Роль стратегий и программ региона в системе инструментов государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Как показал опыт реформ в России, рыночная экономика в случае нарушения равновесия и кризиса не способна к саморегулированию. Поэтому велико значение правильного выбора стратегии и тактики влияния государства на экономические процессы.
Постепенное преодоление кризисных явлений и переход России к устойчивому развитию обуславливают необходимость решения задачи формирования регионов. К числу важнейших инструментов реализации такой политики относится решение проблем развития депрессивных регионов.

Содержание

Введение

Приоритетная региональная политика государства: цели, задачи, приоритеты и принципы.
Содержание и функции планирования в системе государственного регулирования
Сущность и принципы стратегического планирования
Методика стратегического планирования развития региона
Формы и направления государственного регулирования
Роль стратегического планирования как фактора инновационного развития регионов.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Акт.проблемы упр.регионом__Главный рефират.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Второй этап разработки стратегии  заключается в определении степени  нормативно – правового обеспечения создания и поддержание кластеров, организации институциональных структур в регионе, формирующих благоприятный климат для развития экономических отношений и внедрения программ повышения производительности, изучение интересов, проживающего на территории населения.

Вводится третий этап разработки конкурентоспособной  стратегии развития региона –  маркетинговый. На данном этапе создаются  бренды территории, по определенным приоритетам  развития региона, выявленных на первом и втором этапе, намечаются направления маркетинговой политики, определяется механизм социального партнерства и контрольные показатели развития территории для постоянного мониторинга

Поэтапное формирование стратегии  территории дает возможность до составления  программ социально – экономического развития определить производственную специализацию экономики, позволяющую увеличить наполняемость бюджета, условия осуществления эффективной инвестиционной политики, добиться согласованных действий в развитии территории органов власти, населения и бизнес – сообщества. Этому будут способствовать созданная система социального партнерства, маркетинговая политика, бренд территории, стратегия повышения производительности.

 

Заключение.

Ни одно хозяйственное, а тем  более стратегическое решение не может быть принято и выполнено без предвидения их последствий, без выбора стратегических и тактических приоритетов, целенаправленных действий по их реализации. Для этого используются такие испытанные инструменты, как прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и программирование социально-экономического развития страны и составляющих ее регионов.

Государственное прогнозирование  представляет собой систему научно обоснованных представлений о тех  или иных направлениях социально-экономического развития страны. В условиях перехода к рыночным отношениям прогнозирование приобретает весьма большое значение и становится начальной стадией, основой всей системы управления. Это обусловлено тем, что в условиях рынка меняются траектории развития, возрастает альтернативность его вариантов, усиливается интенсивность поиска выходов из нежелательных, негативных ситуаций.

Научной основой социально-экономического прогнозирования является теория предвидения будущего, разработанная выдающимся российским экономистом Н.Д. Кондратьевым. Предвидение будущего развития, согласно Н.Д. Кондратьеву, базируется на познании и практическом использовании закономерностей статики, цикличной динамики и социально-экономической генетики.

В практике социально-экономического прогнозирования преобладает линейно – экстраполяционный подход. На основе статистического анализа выявляются тенденции и параметры развития системы в прошлом и переносятся на будущее. Такой подход дает более или менее надежные результаты в период инерционного развития системы, но он приводит к крупным ошибкам в периоды перелома тенденций, изменения факторов движения при переходе от одной фазы цикла к другой, особенно в периоды кризисов. Научно обоснованные, более надежные и достоверные прогнозы можно выстроить лишь с использованием теории циклов и кризисов, разработанной Н.Д. Кондратьевым и другими российскими и зарубежными учеными.

Прогнозирование является неотъемлемым элементом функционирования механизма  экономического управления, нерасторжимо связанным с другими элементами этого механизма - рынком и планом. Без прогноза невозможно принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успеха в хозяйственной деятельности, государственном регулировании воспроизводства и развития.

Можно выделить три основные функции, которые выполняет прогнозирование в системе экономического управления: предвидение тенденций развития и взаимосвязей прогнозируемого объекта; прогнозное обоснование принимаемых решений; прогнозное сопровождение выполнения решения.

Реализация функций социально-экономического и территориального прогнозирования осуществляется через систему прогнозов, которые можно классифицировать по четырем основаниям: объект прогноза, его горизонт, характер и уровень управления.

При обосновании прогнозов используют разнообразный набор инструментов - от простой экстраполяции на будущее сложившихся тенденций до построения сложных экономико-математических и имитационно-эвристических моделей.

Основы организации прогнозной работы в России определены Федеральным  законом от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Данный Федеральный закон определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития России и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

    1. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 20 июля 1995 г. №115-ФЗ // Собрании законодательства Рос. Федерации. - 1995. - №30, ст. 2871. - С. 3681.
    2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р // Собрание законодательства Рос. Федерации. - 2008. - №47, ст. 5489. - С. 5127.
    3. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики / А.М. Бабашкина. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 480 с.
    4. Бабашкина А.М. Методы государственного регулирования экономики / А.М. Бабашкина, Е.В. Берездивина, А.В. Богомолова. - М.: Инфра-М, 2009. - 300 с.
    5. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации: офиц. сайт. - 01.01.2010. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/. - 24.08.2010.

 

Периодическая печать

    1. Гранберг, А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации / А. Гранберг // Вопросы экономики. - 2005. - № 9. - С. 21-22.
    2. Ларина, Н.И. Воспроизводственный аспект в региональной политике / Н.И. Ларина // Регион: экономика и социология. - 2006. - №3. - С. 39-44.
    3. Напреенко, В.Г. Моделирование региональной экономики: новый уровень качества и безопасности / В.Г. Напреенко //Финансы, экономика, безопасность. - 2005. - №4. - С. 34-38.
    4. Нехаев, С.А. Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики С.А. Нехаев Вопросы экономики. - 2005. - № 7. - С. 13-17.
    5. Смирнов, Е.П. Проект «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России» Е.П. Смирнов Российская муниципальная практика. - 2006. - № 2. - С. 12-16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Роль стратегий и программ региона в системе инструментов государственного регулирования