Роль стратегий и программ региона в системе инструментов государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 11:30, контрольная работа

Описание работы

Как показал опыт реформ в России, рыночная экономика в случае нарушения равновесия и кризиса не способна к саморегулированию. Поэтому велико значение правильного выбора стратегии и тактики влияния государства на экономические процессы.
Постепенное преодоление кризисных явлений и переход России к устойчивому развитию обуславливают необходимость решения задачи формирования регионов. К числу важнейших инструментов реализации такой политики относится решение проблем развития депрессивных регионов.

Содержание

Введение

Приоритетная региональная политика государства: цели, задачи, приоритеты и принципы.
Содержание и функции планирования в системе государственного регулирования
Сущность и принципы стратегического планирования
Методика стратегического планирования развития региона
Формы и направления государственного регулирования
Роль стратегического планирования как фактора инновационного развития регионов.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Акт.проблемы упр.регионом__Главный рефират.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

Только в отдельных случаях  государственный заказ для предприятия  обязателен (стихийное бедствие, военные действия).

Часть государственных ресурсов, выделенных на государственные программы, передаются непосредственно конечному потребителю, как правило, это предприятия  военно-промышленного комплекса  и предприятия выпускающие стратегическую продукцию.

Предприятия, функционирующие на основе акционерной, коллективной или частной  собственности находятся вне  действия государственного плана, поскольку  работники и трудовой коллектив  сами планируют свою деятельность и  распоряжаются своими ресурсами, но это не исключает выполнение ими государственного заказа.

Для сельскохозяйственных предприятий  государство гарантирует фиксированные  цены на закупку зерна.

Централизованно установленные экономические  нормативы сменяются установлением  налоговых ставок и платы за ресурсы. Планы формируются с учетом применяемых форм налогообложения. Размер ставок устанавливается законодательным образом, а налоговые льготы могут измеряется в соответствии с нормативами, установленными законами.

Финансовые планы и бюджет формируются в соответствии с нормативами, утвержденными законодательно.

Сейчас государственный план может  формироваться суммарно, в виде самостоятельных  планов предприятий и регионов. За государством остается сведение этих планов в единый отраслевой план.

Важным направлением стратегического планирования является планирование структуры общественного производства и определение структуры сдвигов. Основная задача данного направления состоит в обеспечении наиболее эффективного использования всех видов ресурсов.

Планирование структуры национальной экономики проходит в два этапа:

1. Распределение сводных данных  показателей по отраслям, чтобы  рассчитать контрольные цифры  и довести их до предприятий  и территорий.

2. Сбор и агрегирование отраслевых  и территориальных проектировок.

Основные усилия в области структурных  преобразований должны быть направлены на решение следующих задач:

* удовлетворение на допустимом  уровне самых первоочередных  потребностей населения;

* обеспечение рационального уровня  занятости;

* создание необходимых предпосылок для активизации инвестиционной деятельности.

Для выполнения указанных задач  необходимо стабилизировать финансовую систему страны.

Важность государственного планирования состоит в измерении системы экономических отношений. Роль плана в экономическом и социальном развитии государства, регионов и предприятий.

Перспективы планирования национальной экономики (надо восстанавливать адекватное рынку централизованное планирование, государственное прогнозирование, государственный заказ и предельный уровень отношения цен в базовых отраслях, а также систему социальных гарантий работникам и населению страны в целом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль стратегического планирования как фактора инновационного развития регионов.

 

Стратегическое планирование является одним из эффективных способов воздействия на инновационное развитие региона, однако применение этого инструмента на региональном уровне сдерживается недостаточным теоретическим и методологическим обоснованием, что вызывает определенные сложности у органов местной исполнительной власти и требует выработки практических рекомендаций.

Трансформационные процессы¹ в  России обозначили ряд проблем регионального  развития. Среди них особое место занимает формирование стратегии развития регионов, обеспечивающих их конкурентоспособность с учетом своеобразия региональных отношений и общих закономерностей национального развития.

Важность стратегического регионального  развития отражена в законодательстве РФ, ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию, а так же обусловлена разработкой в субъектах РФ и муниципальных образованиях долгосрочных программ социально-экономического развития.

В настоящее время в России меняется концепция, коренным образом изменились методические подходы к формированию стратегии развития территории. Речь идет о размещении новых крупных или мелких производств на основе имеющихся природных ресурсов или сложившегося межрегионального разделения труда, определяемого центральными органами управления страной, на базе которых планируется стратегическое региональное развитие. Следует учесть и тот факт, что в экономическом пространстве появились новые силы, влияющие на экономическое преобразование – финансово-промышленные группы и транснациональные корпорации, которые являются основными инвесторами и оказывают реальное воздействие на процессы развития региона. Обоснование стратегии развития территории теперь предполагает не только учет экономических преимуществ, но и изучение внешних и внутренних научных, инновационных связей, требует оценки эффективности управления ресурсами региона.

В современных условиях единая по стране методическая база концепции  разработки стратегии развития регионов только формируется. Используемые регионами  собственные методики формирования стратегии развития отличаются многообразием методических подходов.

Обосновывая теоретические и методические подходы к разработке стратегии  развития территории, обеспечивающей ее конкурентоспособность, были исследованы  научные работы по выявлению преимуществ  экономического развития территорий с конца XYII века, была дана сравнительная характеристика преимуществ в межрегиональной торговле и теории ренты по местоположению производителей в условиях производства.

К основным таким теориям можно  отнести теорию размещения производства на основе изолированного предприятия и теорию центральных мест, в которых обоснованы функции, и размещение системы населенных пунктов в рыночном пространстве. Эти положения нашли отражения в трудах А.Вебера, В. Кристаллера, В. Лаунхардта, Й. Тюнена и др.

В России основы моделирования оптимального территориально – производственного  планирования, обоснования создания объединений, территориально – производственных комплексов отражены в работах советских  ученых А.Г. Аганбегяна, Н.Н. Баранского, В.В. Кистанова и др.

Обоснование не материально подхода  к формированию стратегии региона  рассматривается в работах Э.Куклински, А. Маршалла, а теории кластерного  развития территории – в работах  Б. Асхайма, А. Изаксена, И. Левина и др.

 

______________________

¹Трансформационные процессы от итал. Transformare – преобразовать, превращать. Социолого - политологическое пакетное понятие, используемое с 1950-1960-х для описания радикальных структурных перемен в обществе, а так же (в более узком смысле) для обозначения процесса общественно – исторических перемен, осуществляющихся в государствах Центральной Европы с конца 80-х – начала 90-х 20 века, а позднее – в новых независимых государствах бывшего СССР.

Несмотря на значительное количество научных публикаций по региональной экономике и вопросам государственного стратегического планирования, в научной литературе до сих пор не определено понятие «конкурентоспособная стратегия развития региона», не определены факторы, влияющие на ее формирование. Остаются не разработанными методические вопросы по разработке стратегии развития региона и оценке конкурентоспособности региона на стадии формирования стратегии.

На основе исследования существующих теоретических и методических подходов к территориальному развитию можно  выделить несколько этапов изменения методологии и методики формирования стратегии развития регионов. Каждому этапу присущи не только определенные формы организации производства, но и факторы, формирующие стратегию развития территории. Обоснование стратегии развития территории в современных условиях российской экономики предполагает не только учет географического расположения, транспортных связей, наличие природных ресурсов и сложившееся межрегиональное разделение труда. Требуется изучение влияния на формирование стратегии развития рынка государственной региональной политики.

Среди факторов, имеющих ключевое значение для форматирования конкурентоспособной стратегии развития территории, можно выделить:

- институциональные: реализация на территории целевых программ более высокого уровня государственного управления;

- экономические: определение приоритетов  развития производственной инфраструктуры  и инвестиционной привлекательности;

- социальные: реализация конкурентных  преимуществ социальной инфраструктуры  для привлечения населения.

Необходимо так же учитывать  и особенности государственного влияния на развитие регионов. В  современных условиях хозяйствования значительно ослабла роль институционального фактора, влияющего на стратегию развития территории. Государственные институты теперь не являются основными инвесторами экономического развития территории. Субъект РФ является частью страны, а муниципальное образование может являться образованием третьего или четвертого уровня управления. Поэтому субъект РФ, и тем более муниципальное образование, планирую стратегию территории, осуществляет этот процесс с учетом стратегических планов и наметок вышестоящих уровней управления. Стратегия развития РФ состоит из суммы стратегий субъектов РФ, а стратегия субъекта – из суммы стратегий его муниципальных образований.

Изменилась в формировании стратегии  развития территории роль экономического фактора: не природные ресурсы и  наличие полезных ископаемых на территории теперь определяют ее развитие. В условиях рыночных отношений каждый населенный пункт становится субъектом отношений, поскольку предлагает специфический набор товаров и услуг, получая в условиях конкуренции с другими населенными пунктами, ресурсы и инновации. Тем не менее, существующие различия в уровне экономических территориальных ресурсов не только между странами мира, но и внутри каждой из них проявляются в различиях доходов и уровне жизни населения, уровне развития производительных сил, природных особенностях территории, ее экономико–географическом положении, навыках и обычаях населения и т.д.

Учет социального фактора при  формировании стратегии развития территории так же должен соответствовать новым  критериям, обеспечивающим повышение  качества жизни населения. Если раньше региональное развитие, осуществляемое на государственные средства, предусматривало создание условий жизнеобеспечения, то в современных условиях это отнесено к функциям региональных органов государственного управления и местного самоуправления и должно обеспечивать социальную привлекательность территории для проживания населения.

Изменение цели разработки стратегии – от развития территории к повышению конкурентоспособности региона – обуславливает необходимость учета следующих групп факторов

Методика развития стратегии повышения  конкурентоспособности территории основана на соблюдении ряда принципов, которые будут способствовать качественному составлению программ социально – экономического развития регионов:

    1. Наличие баланса интересов органов государственной и муниципальной власти, населения и бизнес – сообщества;
    2. Целенаправленность и комплексность. Следование этому принципу позволит не только определить возможности достижения государственных минимальных стандартов в социально – экономическом развитии территории, но и сгладить функциональное противоречие между специализацией и комплексностью развития;
    3. Системность и взаимозависимость. При обосновании стратегии повышения конкурентоспособности региона должны быть учтены не только предпосылки и ограничения, формируемые на различных иерархических уровнях управления, но и возможные межрегиональные, межмуниципальные, отраслевые, межотраслевые связи, выстраиваемые как на долгосрочной, так и на краткосрочный период;
    4. Результативность и эффективность. Количественная оценка результативности и эффективности использования, имеющихся материальных, трудовых, сырьевых, информационных и прочих ресурсов позволит не только оценить уровень управления территориальным развитием, но и будет способствовать конкурентному позиционированию региона;
    5. Контроль. Выполнение программ социально – экономического развития региона, разработанных на базе конкурентоспособной стратегии развития региона, должно быть основой для стратегического планирования.

При разработке стратегии повышения  конкурентоспособности территории предлагается кроме выполняемого аналитического этапа включить организационный и маркетинговый этапы.

На стадии первого этапа –  аналитического, в методике предложено включить кроме традиционного анализа  социально – экономического положения  территории, так же стратегический анализ (SWOT – анализ) и анализ выявления ограничений и потенциала кластеризации региона. На современном этапе выявляются лишь сложившиеся тенденции роста или снижения основанных показателей социально – экономического развития. Дополнение двух видов анализов, кроме выявления потенциальных кластеров и точек роста, позволит сформировать основные перспективные направления инвестиционной политики, определить производственную специализацию региона.

Информация о работе Роль стратегий и программ региона в системе инструментов государственного регулирования