Рыночная
экономика в России
Факторы
формирования российской
модели рыночной экономики
Россия после
длительного периода существования
административно-командного типа системы
национальной экономики в конце ХХ
в. начала переход к рыночной модели национальной
экономики. Это было вызвано объективной
необходимостью вывода национальной экономики
из затяжного кризиса.
Так как существовавшая
система не могла обеспечить активного
экономического роста, было принято
решение о ее изменении. В результате
этого изменилась не только национальная
экономика, но и политическая, государственная,
социальная системы.
Распад
СССР повлек
за собой существенные геополитические
изменения, разрушение существовавших
экономических связей привело к глубокому
кризису не только российской экономики,
но и экономик стран, входивших в состав
СССР.
Причины перехода
России к рыночной модели экономики:
- тотальное
государственное регулирование экономики.
Официальное отсутствие рыночных отношений
существовало одновременно с развитой
теневой экономикой;
- существование
нерыночной экономики в течение большого
промежутка времени, что привело к ослаблению
экономической активности населения,
а также ориентации на принятие решений
государством, т. е. необоснованному преувеличению
тотальной социальной функции государства;
- перекос отраслевой
структуры национальной экономики в сторону
доминантной позиции военно-промышленного
комплекса (ВПК). Одновременно с этим было
снижено значение легкой промышленности,
а также отраслей, которые непосредственным
образом обеспечивают качество жизни
населения;
- отсутствие
конкурентной способности товаров, произведенных
в сфере национальной экономики, на уровне
мировой экономики.
Совокупность
всех этих факторов привела к формированию
затяжного экономического, социального
и политического кризиса.
Ключевым моментом
рыночных преобразований в экономике
РФ стало коренное изменение отношений собственности. На всех уровнях предпринимательской
деятельности в стране происходят следующие
глубокие качественные сдвиги:
- Широкомасштабные
процессы приватизации и разгосударствления
собственности.
- Акционирование,
т. е. создание акционерных
обществ
всех типов.
- Формирование
«среднего класса» собственников.
- Повышение
степени открытости хозяйственной системы,
т.е. развитие внешнеэкономических связей
национальной экономики РФ с хозяйственными
системами стран ближнего и дальнего зарубежья.
- Создание
объектов смешанной экономики — совместных
предприятий (СП) и повышение их доли в
итоговых результатах деятельности национальной
экономики РФ.
- Рост числа
и масштабов деятельности в национальном
хозяйстве РФ предприятий, являющихся
исключительной собственностью иностранных
физических и юридических лиц.
- Создание свободных
экономических зон
(СЭЗ) всех типов на территории РФ.
- Создание транснациональных
компаний,
финансово-промышленных групп и совместных
предприятий с целью сохранения сложившейся
системы кооперации и дальнейшего ее развития.
- Включение
РФ в различного рода международные союзы
и соглашения на правах полноправного
их члена. Например, во Всемирную торговую
организацию, большую «восьмерку», Черноморское
экономическое сотрудничество и т. д.
Все это приводит
к росту степени многоукладности национальной
экономики
РФ, появлению в ее составе активно действующих
подразделений малого, среднего и крупного
бизнеса, отечественных и иностранных
собственников-предпринимателей, к росту
степени открытости российской национальной
хозяйственной системы, к ее интеграции
в сложившуюся систему мирохозяйствования.
Стратегии
перехода к рыночной
экономике
Перед странами,
решившими осуществить переход
к рынку, неизбежно вставал вопрос о
выборе концепции экономического развития.
Существуют две различные концепции реализации
этого перехода:
Градуализм
— предполагает проведение реформ медленно,
шаг за шагом. Источником рыночных преобразований
данная концепция видит государство, которое
должно постепенно заменять элементы
административно-командной
экономики
рыночными отношениями. На начальном этапе
преобразований необходимо регулирование заработной
платы, цен, контроль над внешними
связями, банками, лицензирование менеджмента.
Шоковая терапия
— построена в основном на свободном подходе
к регулированию экономической
системы.
Либерализм исходит из того, что рынок — самая эффективная
форма экономической деятельности, способная
к самоорганизации. Следовательно, преобразования
переходного периода должны происходить
с минимальным участием государства. Главная
задача государства — поддержание устойчивости финансовой
системы,
и сдерживание темпов инфляции, так как без стабильной
денежной единицы рынок существовать
не может.
Шоковая терапия
предполагает использование в качестве
основного инструмента антиинфляционной
политики — либерализацию цен
и резкое сокращение государственных
расходов. Выбор, который большинство
стран с переходной экономикой делают
в пользу «шоковой терапии» обусловлен
объективными факторами. На начальном
этапе переходного периода часто нет условий
для реализации стратегии «градуализма».
Общие элементы
стратегии перехода к экономике рыночного
типа:
- Либерализация
экономики.
- Макроэкономическая
финансовая стабилизация.
- Институциональная
трансформация.