Экономическая роль государства в системе рыночных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:50, контрольная работа

Описание работы

Экономический порядок характеризуется разделением в определённой форме между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений – особенно прав принятия решения относительно удовлетворения потребности.
В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции правительства – федерального, местных органов власти – играют в ней существенную роль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

1. Объективная необходимость и цели государственного
регулирования экономики………..…….......................................................5
2. Государство и его экономические функции. Формы
государственного регулирования в механизме рыночных отношений….8
3. Основные методы, институты и противоречия
государственного регулирования экономики……………………..………14
4. Опыт государственного регулирования экономики в
Российской Федерации…………………………………………………….40
Заключение………………………………………………………………….44
Список использованной литературы……………………………………....46

Работа содержит 1 файл

Государственное регулирование экономики.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Академия гуманитарных наук и образования (Омское отделение)

Негосударственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования «Омская гуманитарная академия»

Социально-экономический  факультет

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По  дисциплине: Государственное регулирование экономики

«Экономическая роль государства в системе рыночных отношений»

За 3 курс, 6 семестр

Форма контроля: экзамен

                                                                                   Выполнила:

Студентка 3  курса

Специальности: «Управление  персоналом государственной и муниципальной  службы»

                                                                          Форма обучения: заочная

                                                                          Азек Ирина Алексеевна

                                                                          Проверил(а):

                                                                           _____________________________

Должность, Фамилия И.О.

                                                                           Оценка:______________________

“____”________________20___ г.

 

    Омск  2013 г. 

 

Содержание

 

                                                                                                                           

Введение……………………………………………………………………..3  

 

1. Объективная  необходимость и цели государственного 

регулирования экономики………..…….......................................................5

2. Государство и его экономические функции. Формы

государственного  регулирования в механизме рыночных отношений….8

3. Основные методы, институты и противоречия

государственного  регулирования экономики……………………..………14  

4. Опыт государственного  регулирования экономики в

 Российской Федерации…………………………………………………….40

Заключение………………………………………………………………….44

Список использованной литературы……………………………………....46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экономический порядок характеризуется  разделением в определённой форме  между государством и отдельными личностями прав принятия экономических решений – особенно прав принятия решения относительно удовлетворения потребности.

В экономике России большой  упор делается на централизованное планирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции правительства – федерального, местных органов власти – играют в ней существенную роль.

Количественно выразить экономическую  роль правительства нелегко. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и правительства в экономике, служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой правительства.

Изучение экономической роли государства  – неотъемлемая часть экономического образования. Отечественная экономическая наука переживает сегодня новый этап. От почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. она опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.

В России продолжается процесс формирование рыночной экономики. В результате экономических  реформ сложилась крайне нерациональная, деформированная в основах хозяйственная система, имеющая мало общего с нормальной рыночной экономикой.

В такой ситуации регулирующая роль государства также приобретает  искаженный характер, далёкий от того, каким должен быть в условиях цивилизованного  рынка. Это усложняет изучение проблем государственного регулирования экономики России. Многие инструменты экономической политики российского государства находятся в состоянии становления. С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма будет претерпевать изменения и государственное регулирование экономики. Экономические функции государства во все большей мере будут сосредотачиваться на усилении роли рынка, на смягчении его "провалов", на более полной реализации неуклонно возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.

После радикальных рыночных преобразований стала признаваться необходимость  усиления экономической роли государства. Но это усиление должно идти не в  направлении продолжения прежнего экономического курса и усиления деформации рыночных отношений, а в направлении кардинальной корректировки рыночных преобразований.

 

1. Объективная необходимость и цели государственного регулирования экономики.

В обеспечении  нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Государственное регулирование экономики имеет  долгую историю. Практика здесь опережает  теорию. В период раннего капитализма  в  Европе существовал централизованный контроль над ценами, качеством товаров  и услуг, процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты 17 века - пионеры нормативной экономической  теории - писали о том, что только детальное руководство со стороны  правительства способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. Они видели в государственном руководстве средство, обеспечивающее социальную справедливость.

С переходом  к капитализму, свободной конкуренции  многие заповеди меркантилистов канули в Лету. Подход основоположников классической экономики (18 век), лимитировавших государственное  вмешательство в хозяйственную жизнь, имеет историческое объяснение. Ведь к тому времени вершителями судеб в экономике стали рынок и свобода выбора. В экономическом смысле свобода предполагает две главных составляющих: защищенное законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В 18 - 19 веках экономическая роль государства сводилась, в основном, к охране этих первичных прав. 20 век был ознаменован почти повсеместным укреплением экономического присутствия государства.

Со второй половины 19 века национальное производство достигло невиданных ранее масштабов. Конец века связан со взрывом, скачком в научно - техническом развитии и появлением ряда новых отраслей, т. е. углублением общественного разделения труда. Все эти обстоятельства порождали потребность в координации, в поддержании пропорций на макро уровне, в антициклическом регулировании.

Началось наступление  на рынок со стороны монопольных  структур: картелей, синдикатов, и т.п. ... В этих условиях для обеспечения конкуренции стали жизненно необходимы выработка антимонопольного законодательства и его применение органами государства.

Усиление государственного регулирования диктовалось целями подготовки к войнам, их ведения, поддержания  обороноспособности. Разрабатывалась  целая система мер, включавших принудительное картелирование (Германия), протекционизм (Япония). Формировались военно - промышленные комплексы, тесно связанные с правительством.

Государственное регулирование экономики явилось  необходимым для осуществления  социальной политики, вообще стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление или удовлетворение общественных потребностей (здравоохранение, образование, поддержка неимущих и пр.) невозможны без использования государственных рычагов и организаций.

В современных  условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику.

          Особенно возрастает роль государственного  регулирования в условиях экономического  кризиса. Мировой опыт показал, что выход из кризиса возможен лишь при жесткой централизации государственной власти и проведении нетривиальных мер по обеспечению экономического роста. Так было с западноевропейскими странами в послевоенный период, и с латиноамериканскими (Чили, Аргентиной, Бразилией) совсем недавно.

Проблема государственного вмешательства в экономику является,  по моему мнению,  является основной  для  любого  государства,  независимо от того, рыночная ли это экономика  или же

распределительная.  В распределительной экономике  все  проще:

государство  берет  на  себя все права и  обязанности по производству и распределению  товаров и услуг. То есть о регулировании  говорить не приходится:  государству  просто некого регулировать. В таком  случае речь идет о замещением всего многообразия  форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной,  а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением.  Однако такая система на деле показала свою неэффективность.     Остается рыночный путь развития.  Но  в  рыночном  хозяйстве  государству  приходится постоянно  корректировать глубину влияния.  Перед государством не стоят такие задачи,  как  непосредственное  производство  и распределение  ресурсов,  товаров  и услуг.  Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами,  капиталом и  произведенными товарами,  как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то увеличивая, то уменьшая степень вмешательства. Рыночная система - это прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений как со стороны как потребителей, так и со стороны производителей.  Государственная политика просто не  имеет права отставать от изменений в рыночной системе,  иначе оно превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в  бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

2. Государство и его экономические функции. Формы государственного регулирования в механизме рыночных отношений.

    

Вмешательство государства  в экономику преследует определенные функции.  Как правило,  оно корректирует  те  "несовершенства",  которые присущи рыночному механизму  и с которыми он сам либо справиться не в состоянии, либо это решение неэффективно.

Государство  берет на себя ответственность за создание равных условий для соперничества  предпринимателей,  для эффективной  конкуренции, за ограничение власти монополий. Оно также заботится  о производстве достаточного количества  общественных товаров  и  услуг,  так  как  рыночный механизм не в состоянии

должным образом  удовлетворять коллективные потребности  людей. Участие государства в  экономической жизни диктуется  еще и тем, что рынок не обеспечивает социально справедливое распределение  дохода. Государству надлежит заботиться об инвалидах, малоимущих, стариках. Ему также принадлежит сфера фундаментальных научных разработок. Это необходимо потому что для предпринимателей это очень рискованно,  чрезвычайно дорого и,  как правило, не  приносит  быстрых доходов.  Поскольку рынок не гарантирует право на труд,  государству приходится регулировать рынок труда, принимать меры по сокращению безработицы.

В целом государство  реализует  политические  и  социально-экономические  принципы данного сообщества граждан.  Оно активно участвует  в  формировании  макроэкономических  рыночных процессов.

Роль государства  в рыночной экономике  проявляется  через следующие важнейшие функции:

1.создание правовой основы  для  принятия  экономических решений.  Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность,  определяет  права  и обязанности граждан;

2.стабилизация экономики.  Правительство использует бюджетно-налоговую  и  кредитно-денежную политику для преодоления

спада производства,  для сглаживания инфляции, снижения безработицы,  поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты;

3. социально-ориентированное    распределение   ресурсов. Государство организует производство товаров и  услуг,  которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства,  связи, транспорта, определяет расходы на оборону,  на науку,  формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.;

4.обеспечение  социальной  защиты и социальной гарантии. Государство гарантирует минимум заработной  платы,  пенсии  по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.

Информация о работе Экономическая роль государства в системе рыночных отношений