Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:23, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- выявить пути решения проблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.
Введение………………………………………………………………………
1. Государственные ценные бумаги: понятие, роль и виды……………….
1.1. Понятие и роль государственных ценных бумаг……………………...
1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг………………………………………
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России………………………
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России………………
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг………………….
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг…………...
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах………………………………………………………………………….
2.3.Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг………………………………………………
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг…….
3.2. Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг.
Инфраструктура рынка большей частью представлена предприятиями, осуществляющими деятельность по организации торговли, депозитарную, клиринговую и иную профессиональную деятельность, представляющую институт посредничества специализированных организаций, а также деятельность по саморегулированию на этом рынке. Круг инфраструктурных предприятий на рынке государственных ценных бумаг определяется, как правило, Министерством финансов РФ и Банком России.
Функции торговой системы на рынке ГКБО/ОФЗ выполняет ММВБ на основании договора с Банком России. Выступая в качестве торговой системы, ММВБ организует заключение (регистрацию) сделок с ГКБО/ ОФЗ на первичном и вторичном рынке, осуществляет расчет позиций дилеров, а также составляет расчетные документы по совершенным сделкам и представляет их в расчетную систему и депозитарий.
ММВБ как торговая система имеет всероссийскую сеть региональных представителей, функции которых в настоящее время выполняют:
Сибирская межбанковская валютная биржа (СМВБ);
Санкт-Петербургская валютная биржа (СПВБ);
Ростовская валютно-фондовая биржа (РВФБ);
Уральская региональная валютная биржа (УРВБ);
Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа (АТМВБ);
Нижегородская валютно-фондовая биржа (НВФБ);
Самарская валютная межбанковская биржа (СВМБ).
В торговой системе рынка ГКБО/ОФЗ осуществляются первичное размещение, вторичное обращение и погашение государственных ценных бумаг. Основой механизма торговли является Order driven market, т. е. рынок конкурирующих между собой заявок, при котором сделка заключается автоматически при пересечении условий во встречных заявках. Торговая система рынка ГКБО/ОФЗ является полностью компьютеризированной системой: ввод заявок и заключение сделок производится в электронной форме.
Первичное размещение государственных облигаций осуществляется в форме простого аукциона закрытого типа. Дата аукциона, предельный объем выпуска, место и время проведения объявляются Центробанком России не позднее чем за семь дней до его проведения. В объявлении могут содержаться ограничения на участие в аукционе нерезидентов.
Общая схема организации торговли на первичном рынке ГКБО включает следующие этапы:
1. Дилер подает заявку на приобретение облигаций в определенном проценте от объявленного объема эмиссии по номиналу. Введение дилером заявки означает его безусловное согласие на заключение сделки купли-продажи ГКБО/ОФЗ на определенных условиях. На аукцион принимаются заявки двух типов: конкурентные заявки, в которых указывается цена покупки (с точностью до сотых долей процента) и объем участия в аукционе покупки (количество облигаций в штуках), и неконкурентные заявки, где отражается сумма денежных средств на покупку по средневзвешенной цене аукциона. Соотношение конкурентных и неконкурентных заявок составляет, как правило, 70/30. Запрещается предварительный сговор дилеров по ценовым условиям аукционов.
2. Конкурентные заявки удовлетворяются полностью по указанным в заявках ценам, но не ниже минимальной цены продажи или так называемой цены отсечения. Цену отсечения определяет Минфин РФ на основе анализа всех поступивших заявок на аукцион. Она устанавливается на уровне, обеспечивающем максимальный объем размещения ГКБО. Сделки, заключаемые в электронной торговой системе; проходят сверку в момент заключения и не требуют дополнительного подтверждения со стороны их участников, то есть являются locked-in-tmde. Неконкурентные заявки вводятся в торговую систему по средневзвешенным ценам, рассчитываемым торговой системой в автоматическом режиме на основе цен конкурентных заявок.
Выпуск ГКБО считается состоявшимся, если в период его размещения было продано не менее 20% от общего объема облигаций, предлагавшихся на аукционе. Дополнительное размещение облигаций осуществляется на вторичном рынке.
С ГКБО/ОФЗ на вторичном рынке могут заключаться сделки купли-продажи, сделки «репо» (сделки купли-продажи с обязательством обратного выкупа), сделки залога, иные сделки в порядке, установленном Центробанком России.
Заключение сделок по перепродаже либо по доразмещению облигаций осуществляется также на основе конкурентных (лимитных) и неконкурентных (разновидность лимитных) заявок дилеров на продажу или покупку ГКБО/ОФЗ, введенными в торговую систему. В зависимости от типа дилера конкурентные заявки могут быть с сохранением в котировках и без сохранения в котировках.
Неконкурентные заявки заключаются по средневзвешенной цене на момент подачи заявки, которая рассчитывается торговой системой в автоматическом режиме по совершенным сделкам по данному выпуску облигаций. Реализация заложенных облигаций происходит на основании неконкурентных заявок.
Ввод заявки на продажу возможен только в том случае, если дилера-продавца зарезервировано достаточное количество облигаций и,
соответственно, заявки на покупку, если у дилера-покупателя зарезервировано необходимое количество денежных средств. При поступлении заявки на покупку торговая система проверяет, есть ли неудовлетворенные заявки в очереди на продажу с ценой, меньшей или равной поступившей заявке. Если такие заявки имеются, то фиксируется сделка по цене заявок из очереди на продажу, поступившая заявка находится в системе, пока не будет полностью удовлетворена. Если поступившая заявка не удовлетворена или удовлетворена не полностью в течение торговой сессии, то ее остаток:
• ставится в очередь неудовлетворенных заявок на покупку, если
она подана с сохранением в котировках;
• снимается с торгов, если она подана без сохранения котировки.
Аналогично при поступлении заявки на продажу торговая система проверяет неудовлетворенные заявки из очереди на покупку с ценой, равной или большей, чем у поступившей заявки. Конкурентная заявка на покупку (продажу) ГКБО может быть удовлетворена частично только на вторичных торгах.
Заявки в очереди на продажу располагаются по мере возрастания цены заявки и, наоборот, в очереди на покупку — по мере снижения цены заявки. При равной цене очередность заявок определяется временем их подачи. Размер заявки не влияет на ее приоритет. Сделка заключается по наиболее выгодной цене, имеющейся в торговой системе, т. е. по цене заявки, находящейся в очереди первой: максимальной — на покупку и минимальной — на продажу.
Кроме описанных выше сделок, дилеры могут заключать внесистемные сделки. Эти сделки заключаются дилерами в ходе переговоров без выставления заявок и потому лишь фиксируются торговой системой.
При этом различают сделки без подтверждения, когда информация о сделке вводится только одной стороной, и сделки с подтверждением, когда информация вводится обеими сторонами по сделке. Исполнение внесистемных сделок подчиняется тем же правилам, что и обычных сделок.
Сделки «репо» с ГКБО/ОФЗ Центробанк России ввел с августа 1996 г. Эти сделки Центробанк проводит с дилерами рынка, у которых образовалась отрицательная денежная позиция по итогам торговли.
Центробанк выступает в качестве покупателя государственных облигаций и лимитирует объемы таких сделок. Сделка «репо» может заключаться на один день или на определенный фиксированный срок (обычно 7 дней).
Следует отметить, что с 2003 г. в торговой системе НП «Фондовая биржа РТС» осуществляется торговля ценными бумагами субъектов РФ (Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Москвы и др.) как в форме первичного размещения, так и вторичного обращения облигаций. Более того, RTS Bonds предназначена не только для заключения сделок с облигациями внутреннего займа субъектов РФ, но и муниципальными, корпоративными облигациями, а также с еврооблигациями. Допуск облигаций к обращению в этой торговой системе означает автоматическое включение информации о ценах сделок по бумагам в официальную статистику биржи.
«Фондовая биржа РТС» предлагает участникам две технологии торговли:
1. С полным предварительным депонированием активов (бирже- вой рынок облигаций).
2. Без предварительного депонирования ценных бумаг и денежных средств (классический рынок облигаций).
В условиях торговли с полным предварительным депонированием активов заключение сделок осуществляется автоматически при совпадении основных параметров заявок. Торговля без предварительного депонирования ценных бумаг и денежных средств производится в соответствии с Правилами торговли НП «Фондовая биржа РТС».
Расчетная система состоит из совокупности расчетных центров организованного рынка ценных бумаг (ОРЦБ) и расчетных подразделений Центробанка России, обеспечивающих расчеты по денежным средствам по сделкам с ГКБО/ОФЗ. Расчетные подразделения Центробанка РФ представлены его территориальными учреждениями и структурными подразделениями, которые уполномочены Центробанком осуществлять расчеты по денежным средствам по итогам торгов на рынке ГКБО/ ОФЗ в соответствии с нормативными актами Центробанка РФ, регулирующими порядок расчетов по операциям с финансовыми инструментами на ОРЦБ. Расчетными центрами ОРЦБ являются небанковские кредитные организации, уполномоченные на основании договора с Центробанком обеспечивать расчеты по денежным средствам дилеров по сделкам с ГКБО/ОФЗ путем открытия счетов дилеров и осуществления операций по этим счетам.
Расчетными центрами ОРЦБ являются:
Расчетная палата ММВБ (Москва);
Сибирский расчетный центр (Новосибирск);
Петербургский расчетный центр (Санкт-Петербург);
Расчетная палата Уральской региональной валютной биржи (Екатеринбург);
Нижегородский расчетный центр (Нижний Новгород);
Расчетная палата Самарской валютной межбанковской биржи (Самара);
Расчетная палата Азиатско-Тихоокеанской межбанковской валютной биржи (Владивосток);
Расчетная палата Ростовской межбанковской валютной биржи
(Ростов).
Депозитарная система — это совокупность организаций, обеспечивающих учет прав владельцев на ГКБО/ОФЗ, а также перевод облигаций по счетам «депо» по сделкам купли-продажи и в других случаях, предусмотренных нормативными актами Центробанка РФ.
Следует отметить, что для рынка ГКБО характерна двухуровневая система депозитариев: головной депозитарий и субдепозитарии. Головной депозитарий — это организация, уполномоченная на основании договора с Центробанком РФ обеспечивать учет прав на ГКБО/ ОФЗ по счетам «депо» дилеров и перевод ГКБО/ОФЗ по их счетам «депо». Функции головного депозитария на рынке ГКБО/ОФЗ осуществляет в настоящее время некоммерческое партнерство «Национальный депозитарный Центр» (НДЦ).
Субдепозитарии составляют организации, обеспечивающие учет прав инвесторов на ГКБО/ОФЗ по их счетам «депо», а также перевод ГКБО/ОФЗ по счетам «депо» инвесторов на основании соответствующих договоров с инвесторами. На рынке ГКБО/ОФЗ функции субдепозитария могут выполнять только дилеры. При этом дилеру не допускается вести свои счета «депо» в своем субдепозитарии.
Центробанком установлено требование по обязательному ведению всех субдепозитариев на единой технической базе Центра технического обеспечения субдепозитариев дилеров (ЦТОСД), функции которого выполняет в настоящее время НДЦ. Такая система обеспечивает высокую прозрачность рынка и позволяют Центробанку РФ эффективно выполнять функции по регулированию рынка государственных ценных бумаг.
Саморегулируемая организация «Национальная фондовая ассоциация» (НФА) (ранее — Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг — НАУРаГ) учреждена крупнейшими операторами рынка ценных бумаг при участии Минфина и Центробанка РФ в январе 1996 г.
В состав ассоциации входит около 200 кредитных организаций — профессиональных участников рынка ценных бумаг из 20 регионов России, операции которых составляют более половины объема российского рынка ценных бумаг. Управляющими органами ассоциации являются общее собрание ее членов и совет ассоциации. В состав совета НФА входят представители организаций-членов НФА, а также Центробанка и ФКЦБ России. Стратегию ассоциации определяет Наблюдательный совет.
В ноябре 2000 г. НФА получила лицензию ФКЦБ России саморегулируемой организации (СРО) профессиональных участников рынка ценных бумаг но брокерско-дилерской деятельности и доверительному управлению, в декабре 2001 г. — по депозитарной деятельности. Таким образом, в настоящее время НФА имеет максимальный на российском фондовом рынке набор лицензий как СРО, охватывающих всю деятельность банков на рынке ценных бумаг.
Важнейшими задачами ассоциации являются:
сохранение для членов НФА как профессиональных участников возможности эффективной деятельности на рынке ценных бумаг;
обеспечение полноценного (без ограничений) ведения кредитными организациями всех видов профессиональной деятельности на российском фондовом рынке — брокерско-дилерской, по доверительному управлению, депозитарной (включая специализированные депозитарии), клиринговой;
участие в последовательной реструктуризации государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ, ОВГВЗ) после кризиса 1998 г.;
осуществление стратегических разработок по развитию государственных ценных бумаг (как федеральных, так и субъектов РФ;