Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:23, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумаг, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
- проанализировать состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
- выявить пути решения проблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы его дальнейшего развития.
Введение………………………………………………………………………
1. Государственные ценные бумаги: понятие, роль и виды……………….
1.1. Понятие и роль государственных ценных бумаг……………………...
1.2. История возникновения государственных ценных бумаг. Развитие рынка государственных ценных бумаг………………………………………
1.3. Виды государственных ценных бумаг в России………………………
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России………………
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг………………….
2.1.2. Инфраструктура рынка государственных ценных бумаг…………...
2.2. Структура государственного долга, выраженного в ценных бумагах………………………………………………………………………….
2.3.Анализ современного состояния российского рынка государственных ценных бумаг………………………………………………
3. Проблемы и перспективы развития рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
3.1. Проблемы российского рынка государственных ценных бумаг…….
3.2. Перспективы развития российского рынка государственных ценных бумаг……………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список используемой литературы…………………………
Доход по ОГСЗ для физических лиц не облагается налогами.
Облигации государственного сберегательного займа стали дополнительным инструментом привлечения средств для покрытия растущего дефицита федерального бюджета.
Несмотря на то что облигации могут обращаться как на биржевом, так и на внебиржевом рынке, первоначально их распространение осуществляется на внебиржевой основе через уполномоченные банки и финансовые институты, имеющие лицензии на право профессиональной деятельности с населением. Особенности размещения ОГСЗ на фондовом рынке заключается в том, что дилеры выкупают облигации у Минфина с дисконтом от номинала и затем продают их населению либо организациям по рыночным ценам.
6) Государственные облигации, погашаемые золотом (Золотые сертификаты).
Сущность – предоставляют владельцу право получить при погашении сертификата 1 кг химически чистого золота в слитках.
Эмитент – Министерство финансов РФ.
Форма существования – документарная с обязательным централизованным хранением.
Форма владения – именная ценная бумага.
Наличие дохода – беспроцентная.
Номинал – цена покупки Банком России 1 кг химически чистого золота на дату выпуска сертификата.
Золотые сертификаты подлежали передаче хозяйствующим субъектам, занимающимся добычей драгоценных металлов в обмен на эквивалентное количество драгоценных металлов.
Описанные характеристики золотого сертификата утверждены условиями его выпуска в 1998 г. До этого имелся очень небольшой опыт выпуска золотых сертификатов на основе условий, утвержденных осенью 1993 г., с номиналом 10 кг.
Размещение золотых сертификатов осуществлялось среди группы уполномоченных коммерческих банков, которые имели право продавать как целые, так и доли золотых сертификатов (до 100 г. золота) своим клиентам – юридическим и физическим лицам, а также нерезидентам. Начисление и выплата процентного дохода по сертификатам предусматривалось осуществлять ежеквартально.
7) Другие виды государственных внутренних долговых ценных бумаг.
Казначейские векселя. Их выпуск практикуется с 1994 г. в основном с целью покрытия самых неотложных платежей федерального бюджета. Казначейские векселя Минфина РФ выпускались в бездокументарной форме со сроком обращения один год. По ним Центробанк исполняет роль генерального агента: регистрирует сделки купли, производит погашение. Так же Минфин РФ прибегал к выпуску казначейских векселей для оформления его долгов ряду региональных банков (преимущественно региональным отделениям Сбербанка).
Размеры эмиссии сравнительно невелики, выпуск осуществляется на срок до 1 года, векселя реализуются с дисконтом.
Казначейские обязательства. Имели хождение в 1994—1996 гг. с целью
погашения задолженности федерального бюджета перед соответствующими бюджетными и небюджетными организациями. Свободно продавались на вторичном рынке и могли использоваться для погашения задолженности перед федеральным бюджетом по налогам (путем обмена их на казначейские налоговые освобождения). Владельцами этих ценных бумаг могли быть юридические и физические лица. КО могли приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога.
Выпускались сериями в виде записи в уполномоченных депозитариях (банках-агентах). Каждая серия оформлялась глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по казначейским обязательствам устанавливалась в зависимости от срока до погашения. Процентный доход выплачивался Главным управлением федерального казначейства одновременно с погашением КО.
8) Государственные облигации, размещаемые на мировом рынке (Еврооблигации).
С 1996 г. Россия осуществляет размещение своих долговых ценных бумаг на мировом рынке. На европейском рынке эти бумаги называются еврооблигациями.
Сроки размещения – 5 – 10 лет.
Номинал – в долларах США, в немецких марках и других валютах.
Доход – купонный, в процентах к номиналу (примерно 9- 13% годовых); выплачивается в валюте номинала 1 -2 раза в год.
Форма существования – обычно бездокументарная.
Еврооблигации свободно обращаются на мировом рынке ценных бумаг. В отличие от рассмотренных ранее государственных ценных бумаг еврооблигации представляют собой форму государственного внешнего, а не внутреннего долга.
2. Анализ рынка государственных ценных бумаг в России.
2.1. Участники и инфраструктура рынка государственных ценных бумаг.
2.1.1. Участники рынка государственных ценных бумаг.
Участниками рынка государственных ценных бумаг выступают российское государство, субъекты РФ, Минфин РФ, Комитеты финансов администраций субъектов РФ, Центробанк России и его территориальные подразделения, дилеры, инвесторы. В основном участниками рынка государственных ценных бумаг являются непрофессионалы, поскольку для такой деятельности не требуется лицензии. Исключение составляет дилерская деятельность.
Минфин РФ, комитеты финансов администрации субъектов РФ действуют на основе законов о государственном внутреннем долге и основных условиях выпуска государственных облигаций, и являются агентами эмитентов.
Основные направления агентской деятельности Министерства финансов РФ на рынке ГЦБ:
определение потребностей государства в источниках финансирования бюджета;
осуществление эмиссии ценных бумаг от имени правительства РФ;
переговоры и заключение от имени правительства соглашений с кредиторами;
осуществление платежей в счет обслуживания и погашения государственного долга РФ;
управление государственным долгом.
Центробанк РФ осуществляет активное участие на рынке ГКБО, ОФЗ и ОБР. Однако в качестве агента Министерства финансов Центробанк России выступает на рынке облигаций федерального правительства.
Центробанк в качестве агента осуществляет следующую деятельность:
объявляет параметры выпуска в своих бюллетенях за несколько дней по даты проведения торговли;
устанавливает требования к технологическому обеспечению рынка ГКБО/ОФЗ: торговой системе (ММВБ), расчетным центрам, головному депозитарию и субдепозитариям дилеров;
устанавливает требования к собственному капиталу дилера и др.;
устанавливает контроль над ходом аукционов по первичной продаже ГКБО/ОФЗ;
осуществляет по поручению Минфина РФ дополнительную продажу на вторичном рынке непроданных на аукционе облигаций;
организует операции по погашению ГКБО/ОФЗ.
Наряду с агентской деятельностью Центробанк России может осуществлять деятельность по купле-продаже ГКБО/ОФЗ на первичном и вторичном рынке от своего имени и за свой счет, сбор и исполнение заявок инвесторов. При этом Центробанк имеет право делегировать дилерские полномочия своим территориальным управлениям.
Центробанк приобретает облигации на аукционе от своего имени и за свой счет при предоставлении Министерству финансов РФ краткосрочного кредита для покрытия дефицита государственного бюджета, а также при предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, которые возникают при выпуске и погашении ГКБО/ОФЗ. И в том, и в другом случае облигации приобретаются по средневзвешенной цене аукциона и в пределах лимита кредитования федерального правительства.
Центробанк РФ является также контролирующим органом на рынке государственных облигаций, осуществляя сбор информации о ходе торговли, об остатках средств на торговых счетах дилеров, об остатках ценных бумаг на счетах «депо» дилеров в депозитарии и т. п. Центробанк РФ приостанавливает операции любого дилера на срок до одного месяца, если тот нарушил законодательство и инструкции, а также без объяснения причин в связи с расторжением договора, однако, в этом случае Центробанк обязан возместить все издержки дилера, связанные с расторжением договора. Следует отметить, что Центробанк России обязан соблюдать конфиденциальность собранной информации о дилерах, инвесторах и других участниках рынка и не имеет права предоставлять ее третьим лицам.
Дилерами могут быть профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление дилерской, брокерской и депозитарной деятельности, заключившие договор с Центробанком России на выполнение функций по обслуживанию операций с ГКБО/ОФЗ. Дилер может совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также может выполнять функции финансового брокера при заключении сделок от своего имени, за счет и по поручению клиента.
Дилеры – профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие лицензию на осуществление дилерской, брокерской и депозитарной деятельности, заключившие договор с Центробанком России на выполнение функций по обслуживанию операций с ГКБО/ОФЗ. Дилер может совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также может выполнять функции финансового брокера при заключении сделок от своего имени, за счет и по поручению клиента.
К организациям, претендующим на выполнение функций дилера на рынке ГКБО/ОФЗ, Центробанк России предъявляет специальные требования, которые с 10 ноября 1998 г. определяются положением Центробанка.
Согласно действующему положению дилер не должен иметь нарушений налогового законодательства, убытков, задолженности по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды на последнюю отчетную дату. Дилер также должен располагать собственными средствами (капиталом).
Следует отметить, что для дилеров, являющихся кредитными организациями, Центробанк России устанавливает дополнительные требования. К ним относятся:
выполнение обязательных резервных требований за последние три месяца, предшествующие месяцу подачи документов для заключения договора с Центробанком;
отсутствие просроченной задолженности по кредитам, ранее предоставленным Центробанком России, и процентам по ним, а также других просроченных обязательств перед Центробанком;
недопущение фактов неоплаты расчетных документов клиентов, а также самой кредитной организации непрерывно свыше пяти дней в связи с отсутствием средств на ее корреспондентском счете;
отнесение к категории финансово стабильных банков;
членство в Национальной фондовой ассоциации (НФА).
Дилеры, не относящиеся к кредитным организациям, могут участвовать в другой саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, получившей в установленном порядке лицензию ФКЦБ России.
С кандидатами в дилеры, отвечающими требованиям Центробанка РФ, заключается договор о выполнении функций дилера с присвоением уникального кода, который указывается во всех операционных, регистрационных и учетных документах, связанных с операциями данного дилера. Дилер имеет право расторгнуть договор с Центробанком без объяснения причин с предупреждением за месяц и возмещением Банку России причиненного ущерба. Он принимает на себя обязательство осуществлять операции с государственными облигациями только в рамках торговой и расчетной систем и не осуществлять внебиржевых сделок с облигациями.
Перед работой с инвестором дилер заключает с ним договор на обслуживание, который предусматривает присвоение инвестору индивидуального кода и оговорку права передачи информации о сделках в Центробанк России. Договор с инвестором заключается, как правило, в форме брокерского договора комиссии, где предусматриваются следующие обязательства дилера:
исполнение поручения инвестора при соблюдении исключительно его интересов;
предоставление инвестору необходимой информации при соблюдении условий конфиденциальности, достоверности и своевременности;
извещение инвестора о наступлении обстоятельств, ведущих к нарушению его интересов.
В сделках дилера от своего имени запрещается использовать облигации инвесторов.
Коды, присваиваемые Центробанком РФ дилерам и дилерами инвестору, уникальны и имеют определенную структуру. Код дилера состоит из одиннадцати значащих разрядов:
Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9Х10Х11,
где XI — указывает тип дилера:
С — банк, кредитные организации;
N — небанковские организации;
S — государственная организация;
Z— центральный банк;
Х2ХЗХ4Х5Х6 — указывают на номер дилера, присвоенный ему по договору с Центробанком России;
Х7Х8Х9Х10Х11 всегда равны 00000.
Регистрационный код инвестора имеет аналогичную структуру:
Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9Х10Х11,
где XI и Х2ХЗХ4Х5Х6 — совпадают с первыми цифрами дилера, с которым заключен договор;
Х7 — указывает тип инвестора:
1 — банк;
2 — профессиональные участники рынка ценных бумаг;
3 — институциональные инвесторы (ОАО, ЗАО, страховые общества, пенсионные фонды и т. п.);
4 — физические лица;
5 — органы государственной власти и подведомственные им учреждения (федеральные и органы субъектов РФ);
6 — прочие инвесторы;
7 — нерезидент РФ;
8 — доверительные управляющие.
Х8Х9Х10Х11 — указывает порядковый номер инвестора, присвоенный ему дилером при заключении договора на обслуживание.
Особое место на рынке государственных ценных бумаг занимают инвесторы — юридические и физические лица, не являющиеся дилерами, приобретающие облигации на праве собственности или ином вещном праве, а также на праве доверительного управления и имеющие право на владение ими. В условиях двухуровневой (дилер-инвестор) системы доступа участников к рынку инвестор обязан заключить с дилером договор на обслуживание, которым определяется порядок приобретения, владения и продажи инвестором облигаций, а также права и обязанности сторон. Инвесторы действуют через дилеров на основании договоров с ними, поскольку правом непосредственного участия (заключения сделок) на рынке государственных ценных бумаг обладают только дилеры — профессиональные участники рынка ценных бумаг, отвечающие требованиям, устанавливаемым Банком России.