Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 00:57, курсовая работа
Ценные бумаги известны человечеству, по крайней мере, с позднего средневековья. Великие географические открытия тех времен заметно расширили международную торговлю. Поэтому торговцам потребовались большие капиталы для использования их в торговых операциях. Однако расходы по освоению заморских рынков сбыта и источников сырья оказались не по плечу многим предпринимателям того времени. Потребовалось много денег. Это привело к возникновению акционерных обществ — английских и голландских компаний по торговле с Ост-Индией, компаний Гудзонова залива. Они стали в то время первыми крупными эмитентами ценных бумаг. Однако только с началом промышленного переворота и созданием крупной перерабатывающей промышленности распространение и торговля акциями получили действительно широкий размах.
Введение.
1.Рынок ценных бумаг как элемент рыночной инфраструктуры.
1.1.Понятие и виды ценных бумаг.
1.2.Экономическое содержание рынка ценных бумаг и его виды.
1.3.Особенности функционирования рынка ценных бумаг.
1.4.Участники рынка ценных бумаг.
1.5.Функции рынка ценных бумаг в рыночной экономике.
2.Опыт развития рынка ценных бумаг в промышленно-развитых странах и возможность его применения в РБ.
3.Состояние рынка ценных бумаг в РБ и его особенности.
4.Проблемы и перспективы развития рынка ценных бумаг в РБ.
Заключение.
Список использованной литературы.
Структура мирового рынка долговых ценных бумаг и акций
|
3.
Состояние рынка
ценных бумаг в
Республике Беларусь
и его особенности
Развитие рынка ценных бумаг
Белорусский рынок ценных бумаг
находится в стадии становления
и развития и не может обойтись без эффективного
государственного регулирования. В настоящее
время существует проблема в том, чтобы
определить наиболее оптимальный круг
компетентных органов, правомочных оказывать
эффективное регулирующее воздействие
на рынок ценных бумаг. Регулированию
подлежат процессы выпуска и движения,
количественные и качественные показатели
среды обращения, круг участников рынка
ценных бумаг.
Государственными органами Республики
Беларусь, осуществляющими регулирование
рынка ценных бумаг, являются:
1. Совет Министров Республики Беларусь,
который издает законодательные и нормативные
акты по ценным бумагам и регламентирует
работу подведомственных министерств
и ведомств в этой области (определение
функций, распределение обязанностей
и др.).
2. Министерство финансов Республики Беларусь
регулирует выпуск, обращение и погашение
государственных ценных бумаг (ГКО, ДГО,
ГДО).
3. Комитет по ценным бумагам при Министерстве
финансов Республики Беларусь осуществляет:
- регулирование выпуска, обращения, погашения
корпоративных ценных бумаг;
- установление требований к участникам
рынка ценных бумаг, фондовым биржам, депозитариям,
регистраторам, их лицензирование;
- установление квот на ввоз и вывоз ценных
бумаг иностранных эмитентов;
- определение порядка допуска к обращению
на территорию республики ценных бумаг
иностранных эмитентов.
4. Министерство по управлению государственным
имуществом и приватизации Республики
Беларусь регулирует:
- государственные ценные бумаги (чеки
«Имущество»);
- разгосударствление и приватизацию госсобственности;
- управление пакетами акций, принадлежащих
государству.
5. Национальный банк Республики Беларусь
занимается:
- государственными ценными бумагами (ГКО,
ДГО, ГДО);
- ценными бумагами Национального банка;
- банковскими векселями;
- депозитными и сберегательными сертификатами;
- выпуском банками корпоративных ценных
бумаг (акций, облигаций);
- регулированием операций банков с ценными
бумагами;
- установлением требований к участникам
первичного размещения, участникам биржевой
торговли государственными и ценными
бумагами Национального банка;
- установлением квот на ввоз и вывоз ценных
бумаг иностранных эмитентов.
Регулирование деятельности рынка ценных
бумаг должно осуществляться определенными
методами. В условиях становления и развития
рыночных отношений логично предположить,
что основополагающим принципом деятельности
государственных органов по регулированию
рынка ценных бумаг должно стать преобладание
экономических методов. Составными элементами
такого регулирования, на мой взгляд, должны
быть действия, обеспечивающие:
- определение единой государственной
политики, направленной на формирование
цивилизованного рынка ценных бумаг;
- внесение изменений и дополнений в действующий
Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах
и фондовых биржах», принятие пакета подзаконных
актов, детально регламентирующих отношения
на рынке ценных бумаг; [22]
- определение реальной емкости белорусского
рынка на предмет определения необходимого
количества обращения на нем ценных бумаг;
- упорядочение сети коммерческих банков
на рынке ценных бумаг;
- определение оптимального количества
фондовых бирж в целом и рациональное
рассредоточение их по территории республики;
- расширение перечня ценных бумаг как
потенциальных и реальных объектов рыночного
оборота;
- введение институтов хранения и страхования
ценных бумаг;
- создание условий для развития здоровой
конкуренции между участниками рынка
ценных бумаг.
Стимулирование становления и развития
рынка ценных бумаг может осуществляться
организационными, экономическими и правовыми
методами. К организационным относятся
информационное, пропагандистское, инновационное
и кадровое обеспечение данного рынка,
т.е. фактически создание инфраструктуры
последнего. Экономическое стимулирование
сопряжено с решением вопросов ценообразования
и налогообложения. Это могут быть и косвенные
методы в виде изменения учетной ставки,
варьирования нормой обязательного резерва
и операции с ценными бумагами на открытом
рынке (дополнительная эмиссия, интервенция
бумаг на рынок и т.д.).
В настоящее время в Республике Беларусь
назрела необходимость в создании собственной
модели развития рынка ценных бумаг. При
этом надо иметь в виду, что в сложившихся
условиях нельзя слепо копировать чужой
опыт. Рынок ценных бумаг республики должен
развиваться с учетом как положительного
опыта зарубежных стран (в том числе имевших
одинаковые стартовые условия), так и глубокого
анализа возможных негативных последствий.
В последние годы все больше внимания
уделяется рынку ценных бумаг России,
который, по мнению некоторых экономистов,
должен стать образцом для развития рынка
ценных бумаг Республики Беларусь. При
этом зачастую не учитывается, что российский
финансовый рынок имеет свою специфику
и отличается во многом от белорусского
большей емкостью, маневром, более сильной
защищенностью своей денежной единицы
и возможностью поддержания ее на достаточно
высоком уровне. К тому же действующее
в России законодательство в области бюджетно-финансовой
и кредитно-денежной политики во многом
ушло вперед. Экономика этой страны в большей
степени насыщена финансовыми институтами.
Выше и подготовленность кадров, работающих
в сфере кредита и финансов.
Для создания эффективного рынка ценных
бумаг, в том числе государственных, по
моему мнению, необходимо:
- активизировать работу органов государственного
управления по совершенствованию нормативно-правовой
базы, направленной на дальнейшее развитие
в республике финансового и фондового
рынков. Это позволит полнее задействовать
ценные бумаги, используя свободные средства
юридических и физических лиц в производственной
сфере, а в случае государственных ценных
бумаг - для финансирования дефицита государственного
бюджета;
- для дальнейшего развития первичного
и вторичного рынка кратко- и долгосрочных
государственных ценных бумаг более четко
разграничить права и ответственность
в этих вопросах Министерства финансов
и Национального банка. Последнему должна
принадлежать ведущая роль при формировании
государственной политики в области регулирования
деятельности банковских и других структур,
работающих на финансовом и фондовом рынках
ценных бумаг, с целью реализации одной
из главных задач денежно-кредитной политики
— регулирования денежного рынка Республики
Беларусь;
- разработать экономический механизм,
позволяющий повысить инвестиционную
активность банков и других финансовых
институтов, работающих на рынке ценных
бумаг, через предоставление более широких
прав и гарантий по защите их от возможных
рисков;
- обеспечить совершенствование инфраструктуры
рынка ценных бумаг, включая использование
электронных систем связи и создание двухуровневой
депозитарной системы. Это позволит во
многом ускорить движение государственных
ценных бумаг, оперативно получать информацию
от межбанковской валютной биржи и депозитариев
об инвесторах в разрезе каждого выпуска
ценных бумаг, объемах совершаемых с ними
операций, а также организовать контроль
за проводимыми банками операциями.
Отчет
Национального банка
Республики Беларусь
2005
год
2005
году, как и на протяжении последних
лет, основным сегментом
На первичном рынке в 2005 году размещено государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций
(ГКО и ГДО) в белорусских рублях по фактической стоимости на сумму 1,73 трлн. рублей, что на 53 процента больше, чем в 2004 году (1,19 трлн. рублей). Одновременно
произведено погашение указанных облигаций на 912,9
млрд. рублей (по фактической стоимости). В результате на
1 января 2006 г. по отношению к 1 января 2005 г. объем ГКО
и ГДО в обращении увеличился на 901,9 млрд. рублей (или
на 72 процента) и составил 2,15 трлн. рублей по номиналу.
Государственные облигации, номинированные в СКВ
(далее —ВГДО), в 2005 году Министерством финансов не
размещались. Произведено их погашение на сумму 28,5
млн. долларов США, что в пересчете по официальному обменному курсу белорусского рубля на дату перечисления
денежных средств составляет 61,3 млрд. рублей. Объем
находящихся в обращении на 1 января 2006 г. ВГДО составил 15 млн. евро и 43,7 млн. долларов США, что эквивалентно 132 млрд. рублей.
На 1 января 2006 г. финансирование республиканского
бюджета за счет эмиссии государственных ценных бумаг
(ГКО, ГДО и ВГДО) составило 852,3 млрд. рублей.
Доходность первичного рынка рублевых государственных облигаций в декабре 2005 г. составила 10,2 процента
годовых (в ноябре 2004 г. — 10,9 процента годовых, в декабре 2004 г. — 17 процентов годовых). Средняя доходность за 2005 год сложилась на уровне 13,4 процента годовых. Реальная среднемесячная доходность размещаемых
рублевых государственных облигаций за этот период составила 5,5 процента годовых. По сравнению с 2004 годом
номинальная доходность снизилась на 7,48 процентного
пункта, а реальная — на 1,3 процентного пункта.
Дюрация*
(средний срок обращения бумаг) размещаемых
на первичном рынке
минированных в белорусских рублях, в целом за 2005 год
сложилась на уровне 382 дня (в 2004 году — 353 дня).
Увеличение среднего срока размещаемых на аукционах
облигаций
является положительной тенденцией,
свидетельствующей о
Суммарный объем торгов на вторичном рынке государственных ценных бумаг в 2005 году составил около 8 трлн.
рублей, что больше этого показателя за 2004 год почти на
7 процентов.
Доходность вторичного рынка государственных облигаций на условиях “до погашения” в декабре 2005 г. уменьшилась по сравнению с декабрем 2004 г. на 5,4 процентного пункта и составила 12,2 процента годовых (в декабре
2004 г. —17,6 процента годовых). Средняя доходность* за
2005 год сложилась на уровне 14,4 процента годовых, снизившись на 7,3 процентного пункта по сравнению с
2004 годом.
Дюрация* по сделкам на вторичном рынке государственных ценных бумаг (ГДО и ГКО) на условиях “до погашения” в целом за 2005 год составила 195 дней, оставшись
практически на уровне 2004 года.
В 2005 году была продолжена работа по совершенствованию координации действий Национального
банка и заинтересованных государственных органов на
финансовом рынке. На постоянной основе заинтересованные стороны получали необходимые данные, информировали друг друга о параметрах проводимых на фондовом
рынке операций и координировали действия, направленные на его совершенствование. Это позволило в 2005 году
обеспечить
согласованное развитие как рынка
государственных ценных бумаг, так
и рынка краткосрочных
Следует отметить, что, несмотря на достаточно большие
объемы
размещения краткосрочных облигаций
Национального банка, они не создавали
конкуренции государственным
доходности. Так, средняя доходность по краткосрочным
облигациям за 2005 год сложилась на уровне 10,2 про-
цента годовых, что значительно ниже, чем по государственным ценным бумагам (13,4 процента годовых). Эмиссия облигаций осуществлялась Национальным банком на
сроки, не превышающие 90 дней, как правило, на 14 и 28
дней, тогда как наименьший срок ГКО составил 195 дней.
Таким образом, облигации Национального банка до-
полнили рынок государственных ценных бумаг, предоставив инвесторам возможность для размещения тех средств,
которые не могут быть вложены в государственные ценные
бумаги.
Использование данного
Национальному банку привлекать избыточную ликвидность банковской системы и содействовало более равно-
мерному
распределению ликвидности
2005
года, что способствовало
В 2005 году на финансовом рынке появился но-
вый инструмент — облигации, эмитируемые банками Республики Беларусь.
Так, в условиях действия Указа Президента Республики
Беларусь от 29 декабря 2004 г. № 626 “Об освобождении доходов, полученных физическими лицами в виде
процентов по облигациям открытого акционерного общества “Сберегательный банк “Беларусбанк”, от обложения
подоходным налогом” (Национальный реестр правовых
актов Республики Беларусь, 2005 г., № 2, 1/6116) в течение
2005
года АСБ “Беларусбанк”
Информация о работе Рынок ценных бумаг и фондовая биржа и особенности их функционирования в РБ