Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования - проанализировать состояние малого и среднего бизнеса в Казахстане, рассмотреть проблемы и вывить перспективы развития малого и среднего предпринимательства.
Для решения поставленной цели определим задачи исследовательской работы:
раскрыть экономическую сущность и виды предпринимательской деятельности;
рассмотреть факторы развития предпринимательской деятельности;
выявить роль малого бизнеса в Казахстане;
проанализировать развития малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан;
рассмотреть совершенствование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ЕГО ПРИЗНАКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ 5
1.1 Содержание предпринимательства и бизнеса 5
1.2 Виды и факторы развития предпринимательства 6
1.3 Малый и средний бизнес в развитии национальной экономики на примере зарубежных стран 10
2 АНАЛИЗ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В КАЗАХСТАНЕ 16
2.1 Динамика развития малого и среднего бизнеса в РК 16
2.2 Анализ государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК 19
2.3 Роль предпринимательства в отечественной экономике 22
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 28
3.1 Общие проблемы малого бизнеса и пути их решения 28
3.2 Повышение эффективности государственной поддержки развития предпринимательства 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 46

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане (2).doc

— 409.50 Кб (Скачать)

Реализация государственной поддержки  МСБ в Казахстане осуществляется через уполномоченные финансовые учреждения.

Акционерное общество «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» создано в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669 «О некоторых мерах по конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики» и постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2008 года № 962 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 13 октября 2008 года № 669» путем слияния акционерных обществ «Фонд устойчивого развития «Қазына» и «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук».

Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» создан для повышения  конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики и упреждения факторов возможно негативного влияния  изменений на мировых рынках на экономический  рост в стране. [27]

Основной целью деятельности Фонда  является управление принадлежащими ему  на праве собственности пакетами акций (долями участия) национальных институтов развития, национальных компаний и  других юридических лиц для максимизации их долгосрочной ценности и повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

В целях усовершенствования механизма  кредитования МСБ, Фонд выполняет следующие  функции:

  • разработка и (или) реализация, и (или) финансирование инвестиционных проектов регионального, национального и международного масштабов, в том числе в реальном секторе экономики, самостоятельно и (или) с участием компаний, а также совместно со стратегическими иностранными и (или) отечественными инвесторами, посредством участия в уставных капиталах и предоставления займов;
  • выполнение функции оператора по реализации программы «30 Корпоративных лидеров Казахстана» и иных программ и планов по решению Правительства Республики Казахстан;
  • освоение новых секторов экономики и приобретение экономически привлекательных активов, как в стране, так и за рубежом;
  • обеспечение скоординированной и активной инвестиционной политики при реализации компаниями инвестиционных и инновационных проектов, основным приоритетом которой является реализация проектов на территории Казахстана;
  • привлечение отечественных и иностранных, государственных и частных инвестиций и внедрение инноваций в различные отрасли экономики;
  • осуществление сбалансированного заимствования капитала на мировом и отечественном рынках капитала;
  • финансирование проектов малого и среднего бизнеса;
  • создание эффективной комплексной системы финансово-инвестиционных инструментов в рамках группы компаний;
  • развитие межрегиональных экономических связей, в том числе путем реализации проектов на территории Республики Казахстан;
  • обеспечение прорывного развития регионов через социально-предпринимательские корпорации.

На поддержку малого и среднего бизнеса из средств  Национального фонда заимствованных АО «ФНБ «Самрук-Казына», в 2009 году было выделено 120 милиардов тенге, которые 117 миллиардов были предназначены для реализации стабилизационной программы, 3 миллиарда тенге для программы «Даму Колдау». Кроме этого, дополнительно 10 миллиардов тенге было выделено банками второго уровня, выступившими партнерами Фонда Даму, в реализации стабилизационной программы. [27]

Свою главную стратегическую задачу Фонд «Даму» видит в преобразовании Фонда в национальный институт, призванный стать основным интегратором мер  поддержки предпринимательства  и способный предложить субъектам  малого и среднего бизнеса широкий спектр как финансовых, так и нефинансовых инструментов поддержки.

Предлагаемые Фондом стратегические решения в целом направлены на развитие успешных и эффективных  программ поддержки МСБ, а также  на заполнение имеющегося рыночного  «вакуума» по заведомо востребованным со стороны МСБ инструментам.

На сегодняшний день финансовая поддержка малого и среднего бизнеса  со стороны государства сфокусирована  на организации кредитования через  существующие финансовые институты  по льготным ставкам. Однако стратегически государственная поддержка МСБ должна быть нацелена на создание условий, при которых субъекты предпринимательства могли бы привлекать финансирование на рыночной основе. Для решения этой задачи предлагается создание Фондом дочерних финансовых институтов, совместно с крупными иностранными инвесторами, имеющими успешный опыт реализа-ции таких проектов (например, ЕБРР, Международная Финансовая Корпорация, немецкий банк DEG). Это позволит обеспечить прозрачность инвестиций и работы дочерних финансовых институтов в целом, а также использование уже отработанных технологий.

Фонд планирует осуществить  разворот в сторону эффективных  мер нефинансовой поддержки МСБ  и предлагает широкий спектр информационных, консультационных и образовательных  программ. Все программы нефинансовой поддержки дополняют друг друга, и их комплексная реализация даст существенный мультипликативный эффект.

Как было указано выше одним из направлении усовершенствования механизма  кредитования, АО «Фонд развития предпринимательства  «Даму» рассматривает предоставление заем в размере 3 млрд. тенге для дальнейшего финансирования СМСП в рамках программы «Даму-Қолдау» (далее – Программа)

Цель программы «Даму-Қолдау» -  содействие качественному развитию малого и среднего бизнеса и усилению их роли в процессе диверсификации экономики Казахстана. Заем, предоставляется на условиях возвратности, платности, срочности и обеспеченности, целевого использования. Банки второго уровня (далее – БВУ) обеспечивают безусловную и безотзывную гарантию на всю сумму и весь срок обязательств в соответствии с Перечнем БВУ и размера лимитов по их гарантиям, утверждаемого Кредитным комитетом Фонда. Срок финансирования: до января 2016 года на инвестиционные цели – до 78 месяцев и на пополнение оборотного капитала – до 36 месяцев. Лимит на одного заемщика: до 750 000 000 тенге. Льготный период по возврату основного долга и отсрочке начисленного вознаграждения: до 12 месяцев. Ставка вознаграждения по займу: устанавливается таким образом, чтобы ставка вознаграждения для Заемщика составляла 12,5% годовых, с учетом вознаграждения по гарантии, предоставленной БВУ в обеспечение обязательств.

В результате взаимодействия с Акиматами, общественными организациями (Ассоциация финансистов Казахстана, Национальная экономическая палата Казахстана «Союз Атамекен», ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана», Агентство франчайзинга) и банками второго уровня (далее – БВУ), а также освещения в СМИ и на интернет-сайте Фонда условий Программы, с 01.07.2009г. в Фонд обратилось за консультациями до 300 субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМСП), от которых поступило на рассмотрение 143 проекта на общую сумму до 40 млрд. тенге, заключены договоры займа только по 10 проектам, которые отвечали следующим основным критериям:

  • создание или модернизация перерабатывающих производств;
  • развитие с использованием кластерного подхода и трансферта новых технологий;
  • производство конкурентоспособных, импортозамещающих и экспортоориентированных товаров и услуг;
  • дублирование успешных отечественных и зарубежных моделей бизнеса (франчайзинг);
  • формирование социально значимых направлений, создающих новые рабочие места.

В настоящее время франчайзинговые  отношения в Казахстане практически  не стимулируются и носят преимущественно  фрагментарный характер. Недостаточная плотность населения и ограниченность рынков сбыта, а также вызванное кризисом сжатие потребительского спроса, затрудняют активное развитие франчайзинга.

К основным проблемам развития франчайзинга в Казахстане можно отнести:

1. Отсутствие связки между крупным бизнесом и малым предпринимательством. Крупные компании предпочитают филиальную форму регионального развития, но не франчайзинговую систему.

2. Недостаточную информированность  малого бизнеса о преимуществах  данной схемы организации бизнеса.

3. Непрозрачность малого бизнеса  при том, что в основе франчайзинга  заложен принцип транспарентности  финансовой отчетности и правил  расчета роялти.

4. Отсутствие государственных льгот,  банковских кредитов и других  источников финансирования.

Фонд «Даму» может занять соответствующую нишу и обеспечить стимулирование развития данного сектора экономики, в том числе путем обусловленного размещения средств в БВУ для кредитования предпринимателей на покупку франшиз и/или пополнение оборотных средств.

Инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства, осуществляющего свою деятельность путем дублирования успешной модели национальных и зарубежных коммерческих предприятий. Кредитование субъектов МСБ банками второго уровня с предоставлением в банк франчайзером солидарной гарантии, а франчайзинг – залогового обеспечения.

Фонд уже начал консультации с агентствами по франчайзингу и  прорабатывает с банками второго  уровня возможности финансирования нескольких проектов в рамках программы  «Даму-Қолдау». Одним из эффективных инструментов по поддержке и повышению уровня развития малого и среднего бизнеса должна стать Программа поручительства по обязательствам субъектов МСБ перед банками второго уровня. Основой для ее разработки послужила программа гарантирования кредитов Администрации Малого Бизнеса, успешно действующая в США на протяжении пятидесяти лет. Главным принципом реализации этой программы является принцип разделения рисков с БВУ, который обеспечивает заинтересованность каждой из сторон, проведение тщательного финансового анализа, а также соблюдение других установленных норм и процедур, связанных с получением поручительства. Отличительной особенностью предлагаемого инструмента от других программ гарантирования (в т.ч. реализовавшихся Фондом ранее) является то, что поручительство Фонда покрывает только часть обязательств заемщика, а обеспечение по кредиту в равной пропорции будет покрывать возможные убытки банка и Фонда. Источником финансирования таких программ могли бы являться отдельные бюджетные программы или средства единственного акционера (за счет возвратных средств от Стабилизационных программ), а также средства местных исполнительных органов (в случае выделения МИО средств из местного бюджета).

Другие инструменты поддержки  – развитие производственной (индустриальной) инфраструктуры, сервисная поддержка ведения бизнеса, подготовка кадров, молодежная практика и организация социальных рабочих мест будут реализовываться местными исполнительными органами.

В результате реализации Программы  «ДКБ-2020» предусматривается усовершенствования механизма кредитования МСБ в виде:

  • повышение доступности финансовых ресурсов для предприятий частного сектора при реализации новых инвестиционных проектов, направленных на индустриально-инновационное развитие;
  • привлечение средств частного сектора, в первую очередь банков, для реализации инвестиционных проектов в несырьевых секторах экономики;
  • повышение финансово-экономической устойчивости предприятий частного сектора, в первую очередь малого и среднего бизнеса.

В настоящее время готовятся к утверждению изменения в Программу «Дорожная карта бизнеса-2020», в соответствии с которыми корректируются первые три направления поддержки и открывается новое, четвертое направление «Усиление предпринимательского потенциала

Секьюритизация портфелей кредитов СМСП под гарантию Фонда. По примеру Европейского инвестиционного фонда (EIF), основной задачей которого, является финансовая поддержка субъектов МСБ, Фонд совместно с банками второго уровня планирует принять участие в секьюритизации банковских кредитов, выданных МСБ. Привлечение финансирования планируется осуществлять путем выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, с целью дальнейшего увеличения объемов кредитования субъектов МСБ.

Секьюритизация не приведет к повышению  обязательств банка, но при этом обеспечит средства для будущих инвестиций без увеличения валюты баланса. Кроме того, активы отделяются от кредитных рейтингов банков, а это в свою очередь позволит мобилизовать средства с меньшими издержками, чем это можно было бы на основе только прочности балансов БВУ. Например, банк с общим рейтингом «В» и активами с рейтингом «ААА» на своем балансе мог бы путем секьюритизации этих активов мобилизовать средства используя рейтинг «ААА», а не «В». [30, c.46]

Секьюритизация  позволит достичь следующих целей:

  • Увеличить объем финансирования МСБ.
  • Диверсифицировать источники финансирования.
  • Снизить стоимость привлекаемого финансирования (кредитный рейтинг секьюритизационных ценных бумаг может быть выше, чем рейтинг эмитента).
  • Привлечь финансирование на более длительный срок (по сравнению с обычным кредитованием).
  • Снизить уровень риска кредитного портфеля за счет перевода кредитных рисков на широкий круг инвесторов – владельцев ценных бумаг, выпущенных на основе секьюритизации кредитного портфеля.
  • Одним из решений по поддержке МСБ будет являться создание фонда прямых инвестиций в предприятия малого и среднего бизнеса.

Цель программы  – инвестиционная поддержка субъектов  МСБ, бизнес которых сконцентрирован  на новых технологиях, научных достижениях, инновациях, выпуске конкурентоспособной продукции, способных увеличить потенциал отечественного сектора высоких технологий.

Фонд «Даму» может выступить в качестве одного из главных инвесторов, вместе с  иностранным финансовым институтом, уже имеющим опыт инвестиций в отрасль. Данное решение позволит обеспечить прозрачность инвестиций и работы фонда прямых инвестиций в целом, а также использование отработанных технологий.

Одним из возможных  соинвесторов может стать Европейский  Банк Реконструкции и Развития. ЕБРР имеет масштабный и успешный опыт инвестиций в подобные фонды на территории России, Украины и других странах Восточной Европы. – 89 –

Информация о работе Роль малого и среднего бизнеса в Казахстане