В отношении
безработных граждан данная задача
возложена на Управление Федеральной
государственной службы занятости
населения (УФГСЗН) по Красноярскому
краю и государственные учреждения
службы занятости (центры занятости
населения) в городах и районах
края.
Учитывая прогнозируемый
специалистами рынка труда рост
потребности в квалифицированных
рабочих кадрах, государственная
служба занятости населения Красноярского
края взаимодействует с органами
управления образованием по определению
объемов и профилей подготовки молодежи
в профессиональных образовательных
учреждениях исходя из требований территориальных
рынков труда, а также занимается
разработкой комплексных программ
профессионального обучения безработных
граждан.
УФГСЗН по Красноярскому
краю разработаны и реализуются
ведомственные целевые программы
«Содействие занятости населения,
проживающего в сельской местности
Красноярского края, на 2006-2010 годы»
и «Профессиональное обучение безработных
граждан Красноярского края в 2006
году (с учетом реализации на территории
Красноярского края крупных инвестиционных
проектов)». Профессиональное обучение
безработных граждан в крае базируется
на комплексном использовании существующих
государственных и негосударственных
образовательных структур, их конкурсном
отборе с учетом перестройки учебного
процесса, подбора высококвалифицированных
педагогических кадров для организации
процесса обучения. С этой целью
организовано сотрудничество с 140 учебными
заведениями края.
Подготовка безработных
граждан по профессиям и специальностям,
которые необходимы региональной экономике,
оказание услуг работодателям в
области опережающего обучения кадров
необходимым профессиям и специальностям
- это далеко не полный перечень действий,
позволивших службе занятости Красноярского
края несколько стабилизировать
состояние регионального рынка
труда. Динамика роста услуг по профессиональному
обучению безработных граждан в
Красноярском крае представлена на рис.5.
Рис.
5. Численность безработных
граждан Красноярского
региона,
направленных на профессиональное
обучение
Определение
потребности в
профессиональном обучении,
реализация основных
методологических подходов
к решению этой
проблемы невозможны
без тесной взаимосвязи
с анализом текущего
состояния, краткосрочных
и среднесрочных
прогнозов рынка
труда; требований работодателей
к качеству рабочей
силы; региональных
условий и возможностей
рынка образовательных
услуг, что в конечном
итоге непосредственно
сказывается на стратегии
профессионального
обучения безработных
граждан, формировании
социального заказа
на обучение в регионе
на перспективу и
темпах оживления
экономики региона.
Мировая
практика подтверждает,
что та доля безработных
граждан, которая
направляется на профессиональное
обучение из общей
численности состоящих
на учете безработных
граждан, как правило,
значительно снижает
напряженность на
рынке труда, способствует
сокращению продолжительности
безработицы в
регионе. В целом
по России, как и
по каждому отдельно
взятому субъекту
РФ, предлагается принять
некоторый критерий
для планирования
ежегодной доли безработных,
направляемых на профессиональное
обучение. При этом
Международная организация
труда (МОТ) рекомендует
направлять на профессиональное
обучение не менее 25%
численности безработных
граждан.
Представляется,
что для критического,
взвешенного подхода
к этой рекомендации
и абсолютного
перенесения подходов
МОТ на российскую
почву сегодня
нет достаточных
условий, поскольку
российская безработица
порождена выраженной
депрессией экономики,
и оптимальное
значение доли безработных
граждан, направляемых
на профессиональное
обучение, должно определяться
конкретными экономическими
и социальными
условиями территории.
Данная доля зависит
от целого ряда факторов,
характеризующих
определенный регион,
в частности, от величины
расхождения профессионально-квалификационной
структуры вакансий
и профессионально-квалификационной
структуры предложения
рабочей силы, степени
выраженности депрессивного
характера региональной
безработицы и
других.
Таким
образом, в русле
экономических корректировок
государственной
политики следует
предусмотреть смену
модели занятости, в
основу которой должно
быть заложено создание
высокодоходных и
стабильных рабочих
мест в крае. В
этой связи решение
существующих проблем
в сфере занятости
населения требует:
-
повышения заработной
платы занятых
в экономике;
-
внедрения практики
преимущественного
заключения долгосрочных
трудовых контрактов (минимальный
срок трудового
контракта должен
составлять не
менее трех лет);
-
создания рабочих
мест в высокотехнологичных
отраслях, выпускающих
конкурентоспособную
(в том числе
и на мировом
рынке) продукцию,
с целью сохранения
высококвалифицированного
трудового потенциала,
снижения безработицы
среди инженерно-технических
и научных специалистов;
-
предоставления отсрочки
от призыва на
военную службу
выпускникам профессиональных
училищ, получившим
промышленные профессии,
минимум на 2 года
при условии их
трудоустройства
на промышленные
предприятия;
-
решения жилищной
проблемы молодых
семей, работающих
в промышленности,
сельском хозяйстве,
строительстве, бюджетной
сфере, науке и
научном обслуживании;
-
создания дополнительных
рабочих мест в
сфере промышленной
переработки сельскохозяйственной
продукции, сельского
строительства, в
том числе за
счет средств краевого
бюджета, выделяемых
на поддержку агропромышленного
комплекса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя
из вышеизложенного,
можем сказать
следующее:
-
рынок труда как
составная часть
рыночной экономики
представляет собой
механизм согласования
интересов работодателей
и наемной рабочей
силы.
-
занятость представляет
собой механизм
реализации взаимосвязей
работников в процессе
производства, то
есть выступает
социально-экономической
категорией, и ее
можно определить
как социально-экономические
отношения - соединения
трудовых ресурсов
со средствами
производства.
Очевидно,
что проблема безработицы
является ключевым вопросом
в рыночной экономике,
и, не решив его
невозможно наладить
эффективную деятельность
эконо-мики. Спад производства,
наблюдавшийся до 1999
г. практически во
всех отраслях промышленности,
одинаково затронул
все регионы страны,
в том числе
и Красноярский край.
В результате происходящих
сдвигов накопленный
в производственной
сфере капитал
стал активно изыматься
из нее и перераспределяться
в непроизводственную -
торговлю, посредническую
деятельность и т.п.
Изменяется и структура
занятости: на фоне сокращения
кадрового потенциала
в промышленности,
строительстве, торговле,
материально-техническом
снабжении и науке
численность управленцев
и занятых в
кредитной и страховой
сферах постоянно
увеличивается.
В
настоящее время
во всех субъектах
Федерации, в том
числе и Красноярском
крае, действуют программы
содействия занятости
населения, включающие
меры активной политики
занятости (мероприятия
по содействию трудоустройству
населения, в число
которых входят: организация
ярмарок вакансий
и учебных рабочих
мест, общественных
работ; информирование
населения и работодателей
о положении на
рынке труда; социальная
адаптация безработных
граждан на рынке
труда; временное
трудоустройство
безработных граждан,
испытывающих трудности
в поиске работы;
содействие самозанятости;
профессиональная ориентация
граждан и профессиональное
обучение безработных).
Данные
программы ориентированы
на комплексный подход
к решению проблем
занятости населения,
который предусматривает
учет всех факторов (экономических,
социальных, демографических
и др.), способствующих
обеспечению продуктивной
занятости в соответствии
с потребностями
рынка труда.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Албитов Н.В. Влияние
межрегиональной
миграции на занятость
населения и рынок. /
Социальная политика
современной России:
проблемы реформирования //
Аналитический вестник
Совета Федерации
ФС РФ. - 1998. - №
11 (78). - С.33-39.
2.
Ананьев А.Н. Проблемы
инвестиционной поддержки
занятости населения
/ Регулирование социальных
вопросов: государственная
политика, политика
занятости и доходов
// Аналитический
вестник Совета
Федерации ФС РФ. - 1997. -
№ 14 (59). - С.52-58.
3.
Бондаренко Л.
Состояние социально-трудовой
сферы села. // Вопросы
экономики, 2000. - №6. -
С.67-75.
4. Варфоломеева
О.А. Становление инфраструктуры
рынка труда в переходной экономике:
Автореферат диссертации на соискание
учёной степени кандидата экономических
наук. - Санкт-Петербург: СПбГУЭФ, 2001.
- 27 с.
5. Варшавская
Е., Донова И. Неформальная занятость:
к портрету «известной незнакомки».
// Человек и Труд, 2003. - № 11. - С.12.
6. Введение в
рыночную экономику. // Под ред.
А.Я.Лившица, И.Н.Никулиной. - М.: Высшая
школа, 1999. - 436 с.
7. Гавриленков
Е. Российская экономика: перспектива
макроэкономической политики // Вопросы
экономики, 2000. - №4. - С.21-35.
8. Госкомстат
РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
www.gks.ru
9. Демография
и социально-экономические проблемы
народонаселения: Информационно-библиографический
бюллетень. / Центр по изучению
проблем народонаселения МГУ. - М.:
Диалог-МГУ, 2001.- № 4. - 92 с.
10. Доронина Ф.Х.
Регулирование занятости и рынка
труда в России. Научная работа.
/ Вестник ТИСБИ, 2001. - № 4.
61
11.
Занятость и рынок
труда: Новые реалии,
национальные приоритеты,
перспективы / Л.С.
Чижова, А.В. Кашепов,
А.Д. Попов и
др.; Отв. ред. Л.С.
Чижова. - М.: Наука, 1998. - 254
с.
12.
Заславский И.
К новой парадигме
рынка труда. // Вопросы
экономики, 1999. - №
2. - С. 42-55.
13.
Золин И.Е. Рынок
труда и занятость
населения в современной
экономике: автореферат
диссертации на
соискание ученой степени
кандидата экономических
наук. - Нижний Новгород:
ВАГУ, 2001 - 26 с.
14.
Казаков А.П. Экономика:
Курс лекций. Упражнения,
Тесты и тренинги. /
А.П.Казаков, Н.В.Минаева. -
М.: Изд-во ЦИПКК
АП, 1996. - С.155-162.
15.
Калашников С.
Развитие рынка
труда - неотъемлемый
элемент государственной
политики // Человек
и Труд, 2005. - №
5
16.
Климантова Г.И.
Женская занятость
и рынок труда
/ Регулирование социальных
вопросов: государственная
политика, политика
занятости и доходов
// Аналитический
вестник Совета
Федерации ФС РФ. - 1997. -
№ 14 (59). - С.29-32.
17.
Кубишин Е.С. Неформальная
занятость населения
России. - Социальная
политика. // Эко, 2003. -
№2. - С.160-176.
18.
Лебедев О.Т. Основы
экономики. / О.Т.Лебедев,
А.Р. Каньковская,
Т.Ю.Филиппова. - СПб.:
ИД «МиМ», 2002. - 223 с.
19.
Лещинская Г. Молодежный
рынок труда. // Экономист, 2000,
№8. С. 62-70.
20.
Львов Д. Экономика
России свободная
от стереотипов
монетаризма. // Вопросы
экономики, 2000. - №2. -
С.90-106.
21.
Муслимова Ф.Н.
Механизмы регулирования
занятости населения
на рынке труда
депрессивного региона:
автореферат диссертации
на соискание ученой
степени кандидата
экономических наук. -
Краснодар: ДГСА, 2007. - 23
с.
22.
Нестандартная занятость
в российской экономике
/ Под редакцией
В.Е. Гимпельсона,
Р.И. Капелюшникова. -
М.: Изд. дом ГУ
ВШЭ, 2006 - 400 с.
23.
Нестандартная занятость:
российские особенности. //
Человек и Труд 2006. -
№ 6-7.
24.
Новиков В.В. Механизмы
регулирования спроса
и предложения
рабочей силы на
региональном рынке
труда / В.В. Новиков,
Н.В. Разнова. - Красноярск:
КГТУ, 2004. - 22 с.
25.
Павленков В.А.
Рынок труда. / В.А.
Павленков. - М., Финансы
и статистика, 2000. - 412
с.
26.
Приложение к постановлению
Законодательного
Собрания края
от 06.07.06 №19-5029 П «О
состоянии и перспективах
развития рынка
труда и занятости
населения Красноярского
края» от 21.06.06 г.
27.
Разнова Н.В. Изучение
требований рынка
труда к системе
профессионального
образования / Н.В.
Разнова, И.В. Филимоненко
-Красноярск: КГТУ, 2004. - 18
с.
28.
Российский статистический
ежегодник 2005-2006. -
М.: Госкомстат, 2006. - 1022
с.