Роль стратегий и программ региона в системе инструментов государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Как показал опыт реформ в России, рыночная экономика в случае нарушения равновесия и кризиса не способна к саморегулированию. Поэтому велико значение правильного выбора стратегии и тактики влияния государства на экономические процессы.
Постепенное преодоление кризисных явлений и переход России к устойчивому развитию обуславливают необходимость решения задачи формирования регионов. К числу важнейших инструментов реализации такой политики относится решение проблем развития депрессивных регионов.

Содержание

Введение

Приоритетная региональная политика государства: цели, задачи, приоритеты и принципы.
Содержание и функции планирования в системе государственного регулирования
Сущность и принципы стратегического планирования
Методика стратегического планирования развития региона
Формы и направления государственного регулирования
Роль стратегического планирования как фактора инновационного развития регионов.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Акт.проблемы упр.регионом__Главный рефират.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

______________________

¹Проект федерального закона «Об основах государственной  региональной политики, порядке ее разработки и реализации»

  1. Содержание и функции планирования в системе государственного регулирования.

 

    1. Сущность и принципы стратегического планирования

Стратегическое¹ планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей

Функция планирования предполагает решение  о том, какими должны быть цели организации  и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Процесс  стратегического планирования, является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

Питер Лоранж видит четыре основных вида управленческой деятельности в  рамках процесса стратегического планирования: распределение ресурсов, адаптация  к внешней среде, внутренняя координация  и организационное стратегическое предвидение.

Распределение ресурсов. Этот процесс  включает в себя распространение  ограниченных организационных ресурсов: фонды, дефицитные управленческие таланты  и управленческий опыт. (Разбиение  большой компании на несколько более  мелких, с целью сокращения числа менеджеров и общефирменного персонала. Сэкономленные деньги заново инвестируются в данные отделения).

Адаптация к внешней среде. Охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с её окружением.

Компаниям необходимо адаптироваться к внешним как благоприятным возможностям, так и опасностям (при помощи анализа внешней среды организация создаёт перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается), выявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Создание новых благоприятных  условий посредством разборки более  совершенных производственных систем, путём взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.

Внутренняя координация. Координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях является неотъемлемой частью управленческой деятельности.

Осознание организационных стратегий. Осуществление систематического развития мышления менеджеров путём формирования организации, которая может учиться  на прошлых стратегических решениях. Учась на прошлом опыте стратегических решений, персонал фирмы повышает свой профессионализм, правильно корректирует стратегическое направление своей организации.

Стратегический план должен разрабатываться  скорее с точки зрения перспективы  всей корпорации, а не конкретного  индивида. Однако, на личных предприятиях основатель предприятия может позволить себе относительную роскошь, сочетать личные планы со стратегией организации.

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает фирме  определенность, индивидуальность, что  позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов.

 

______________________

¹ Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала»

Этот план открывает перспективу  для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение  длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости  можно было осуществить их модификацию и переориентацию.

Модель стратегического планирования не может быть единообразной, так  как природа организаций очень  разнообразна.

В России перспективное планирование рассчитывается на среднесрочном планировании из-за предельно высокой неопределённости будущего.

Современный рыночный механизм планирования отталкивается от принципов демократизации, самопланирования и форм собственности.

Принцип демократизации планирования заключается в том, что планово-управленческие решения формируются, в основном, снизу, на свободной основе при минимально необходимом уровне централизации.

Принцип самопланирования заключаются  в том, что каждый субъект хозяйственной  деятельности самостоятельно разрабатывает  свой план, который не нужно утверждать в вышестоящих органах.

Принцип первичности форм собственности  предусматривает то, что право  планирования объектов собственности, принадлежат собственнику, который  сам решает делегировать или нет  эту функцию распорядительным органам, планирующим от его лица.

Планирование должно быть основано на применении научных прогнозов, целевых программ, балансовых расчетах и методах оптимизации плановых решений для определения и выбора стратегических целей и тактических задач в области экономики и социального развития. Такое планирование предполагает сознательное использование объективных законов развития производственных отношений при определении структурных и качественных сдвигов в экономике.

    1. Методика стратегического планирования развития региона.

Стратегический план развития региона - это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание следующих аспектов деятельности по развитию региона: постановка целей развития региона; определение пути достижения поставленных целей; анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов; разработка методов организации движения по избранным направлениям; использование ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей; определение способов использования ресурсов.

Стратегический план социально - экономического развития региона позволяет его администрации и всему региональному сообществу действовать совместно. Стратегический план - это документ не исключительно администрации, а в большей мере всех участников процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников процесса.

К основным характеристикам стратегического  плана развития региона относятся  следующие:

- выделение сильных и слабых  сторон региона, стремление усилить,  развить, сформировать конкурентные  преимущества региона, прежде всего по созданию лучших условий жизни людей;

- краткие идеи и принципы, которые  ориентируют производителей товаров  и услуг, инвесторов, администрацию  и население, помогая им осуществлять  решения, базирующиеся на видении  будущего развития;

- партнерское взаимодействие всех региональных сил. План представляет собой не директиву, а скорее компиляцию разумных рекомендаций в адрес администрации со стороны предпринимателей и населения. План должен стать своеобразным соглашением относительно специфических мер стратегического характера, которые важны и для производства, и для жителей региона.

Цикл стратегического планирования региона можно представить в  следующем виде:

  1. Определение целей развития

Четко сформулированная система целей  развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести региону намного больше пользы, чем финансовые средства, полученные от федерального центра, которые можно просто потратить на погашение той или иной текущей задолженности.

Главная цель развития любого региона - устойчивое улучшение качества жизни  всех категорий жителей. Данная цель может быть выражена более подробно через характеристики и параметры  развития региона как многофункционального, интегрированного в российскую и мировую экономику и предоставляющего благоприятную внешнюю среду для жизни и экономической активности.

  1. Анализ внешней среды развития региона

Анализируются ключевые социально - экономические  параметры внешней среды (динамика ВВП, инвестиционный климат, разнообразные риски, инфляция, перспектива экономического роста), проводится сравнительный анализ экономического развития.

Анализ внешних и внутренних факторов позволяет определить отрасли  и виды деятельности, которые  могут дать региону существенное развитие, и сформулировать соответствующие меры, которые могут эффективно реализовать имеющийся потенциал.

  1. Анализ потенциала развития региона

С помощью количественного и  качественного анализа экономической, социальной, экологической и институциональной внешней среды, в которой действуют региональные экономические агенты, уточняются и оцениваются внешние ресурсы, которые можно привлечь для экономического развития региона (финансовые, человеческие, природные, институциональные).

Выбор стратегии развития региона  в значительной степени определяется состоянием его социально - экономического потенциала.

  1. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ

На этой стадии стратегического  планирования:

- рассматриваются возможности использования имеющихся преимуществ региона (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры);

- определяются результаты осуществления  предшествующих программ социально-экономического  развития региона;

- выявляются причины  успехов и провалов предыдущих  шагов по управлению региональным  экономическим развитием.

  1. Разработка концепции и стратегии развития

На этой стадии стратегического  планирования делаются окончательные  выводы о целях социально - экономического развития региона, факторах и механизме этого развития, а также о методах управления этим развитием. Выводы делаются с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. В результате выработки и реализации концепции происходят формирование альтернативных вариантов стратегии, их сравнительная оценка, отбор оптимального варианта и его доработка с учетом положительных компонентов и подходов, содержащихся в других вариантах.

  1. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии

На основе сформированных концепции  и стратегии социально - экономического развития разрабатывается план конкретных действий.

Стандартный план конкретных действий включает в себя задачи с указанием  срока их решения, ответственных  лиц, ожидаемых результатов, размеров и источников финансирования, способов промежуточного контроля и обратной связи. Весьма важным аспектом этой стадии стратегического планирования является анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением плана.

  1. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения

Целевое стратегическое управление развитием  региона предполагает наличие не только рабочей программы действий, но и постоянного мониторинга социально - экономического состояния региона, сравнение данных мониторинга с целями и критериями регионального развития, оценку эффективности и результативности, принятых мер.

Планирование социально - экономического развития региона - это непрерывный процесс, в рамках которого принимаются любые, в том числе тактические, текущие решения. Наличие долгосрочного плана развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе.

Целевое стратегическое управление развитием  региона предполагает наличие не только рабочей программы действий, но и постоянного мониторинга  социально - экономического состояния  региона, сравнение данных мониторинга  с целями и критериями регионального развития, оценку эффективности и результативности, принятых мер.

Планирование социально-экономического развития региона - это непрерывный  процесс, в рамках которого принимаются  любые, в том числе тактические, текущие решения. Наличие долгосрочного плана развития позволяет осуществлять текущие решения на обоснованной и проработанной базе.

    1. Формы и направления государственного регулирования.

Государственные плановые органы анализируют  структуру и объем затрат на достижение общегосударственных целей и выделяют из государственного бюджета необходимые ресурсы.

Государственные плановые органы доводят  на договорной основе до предприятий  государственный заказ, как правило, на каждый такой заказ объявляется  конкурс, предприятия выигравшие его, получает финансовое обеспечение данного заказа. Само предприятие формирует план, направление расходования средств, кооперационные связи и разрабатывает производственную программу.

Информация о работе Роль стратегий и программ региона в системе инструментов государственного регулирования