченных ипотечными обязательствами, обращающихся на европейских рынках, Россия превалировала над всей Европой. В целом на ипотечные бумаги приходилось 40% всей суммы ценных бумаг на денежном рынке России в 1914 г. (в Германии - 29%). По состоянию на 1 января 1914 г. из всех ипотечных ценных бумаг на сумму 5,3 млрд руб. на долю городской недвижимости приходилось 1,7 млрд руб.

 У истоков фондового рынка России стояло государство, и органы власти, контролирующие и регулирующие рынок ценных бумаг, развивались вместе с ним и имели свою собственную историю. При заключении первых займов в 1769 и 1770 гг. обязанности по соблюдению условий были возложены на Комитет уполномоченных по внешним займам под руководством канцлера или генерального прокурора и государственного казначея. Затем Комитет был преобразован в Контору придворных банкиров, в начале XIX в. ее функции изменились и она стала носить название Государственная комиссия для погашения долгов. Через некоторое время был учрежден Совет государственных кредитных установлений, контролирующий ее деятельность. Но главным государственным органом, осуществляющим надзор за рынком ценных бумаг в России, являлось Министерство финансов (вплоть до начала XX в.). Граф С. Витте, внимательно следящий за фондовым рынком страны, писал: "Он нуждается в_ объединенном и твердом руководстве в области торгово-промышленной политики". При этом была учреждена Особая канцелярия по кредитной части Министерства финансов, которая курировала рынок ценных бумаг, банковскую, акционерную деятельность.

Информация о работе Рынок государственных ценных бумаг