Роль государственного регулирования рынка труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - определить роль государственного регулирования рынка труда.
Задачи:
- изучить государственное регулирование рынка труда в России;
- провести оценку роли государственного регулирования рынка труда в России.
При написании данной работы я использовал следующие методы: диалектический, системный, сравнительный, статистический и т.д.

Содержание

Введение ............................................................................................................
Глава 1. Государственное регулирование рынка труда .................................
1.1. Понятие и сущность государственного регулирования рынка труда ..
1.2. Механизм государственного регулирования рынка труда в России ....
1.3. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России ...............................
Глава 2. Практическая часть: оценка роли государственного регулирования рынка труда .......................................................................................
2.1. Исследование государственного регулирования рынка труда России ..
2.2. Итоги проведенного исследования оценки роли государственного регулирования рынка труда ........................................................................................
Заключение .........................................................................................................
Список литературы ...........................................................................................

Работа содержит 1 файл

kursovaya.doc

— 114.50 Кб (Скачать)

     Содержание  курсовой работы

     Введение ............................................................................................................

     Глава 1. Государственное регулирование  рынка труда .................................

     1.1. Понятие и сущность государственного регулирования рынка труда ..

     1.2. Механизм государственного регулирования  рынка труда в России ....

     1.3. Необходимость и возможность  регулирования рынка труда на  современном этапе развития рыночной  экономики в России ...............................

     Глава 2. Практическая часть: оценка роли государственного регулирования рынка труда .......................................................................................

     2.1. Исследование государственного  регулирования рынка труда России ..

     2.2. Итоги проведенного исследования оценки роли государственного регулирования рынка труда ........................................................................................

     Заключение .........................................................................................................

     Список  литературы ........................................................................................... 
 
 

     Введение

     В сложных условиях переходного периода, когда в стране формируются рыночные отношения, необходима целенаправленная ориентация результатов проводимых реформ на человека с помощью адекватной политики занятости населения. В свою очередь, политика занятости должна опираться на рыночную экономику с социальной направленностью.

     Фундаментальную основу создания долгосрочных уникальных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально - ориентированной экономики.

     Важнейшими  индикаторами на рынке труда являются показатели уровня экономической активности населения, его занятости и безработицы. Повышение этих показателей ведет  к несомненному улучшению рынка  труда и его благосостояния.

     В отличие от других рынков рынок труда  характеризуется высокой степенью неопределенности, особенностью функционирования, поскольку имеет дело со специфическим  товаром. В этой связи исследование процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России одной из приоритетных задач, требующих решения в ближайшее время.

     Экономическая основа трудовых отношений в нашей  стране за последние полтора десятилетия  претерпела серьезную трансформацию. Изменились и сами трудовые отношения. В частности, возросла роль таких форм занятости, которые либо запрещались, либо находились в зачаточном состоянии.

     Таким образом, роль государственного регулирования  рынка труда - актуальная проблема современной  России.

     Цель  данной работы - определить роль государственного регулирования рынка труда.

     Задачи:

     - изучить государственное регулирование  рынка труда в России;

     - провести оценку роли государственного  регулирования рынка труда в  России.

     При написании данной работы я использовал следующие методы: диалектический, системный, сравнительный, статистический и т.д.

     Моя работа состоит из двух частей: теоретической  и практической. В первой части  я раскрыл понятие государственного регулирования рынка труда, объяснил о необходимости его существования в России. Во второй части я провел анализ роли рынка труда через оценку безработицы за последние 11 лет и оценки предложения и спроса на рынке труда.

     Работа  написана с помощью материалов, научных  трудов и журнальных статей ученых специалистов, изучающих проблемы государственного регулирования рынка труда.

     Глава 1. Государственное  регулирование рынка  труда

     1.1. Понятие и сущность  государственного  регулирования рынка  труда

     Регулирование рынка труда представляет собой  особую форму и сферу регулирующего воздействия государства на социально-экономические процессы1. Одновременно детальное изучение этой сферы государственного регулирования позволяет полнее представить многогранность его средств и подходов. Государственное регулирование рынка труда направлено на достижение рационального в конкретных социально-экономических условиях уровня занятости, наибольшего соответствия профессиональной структуры занятых профессиональной структуре занимаемых рабочих мест, смягчения последствий безработицы.

     Государственные меры, воздействующие на величину и  структуру спроса на рабочую силу, — это создание новых рабочих  мест за счет сокращения рабочего дня  на уже существующих рабочих местах.

     Можно выделить четыре основных направления  государственного регулирования рынка труда.

     - программа по стимулированию  роста занятости и увеличению  числа рабочих мест в государственном  секторе.

     - программы, направленные на подготовку  и переподготовку рабочей силы.

     - программы содействия найму рабочей  силы.

     - правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице

     Цели  государственного регулирования рынка  труда:

     - обеспечение полной занятости,  под которой понимается отсутствие  циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

     - создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться  к изменениям внутренних и  внешних условий развития экономики,  сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

     Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

     - активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

     - пассивной — поддержка безработных  путем выплаты пособий.

     Проведение  активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

     - стимулирование государством инвестиций  в экономику, что выступает  главным условием создания новых  рабочих мест;

     - организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

     - развитие служб занятости, бирж  труда, осуществляющих посреднические  функции на рынке труда, предоставление  информации о вакантных рабочих  местах с целью снижения фрикционной  и структурной безработицы;

     - содействие мелкому и семейному  предпринимательству, что рассматривается  во многих странах важнейшим  методом обеспечения занятости  населения;

     - государственное стимулирование (налоговыми  и законодательными мерами) предоставления  работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;

     - содействие, в случае необходимости,  перемене места жительства для  получения работы;

     - международное сотрудничество в  решении проблем занятости; решение  вопросов, связанных с международной  трудовой миграцией;

     - создание рабочих мест в государственном  секторе — в сфере образования,  медицинских услуг, коммунальном  хозяйстве, строительстве общественных  зданий и сооружений;

     - организация общественных работ.

     Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

     - обеспечение социальной поддержки  в виде пособий по безработице,  материальной помощи и прочих  социальных выплат;

     - бесплатное медицинское обслуживание2.

     В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат —  обеспечение текущих жизненных  расходов безработных. Продолжительность  — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей. 

     1.2. Механизм государственного  регулирования рынка  труда в России

     Государственные меры, воздействующие на величину и структуру спроса на рабочую силу - это создание новых рабочих мест за счет сокращения рабочего дня на уже существующих рабочих местах. Административные меры общей направленности сводятся к регулированию режима работы и отдыха. Государственные страны законодательно устанавливают максимальную продолжительность рабочей недели. Эта величина влияет на число рабочих мест: сокращение максимальной продолжительности недели приведет к образованию дополнительных рабочих мест.

     Такая мера в условиях России требует определенной осторожности  С одной стороны, она позволяет снизить уровень безработицы для еще работающих и уменьшить существующую безработицу, с другой стороны, может отрицательно сказаться на эффективности экономики в целом3.

     Среди специализированных административных мер регулирования, распространяющих своё воздействие на отдельные группы населения, следует выделить квотирование рабочих мест для инвалидов. Это вызывает негативное отношение работодателей, поэтому такая защитная административная мера обычно дополняется экономическим поощрительным воздействием на предпринимателей, предоставляющих работу данным группам людей. Это прежде всего налоговые льготы, выплата субсидий.

     Среди общих экономических мер государственного регулирования выделяются: помощь в открытии предприятий, государственные субсидии на расширение производства, открытие новых государственных предприятий, предоставление государственных законов промышленности в период спадов, организацию общественных работ.

     В числе экономических специализированных мер особое внимание оказывается созданию предприятий для инвалидов. Такие предприятия менее конкурентно способны, поэтому требуют финансовой поддержки со стороны государства.

     Организация общественных работ – способ создания временных рабочих мест для тех, кто не нашел себе применения на рынке труда.

     Государство обладает экономическими средствами регулирования  величины и структуры предложения  рабочей силы. Налоговые рычаги, позволяющие стимулировать или  ограничивать предложение рабочей силы. Налоговые рычаги, позволяющие стимулировать или ограничивать предложение рабочей силы, представляет собой группу, которую можно охарактеризовать и как экономическую и как административную. Ставки подоходного налога, существенно возрастающие в зависимости от числа мест работы человека, позволяет снизить спрос на рабочие места со стороны тех, кто уже имеет работу.

     К экономическим мерам, регулирующим структуру предложения, относится  организация переподготовки населения  за счет фонда занятости.

     Воздействие на заработанную плату можно рассматривать как общий экономический способ определенного регулирования спроса и предложения. Воздействие на предложение рабочей силы очевидно, поскольку величина заработка во многом определяет и сферу приложения труда, и стремление работать в нескольких местах. С другой стороны, государство, проводя или поддерживая определенную политику в области заработной платы, может влиять на величину и структуру спроса на рабочую силу.

Информация о работе Роль государственного регулирования рынка труда