Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 23:31, курсовая работа
Цель данной работы состоит в разработке мероприятий стимулирования различных категорий персонала торгового предприятия.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
* рассмотреть основы организации управления персоналом предприятия;
* определить сущность стимулирования труда на предприятии;
* рассмотреть существующие системы стимулирования труда;
* рассмотреть вопрос организации управления системой стимулирования труда на предприятии;
* на примере ООО «Березовское» провести анализ существующей системы стимулирования труда на предприятии;
* на основе полученных результатов разработать эффективную систему стимулирования труда на ООО «Березовское».
Можно сделать вывод, что подобный анализ планово-экономической службой на регулярной основе не ведется. Это в значительной мере снижает возможности как администрации, так и управленческого персонала отслеживать причинно-следственные связи изменения ФОТ. Одной из причин такого положения дел является высокая трудоемкость работ по анализу в силу отсутствия соответствующего программного обеспечения и большой доли ручного труда по учету и обобщению статистики.
Следует отметить, что руководители структурных подразделений не являются полноправными участниками системы управления ФОТ своих подразделений. Они не владеют планово постатейным ФОТ по своему подразделению (такая информация им на регулярной основе не предоставляется), а решение о перераспределении ФОТ принимается на уровне Генерального директора.
На основании данных анализа документов, регламентирующих действующую систему стимулирования и интервью с руководителями и работниками подразделений акционерного общества, можно утверждать, что на предприятии отсутствует четкая и ясная для работников система оценки результатов труда, служащая базой для начисления переменной части заработной платы. Для более полной характеристики системы мотивации труда на предприятии рассмотрим степень регламентации системы стимулирования.
Система мотивации труда ООО «Березовское» отражена на настоящий момент в следующих регламентирующих документах:
Оценка действующей в ООО «Березовское» системы стимулирования показывает, что большинство из перечисленных условий соблюдается, но не в полной мере.
Основными критериям
управляемости системы
На данный момент управляемость системы стимулирования предприятия снижена в силу изложенных в описании текущего состояния причин и требует совершенствования по следующим направлениям:
3.2
Внедрение системы оценки
управленческого
персонала
Проведенный анализ установил, что на предприятии не зафиксированы правила оценки труда управленческого персонала и принципы распределения дополнительного вознаграждения премиального характера; не установлены оптимальные отношения по оплате труда работников одной категории и квалификационной группы (управленческий персонал), в зависимости от качества работы.
В ООО «Березовское» нормативная численность руководящих работников, специалистов и служащих определяется на основании Положения «Типовые штаты и штатные нормативы» и корректируется на основании сложившейся ситуации, спецификации и объема работ. Денежный доход данной категории работников состоит из трех составляющих:
- ежемесячного оклада;
- дополнительных доплат;
- единовременных премий.
Должностные оклады устанавливаются согласно штатного расписания на основании соответствующих требований к данной категории руководящих работников.
С целью объективного распределения дополнительного вознаграждения премиального характера, следует ввести систему их корректировки на основе оценки персонала руководителей и специалистов основного и вспомогательного производства. К тому же сама схема должностных окладов нуждается в доработке.
Для оценки управленческого персонала создается экспертная группа, в составе представителей администрации предприятия, наблюдательного совета общества, инспектора ОК, экономиста, главного бухгалтера и председателя профсоюзного комитета. Разрабатывается Положение о порядке проведения комплексной оценки управленческого персонала на основании коэффициента качества персонала (ККП).
Коэффициент качества персонала устанавливается на основе оценочного листа, разрабатываемого на предприятии. Оценочные листы разрабатываются согласно служебным характеристикам для установления оценок.
Ежегодно в конце года до утверждения штатного расписания проводится оценка персонала, с целью установления коэффициента качества в следующей последовательности:
1.
Приказом по предприятию
2. Аттестуемому управленческому персоналу разных уровней ответственности раздаются оценочные листы для самооценки и служебные характеристики для оценок.
3. Руководители подразделений (для главных специалистов директор хозяйства) оценивают деятельность подчиненных ему специалистов и проставляют свой оценочный балл в графе «Оценка руководителя».
4.
На заседании экспертной
5.
На основе коэффициента
Разумеется, такой коэффициент не может быть постоянным, так как в нем есть переменная часть. Поэтому он ежегодно пересматривается, что стимулирует работника повышать свой квалифицированный уровень. Для тех, кто получает максимальную ставку, такая система не позволяет «успокоиться» и получать за свой труд на основании того, что им было сделано в «далеком прошлом». Другими словами, при снижении качества работы его должностной оклад может быть пересмотрен в сторону уменьшения.
Решение об увеличении или уменьшении дополнительного вознаграждения принимается коллегиально в присутствии представителя Наблюдательного совета предприятия и профсоюзного комитета, с учетом само оценки аттестуемого. Очевидно, подобная система призвана стимулировать качество труда, так как при ухудшении этих показателей, будет снижена заработная плата на следующий год, и работнику придется доказать свою профессиональную состоятельность.
Для разработки оценочных листов, используют различные методы, выявляющие потенциальные возможности работника, личные качества, организаторские способности. Использование научной литературы по этому вопросу позволило установить, что для широкой практики на сельскохозяйственных предприятиях наиболее целесообразен экспертный метод как менее трудоемкий, не требующий участия специалистов-психологов.
Рекомендуемые виды оценки представлены в таблице 3.1.
Каждый отдельно взятый вид оценки может характеризовать от одного и более аспектов деятельности, способности работника. Для всесторонней оценки целесообразно использование нескольких видов оценки, в зависимости от возможности получения информации и целевого использования результатов.
Таблица 3.1 - Рекомендуемые виды оценок при аттестации руководителей и специалистов в ООО «Березовское»
Вид оценки | Категории управленческого персонала | |||
руково-дитель | главный специалист | руководитель подразделения | Специа-лист | |
Экспертная оценка | + | + | + | + |
Оценка по результатам производственной деятельности | + | + | + | + |
Оценка социально экономической программы развития коллектива | + | + | ||
Оценка внедрения достижений НТП (новых технологий, сортов культур и т.п.) | + | + | ||
Оценка результатов учебы в учебных заведениях последипломного образования | + | + | + | + |
+ - рекомендуемый вид оценки
Для
аттестации работника на установление
ККП можно рекомендовать
Аттестация работника является систематически проводимым кадровым мероприятием. Для оценки качества работника сравнением с критерием (эталоном) разрабатываются определенные стандарты степени их проявления. Каждому стандарту устанавливается оценка по принятой пятибалльной шкале. Наибольшая степень проявления его оценивается высшим баллом 5 и является эталоном для сравнения. Наименьшая степень проявления - 2 балла. Разработанные стандарты качества облегчают процесс оценки, выбора оценки, снижается трудоемкость выполнения работа.