Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 04:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является всестороннее изучение, обобщение и систематизация теоретических основ по проблеме занятости, показать сущность рынка труда, проблемы его формирования и стабильного функционирования в сегодняшних условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. РЫНОК ТРУДА: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
1.1 Сущность и структура рынка труда
1.2 Механизм и особенности функционирования рынка труда
1.3 Особенности современного рынка труда в России
2. ЗАНЯТОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ТРУДА
2.1 Занятость: виды и формы
2.2 Нестандартная занятость
2.3 Анализ обследования населения по проблемам занятости в Российской Федерации
3. МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА РЫНКЕ ТРУДА КРАСНОЯРСКОГО РЕГИОНА
3.1 Общая характеристика состояния рынка труда региона
3.2 Основные проблемы развития сферы занятости населения региона и способы их решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 81.88 Кб (Скачать)

Рис. 2. Динамика численности  занятого населения  и безработных 

в Российской Федерации, млн.чел.

В общей численности  безработных 1,4 млн. человек не имели  опыта трудовой деятельности. В феврале 2006 по сравнению с февралем 2005 годом  среди безработных доля лиц, не имеющих  опыта работы, увеличилась на 0,6%. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, 1,3 млн. человек (31,1%) составляют лица, уволившиеся по собственному желанию, 1,2 млн. человек (29,5%) - лица, которые оставили последнее  место работы в связи с сокращением  персонала. По сравнению с февралем 2005 годом доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих  опыт работы, уменьшилась на 2,5 процентных пункта, а доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением  персонала, уменьшилась на 0,6 процентных пункта (рис.3).

 

Рис.3. Состав безработных, имеющих опыт работы, по обстоятельствам  незанятости в  феврале 2006 г., в %

Среднее время  поиска работы безработными в феврале 2006 года составило 9,0 месяца и увеличилось по сравнению с февралем 2005 на 0,2 месяца. Стаж пребывания в состоянии безработицы один год и более имели 40,3% безработных (в феврале 2005 - 40,4%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше - составляет 48,1%, но снизилась за последний год на 4,5 процентных пункта. Среди безработных городских жителей доля застойной безработицы увеличилась на 2,5 процентных пункта и составила 35,9%.

Средний возраст  безработных составил 34,9 года, занятого населения - 39,6 года. Молодежь до 25 лет  составляет 27,6% среди безработных  и 11,5% - среди занятого населения, лица в возрасте 55 лет и старше, соответственно, 5,3% и 10,2%.

Более 10% безработных  имели высшее образование и 21% - среднее  профессиональное. Среди занятых  это соотношение составило, соответственно, 25% и 27%.

Среди субъектов  Российской Федерации самый низкий уровень безработицы по методологии  МОТ наблюдается в Москве и  составляет 1,1%. Высокий уровень безработицы  по методологии МОТ отмечается в  Республиках Ингушетия, Тыва, Дагестан, Кабардино-Балкарской (от 20% и выше); в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Калмыкия - от 16 до 17%. Не превышает 5% уровень безработицы - в  Санкт-Петербурге (2,2%), в Московской, Ярославской, Тульской областях, Эвенкийском  и Чукотском автономных округах (2,9% - 4,5%) (табл.2).

Таблица 2

Группировка субъектов Российской Федерации по уровню безработицы в  мае 2005 - феврале 2006 гг.

 
Уровень безрабо-тицы, в % к экономически активному  населению Количество 
регионов в 
интервале
В % к общему 
числу регионов
Численность безработных 
в регионах, попавших 
в интервал, тыс. человек
В % к общей 
численности 
безработных
 
до 5,0 8 9,1 284 5,4  
от 5,1 до 8,0 40 46,0 2404 46,0  
от 8,1 до 11,0 27 31,0 1730 33,1  
от 11,1 до 15,0 6 6,9 272 5,2  
от 15,1 и более 6 6,9 540 10,3  
Итого 87 100 5230 100  
           

Более подробные  данные приведены в Приложениях 1, 2, 3.

Подводя итоги, можно сказать, что особенностью функционирования рынка труда (ограниченность действия закона спроса и предложения, недостижимость устойчивой полной занятости) обусловлены спецификой обращающегося  на нем товара; производным характером спроса на него, зависимостью предложения  от демографической ситуации; уровнем  оплаты труда, который должен обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей  силы.

В российских условиях ситуация усугубляется тем, что становление  рыночных отношений сопровождалось возникновением массы новых проблем, которые наложились на старые:

- сверхзанятость  населения (из-за неэффективности  использования трудового потенциала) на фоне скрытой безработицы; 

- значительное  количество вакансий (около 3 млн.) при дефиците рабочей силы  по ряду профессий, определявшемся  недостатками подготовки, отсутствием  трудовой мобильности, необходимой  для адаптации к меняющимся  производственным условиям;

- большие масштабы  занятости неквалифицированным  трудом (до 25 млн. человек);

- неравномерное  распределение трудовых ресурсов  по территории страны;

- существование  неофициальных форм занятости  (теневой рынок труда);

- сохранение  психологических установок традиционного  общества.

Хотя функционирование российского рынка труда в  переходный период и характеризовалось  большими потерями в занятости и  массовой безработицей, однако компенсировалось гибким рабочим временем и сверхгибкой  заработной платой; интенсивным оборотом силы и повсеместным распространением атипичных форм трудовых отношений - работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и  занятость в неформальном секторе, задержки заработной платы и теневая  оплата труда, натуральная оплата и  производство товаров и услуг  в домашних хозяйствах. В результате он оказался хорошо приспособлен к  тому, чтобы амортизировать многочисленные негативные шоки, которыми сопровождался  процесс системной трансформации.

3. МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  РАБОЧЕЙ СИЛЫ НА  РЫНКЕ ТРУДА

КРАСНОЯРСКОГО РЕГИОНА

Негативные последствия  безработицы для экономики и  населения любой территории очевидны. Помимо огромных экономических потерь вследствие недоиспользования трудового  потенциала существенно возрастают и социальные издержки безработицы, которые нельзя компенсировать никакими пособиями. Кроме того, в сознании безработных граждан происходит нарушение многих общественных ценностей, связанных с трудом: материальное благополучие, самоутверждение, социальный статус, стремление к профессиональному  росту. Отмеченный выше, далеко не полный перечень факторов, обуславливает актуальность и необходимость решения проблем  планомерного воздействия государства  на рынок труда.

3.1 Общая характеристика  состояния рынка  труда региона

Новая политика, заявленная властями Красноярского  края, требует взвешенной оценки состояния  рынка труда региона. Для края, и в особенности для присоединенных автономных округов, характерен высокий  уровень экономической активности (67% в крае и 77% в округах), что обусловлено  более молодой возрастной структурой населения и высокой экономической  активностью женщин.

Отраслевая структура  занятости в крае и ее изменения  близки к среднероссийским, основное отличие -- более высокая занятость  в промышленности (табл. 3). В автономных округах при пониженной занятости  в промышленности более высока доля занятых в бюджетных отраслях социальной сферы, что характерно для  слаборазвитых регионов. Двукратный рост занятости в торговле, характерный  для большинства регионов России в переходный период, проявился только в Красноярском крае, а в северных округах он выражен слабее из-за естественных барьеров развития малого бизнеса в слабоосвоенных регионах. Особенностью автономных округов является более высокий уровень самозанятости  коренных малочисленных народов  Севера (охота, рыболовство, оленеводство), это подтверждают повышенные показатели занятости в прочих отраслях.

Таблица 3

Структура занятых (по отраслям экономики), %

 
  Год Промыш-ленность Сельское хозяйство Транспорт и  связь Торговля и  общепит Отрасли бюджетной  сферы* Прочие  
                 
РФ 2003 21,9 11,0 7,8 16,8 18,1 24,4  
  1990 31,1 10,2 6,8 7,9 21,6 22,4  
Красноярский  край 2003 24,5 9,6 7,7 16,0 19,1 23,1  
  1990 30,1 9,6 9,0 8,3 16,7 26,3  
Таймырский  АО 2003 19,1 9,8 6,9 12,6 21,6 30,0  
  1998 23,2 3,9 9,2 15,9 21,7 26,1  
Эвенкийский АО 2003 10,5 4,9 9,0 10,3 24,9 40,4  
  1998 3,1 7,1 10,2 8,2 28,6 42,8  
                 

* Здравоохранение,  образование, культура, социальная  защита.

Как и в большинстве  регионов нетрудоемкой ресурсно-экспортной экономики, проблемой края остается повышенный уровень общей безработицы (11,1% в 2003 г.). По уровню общей безработицы (измеряемой по методологии МОТ) Красноярский край -- срединный среди соседних экспортных регионов: его показатели немного хуже Кемеровской области, почти не отличаются от Иркутской  области и Хакасии, и лучше  показателей Томской области. На фоне России почти вся Сибирь остается более проблемной зоной с повышенной безработицей.

Низкая общая  безработица в слабозаселенных  автономных округах отчасти свидетельствует  о распространенности форм самозанятости  в условиях ограниченных возможностей поиска работы. Специфика объединенного  региона -- повышенная безработица молодежи, особенно в автономных округах, где  около 20% безработных моложе 20 лет. Это  еще одно подтверждение крайне низкого  спроса на имеющуюся (в основном низкоквалифицированную) рабочую силу на северной периферии  края.

Различия между  муниципальными образованиями огромны  и достигают 15 раз. При этом по городам  края они выше, чем по районам  из-за наличия среди городов явных  лидеров с относительно благополучным  состояние рынка труда -- Красноярска, Дивногорска, Норильска (Приложение 5). Повышенной безработицей выделяется ряд  депрессивных северных территорий и  районов добычи угля.

Проблемы северной безработицы остаются наиболее трудноразрешимыми  и затратными. Это показывает опыт Норильска, где «Норильский никель»  совместно со Всемирным банком финансировал проект переселения избыточного  населения, в первую очередь пенсионеров  и жителей предпенсионного возраста. Главным барьером стало нежелание  уезжать, так как на новом месте  жительства норильчане теряли привычную  социальную среду, а для трудоспособных членов семьи крайне непривлекательным  был уровень заработков.

В автономных округах  ситуация иная -- их уже покинули наиболее активные жители (хотя на Таймыре всплеск  возвратных миграций также имел место  в последние годы), а образ жизни  части оставшихся жителей таков, что они не имеют стимулов мигрировать  в поисках работы. К тому же в  округах нет финансируемых бизнесом программ переселения,. Для коренных малочисленных народов Севера (КМНС) проблема занятости до сих пор  остается острой, но в основном для  мужчин, так как среди занятых  КМНС до 2/3 составляют женщины, работающие преимущественно в бюджетных  отраслях социальной сферы. Развитие Крайнего Севера выделено отдельным пунктом  в концепции развития края до 2010 г., в том числе поставлена цель обеспечить самозанятость населения  путем стимулирования традиционных видов деятельности (охоты, рыболовства, сбора дикоросов).

Информация о работе Рыночная экономика: необходимость, сущность, пути перехода