Рыночные экономические системы, и их характеристика

Автор: M**********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление особенности перехода России к рыночной экономике и последствия.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
Рассмотреть основные особенности административно-командной экономической системы;
Определить исходные точки перехода России к рыночной экономической системе;
Рассмотреть основные программы экономических реформ в период перехода;
Рассмотреть последствия перехода;
Проанализировать состояние экономики России после перехода.

Содержание

Введение 3
1. Переход России к рыночной экономической системе 4
1.1. Особенности административно-командной экономической системы
1.2. Исходные точки перехода России к рыночной экономической системе
2. Основные программы экономических реформ 13
2.1. Последствия перехода 17
2.2. Состоние экономики России после перехода 24
Заключение 29
Список исопользовнной литературы 30

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 41.39 Кб (Скачать)
 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Московский  государственный  индустриальный университет

(ГОУ  МГИУ)

Филиал  ГОУ МГИУ в г. Сергиевом  Посаде МО

(СПФ  ГОУ МГИУ) 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа 
 
 

по  дисциплине: 

«Экономическая теория» 

на тему: «Рыночные экономические системы, их характеристика.» 
 

Выполнил: 

Студент __________________________________________________________________ 

Группа _____________курс _______ семестр _______ 

Проверил: 

Преподаватель _______________________________________ 
 
 
 
 
 

Дата сдано:      «_______»_______________200___г. 

Дата проверено:     «_______»_______________200___г. 
 
 

Сергиев Посад

2010

Содержание

    

Введение 3

1. Переход России  к рыночной экономической  системе                    4

   1.1. Особенности административно-командной экономической системы                                                                                                    7

   1.2. Исходные точки перехода России к рыночной экономической системе                                                                                                   10

2. Основные программы экономических реформ                             13

   2.1. Последствия перехода                                                                17

   2.2. Состоние экономики России после перехода                         24

Заключение                                                                                            29

Список  исопользовнной литературы                                                  30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Тема  курсовой работы «Рыночные экономические системы, их характеристика»  выбрана не случайно: в наше время вопросы рыночной экономики актуальны, так как на протяжении многих лет наша страна была закрыта для международных отношений. Сейчас наша страна вышла на новый уровень своего развития, теперь  рынок и экономическая система играют значимую роль для России.

Вообще  рынок - сложная экономическая система  общественных взаимоотношений в  сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических  систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских  талантах и на справедливом отношении  к ним государства.

Именно  по этому целью данной курсовой работы является выявление особенности  перехода России к рыночной экономике  и последствия.

Для достижения цели нужно решить следующие задачи:

Рассмотреть основные особенности административно-командной  экономической системы;

Определить исходные точки перехода России к рыночной экономической системе;

Рассмотреть основные программы экономических  реформ в период перехода;

Рассмотреть последствия перехода;

Проанализировать  состояние экономики России после  перехода.

1. Переход России  к рыночной экономической  системе

Общая концепция перехода России к рыночной экономике — это концепция  стратегического взаимодействия с  Западом. Путь, по которому Россия реально  могла пойти к новым переменам, во многом зависит от характера и  степени участия Запада в этих процессах.

Концепция стратегического взаимодействия не нова. Она была сердцевиной плана  Маршалла. В 1947 г. Государствен­ный секретарь  США Дж. Маршалл впервые выступил в Гарварде с обращением, в котором  он бросил вызов европейским государствам. В нем говорилось, что если эти  страны смогут совместно разработать  план того «как поставить на ноги экономику  Европы», то США окажут им поддержку  и предоставят свой финансовые ресурсы  для такого плана действия в той  мере, в какой они сочтут это  для себя практически целесообразным.[1, с 15]

И хотя этот факт затерялся на страницах  исторических исследований, среди стран, приглашенных участвовать в про­грамме американской помощи в то время, был  Советский Союз и страны Восточной  Европы. Однако Сталин отклонил это  предложение и Советский Союз стал самостоятельно восстанавливать послевоенную экономику.

Идея  Маршалла в США была встречена  со скептицизмом. Одни говорили, что  после пяти лет войны ограниченные ресурсы страны в первую очередь  должны быть направлены на решение  внутренних проблем. Другие находили странной  мысль о том, что доллары, необходимые  Америке, могут  пойти в страны, среди которых ее недавние враги, чьи солдаты еще недавно убивали американских солдат. И может  быть, самым невероятным для специалистов было предположение, что страны Европы смогут стать мирным сообществом наций.

Тем не менее, Маршалл продолжал верить, что интересы Америки требуют  по-настоящему скоординированной работы с европейскими странами в деле строительства  их будущего. Он был убежден, что  тесное сотрудничество европейских  государств, обусловленное щедрой помощью  Америки, может сделать реальным мир и процветание, о котором  прежние поколения едва ли могли  даже мечтать. В 80-90-х гг. правительству  Советского Союза была предложена программа  мероприятий по переходу к рыночно-демократическому обществу под названием «Согласие  на шанс». Эта программа была разработана  американскими учеными Гарвардского университета совместно с экономистами из Советского Союза Г. Явлинским, M. Задорновым и др. [3. с 102]

В соответствии с этой программой в экономической  сфере основным принципом являлось создание рыночной экономики и ее интеграция в мировое хозяйство, т.е.: во-первых - легализация основных Экономических прав, начиная с  утверждения прав собственности; во-вторых - приватизация большей части государственных  предприятий; в-третьих - демонополизация  в целях создания новых предприятий  и свободной конкуренции предприятий; бюджетная и денежная стабилизация за счет резкого сокращения государственных  расходов, субсидий, расходов на оборону  и т. п.; либерализация цен для  того, чтобы они могли определяться силами спроса и предложения, действующими на рынке; нормализация внешней торговли, включая конвертируемость валюты.

За период 1985-1991 гг. Советский Союз сделал первые шаги на пути к демократии: свободные  выборы республиканских и местных  органов власти, отказ от конституционного закрепления монополии КПСС на власть, принятие законов, гарантирующих независимость  печатных изданий, свободу вероисповедания и выезда из страны.

Часть властных полномочий уже передана с  союзного на республиканский уровень, значительно возросли права местного самоуправления.

Качественно новый этап политических реформ открыло  Заявление Президента СССР и лидеров  девяти союзных респуб­лик от 23 апреля 1991 г., где было предусмотрено: завершение работы над новым Союзным Договором  между суверенными республиками; в течение 6 месяцев со дня подписания Договора подготавливается и принимается  новая Конституция Союза; за принятием  новой Конституции следуют выборы новых союзных органов власти; признается право всех республик  свободно определять свое членство в  Союзе; запрещается дискриминация по национальному признаку.

Этот  план, по мнению разработчиков, позволит создать новый Союз на принципах  добровольности, равноправия и зашиты прав человека; переломить тенденцию  дезинтеграции СССР. [2. c 97] 

    1. Особенности административно-командной  экономической системы

Хозяйственный механизм административно-командной  системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями  из единого центра - высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных  субъектов. Во-вторых, государство полностью  контролирует производство и распределение  продукции, в результате чего исключаются  свободные рыночные взаимосвязи  между отдельными предприятиями. В-третьих, государственный аппарат руководит  хозяйственной деятельностью с  помощью преимущественно административно-командных (директивных) методов, что подрывает  материальную заинтересованность в  результатах труда.

Гигантские  монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при  отсутствии конкуренции не заботятся  о внедрении новинок техники  и технологии. Для порождаемой  монополизмом дефицитной экономики  характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения  сбалансированности народного хозяйства.

В России с административно-командной системой решение ключевых экономических  задач имело свои специфические  особенности. В соответствии с господствовавшими  идеологическими установками задача определения объема и структуры  продукции считалась слишком  серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение непосредственным производителям - промышленным предприятиям, колхозам и совхозам. Поэтому структура общественных потребностей определялась центральными плановыми органами. Однако поскольку детализировать и предвидеть изменение общественных потребностей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения минимальных потребностей.

Централизованное  распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей. Оно происходило  в соответствии с заранее выбранными как "общественные" целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими  установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками  производства жестко регламентировалось центральными органами посредством  повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно  утверждаемых нормативов средств фонда  заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда [3, c.25].

Нежизнеспособность  этой системы, ее невосприимчивость  к достижениям НТР и неспособность  обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали  неизбежными коренные социально-экономические  преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Исходные точки перехода России к рыночной экономической системе

Процесс перехода от командной к рыночной экономике имеет общие закономерности. С одной стороны, этот процесс  включает глубокие изменения в структуре  социально-экономических отношениях, а также производства, с другой — осуществление незамедлительных жестких стабилизационных мер, прежде всего в нормализации потребительского рынка, системе хозяйственных связей, в денежно-кредитной и финансовой сфере и в ценообразовании.

Структурная перестройка является в конечном счете необходимым условием устойчивого  рыночного равновесия, эффективного функционирования всех механизмов рынка.

По каждому  из перечисленных направлений должно быть обеспечено опережающее создание правовой базы и институтов государственной власти и управления.

Задача  перехода к рыночной экономике состоит  в том, чтобы свести к минимуму экономические и социальные издержки; неизбежные в переходный период. Ее решению должен быть подчинен выбор  мер, осуществляемых по каждому направлению, их координация между собой и  во времени. Необходимо учесть, что  переход к рыночной экономике  до момента, когда она в полной мере раскроет свои возможности, есть процесс длительный, охватывающий весь период глубинной структурной перестройкисоциально-экономических  отношений, серьезных изменений в установках и нормах поведения миллионов людей. А это не просто.

Информация о работе Рыночные экономические системы, и их характеристика