Рынок ценных бумаг и фондовая биржа и особенности их функционирования в РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:57, курсовая работа

Описание работы

Ценные бумаги известны человечеству, по крайней мере, с позднего средневековья. Великие географические открытия тех времен заметно расширили международную торговлю. Поэтому торговцам потребовались большие капиталы для использования их в торговых операциях. Однако расходы по освоению заморских рынков сбыта и источников сырья оказались не по плечу многим предпринимателям того времени. Потребовалось много денег. Это привело к возникновению акционерных обществ — английских и голландских компаний по торговле с Ост-Индией, компаний Гудзонова залива. Они стали в то время первыми крупными эмитентами ценных бумаг. Однако только с началом промышленного переворота и созданием крупной перерабатывающей промышленности распространение и торговля акциями получили действительно широкий размах.

Содержание

Введение.
1.Рынок ценных бумаг как элемент рыночной инфраструктуры.
1.1.Понятие и виды ценных бумаг.
1.2.Экономическое содержание рынка ценных бумаг и его виды.
1.3.Особенности функционирования рынка ценных бумаг.
1.4.Участники рынка ценных бумаг.
1.5.Функции рынка ценных бумаг в рыночной экономике.
2.Опыт развития рынка ценных бумаг в промышленно-развитых странах и возможность его применения в РБ.
3.Состояние рынка ценных бумаг в РБ и его особенности.
4.Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в РБ.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Рынок ценных бумаг и фондовая биржа и особенности их функционирования в РБ..docx

— 117.36 Кб (Скачать)
"justify">организаций) на сумму 2,34 трлн. рублей. В общей  сумме эмиссии облигаций, находящихся  в

обращении, в 2009 году облигации банков составили 7,63 трлн. рублей (в 2008 году – 2,15 трлн.

рублей), небанковских организаций – 0,61 трлн. рублей (в 2008 году – 0,19 трлн. рублей).

На 1 января 2010 г. количество эмитентов облигаций  увеличилось на 46 и составило 59, из

них 19 банков, 40 небанковских организаций.

В 2009 году объем вторичных биржевых торгов с акциями составил 0,12 трлн. рублей (в

2008 году  – 0,2 трлн. рублей), с облигациями  – 2,76 трлн. рублей, увеличившись  по сравнению

с 2008 годом  в 2,8 раза. Средневзвешенная доходность по сделкам на вторичном рынке

составила 15,5 процента годовых.

На внебиржевом  рынке ценных бумаг было заключено 9 947 сделок на сумму свыше 4,74

трлн. рублей, что в 2 раза больше, чем в 2008 году. 
 

2010 год 

Рынок государственных  ценных бумаг.

В 2010 году Министерство финансов не проводило размещение государственных  ценных бумаг РБ, номинированных в  белорусских рублях, кроме переоформления задолженности по кредитам Национального  банка Правительству в государственные  ценные бумаги на сумму 95 млрд.рублей в  соответствии с постановлением Совета Министров РБ и Национального  банка РБ от 25 августа 2004 г. №1014\17 «О реструктуризации задолженности правительства  РБ по кредитам Национального банка  РБ, отнесенным на внутренний государственный  долг, в государственные долгосрочные облигации» (Национальный реестр правовых актов РБ,2004 г. №137,5\14712 )

      В 2010 году на погашение ранее эмитированных  государственных долгосрочных облигаций  Министерством финансов направлено 392,6 млрд.рублей (по номинальной стоимости  – 446,7 млрд.рублей).

      Таким образом, объем государственных  облигаций в обращении уменьшился на 351,7 млрд.рублей (на 16,6 процента) и  на 1 января 2011 г. Составил 1,76 трлн.рублей по номиналу. При этом требования банков к правительству, выраженные в ценных бумагах, номинированных в белорусских  рублях, уменьшились  на 22,6 процента(на 393,1 млрд.рублей) по балансовой стоимости  на 1 января 2011 г. Составили 1,34 трлн.рублей.

      На 1 января 2011 года к участию во вторичных  торгах по государственным ценным бумагам  и краткосрочным облигациям Национального  банка были допущены 27 банков и 13 небанковских профессиональных участников рынка  ценных бумаг.

      Суммарный объем торгов государственными ценными  бумагами в системе открытого  акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее – ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа») в 2010 году составил 17,51 трлн.рублей, уменьшившись более  чем в 2 раза по сравнению с 2009 годом. В биржевой системе заключено  около 10,4 тыс.сделок (в 2009 году – 15,6 тыс.сделок).

      Средневзвешенный  уровень доходности по сделкам «до  погашения» сложился на следующем уровне: с государственными долгосрочными  облигациями с процентным доходом  – 12,8 процента годовых, с государственными долгосрочными облигациями с  дисконтным доходом – 14 процентов  годовых. Средневзвешенная ставка РЕПО (независимо от срока РЕПО) по сделкам  с государственными долгосрочными  облигациями с процентным доходом  и государственными долгосрочными  облигациями с процентным доходом  и государственными облигациями  с дисконтным доходом составила 11,9 процента годовых. 

Особенности белорусского фондового  рынка 
 
Фондовый рынок представляет собой процесс движения капиталов в виде обращения эквивалентных им ценных бумаг (акций, облигаций и т.д.). Фондовый рынок находится в тесной взаимосвязи с денежно-кредитной и финансовой политикой государства. От состояния фондового рынка зависит и привлекательность инвестиционного климата любого государства. Уставный капитал биржи составляет $4,3млн., собственный капитал - $9,1 млн. Данные по состоянию на 01.01.10 г.  
 
БВФБ включает в себя три секции:  
 
1.     Валютная  
 
2.     Фондовая  
 
3.     Секция срочного рынка.  
 
Инструменты      Валютной  секции:  
 
·       допущенные к торгам на бирже, через отдельные лицевые счета Нац банка (USD/BYR, RUB/BYR, EUR/BYR, UAH/BYR);  
 
·       допущенные к торгам на бирже, расчёты по которым осуществляются между участниками биржи самостоятельно (AUD/BYR, GBP/BYR, DKK/BYR, ISK/BYR, CAD/BYR, LVL/BYR, LTL/BYR, NOK/BYR, PLN/BYR, SEK/BYR,       CHF/BYR, EEK/BYR,         JPY/BYR). Доступ      к       этой          секции       имеют      только      БАНКИ. 
Инструменты      Фондовой секции 
 
 
·       государственные ценные бумаги (на сегодня это ГДО) 
 
 
·       не государственные ценные бумаги (облигации банков и муниципальных займов, незначительный процент составляют облигации юридических лиц и акции).   
 
Финансовые инструменты секции срочного рынка: 
 
·       фьючерс EUR/USD  
 
·       фьючерс RUR  
 
·       фьючерс USD  
 
·        фьючерс EUR 
Доступ к этой секции так же имеют только БАНКИ. 
 
Несмотря на то что фондовый рынок входит в состав БВФБ, он имеет как страничку на сайте БВФБ, так и свою отдельную информационную систему, которая предоставляет намного более развёрнутую информацию. 
Общий объём торгов всех инструментов за 2009 год составил $29 167 млн, в том          числе: 
 
·       $14 098 млн (или примерно 48%) по операциям с иностранной валютой  
 
·       $0,12 млн (или примерно 0,04%) фьючерсные контракты  
 
·   $15 057млн   (или примерно 52%) фондовый рынок, из него: 
 
Ø   государственные бумаги Минфина РБ $13 727 млн(или около 91% всего фондового рынка)  
 
Ø   не государственные ценные бумаги $1 330 млн(или около 9% всего фондового рынка) - из них акции субъектов хозяйствования $44 млн, облигации субъектов хозяйствования $1 282 млн, облигации местных займов $3,5 млн.  
 
В 2009 году сделки на фондовом рынке впервые за всё время существования БВФБ превысили по объёму сделки на валютном рынке, правда произошло это за счёт государственных бумаг, а точнее за счёт всем известной крупной продажи государством БПС-Банка российскому Сбербанку. 
 
На валютной площадке основным игроком является Национальный банк РБ, через ежедневные интервенции он регулирует курсы валют. По итогам торгового дня можно видеть количество предложений и количество спроса на ту или иную валюты, разницу между ними как правило покрывает Нац банк страны из своих резервов: при превышении спроса над предложением. Если же предложение превышает спрос - Нац банк может выступать в роли покупателя излишнего количества валюты, но это не обязательно. В зависимости от соотношения спроса и предложения формируется курс белорусского рубля к иностранным валютам. Курс, сложившийся на бирже по итогам дня (валютообменные операции совершаются до 16-00 по МСК) будет являться официальным курсом Нац банка на завтрашний день. На сегодняшний день фондовый рынок в Беларуси с 1998 года так и остаётся в зачаточном состоянии, наблюдался даже регресс в его развитии. Ситуация была связана с жёстким регулированием и вмешательством государства в экономику страны в целом, и финансовую область в частности. В 90-е годы в Беларуси практически все граждане получили от государства чеки "Жильё" и чеки "Имущество".  
Чеки "Жильё" можно было направить на приватизацию квартир и домов, в которых проживали граждане, либо на погашение части стоимости строительства новых квартир и домов, что и было сделано. Чеки "Имущество", по замыслу государства, должны были стимулировать развитие фондового рынка в стране, так как их можно было обменять на акции белорусских предприятий, но не всех, а лишь только тех, список которых утвердило правительство. Вначале граждане начали активно обменивать чеки на акции, появлялись компании (в основном с российским капиталом), которые аккумулировали у себя чеки, чтобы выкупать целые предприятия или контрольные пакеты предприятий. Но государство на корню зарубило свои же начинания по развитию рынка. Были введены ограничения на отчуждения акций, затем был введён институт "золотой акции" (в общих словах: государство могло в любой момент вмешиваться в управление предприятием), существовал 40%-й налог на доходы по акциям и т.д. В результате рынок заглох, так и не устоявшись. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Проблемы и перспективы  развития рынка ценных бумаг в РБ 

Проблемы  развития фондового рынка в Беларуси:  
 
1.     Запутанность законов и подзаконных актов, иногда противоречащих друг  другу. 
 
2.     Отсутствие различных финансовых институтов (ПИФы, хедж-фоды и т.д.) и (пока) законодательной базы для их возникновения.  
 
3.     Превалирование государственного сектора в экономике, зачастую управляемого старыми командно-административными методами. 
 
4.     Чрезмерно жёсткие условия для выпуска ценных бумаг (например, для выпуска своих облигаций в обращение юридическое лицо должно иметь у себя чистые активы стоимостью не менее 1 млн евро, и не иметь отрицательного финансового результата от основного вида деятельности). 
 
5.     Отсутствие гарантий и чётких, стабильных правил работы (в виде законодательной         базы)         для   иностранных      инвесторов. 
 
6.     Отсутствие механизма для создания биржей собственного индекса, позволяющего судить о состоянии национальной экономики. 
 
7.     Основные флагманы белорусской экономики являются государственными предприятиями (два нефтяных завода, калийная компания, МАЗ, МТЗ и т.д.). Основная часть акций этих предприятий находится в руках государства (около 72,5% всех АО принадлежит государству) - уже всем известно, что руководство Беларуси не спешит расставаться со своими активами. Такая ситуация   практически        парализует          рынок        акций. 
 
8.     Отсутствие условий в стране для обращения на фондовом рынке других инструментов:     векселей,   опционов   и      т.д. 
 
9.     Недостаточная финансовая образованность граждан страны. 
 
Принятое решение правительства РБ в 2008 году "о том, что сделки купли-продажи акций открытых акционерных обществ заключаются на биржевом рынке, за исключением ряда случаев", лишь в 2009 году нашло закрепление в нормативных документах Минфина. Это привело к заключению сделок с акциями порядка 200 компаний в последний год. До этого отношение биржевого и внебиржевого рынка составляло 1% к 99%. Такое соотношение не позволяло рассчитать рыночные цены акций, так как они рассчитываются только на биржевом рынке. После изменения ситуации удалось рассчитать рыночные цены акций, которые прошли через биржевой рынок. В некоторых случаях оказалось, что рыночная цена акций превышала их номинальную и даже балансовую стоимость, что позволяет говорить о достаточно высоком потенциале некоторых белорусских предприятий, так как можно сделать вывод, что есть инвесторы, которые оценивают их достаточно высоко. Кроме того расчёт рыночной стоимости акции позволил самим АО увидеть, что при проведении дополнительных эмиссии акций они могут привлечь больше средств за счёт размещения этих акций на бирже по рыночной цене.
 

Перспективы развития рынка ценных бумаг в РБ 

Постановление Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь 12 апреля 2011 г. N482/10

"О Программе  развития рынка ценных бумаг  Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы"

Зарегистрировано  в НРПА РБ 15.04.2011 N 5/33654.

Утверждена Программа, определяющая приоритетные направления  развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на среднесрочную перспективу (2011 - 2015 годы), главной целью которой  является создание условий для повышения  уровня ликвидности, прозрачности, надежности и эффективности рынка ценных бумаг как составной части  финансового рынка в Республике Беларусь.

Установлены факторы, негативно влияющие на рынок государственных  ценных бумаг, и факторы, препятствующие развитию рынка корпоративных ценных бумаг.

Закреплены основные направления развития рынка ценных бумаг, в частности, это формирование ликвидного и прозрачного рынка  ценных бумаг, равномерное развитие его сегментов, включая использование  различных финансовых инструментов, совершенствование системы налогообложения  доходов от операций с ценными  бумагами и др.

Определены мероприятия  по реализации указанной Программы, в которых оговорен ожидаемый  результат, сроки исполнения и ответственные  исполнители.

Вступает в  силу со дня официального опубликования. 

Заключение 
 
Рынок ценных бумаг – это регулятор многих стихийно протекающих в рыночной экономике процессов. Это, прежде всего, относится к процессу инвестирования капитала. Миграция его осуществляется в виде прилива к местам необходимого приложения и оттока капитала из тех отраслей производства, где имеет место его излишек. Ценные бумаги являются тем средством, которое обеспечивает работу этого механизма. Это важное достоинство развитой рыночной экономики [4, с. 223] 
 
При пристальном рассмотрении принципов организации обращения ценных бумаг в странах с развивающимися рынками четко вырисовывается одна общая черта. Развивающиеся фондовые рынки часто оказываются более приспособленными к требованиям технологического прогресса, более восприимчивыми к разного рода инновациям и, как правило, изначально создаются в соответствии с самыми современными тенденциями организации и функционирования фондовой инфраструктуры, то есть в технологическом плане развивающиеся рынки могут и идут впереди традиционных фондовых систем США, Германии, Великобритании, но их общая экономическая слабость, относительно низкая капитализация и финансовая зависимость от традиционных центров капитала не позволяет им вырваться и закрепиться на более высоком уровне в иерархии глобальных экономических отношений. 
 
В Республика Беларусь основные институциональные формы фондового рынка находятся в состоянии становления и требуют со стороны государства и заинтересованных хозяйствующих субъектов скорейшего завершения этого процесса. Поскольку объемы эмиссии и вторичного обращения ценных бумаг уже приближаются к той критической массе, когда своевременно проследить за конъюнктурными колебаниями рынка уже невозможно и фондовый рынок может стать зоной действия особого риска для всех его участников.  
 
Рынок ценных бумаг Беларуси относится к так называемым развивающимся, нарождающимся рынкам. Поэтому, в Беларуси, как впрочем и в странах Центральной и Восточной Европы, складывается смешанная модель фондового рынка, в которой присутствуют черты как североамериканской, так и европейской моделей. В качестве основных ее характеристик можно назвать значительную роль государства в процессе создания фондового рынка, прямое кредитование на покрытие дефицита бюджета наряду с выпуском государством ценных бумаг, относительно высокую долю ценных бумаг банков и финансовых инструментов на финансовом и фондовом рынках государства. [6 стр. 9] 
 
Государственные ценные бумаги занимают важное значение в экономическом развитии многих стран. Международная практика государственных ценных бумаг чрезвычайно широка и многогранна. Государственные ценные бумаги представлены такими видами долговых обязательств, как облигации, ноты, казначейские векселя, сертификаты, консоли и другими ценными бумагами. Эмитентами данных ценных бумаг могут выступать органы власти территориально-административных единиц различных государств, республиканские (федеральные) правительственные учреждения, а также центральное правительство, проводящее внутренние и внешние государственные займы. Несмотря на мировой опыт, в Республике Беларусь к государственным ценным бумагам относятся только те бумаги, эмитентами которых является правительство ил госорганы от имени или по поручению государства. То есть не относятся к государственным ценные бумаги Национального банка (специализированного правительственного учреждения) и облигации жилищных займов (административно территориальных единиц). 
 
Слабый рынок государственных ценных бумаг в сравнении с аналогичными рынками развитых промышленных стран занимает достойное место на рынке ценных бумаг Республики Беларусь. Это единственный рынок, где вторичный рынок сопоставим по масштабам с первичным и даже превосходит его (по ГКО). Таким образом, государственные ценные бумаги все же занимают огромное значение в экономике Беларуси. 
 
Можно сделать прогноз дальнейшего развития рынка ценных бумаг: новейшие достижения электронно-вычислительной техники будут оказывать все большее влияние на совершенствование и обогащение «электронных ценных бумаг», которые в перспективе займут лидирующее место, а возможно, получат свое специфическое название.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

1. http://www.nbrb.by/publications/report/

2. Рынок ценных бумаг: учеб. пособие / П.А. Маманович. – Минск: Соврем. шк., 2006. – 320с.

3. Гальперин.  Рынок ценных бумаг Республики  Беларусь: состояние и перспективы  // Банковский вестник. Ноябрь 2004.

4. Бронишевская  А. О. О применении ценных  бумаг в Республике Беларусь // Материалы научно-практической конференции  «Экономисты БГУ – народному  хозяйству» г. Минск, 1 марта 2002г.

5. Рынок ценных бумаг РБ и тенденции его развития // Под ред. В.М. Шухно, А.Ю. Семенова, В.А. Котовой. Мн.: БГУ, 2007 - 340 с

6. http://library.by/shpargalka/belarus/001/066.html

7. http://revolution.allbest.ru/bank/00304670_0.html

8. http://www.bibliotekar.ru/finance-3/13.html

9. http://www.bestreferat.ru/referat-32183.html

10. http://www.analitic-finans.ru/index.php/2011-01-16-11-26-01/16-2011-01-16-11-37-31/234-2011-02-06-09-31-27

11. http://www.forex-baza.com/artides-21.html

12.http://www.coolreferat.com/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA_%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%B3_%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8

13. http://freepapers.ru/69/rynok-cennyh-bumag-perspektivy-razvitiya/21721.166767.list1.html

14. http://www.bveb.by/about/press-centre/publications/184.html

15.Колтынюк Б.А. Рынок ценных бумаг: Учеб. 2 изд-ие. СПб.: Из-во Михайлова В.А., 2008. 560 с.

16. Рынок ценных  бумаг: Учеб. Под ред. В.А Галанова, А.И. Басова. М.: Финансы и статистика, 2009 - 447 с. 

Информация о работе Рынок ценных бумаг и фондовая биржа и особенности их функционирования в РБ