Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 04:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме занятости, показать сущность рынка труда, проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РЫНОК ТРУДА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и структура рынка труда
1.2 Механизм и особенности функционирования рынка труда
1.3 Особенности современного рынка труда в России
2. ЗАНЯТОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА
2.1 Занятость: виды и формы
2.2 Нестандартная занятость
2.3 Анализ обследования населения по проблемам занятости в Российской Федерации
3. МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА РЫНКЕ ТРУДА КРАСНОЯРСКОГО РЕГИОНА
3.1 Общая характеристика состояния рынка труда региона
3.2 Основные проблемы развития сферы занятости населения региона и способы их решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 81.88 Кб (Скачать)

На красноярском рынке труда наблюдается явное  несоответствие спроса и предложения. В настоящее время сфера занятости  населения и рынок труда края характеризуются наличием безработицы. Распределение безработного населения  по территории края отличается большой  неравномерностью. В промышленно  развитых муниципальных образованиях уровень безработицы несколько  ниже среднекраевого, в то же время  в отдельных территориях этот показатель существенно превышает  среднекраевой, доходя в ряде случаев, по оценкам специалистов, до 35% трудоспособного  населения. Значительно выше среднекраевого значения и безработица в сельской местности.

Заметно изменился  за период реформ и социально-демографический  состав безработного населения. Около 50% безработных составляет молодежь в возрасте до 30 лет. Среди безработного населения по-прежнему высока (около 35%) доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием. Эти данные свидетельствуют о том, что напряженность на рынке труда за период реформ увеличилась, возросли социальные и экономические издержки от безработицы.

Снижение спроса на труд привело к сокращению уровня занятости населения. В настоящее  время занятость населения в  сфере формальной экономики составляет около 60% трудоспособного населения. Скрытая занятость оценивается  в 20-22% трудоспособного населения. 
Сокращение занятости затронуло, прежде всего, промышленность и сельское хозяйство. Напротив, отрасли торгово-посреднической деятельности и сферы обслуживания увеличили численность занятых (почти в 2,5 раза за период реформ).

Снижение занятости  в формальной экономике усугубляется ухудшением основных качественных характеристик  работников, прежде всего, возрастных. Так, средний возраст занятых  в промышленности составляет 47 лет, а каждый десятый работник находится  в послетрудоспособном возрасте. В ряде отраслей экономики остро  стоит проблема ротации кадров.

Средний возраст  занятых в науке и научном  обслуживании составляет 54 года, в здравоохранении  и просвещении -- 40 и 43 года соответственно. Скрытая занятость характеризуется  молодым возрастом занятых в  ней работников.

Кроме снижения уровня занятости, легальная экономика  характеризуется ухудшением качественных характеристик рабочих мест. Это  проявляется, прежде всего, в значительной доле неквалифицированного труда. Большинство  рабочих мест в экономике края следует считать социально непривлекательными из-за низкой заработной платы. Интенсивный  и малодоходный труд ведет к ускоренному  износу рабочей силы, он малопривлекателен  для молодежи.

В настоящее  время на учете в службе занятости  Красноярского края стоит 47 тыс. безработных: 67% из всех безработных составляют женщины, 40% - молодежь 16-29 лет. Численность пожилых  людей (от 50 лет) среди безработных  составляет 12%. Число сельских жителей  среди безработных постоянно  увеличивается и составляет 43%. Высшее образование имеют 9% из всех, состоящих  на учете людей, среднее профессиональное образование - 20,5%. Более 25% среди безработных  претендуют на должности служащих, 68% ищут работу по рабочей профессии.Безработица  в России // ИА REGNUM. Новости: Красноярский край. - 2006. [Электронный ресурс]. Режим  доступа: .www.regnum.ru/news/580111.html

Среди официальных  безработных в краевой службе занятости зарегистрированы более 1,5 тыс. бухгалтеров, специалистов по финансам и кредиту, около 1,2 тыс. специалистов в области образования, 748 офис-менеджеров секретарей, операторов ЭВМ, 502 представителя  среднего медицинского персонала. Их рабочих  специальностей присутствуют более 4,8 тыс. строителей, 2,8 тыс. водителей и  машинистов, более 3 тыс. слесарей-инструментальщиков, станочников, 1,8 тыс. продавцов, около 1,2 тыс. работников предприятий общественного  питания.

В пресс-службе краевой службы занятости отмечают, что в целом среди безработных  постепенно увеличивается число  тех, кто ранее не работал и  не имеет профессии - около 15% от числа  всех безработных.Там же. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/422268.html

Сегодня одной  из главных функций государства  в отношении рынка труда должно стать формирование действенного механизма  регулирования интересов партнеров  по рынку, среди которых основными  выступают работники и работодатели, а также юридические лица, представляющие их интересы и интересы противостоящих сил.

Прогнозы занятости  в территориальном, отраслевом и  профессионально-квалификационном разрезах должны быть построены с учетом изменений  в социально-демографических процессах, тенденциях инновационного развития, миграционных процессах по территориям. Главным в политике занятости  должно быть предотвращение роста безработицы, гибкое реагирование на конъюнктуру  рынка труда, способность оперативно возвращать в активную трудовую деятельность безработных граждан.

Как показывает практика исследований рынка труда  Красноярского региона, напряженность  на рынке рабочей силы по-прежнему значительная. В среднем по краю в 2005-2006 годах на одну вакансию, заявленную в службу занятости, претендует 2-3 безработных  гражданина. При этом ситуация в  отдельных территориях края существенно  различается, в 10 из 17 городов и в 25 из 42 районов коэффициент напряженности  значительно превышает средний  показатель по краю. В конце 2005 года отсутствовали вакансии в городах  Боготоле и Заозерном; в Бирилюсском, Боготольском, Большеулуйском, Идринском, Иланском, Ирбейском, Казачинском, Козульском, Краснотуранском, Манском, Новоселевском, Пировском, Рыбинском, Саянском, Туруханском, Шарыповском районах края, а также  в поселке Кедровый (Приложение 4).

Средняя продолжительность  «существования вакансии» в базе данных службы занятости составляет 3,6 месяца, а средняя продолжительность  регистрируемой безработицы в Красноярском крае - 5,5 месяца (в 2003 г. эти показатели соответственно были 4,2 месяца и 6,1 месяца). Среди молодежи в возрасте от 16 до 29 лет продолжительность безработицы  составляет 4,9 месяца, среди женщин - 5,8 месяца, в сельской местности - 6 месяцев.

3.2 Основные проблемы  развития сферы  занятости населения  региона и способы  их решения

К числу актуальных проблем развития сферы занятости  населения Красноярского края относятся:

- несоответствие  спроса и предложения рабочей  силы на рынке труда, дефицит  постоянных рабочих мест в  районах с преимущественным развитием  сельского хозяйства;

- увеличение  в числе незанятых и безработных  граждан удельного веса лиц,  имеющих низкую конкурентоспособность  на рынке труда; 

- снижение качества  рабочей силы (старение и сокращение  кадрового состава высококвалифицированных  рабочих на предприятиях, увеличение  контингента молодежи, имеющей низкий  образовательный уровень);

- несоответствие  объемов и профилей подготовки  рабочих и специалистов в профессиональных  образовательных учреждениях разного  уровня требованиям рынка труда;

- увеличение  потребности в квалифицированных  кадрах в связи с развитием  ведущих отраслей Красноярского  края, в том числе с началом  реализации крупных инвестиционных  проектов.

Решающим фактором социальной защищенности граждан на рынке труда в настоящее время  становится их образовательный и  профессиональный уровень, профиль  подготовки. Профессиональное образование  и переподготовка кадров в новых  экономических и социальных условиях должны стать одним из наиболее эффективных  путей обеспечения занятости  населения. В связи с этим очень  важно своевременно внести необходимые  и вместе с тем оптимальные  изменения в структуру, объемы и  профили подготовки специалистов и  рабочих, максимально увязав их с  требованиями современного производства и экономики территорий. Только за счет фундаментального профессионального  образования сегодняшние и будущие  выпускники профессиональных образовательных  учебных заведений могут обеспечить себе конкурентные позиции на рынке  труда и в производственной среде. Весьма актуально и развитие системы  опережающей переподготовки и повышения  квалификации персонала на производстве. Это позволит значительной части  высвобождаемых работников своевременно пройти необходимое обучение и не попасть в число безработных. С учетом этого особое значение приобретает  задача создания единой системы непрерывного образования.

Американские  экономисты еще в шестидесятых годах  двадцатого столетия обосновали понятие  «период полураспада компетентности», то есть срок, в течение которого знания выпускника вуза устаревают наполовину и работник становится непригодным  для дальнейшей работы. Эта тенденция  характерна сегодня для выпускников  профессиональных образовательных  учреждений различного уровня. Поскольку  существует так называемая критическая  величина, то есть разрыв между технологической  сложностью работ и фактическим  уровнем профессионального мастерства. В ситуациях, когда данный разрыв достигает своей критической  величины, может возникнуть необходимость  останавливать производство. Выявлены факты, указывающие на то, что на ряде предприятий региона уровень  подготовки рабочих кадров важных для  предприятий профессий и специальностей отстает от требований производства, при этом технологическая сложность  работ опережает уровень их квалификации.

С одной стороны, основной причиной сложившегося структурного соотношения в категориях востребованного  персонала является экономическая  политика, проводимая в отношении  промышленного сектора экономики, как всей Российской Федерации, так  и ее отдельных регионов, а также  политика работодателей в отношении  формирования кадрового потенциала предприятий и заполнения вакансий. Для решения проблем занятости  населения весьма актуален поиск  возможностей для создания новых  рабочих мест. И именно на это  направлена сегодняшняя социально-экономическая  политика краевой власти, изложенная в программах социально-экономического развития Красноярского края и его  территорий.

В крае начали реализовываться  крупные инвестиционные проекты. Одним  из них является проект, связанный  с развитием зоны Нижнего Приангарья, предусматривающий завершение строительства  Богучанской гидроэлектростанции, создание крупного алюминиевого производства, целлюлозно-бумажных, лесозаготовительных  и лесопильных производств на базе богатой сырьевой базы, а также  развитие транспортной и социальной инфраструктуры. По данным Департамента планирования и экономического развития администрации Красноярского края, в 2006-2010 годах общая потребность  в квалифицированных кадрах для  реализации инвестиционных проектов составит 34 тыс. чел., в том числе на освоение и развитие Нижнего Приангарья - 18 тыс. чел., из них на завершение строительства  Богучанской ГЭС - 6,9 тыс. чел., на освоение месторождений Юрубчено-Тахомской  зоны - 2 тыс. чел., на завершение строительства  Васильевского рудника - 1 тыс. чел.Приложение к постановлению Законодательного Собрания края от 06.07.06 №19-5029 П «О состоянии и перспективах развития рынка труда и занятости населения Красноярского края» от 21.06.06 г.

Многим предприятиям требуются рабочие и специалисты, владеющие несколькими профессиями, видами работ, имеющие высокий уровень  квалификации. Именно поэтому вопросы  переподготовки и повышения квалификации занятой рабочей силы весьма актуальны.

С другой стороны, в настоящее время практически  разрушена система внутрипроизводственной переподготовки и повышения квалификации работников. Сложность проблемы состоит  и в том, что в период формирования рыночной экономики, в условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры, большинство  крупных и средних предприятий  края свернули свою систему профессионального  обучения, упразднили образовательные  структуры, занимающиеся профессиональным обучением работников, резко сократив численность обучаемых и практически  ликвидировав систему ученичества. Некоторые предприятия края вынуждены  были сокращать отдельные производственные и социальные инфраструктуры, ликвидировать  зачастую и подразделения, занимающиеся вопросами подготовки и повышения  квалификации кадров. Это существенно  снизило их жизнеспособность и в  результате на рынке труда появлялись лица, длительное время не проходившие  повышение квалификации, создающие  большие трудности для собственного трудоустройства.

В части обеспечения  соответствия объемов и профилей подготовки кадров требуемому уровню качества подготовки специалистов образовательные  учреждения системы профессионального  образования края еще реагируют  недостаточно гибко. На рынок труда  выходит большая доля лиц, либо получивших профессии и специальности, не пользующиеся спросом, либо не способных выдержать  конкуренцию. В структуре безработных  граждан, зарегистрированных в службе занятости, увеличивается доля лиц, не имеющих профессии (специальности), - с 6,5% в 2003 году до 8,6% в 2006 году, а также  тех, кто не имеет даже среднего (полного) общего образования, - с 17,1% в 2003 году до 23,1% в 2006 году (соответствующая динамика представлена на рис.4).

 

Рис.4. Категории безработных  граждан на регистрируемом рынке 

труда Красноярского региона

Следовательно, важнейшим направлением активной политики занятости сегодня должно стать  повышение качества рабочей силы путем совершенствования и дальнейшего  развития системы профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки (в дальнейшем - «профессиональное обучение») безработных  граждан, которое призвано обеспечить развитие трудового потенциала, формирование рациональной структуры занятости, гармонизацию личных интересов и  общественных потребностей российского  общества.

Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода