Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в Казахстане, рассмотреть проблемы и вывить перспективы развития малого и среднего предпринимательства.
Для решения поставленной цели определим задачи исследовательской работы:
раскрыть экономическую сущность и виды предпринимательской деятельности;
рассмотреть факторы развития предпринимательской деятельности;
выявить роль малого бизнеса в Казахстане;
проанализировать развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан;
рассмотреть совершенствование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ 5
1.1 Содержание предпринимательства и бизнеса 5
1.2 Виды и факторы развития предпринимательства 6
1.3 Малый и средний бизнес в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран 10
2 АНАЛИЗ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ 16
2.1 Динамика развития малого и среднего бизнеса в РК 16
2.2 Анализ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК 19
2.3 Роль предпринимательства в отечественной экономике 22
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 28
3.1 Общие проблемы малого бизнеса и пути их решения 28
3.2 Повышение эффективности государственной поддержки развития предпринимательства 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане (2).doc

— 409.50 Кб (Скачать)

Немногочисленная  команда менеджеров (с обязательным привлечением в руководство фонда  иностранного управляющего с опытом работы в подобном фонде в странах Восточной Европы) позволит эффективно решить поставленную задачу.

Небольшой размер фонда (около 50-100 млн. долларов) и инвестиций в один проект (1-5 млн. долларов) позволит эффективно инвестировать в 20-30 проектов казахстанских компаний, которые имеют прозрачную и успешную историю развития, способность к динамичному росту и достижению лидерства в соответствующих отраслях. При этом фонд будет работать с предпринимателями, которые хотят вывести свой бизнес с регионального уровня на позицию национального лидера.

Успешная деятельность фонда может быть достигнута даже с малой долей реализованной  проектов ввиду инвестирования небольших  сумм на раннем этапе развития компании. В результате доходность фонда является достаточно высокой и компенсирует риски инвестирования в предприятия МСБ.

Практика работы фондов прямых инвестиций показывает, что успешные инвестиции даже в 1-2 компании обуславливают успех деятельности фонда в целом, несмотря на возможные  неудачи по остальным проектам.

Создание специализированных финансовых институтов. На сегодняшний  день финансовая поддержка субъектов  МСБ со стороны государства сфокусирована  на организации кредитования малого предпринимательства через существующие финансовые институты по льготным ставкам.

Однако стратегически  государственная поддержка МСБ  должна быть нацелена на создание таких  условий, при которых субъекты предпринимательства  могли бы привлекать финансирование на рыночной основе.

В данном контексте  важной задачей является формирование институционального бизнес-окружения МСБ, т.е. сети дружественных малому предпринимательству финансовых организаций, и поддержки здоровой рыночной конкуренции между ними.

1) В первом  приближении речь может идти  о создании банка второго уровня с участием государства, основной специализацией которого станет кредитование и операционное обслуживание малого бизнеса. Необходимым условием успешного функционирования такого банка является предоставление качественного сервиса по всей территории Казахстана путем использованием сети операционных офисов и современных технологий дистанционного обслуживания. [29, c.6]

Оптимальным решением, на наш взгляд, является копирование  успешной модели бизнеса банка КМБ (Кредитование Малого Бизнеса) в России. Банк был образован при участии ЕБРР и Немецкого Общества Инвестиций и Развития DEG для обслуживания субъектов малого и среднего бизнеса. Данный проект был успешно реализован. В результате КМБ-Банк был продан стратегическому инвестору. Инвестора привлекли прозрачность банка, отработанные технологии и большой потенциал роста клиентской базы (т.е. субъектов МСБ).

Фонд «Даму» мог бы стать соинвестором, наряду с ЕБРР, при создании такого финансового  института. Альтернативным решением могла  бы стать покупка и трансформация действующего банка или банка, акционером (партнером) которого является АО «ФНБ «Самрук-Қазына» (Альянс Банк, Банк Астана-Финанс и т.п.).

2) Другим направлением  работы может стать создание  специализированного микрофинансового  банка. 

3) По аналогичной  схеме возможно создание специализированной факторинговой компании и компании, предоставляющей услуги лизинга.

Свою основную стратегическую задачу Фонд «Даму» видит  в преобразовании Фонда в национальный институт, призванный стать основным интегратором мер поддержки предпринимательства и способный предложить субъектам малого и среднего бизнеса широкий спектр как финансовых, так и нефинансовых инструментов поддержки.

Предлагаемые  Фондом стратегические решения в  целом направлены на усовершенствования механизма кредитования, через развитие успешных и эффективных программ поддержки МСБ, а также на заполнение имеющегося рыночного «вакуума» по заведомо востребованным со стороны МСБ инструментам.

Все предлагаемые Фондом программы финансовой поддержки  отличает приоритет обеспечения целевой направленности и возвратности государственных средств. Фонд смещает акценты с прямого финансирования на программы субсидирования процентной ставки и обсуловленного размещения через банки второго уровня и другие финансовые институты. Программы прямого кредитования с позиции Фонда полностью переработаны и предусматривают надежное обеспечение и/или жеские критерии отбора заемщиков [30, c.63].

Все предлагаемые Фондом программы нефинансовой поддержки  МСБ дополняют друг друга, и в  условиях их комплексной реализации будет получен существенный мультипликативный эффект.

Финансовая  поддержка субъектов МСБ со стороны  государства сфокусирована на организации  финансировании предпринимательства  через существующие финансовые институты  по льготным ставкам. Однако стратегически государственная поддержка МСБ должна быть нацелена на создание условий, при которых субъекты предпринимательства могли бы привлекать финансирование на рыночной основе. Для решения данной задачи предлагается создание Фондом дочерних финансовых институтов, совместно с крупными иностранными инвесторами, имеющими успешный опыт инвестиций в отрасль (например, ЕБРР). Это позволит обеспечить прозрачность инвестиций и работы «дочек» в целом, а также использование уже отработанных технологий.

Таким образом, пути усовершенствования механизма  кредитование малого и среднего бизнеса  – сложный механизм взаимоотношений  между банками и представителями  малого бизнеса. Для решения проблем кредитования бизнеса необходимо комплексный и системный подход. Поддержка должна исходить как со стороны малого и среднего бизнеса, так и государства. Для этого целесообразно будет принять следующие меры:

- Развитие системы  стандартов кредитования малого  и среднего бизнеса. Банкам  необходимо разработать единую  методологию определения малого бизнеса, анализа рентабельности предприятия, оценки его платежеспособности. Необходимо пересмотреть систему оценки рисков от операций кредитования малого и среднего бизнеса, а также определить уровень ликвидности залогового обеспечения достаточный для минимизации банковских рисков и приемлемый для малого и среднего бизнеса.

- Постепенное  улучшение условий кредитования. Основные усилия необходимо направить  на упрощение процедуры получения  кредита, улучшение сервиса, увеличения  сроков кредитования а затем уже на снижение процентных ставок. В настоящее время предпринимателей больше интересует скорость, комфорт и удобство кредитования. В перспективе ставки должны снизиться вследствие конкуренции и увеличения объемов кредитного рынка.

- Развитие «бизнес»  проектов. Кредитование малого и  среднего бизнеса в будущем  будет тесно связано с развитием  «стартовых» проектов и постепенным  заполнением этой кредитной ниши  банками. Здесь значительную поддержку  должны оказать Фонды содействия  кредитованию малого и среднего бизнеса, выступив в качестве гаранта начинающих проектов, и но перспективных проектов. Активное развитие деятельности указанных фондов, должно стимулироваться государством через принятие ряда законопроектов, предусматривающих механизмы формирования капитала кредитных организаций.

- Поддержка  со стороны государства. Необходимо  развитие законодательства в  части конкретных мер и механизмов  поддержки малого и среднего  бизнеса, развитие программ, направленных  на стимулирование кредитования малого и среднего бизнеса. Расширение видов и форм сотрудничества через государственные фонды направленные на развитие производственного, аграрного сектора, которые формирует национальный продукт.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В заключении подведём итоги по рассмотренному материалу и сделаем выводы.

Прежде всего, следует сказать, что под предпринимательством (зачастую, наряду с термином предпринимательство  употребляется английский аналог- бизнес) в Республике Казахстан понимается инициативная деятельность граждан  и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство).

Объектом предпринимательства  является осуществление наиболее эффективной  комбинации факторов производства с  целью максимизации дохода.

Факторы предпринимательства —  это параметры, определяющие возможности реализации свойств предпринимательской функции. Различают внешние факторы, обусловленные характером окружающей среды, и внутренние, обусловленные особенностями внутренней организации предпринимательства.

Становление и развитие предпринимательства всегда пользовалось большим вниманием и поддержкой со стороны Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева.

Предпринимательство в Республике Казахстан регулируется Законом  Республики Казахстан от 31.01.2006 N 124-III «О частном предпринимательстве» (с  изменениями и дополнениями по состоянию на 02.04.2010 г.)

За период 2006 – сентябрь 2011 наблюдается стабильный рост количества субъектов предпринимательства. За данный период количество юридических лиц возросло почти на 17 000 единиц, количество индивидуальных предпринимателей -  на 72 221 единиц, количество крестьянских (фермерских) хозяйств возросло на 7 721 единиц.

Наибольший удельный вес субъектов предпринимательства представлен в Южно – Казахстанской области и составляет 16,5% от общего количества, затем идут город Алматы – 10,8%, и соответственно Алматинская область – 13,8% . Наименьший удельный вес представлен областями Кызылординская – 2,5%, Мангистауская – 3,4% Западно – Казахстанская – 3,4%.

В целом, исследование показало, что усилия государства по созданию благоприятного бизнес климата в стране, по поддержке малого и среднего бизнеса, приносят позитивные результаты и находят положительный отклик в предпринимательской среде. Однако есть некоторые моменты, на которых хотелось бы сделать акцент.

Наличие большого числа организаций, занимающихся поддержкой малого и среднего предпринимательства, причем, подчас, дублирующих деятельность друг друга и конкурирующих между собой, сдерживает развитие простой и понятной для субъекта малого предпринимательства системы поддержки. В своем годовом отчете фонд «Даму» обозначил в качестве одной из основных проблем на пути развития предпринимательства в Казахстане отсутствие целостной и централизованной системы поддержки: «Очень часто неудовлетворительные результаты программ для малого и среднего бизнеса обусловлены не плохой реализацией и отсутствием контроля, а отсутствием четкой нацеленности и формулировки целей. Недостаток государственных учреждений, ответственных за планирование и разработку программ по поддержке МСБ, является одной из причин того, что некоторые из этих программ не достигают поставленных целей. Другая причина в том, что в Казахстане нет государственного учреждения, отвечающего за координацию усилий всех линейных учреждений, содействующих развитию МСБ. Такое учреждение должно иметь возможность не только координировать, но программировать и контролировать выполнение государственных программ для МСБ. Наиболее очевидным является орган, который в настоящее время выполняет часть работы, но не обладает полномочиями координации и программирования развития МСБ.

В целом следует, что  Президент и правительство сделали  заявку на придание государственной  политике по отношению к малому бизнесу  максимально системного характера. Это дает определенный шанс тому, чтобы основные контуры развития малого бизнеса определялись и при необходимости изменялись не столько в контексте решения его собственных проблем, сколько в контексте его активного участия в процессе экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Главное, чтобы новые концептуальные подходы к вопросам развития малого бизнеса дополнялись своевременными и эффективными мера., а также чтобы все заинтересованные субъекты малого предпринимательства могли беспрепятственно вносить сюда свой интеллектуальный, материальный и иной вклад. На республиканском уровне финансовое обеспечение государственной поддержки малого бизнеса осуществляет фонд развития малого и среднего предпринимательства – фонд «Даму», на основе усовершенствования механизма кредитования малого и среднего бизнеса.

В области финансово-кредитной  поддержки малого и среднего бизнеса  следует шире использовать возможности  лизинга и франчайзинга. Назрела  необходимость создания республиканского методического информационного  лизингового центра и лизинговых компании по обслуживанию малых предприятий.

Стимулирующие воздействия  на развитие малых производственных предприятии может оказать система  льготного налогообложения. В системе  налоговой политики малого и среднего бизнеса эффективной мерой будет  дифференциация ставок налогообложения относительно субъектов, занимающихся определенными видами деятельности. Необходимо шире внедрять в отечественную практику апробированные в мировой практике формы финансово-кредитной поддержки, что несомненно дает положительные результаты.

Для решения проблем  связанных с усовершенствованием  механизма кредитования бизнеса  необходимо комплексный и системный  подход. Поддержка должна исходить как со стороны малого и среднего бизнеса, так и государства. Для  этого целесообразно будет принять следующие меры:

- развитие системы  стандартов кредитования малого  и среднего бизнеса. Банкам  необходимо разработать единую  методологию определения малого  и среднего бизнеса, анализа  рентабельности предприятия, оценки  его платежеспособности.

- постепенное улучшение условий кредитования. Основные усилия необходимо направить на упрощение процедуры получения кредита, улучшение сервиса, увеличения сроков кредитования а затем уже на снижение процентных ставок.

- развитие «бизнес»  проектов. Здесь значительную поддержку должны оказать Фонды содействия кредитованию малого и среднего бизнеса, выступив в качестве гаранта начинающих проектов, и но перспективных проектов.

Информация о работе Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане